Gobliiins 4
Такая-сякая... сбежала из дворца.
Такая-сякая... расстроила отца!
м/ф «По следам Бременских музыкантов»
Не так-то просто писать о серии, первая из игр которой стала классикой еще в те времена, когда для многих пределом мечтаний были «Гонки» или «Тетрис». Тем более что от выхода третьей части до наших дней прошло пятнадцать лет, за которые в игровой индустрии успело измениться если не все, то очень многое, и не всегда классике жанра изменения идут на пользу.
Все эти опасения благополучно остались в прошлом — стоило лишь запустить квест. Да, Пьер Гийод верен себе: атмосфера игры осталась прежней — доброй без приторности и веселой без сарказма.
Впрочем, на этот раз у вас есть редкая возможность не довольствоваться лишь моими оценками и описаниями. Специально для читателей ЛКИ разработчики создали демо-версию первого уровня игры, так что опробовать игру и сравнить впечатления можно хоть сейчас. Попробуем начать вместе?
По следам королевского трубкозуба
История наша начнется с гоблина Ч-чупса (он же — Tchoup в оригинальном написании), который дремлет, расположившись в классической позе «детективу нечего делать»: закинув ноги на стол и слегка раскачиваясь на стуле. Предаваться вынужденному безделью ему предстоит не так уж долго: вестник уже на пороге, а точнее — на подоконнике. Почтовая ворона, доставив детективу приглашение во дворец от короля Балдурона, будет оглашать окрестности своими вокальными упражнениями до тех пор, пока Ч-чупс не догадается использовать певчую птичку по прямому, курьерскому назначению.
Еще некоторое время Ч-чупс, прозорливо угадав в этом приглашении начало увлекательного приключения, будет собирать своих друзей — силача Тугуса (он же — Stucco) и мага Херувимиуса (по-французски — Perluis). Каждый из них занят важным делом, а важные дела — это не пустяк какой-нибудь, их бросать на полдороге никак нельзя.
Когда же они наконец доберутся до короля, тот поведает друзьям горестную и отчасти поучительную историю о пропавшем трубкозубе Дюбеле, без которого королевская жизнь совершенно утратила и смысл, и краски.
Итак, Астерикс и... то есть, простите, Ч-чупс и Компания отправляются в путь: по следам королевского трубкозуба, их большого поклонника и почитателя.
Ужасные Опасности и Необычайные Приключения предстоят им.
Всего в игре шестнадцать локаций — по задачке на каждую; завершив одну головоломку, неунывающая троица переходит к следующей, и в этом четвертые «Гоблины» ностальгически похожи на первых и — отчасти — на вторых. Третья игра серии уже была серьезно перегружена многоэкранностью локаций, за что ее создателя немало упрекали, и после пятнадцатилетнего перерыва П. Гийод вернулся к первоначальной, наиболее простой структуре, избавив ее лишь от таких утомительных деталей, как, например, полоска с подсчетом совершенных ошибок. Да и арсенал Великого Сыщика значительно расширился, теперь в этих карманах можно и каменную плиту унести, и лестницу спрятать.
Конечно, не осталась — и не могла остаться — прежней графика, но, приобретя 3D-форму, мир остался мультяшным: чем-то он напоминает Диснейленд, где даже небо словно выстирано с синькой, а на каждом шагу — монстры и чудеса. Встречающиеся кое-где таблички с советами, с какой возвышенности лучше всего обозревать всю эту красоту, органично дополняют впечатление.
Монстры и просто случайные знакомые представлены не менее красочно и в чем-то трогательно: заболевший червяк Хлодвиг, он же — единственное средство пересечь Земляное море; почтенный смотритель транспортной станции Ч.Е.Р.В., бдительный не по летам; блоха Чмоки, очаровательная знакомая Ч-чупса; Великий Саладини... Перечислять можно долго, но зачем? Всю эту пеструю компанию лучше наблюдать воочию.
Как и в предыдущих сериях, внятной речью персонажи не пользуются. То есть для них-то их способ общения и есть внятная речь, а вот нам, человекам, требуются субтитры. Здесь надо отдать должное не только переводчикам с гоблинского на родной язык авторов, но и тем, кто взялся за адаптацию этой речи на русский: некоторые оптимисты-полиглоты даже ручаются, что гоблинский им интуитивно понятен.
Временами замечательная троица от безделья начинает развлекаться самодеятельностью: Ч-чупс, не забывающий о славных традициях Великих Детективов, играет на скрипке, Херувимиус — на гитаре, а Тугус знакомит нас с гоблинскими национальными танцами. Кстати, у всех троих получается весьма недурно!
Управление и вовсе не отличается какой-либо замысловатостью. Ч-чупс, как самый деятельный и сообразительный из компании, подбирает и применяет на местности всякие полезные предметы, а когда ему для воплощения замысла не хватает сил, зовет Тугуса. Силач, конечно, за сложные задачи ни за что не возьмется, и «беседовать с ним на отвлеченные темы бесполезно, но как ударная сила он незаменим».
Херувимиус тоже не обременяет себя вопросами, подходит ли вон та деревяшка к вот этой железяке, — он лучше что-нибудь наколдует, кого-нибудь пролевитирует или, если так уж необходимо, вырастит селекционную ромашку высотой с молодую березку.
Если за что и хочется упрекнуть игровой процесс — так это за элементы охоты на Маленькие Активные Предметы. Например, не так-то просто в комнате, забитой яркими игрушками, обнаружить на одном из портретов «маленькое пятнышко», без которого из помещения просто не выйти. Можно всерьез застрять в иных локациях, раз за разом обшаривая курсором красочную панораму в поисках пропущенных деталей.
Вместе с тем очень приятно обнаружить, что некоторые вещи с течением времени не меняются. Гоблины по-прежнему несказанно счастливы, когда кто-нибудь из них попадает в смешную ситуацию, а случается это нередко.
Сохраняется игра очень просто и без дополнительных усилий: выходя, вы можете быть уверены, что, вернувшись, окажетесь в начале того уровня, на котором остановились. Минус этой системы лишь в том, что, хотя локации невелики, не слишком приятно в случае незапланированного выхода (или вылета) заново повторять весь процесс, пусть даже времени и усилий обычно требуется не так уж много.
«В свое время мы вместе с Мюриэль Трами (Muriel Tramis), моим соавтором во времена Coktel Vision, окончательно определились с принципами игровой механики, которая нам нравится, и придумали такую штуку как jeu ultra simple, «очень простую игру». Интерфейс у такой идеальной игры должен быть простым и легким, она не должна содержать насилия, и в ней не должно быть ситуаций, когда ты получаешь на экране надпись GAME OVER и должен начинать сначала, это очень важно» (П. Гийод, интервью Сергея Климова).
Четвертые «Гоблины» вполне соответствуют этому описанию. У вас могут быть проблемы с тем, чтобы найти какой-нибудь активный, но очень маленький предмет или чтобы переправить гоблина Тугуса через природную грязевую ванну, но затруднений с управлением не возникнет даже у самых юных любителей квестов.
К слову, сочетание общего сюрреализма происходящего, внутренней логики, юмора и несказанного своеобразия локаций напоминает не только игры авторства П. Гийода, но и «Таниту», игру российской студии Trickster Games. Совпадают они и в другом: «Я слышал мнение, что мои игры похожи на игры для детей, которые при этом рассчитаны на взрослых; может быть, в этом и есть какая-то правда» (П. Гийод, интервью Сергея Климова).
Мы встретимся!.. Обязательно встретимся!
«Гоблины» вернулись — эта весть не подлежит сомнению. Они веселы, обаятельны, они полны сил и шкодливости.
Они вернулись — и это почти те же самые «Гоблины», которых многие и многие знали и любили, несмотря на языковой барьер.
И что радует, пожалуй, не меньше состоявшегося возвращения легенды (или, если выражаться сдержанно, весьма удачного продолжения), у их создателя по-прежнему хватает не только сил, но и идей, необычных, ярких и многообещающих. Возможно, в будущем нас ждут «Гоблины-5» или «шутер без убийств», о котором обмолвился П. Гийод, — идея странная, но интригующая. По крайней мере, автор не намерен почивать на лаврах, что позволяет надеяться на новые удачные продолжения и интересные начинания.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
увлекательный сюжет, составленный из мини-квестов; логичность загадок |
не отмечены |
Графика 6 |
аккуратная мультяшная действительность, выразительные персонажи | хотелось бы более тонкой прорисовки |
Звук 7 |
гоблинское наречие, музыка | не отмечены |
Игровой мир 9 |
яркий, живой мир | не отмечены |
Удобство 8 |
очень простая система | иногда приходится один уровень проходить по нескольку раз |
Новизна нет
Интерес |
Награда журнала |
Вердикт: Достойное продолжение легендарной серии. | Рейтинг журнала 87%
|
Ч-чупс, Тугус, Херувимиус и трубкозуб Дюбель
Итак, пернатый посланник прибыл и ждет — заберем письмо, одарим в ответ рыбьим скелетиком, который одиноко лежит в коробке «текущие дела», и ломтиком хлеба. Впрочем, это угощение не помешает вороне проглотить и огурец, который окажется в пределах ее досягаемости после того, как Ч-чупс ложкой подденет крышку банки с корнишонами. А они, разумеется, разлетятся по всей комнате.
В письме — приглашение от короля Балдурона; ему срочно нужна помощь гоблинов-детективов.
Срочно-то срочно, но, во-первых, надо собраться (не забыв, разумеется, любимую лупу!), а во-вторых, даже в большой спешке нельзя забывать о прекрасном! Так что, раз уж мы все равно стоим у окна, сорвем, пожалуй, розочку.
После того как Ч-чупс поставит цветок в вазу, что-то мелкое выскочит из лепестков и начнет с писком прыгать по столу. При ближайшем рассмотрении (то есть через увеличительное стекло) выяснится, что Ч-чупс случайно потревожил свою старую знакомую, блоху Чмоки. Впрочем, она не в обиде и даже может подсказать, где стоит поискать силача Тугуса, — оказывается, он помогает их общему знакомому с переездом. Шкафы таскает.
Есть только одна незадача: прежде чем куда-то отправляться, нужно позаботится о домашнем питомце. Вон он, пузыри лиловые надувает и листьями размахивает, оглоед... И ведь любит, когда его гладят, а все равно кусается!
Огурцов ему явно недостаточно, хлеб и рыбьи кости он не ест — тем более что это добро мы уже скормили вороне. И вообще он вегетарианец. Казалось бы, безвыходная ситуация, но если некоторое время рассматривать висящий на стене портрет брата-огородника, в гоблинскую голову непременно придет светлая мысль отправить родственнику депешу — благо за письменными принадлежностями далеко ходить не нужно.
Почтовая ворона, которую мы не зря так старательно кормили, подхватит послание и вскоре вернется с крупной морковкой. Уж этого-то оголодавшему любимцу точно хватит!
Теперь, когда долг заботы выполнен, можно идти разыскивать друзей: Тугуса и Херувимиуса.
Черепаха Урсула уходит на пенсию
...А силач занят. Придется ему помочь перетаскать вещи из дома в тележку, да и Стибрик, бывший владелец расположенного на черепахе жилища, готов отблагодарить Ч-чупса подарком — складной лестницей. Полезная штука, что и говорить!
Правда, у нее рычаг слегка заедает, поэтому складывать и раскладывать лестницу придется Тугусу, но дареной лестнице в пружины не смотрят.
Первым делом нужно по старой детективной привычке все обследовать. К примеру, доска, что валяется неподалеку, очень пригодится для спихивания тяжелой мебели с верхнего этажа, потому что даже силачу бывает нужна помощь. Или вон вдали золотой зуб блестит. С первого этажа (куда придется лезть по лестнице) предприимчивый гоблин вынесет вазочку для Стибрика и цветочек для черепахи Урсулы, а также попытается вытащить вазу побольше, но на этом этапе руки — не очень сильные, как он часто сам признается, — его подведут, и сосуд благополучно разобьется.
Зато этажом выше на перилах стоит чашка — ею можно зачерпнуть немного смолы из ближайшей лужи и склеить осколки воедино, никто и не заметит, что с вазой что-то не так. Заодно подберем и отдадим Стибрику божью коровку.
Теперь на второй этаж отправится Тугус: только ему под силу перетащить в тележку не только стул, но также комод и платяной шкаф.
Со последним предметом, правда, даже ему не справиться: все-таки гоблинская мебель отличается исключительной тяжеловесностью! Подложим под шкаф подобранную доску и спихнем вниз, а доску хозяйственный Ч-чупс положит обратно в карман. Доска ему еще пригодится для разговора с черепахой: закусив цветочком, почтенная Урсула охотно припомнит, что совсем недавно видела Херувимиуса возле горы Верблюдка — он там что-то раскапывал.
Драконьи кости и гоблинская корона
...и не «что-то», а пещеру дракона. Можно сказать, целый гоблинский мемориал. Так иногда бывает: отправился великий герой убивать чудовище, а обратно не вернулся. Впрочем, оппонент пережил его ненадолго: дракон, видимо, особо тонким гастрономическим вкусом похвастаться не мог, коль скоро проглотил гоблинского короля О’Лухха Восьмого вместе с короной. Которой и поперхнулся. Трагическая история, что и говорить.
Помимо этих выбеленных временем костей и Херувимиуса, который без короны О’Лухха никуда отсюда не пойдет, в пещере найдется еще кое-что интересное: кости поменьше калибром, принадлежавшие, наверное, какому-то страусу; деревянная перекладина, которую Ч-чупс хозяйственно приладит обратно к лестнице, птичий череп и чья-то челюсть. А еще в опоре торчит небольшая косточка, за которой придется отправить Тугуса, уж очень она с пейзажем сроднилась.
Все это изобилие (неполное, заметим, потому что на верхнем ярусе тоже найдется чем пополнить содержимое карманов) мы сейчас будем использовать. Во-первых, приладим кость и череп с клювом к лежащим внизу костям — и силой гоблинской магии страус ненадолго восстанет. Не то чтобы эти бренные останки были так уж нужны нашей троице, но скелет выплюнет семечко, которое, будучи посажено в рыхлую почву и удобрено магией, даст внушительные всходы. Теперь, когда Тугус залезет наверх и даст дракону кулаком в челюсть, музейный экспонат дернет хвостом и закинет наверх тех, кто там в этот момент будет стоять. Своего рода лифт.
Во-вторых, пойдем получать подсказку. Подсказок здесь ровно три — по числу висящих на стене черепов. Приложим к одному из них челюсть, поколдуем немного — и узнаем, как именно окончил свои дни бывший обитатель пещеры. Остается еще две подсказки и две челюсти соответственно: одна лежит на самом верхнем ярусе неподалеку от золотого зуба (начинает собираться коллекция!), а вторая — еще выше, и потребуется немалая сила, чтобы отделить ее от горной породы. Черепа посоветуют гоблинам накормить дракона огнелистом (искать под лунным камнем), чтобы тот прокашлялся хотя бы после смерти.
Еще на стене есть любопытная запись — можно сказать, последний автограф короля О’Лухха, — и с помощью Херувимиуса и незаменимой лупы Ч-чупс сумеет ее прочитать.
Теперь осталось поднять камень — тот самый плоский булыжник, что лежит под табличкой, — и извлечь ценную травку. Колдун, конечно, может приподнять его, но стоит Ч-чупсу протянуть руку, как камень падает обратно, прищемляя пальцы. Нужна подпорка. Впрочем, зачем далеко ходить? Перекладина от лестницы отлично подойдет.
Дальнейший процесс гоблинами уже отработан: оба встают на драконий хвост, Тугус запускает «лифт», а накормить реликт чихательной травой — и вовсе дело несложное. Подхватив корону, троица отправляется к королю.
Ныне здравствующему, Балдурону.
Замок короля Балдурона
...Не так-то просто в наши дни попасть на аудиенцию, даже если в кармане письмо за подписью августейшей особы. Ворота замка закрыты, мост поднят, стража спит и не показывается, а метод «урони мост себе на ногу» почему-то ужасно не нравится Херувимиусу.
Что ж, задействуем обходной маневр. Поговорив с Лягвой и не разобрав ни слова, Ч-чупс встанет на высокий камень за ее спиной и подождет, пока Тугус со всей дури не стукнет по висящему на дереве осиному гнезду. Надо признать, местные осы отличаются редкостной флегматичностью: вместо того чтобы оперативно выслать летучий карательный отряд, они посылают подслеповатого разведчика, который вообще не считает силача за одушевленный предмет и отправляется искать нарушителя по ту сторону замкового рва. Разумеется, Лягва не упустит случай разнообразить свою диету и прыгнет следом — вот этот-то момент и нужно использовать, изобразив рыбу-прилипалу и форсировав ров на лягушачьем загривке.
Когда Ч-чупс и Херувимиус окажутся под стенами замка и присвоят палку и золотой зуб, настанет время будить стражу. Дело непростое, но необходимое.
Итак, детектив встает на плоский камень слева от стены, колдун машет волшебным посохом — и вот уже Ч-чупс стучит в одну из башенок. На шум появится заспанная и недовольная личность, для которой и письмо с королевским автографом аргумент лишь отчасти. То есть он, конечно, откроет ворота — только сперва надо разбудить его напарника из соседней башни.
Херувимиус едет на Лягве обратно и подменяет Тугуса, а силач переправляется к замку и начинает двигать лежащий справа валун — до тех пор, пока тот не превратится в «устойчивое место» для раздвижной лестницы. Выполнив свою миссию по эту сторону рва, Тугус с чувством выполненного долга возвращается, чтобы и дальше портить осам их доселе спокойную жизнь, а к Ч-чупсу присоединяется Херувимиус.
Колдун снова поднимает приятеля на крепостную стену, а сам лезет по лестнице к другой башенке: интрига в том, чтобы оба стража-халявщика проснулись и показались одновременно. Иначе так и будут валить друг на друга.
Ну а когда подъемный мост все-таки опустится, остаются сущие мелочи: спустить мага со стены, забрать лестницу и бодрым шагом идти во дворец, где замечательную троицу уже, наверное, заждались.
Библиотека eго величества
...Как же, заждались! Его величество занят — скорбеть изволит, да так, что едва замечает происходящее. Надо как-то развлечь эту царевну Несмеяну...
Практика всегда была сильной стороной гоблинской детективной школы: сейчас мы что-нибудь сделаем, а там видно будет.
Достаем уже опробованным магическим способом из-под напольных ваз ключ и еще один золотой зуб, потом идем исследовать королевскую библиотеку. Сдвинув передвижную лестницу до упора вправо (большая Книженция на нижней полке работает при необходимости блокиратором), стучим палкой в гонг, подвешенный повыше — видимо, чтобы никакая зараза не допрыгнула. Но коль скоро это прискорбное событие все-таки случилось, в библиотеке появится еще одна одиозная личность — Шманцлер Ж.П. Скаред, знакомьтесь. Вы помните Джаффара из «Аладдина»? Какой-то дальний родственник, не иначе!
Но, несмотря на зловещий вид и мерзкий нрав, польза от него несомненна — по крайней мере, подскажет, как отвлечь его величество от рыданий.
Где-то на этих книжных полках должен быть сборник анекдотов — вот он-то нам и нужен. Конечно, в этом скоплении маку... литературы не так-то просто разобраться, но пусть Шманцлер заранее не радуется, у нас тоже есть маг. Стоит Херувимиусу помахать своим волшебным посохом в сторону стеллажей, как на одной из полок начинает подпрыгивать небольшая книжечка.
Дело за малым: снять ее с полки и зачитать Балдурону наиболее интересные отрывки. Вскоре его величество начнет хихикать, и это значит, что к конструктивному диалогу пострадавший (а он, разумеется, пострадавший!) готов.
Выяснится, что у него бесследно пропал драгоценный питомец, королевский трубкозуб Дюбель, а ведь он так замечательно умел приносить мучачики! Кстати, не тот ли это жизнерадостный парень, чьими портретами в библиотеке все столбы увешаны?
Хм... у подножия трона что-то написано. Берем лупу... «Сами бегайте за своими мучачиками. Дюбель».
Уже что-то проясняется. Хорошо бы, конечно, один из таких портретов иметь под рукой, так что, получив высочайшее разрешение, полезем искать альбом. Книжка послушно подпрыгнет на своей полке, но вот незадача: высоковато. Даже с лестницы не достать, но если совместить усилия Ч-чупса и Херувимиуса, одной проблемой станет меньше. По крайней мере, даже скорбь по пропавшему питомцу не сделала короля скрягой: портрет он отдаст без возражений.
Теперь еще раз попробуем опросить Шманцлера. На этот раз этот мерзкий тип колдунской наружности потребует доказательств, что троица детективов и в самом деле чего-то стоит. Придется ему показать письмо и сгубившую дракона корону — и то и другое он немедленно прикарманит, совершенно не приняв во внимание поучительную историю о том, до чего порой может довести жадность. После чего захочет, чтобы мы разыскали его гроссбух — наверное, спрятал так, что теперь сам найти не может.
Опробованный способ магического поиска не даст сбоев и на этот раз, вот только стеллаж, на котором подпрыгивает искомая книжка, расположен исключительно неудобно. Но это мелочи, для гоблинов нет неодолимых препятствий — выдвигаем Книженцию-блокиратор, после чего Ч-чупс лезет на лестницу, а Тугус ее толкает. Детектив, кувырком слетев наземь, успеет в полете сбить с полки шманцлеровский гроссбух, так что останется только подобрать книжку и отдать владельцу.
Тот отчего-то не выглядит счастливым, но после настоятельных расспросов все-таки снизойдет до совета начать поиски с комнаты Дюбеля и даже выдаст пачку каких-то сомнительных банкнот. Этот неслыханный акт щедрости и доброжелательности, видимо, исчерпает его ресурсы, потому что ждать от него чего бы то ни было еще бесполезно.
С другой стороны — а зачем он нам, этот скучный носатый дядька с розовым посохом? Комнату сбежавшего трубкозуба трое детективов как-нибудь осмотрят без его участия.
Комната Дюбеля
Итак, трубкозуб заскучал и решил податься в бега. Более того, как следует из послания, которое он нам оставил (по счастью, ключ от механического медведя искать не пришлось), королевский питомец — давний поклонник «знаменитых гоблинов». И, конечно, постарается не ударить в грязь лицом, что несколько осложнит нам поиски.
Как там он сказал? «Звездочка равна одному»?..
Прослушав послание, принимаемся за привычные труды — собираем все, что собирается, колдуем на все, что не лезет в карманы, и перерываем комнату сверху донизу. В итоге у жирафа трудами нашего мага неимоверно вытягивается шея, а гоблинское имущество пополняется игрушечным Ч-чупсом. Слева на полочке стоит пешка — если ее поставить на шахматную доску, возле жирафа чудесным образом возникнет такой же игрушечный Херувимиус, но как ее достать?
Очень просто: один гоблин — тот, что в красном колпаке, — лезет на книгу сказок в лапах механического медведя, а второй машет волшебным посохом, только и всего. Конечно, высоковато... Ч-чупс не особенно-то расположен прыгать с полочки, но вон там, слева, есть отличная доска для транспортировки сверху вниз осторожных детективов.
Фигурка Тугуса, к слову, ждет нас на полочке справа — чтобы ее достать, Ч-чупсу придется снова залезть на книжку сказок, но теперь движущей силой будет выступать силач — от хорошего удара по обширному медвежьему пузу и гоблина, и книжку так и подбросит.
Помимо игрушки на этой полке обнаружится еще подсказка на небольшом кусочке пергамента и сейф за портретом (закрытый, разумеется), ради которого придется звать наверх еще и Тугуса.
Теперь, когда фигурки главных героев у нас в комплекте, можно их расставить по соответствующим клеточкам пола, поименно. Как только последняя займет свое законное место, случится удивительное: они начнут вращаться и в итоге утонут в полу, как в болоте. А в качестве компенсации мы получим код от сейфа: 375. В сейфе нас ждет карандаш.
Что ж, продолжим собирать подсказки; на этот раз солирует Тугус. Во-первых, стоит ему хорошенько пнуть мячик, как со стены свалится еще один портрет Дюбеля и можно будет прочитать, что солнышко равняется трем. Во-вторых, троице предстоит сложная операция по закидыванию силача на полочку слева, коль скоро он наотрез отказывается пользоваться книжкой сказок. Зато его можно уговорить встать на домино, лежащее на полу рядом с шахматами, а оттуда магия вознесет его на крышку большого ящика, из которого, если завести механизм, выскакивает клоун на пружинке.
Вся эта система была нужна лишь для того, чтобы Тугус беспрепятственно стукнул медведя в нос. Таким образом мы получим еще одну подсказку: «завиток равняется шести». Да, к слову — если силач сам стукнет клоуна на пружинке, мы получим еще один золотой зуб.
Под мячиком — если его не пинать, а поднять магией — обнаружится пометка, что луна равняется пяти.
Кстати, Ч-чупс не зря говорил, что на бутылочной этикетке что-то написано. Придется разбить бутыль: Херувимиус ее поднимет, Тугус опять пнет мячик, и если сработают слаженно — от мишени останутся только осколки и этикетка с подсказкой.
Последняя деталь шарады ждет нас на портрете слева: если долго всматриваться, можно обнаружить в его правом нижнем углу крошечное пятнышко, для которого Ч-чупсу потребуется лупа.
Теперь идем вниз рисовать карандашом на полу: соединяя последовательно все упомянутые в подсказках символы, Ч-чупс изобразит вполне убедительную стрелку, указывающую на плиту, доселе ничем не отличавшуюся от прочих. Но если поддеть ее ложкой, под ней откроется тайный ход, собственнолапно вырытый свободолюбивым трубкозубом.
Подземные лабиринты
...который, к слову, не поленился и в подземелье оставить нам автограф.
Один за другим наши герои спускаются вниз и начинают осматриваться. Шкаф закрыт, доска непременно пригодится, тоннель засыпан, а лопата, для извлечения которой нужна грубая гоблинская сила, для расчистки тоннеля непригодна за отсутствием ручки.
Доску кладем поперек бревна, а Тугуса при помощи плоского булыжника и магии загоняем обратно наверх — сейчас он будет на остальных камни сверху ронять. Да, вон те, что в стене торчат. Если хорошенько стукнуть, какой-нибудь из них отваливается от стены и летит вниз, а гоблины, когда он долетает, соответственно — вверх.
Прочитав автограф, Ч-чупс достает палку и начинает добывать ключ. Тревожить при этом паучишку совершенно необязательно, но можно промахнуться, а можно поддаться любопытству. В любом случае восьминогое будет недовольно.
Тем временем ключ упадет вниз, и добро бы к ногам детективов!.. Нет, эта маленькая желтенькая штучка соскользнет с обрыва, и за ней придется лезть магу — он один умеет левитировать, а потому не боится высоты.
Ч-чупс, заполучив ключ, побежит открывать шкаф и к немалой радости найдет там неплохое средство для спуска с неприятной высоты — парашют. То, что это средство на самом деле не работает, отважный гоблин обнаружит в тот момент, когда что-то менять будет уже поздно.
И вы знаете, ничего. Жив, здоров, полон новых ярких впечатлений.
Подобрав рукоятку от лопаты, гоблины отправляются к трубе и совместными усилиями (Херувимиус подержит заслонку) запихивают туда Ч-чупса, которому теперь не терпится воссоединить железяку и деревяшку. Правда, когда у него это получится, станет очевидно, что завал надо раскапывать с другой стороны, а значит — снова придется жертвовать собой и надеяться на парашют.
И вы знаете, ничего. Жив, здоров...
Прыжки с высоты — отличный стимул для трудового порыва: тоннель свободен. А в тоннеле — скромная награда за труды: золотой зуб.
Теперь осталось только разобраться, что там за завал на втором ярусе, куда Ч-чупса, пока у него не пропал копательный энтузиазм, на том же плоском булыжнике отправит Херувимиус.
Как только завал будет ликвидирован, из норы высунется чей-то длинный острый нос. На поверку нос окажется весьма учтивым и доброжелательным кротом, который не только опознает Дюбеля на портрете и даст нам ориентиры для дальнейших поисков, но еще и подарит семечко, способное при правильном взращивании стать прекрасным грибом-прыговиком.
Расследование ведет гоблинов на кротовую станцию Ч.Е.Р.В.
Станция
...с которой каждый час через Земляное море стартует грузопассажирский червяк.
Вылезаем, забираем с собой плиту. Мало ли кто споткнется, в самом деле!
Кстати, вон та плита, рядом со стойкой, как-то подозрительно выделяется среди прочих. Позовем-ка Херувимиуса.
Все верно: под плитой лежит еще один золотой зуб. Этак мы скоро соберем целую коллекцию... впрочем, по слухам, ее будет кому подарить.
А пока надо понять, куда и как двигаться дальше.
Начальник станции, уютно устроившийся в уголке с газетой (в нее можно заглянуть: узнаете кое-что новое о семейной жизни короля Балдурона) и бутербродом, справки давать отказывается наотрез. Его можно понять: в этом кресле он явно не при исполнении служебных обязанностей. Придется вернуться к окошку и позвонить — тогда этот достойный крот соизволит сообщить нам, что отправление червяка происходит раз в час, что трубкозуба он видел и даже нанимал — вон, все стены испоганил своими каракулями — и что если ты, парень, покормишь червяка, то я, так и быть, дам тебе билет.
Что ж, придется ненадолго вступить в кружок любителей живой природы.
Покормить червяка не так просто; конечно, можно попытаться положить в кормушку бутерброд начальника станции, но тот будет не в восторге от этой идеи — это ясно и без экспериментов. Зато на той стороне перрона, за грязюкой, стоит такая полезная штука, как пищемашина, предназначенная для питания червяков-сотрудников Ч.Е.Р.В.
Правда, не вполне понятно, как туда перебраться: и Ч-чупс, и Херувимиус только руками разводят при попытке послать их в эти хляби. А вот простак Тугус бестрепетно ступает на зыбкую почву... и увязает ровно на середине пути. Вон, один шлем торчит.
Однако нам так надо на ту сторону, что гоблины готовы идти по головам! К тому же в данной конкретной голове, похоже, не может быть сотрясения, тем более мозга. Да и кислород этому... мозгу, похоже, не слишком-то нужен. Впрочем, вечно сидеть в грязи Тугус не намерен: через минутку-другую он вылезает, и теперь, чтобы повторить переправу, надо снова посылать его в грязюку.
Но пока что у Ч-чупса и Херувимиуса хватает дел и на этой стороне. Правда, пищемашина не будет работать без электричества, а оба гоблина наотрез отказываются крутить педали динамосипедика, поставленного здесь для электропитания чуда гоблинской техники. Тут, видно, не обойтись без грубой силы, а Тугус, как назло, застрял в канаве...
Впрочем, отчаиваться рано. Вон, там впереди виднеется «устойчивое место», а чуть подальше и повыше — досочка, о