Football Manager 2009
Мужское население нашей планеты малоустойчиво к одной болезни — футбольной лихорадке. Мы любим этот вид спорта и зачастую разбираемся в нем не хуже профессионалов. Однако далеко не каждый готов взвалить на себя всю тяжесть повседневной и часто бесславной работы главного тренера. Для тех же, кому эта работа — в радость, существует Football Manager.
С Новым годом!
Разработка хорошего спортивного менеджера — процесс долгий. Игра шлифуется и обрастает дополнительными возможностями, чтобы каждый год выдерживать своеобразный публичный экзамен. Разработчики Football Manager всегда отличались консерватизмом. Вряд ли стоит винить их в том, что иногда под обложкой очередного релиза покупатели находили старую игру с обновленной базой данных. Как бы то ни было, версия, которую мы сейчас рассмотрим, избежала подобной участи.
На заметку: в англоязычных странах словом «manager» называют должность организатора спортивной и околоспортивной деятельности клуба. На русский переводится как «главный тренер». Перестройка стадиона, продажа маек и билетов не входят в его полномочия.
Не только сверху, но и сбоку
Главное и самое обсуждаемое новшество — введение 3D-режима. По словам разработчиков, на его создание ушло около трех лет. Почему же так много? Ответ прост: программистам пришлось корректировать весь код программы, чтобы внедрить «честный» трехмерный просмотр матча. Закономерный вопрос: а бывает ли «нечестный»? Бывает. И далеко за примером мы не пойдем. Так, EA Sports использует для своего менеджера движок собственного футбольного симулятора, что приводит к неизбежным нестыковкам: текстовый и графический режимы действуют по совершенно разным механизмам. В Football Manager 2009 подобных уловок нет: комментарии, 2D и 3D — это лишь разные способы отображения того, что происходит в гуще чисел и формул, в чем легко убедиться, переключая вид «на лету».
Итак, наконец-то футболисты «вышли в свет», обрели прически, теперь их можно различать по весу, росту и цвету кожи. Все это придает индивидуальности некогда безликим «колобкам». Да и формы команд смотрятся повыразительнее, когда натянуты на вполне себе объемное тельце. Но вот они начинают двигаться, и... Здравствуй, Sensible Soccer! Да, над анимацией работали с особой тщательностью, но к забавному копошению маленьких человечков еще нужно привыкнуть. И даже привыкнув, реалистичным изображение не назовешь. Возможно, это и хорошо. Во всяком случае, для игры в Football Manager по-прежнему требуется фантазия.
Это интересно: осенью 2008 года у знаменитого футбольного менеджера родился «массовый онлайновый братик» под названием FM Live. Отныне люди со всего мира могут соревноваться друг с другом в реальном времени (разумеется, не бесплатно). Злые языки поговаривают, что теперь традиционный одиночный режим превращается в полигон для испытаний сомнительных идей. Так ли это, покажет время.
В SI Games выбрали тернистый путь: все-таки превращать «плоский» футбол в объемный — задача нетривиальная. Конечно, не все вышло гладко. Есть претензии к камерам — их положение строго фиксировано, поэтому свободный полет над стадионом остается в мечтах. Есть претензии к быстродействию — системные требования подросли, и владельцы скромных компьютеров рискуют вообще не увидеть красот новой графики. Впрочем, это не фатально: к их услугам старое доброе 2D. Вопреки опасениям, полюбившиеся публике кругляши с номерами никуда не делись. Наоборот, они чувствуют себя вольготно и даже освоили новые приемы: удары через себя, финты, распасовки.
Хорошей находкой стали «виджеты» — информационные панели, которые игрок может включать в произвольном порядке. В частности, теперь вы можете наблюдать за ходом других матчей, не отрываясь от собственного. Правда, при низком разрешении монитора увесистые таблицы лишь захламляют полезную площадь экрана и толку от них мало.
Следите за словами
В игру все-таки просочились ребята, которые постоянно сопутствуют тренерам в реальной жизни, — журналисты. Отныне пресс-конференции — явление довольно частое, особенно для топ-клубов. Теперь у менеджера команды появилось право голоса, однако оно способно сослужить плохую службу. Можно смалодушничать и отдать на съедение репортерам своего помощника, но тогда будьте готовы к неожиданным заявлениям, о которых наутро растрезвонят заголовки газет.
На заметку: пресса — не безликая толпа. Следует обращать внимание на взаимоотношения с конкретными «акулами пера», у которых есть свое имя и характер.
Итак, атмосфера большого футбола сгущается. Вокруг команд постоянно витают подпитываемые журналистами слухи, иногда весьма абсурдные. Будьте уверены: ни одна звезда не сможет тайком поменять клуб — о потенциальном трансфере обязательно узнает весь мир. А неосторожная фраза, оброненная накануне матча, может испортить настроение всей команде и привести к поражению.
Планета футбола
Первый патч вышел вдогонку за самой игрой, но, исправив часть ошибок, наплодил новые. К сожалению, это обычная практика, ведь виртуальная вселенная сложна и нестабильна. Иначе говоря, «эффект бабочки» в действии. Поклонники игры давно смирились с тем, что вытравить всех «бабочек» («жучков») невозможно.
И все же, несмотря на изъяны, игровой мир хорошо сбалансирован. Игра открывает некий футбольный космос, который живет и меняется. Ваше альтер эго — часть этого космоса, а вы — одна из множества сил, приводящих всю систему в движение. Причем цели движения определяются только вами. Есть возможность провести в роли менеджера десятки сезонов, неважно, в погоне за высшими наградами или же в попытках удержать на плаву скромный клуб. Жестких рамок нет. Если хотите, встаньте на сторону какого-нибудь олигарха и покупайте только лучших игроков.
Но не менее интересны другие пути развития. Только представьте, что из вашей юниорской школы может выйти футбольный вундеркинд, который лет через пять затмит всех мировых звезд. Он не забудет своего первого тренера даже после того, как перейдет в другой клуб, даже после того, как поднимет над головой кубок мира (у виртуальных людей тоже есть память). И вас будет переполнять гордость за его успехи. А быть может, стоит уделить внимание поиску неизвестных талантов? Наймите хороших скаутов, отправьте их во все концы света и ждите добрых вестей. Ведь где-то наверняка прячутся недооцененные игроки с высоким потенциалом.
Впрочем, не стоит отчаиваться, если в составе команды нет великих мастеров. В отличие от конкурентов, Football Manager 2009 поощряет тактическое мышление, а не навыки финансиста. В частности, поэтому была введена новая характеристика — гармоничность команды (Squad Harmony). Постоянная «смена лиц», конфликты в раздевалке и прочие неприятности ухудшают качество взаимодействия между партнерами. Это значит, что команда капризных знаменитостей запросто может уступить слаженному коллективу простых парней.
Это интересно: нет мужскому шовинизму! Ваше альтер эго может быть и женщиной: достаточно выбрать соответствующий пункт при создании нового пользователя.
Обобщая...
Логично, что футбольные менеджеры создаются для поклонников футбола. Но каждому ли из них придется по вкусу рассмотренная нами игра? Пожалуй, далеко не каждому. Те, кто ценит динамичность и зрелищность, будут расстроены неспешностью происходящего. К тому же здесь глубокая проработка соседствует с невыразительной визуализацией. Очевидно, введение трехмерного режима должно устранить этот недостаток, но говорить о безоговорочном успехе рано.
Любителям симуляторов игра может быстро наскучить или показаться слишком запутанной. Действительно, Football Manager требует терпения и желания разобраться. Но пусть эти слова не отпугнут вас, если жанр спортивного менеджера вам пока незнаком. Начать «знакомство» с продукта от SI Games — свидетельство хорошего вкуса, и сделать это по силам каждому. Интерфейс — ваш друг, он логичен и прост в освоении. Главная же задача для новичка — как говорят автомобилисты, «почувствовать машину» и сохранить энтузиазм после первых неудач.
Итак, если вы любите футбол, интересуетесь его «изнанкой», хотите попытать счастья на тренерском мостике, то обратить внимание на Football Manager 2009 определенно стоит.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 10 |
здесь есть все, чтобы затянуть игрока надолго | не отмечены |
Графика 7 |
наконец-то введен полноценный 3D-движок | графика по-прежнему схематична, модели и анимация — из прошлого века |
Звук 4 |
не отмечены | шум стадиона и звон мяча — маловато даже для данного жанра |
Игровой мир 10 |
реализм и глобальность | не отмечены |
Удобство 8 |
интерфейс удобен и функционален | неочевидность отдельных элементов игры, досадные баги |
Новизна нет
Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Продуманная и достоверная симуляция огромного футбольного мира. Впечатляет не внешним блеском, а глубиной проработки. С точки зрения сложности — крепкий орешек. | Рейтинг журнала 85%
|
Прежде чем начать, давайте договоримся: перед нами пример игры сложной и многосторонней, поэтому понятия «правильно» и «неправильно» — относительны. Как шутят любители серии, разработчики сами запутались в своем творении. В надежде, что это не более чем юмор, рассмотрим очевидные факты и сделаем некоторые выводы, но покушаться на разгадку всех тайн не будем. Для Football Manager на все сто справедлива мысль: главное — не победа, а участие. А участие подразумевает самостоятельное исследование игры.
Управление командой включает в себя много аспектов. В этом руководстве мы обратим пристальное внимание на тактику.
Характеристики игроков
Создавая тактику, следует учитывать преимущества и недостатки каждого игрока в составе вашей команды. А для этого нужно понимать, что именно обозначают разноцветные числа в «личном деле работника».
Физические
Список физических данных у всех одинаков — футболисты ведь тоже люди.
Acceleration — ускорение. Позволяет оторваться от оппонента или, наоборот, догнать его. Способность, незаменимая для быстрых форвардов, вингеров и фланговых защитников.
Agility — ловкость. Принципиально важный параметр. Например, на позиции вратаря «косолапому мишке» делать явно нечего.
Balance — равновесие. Нужно для того, чтобы игрок не падал от каждого толчка.
Jumping — прыгучесть. Именно от нее в большей степени зависит успех верховой борьбы. Верно говорят: «выше головы не прыгнешь».
Natural Fitness — способность быстро восстанавливать силы.
Pace — скорость. Не путайте с ускорением! Черепаха, достигающая своей максимальной скорости за доли секунды, все равно остается черепахой.
Stamina — выносливость. Если она достаточно высока, то игрок выдержит изнурительные нагрузки без потери эффективности.
Strength — физическая сила. В единоборствах нередко побеждает тот, кто способен оттеснить оппонента от мяча. Именно поэтому на позицию центральных защитников желательно ставить крепышей.
Ментальные
При дурной голове даже крепким ногам приходится несладко. Успех футболиста во многом зависит от особенностей его характера. А характер, как известно, приходит с опытом.
Aggression — агрессивность. Более агрессивный игрок чаще вступает в борьбу.
Anticipation — голевое чутье. Для любого форварда — как нюх для гончей.
Bravery — смелость. Отважный игрок идет в единоборствах до конца, не боясь получить повреждение.
Creativity — «креативность». Помогает «читать» игру: видеть больше, действовать разнообразнее.
Decisions — принятие решений. Футболист с хорошим показателем всегда знает, что делать с мячом, и не медлит ни секунды. Как и предыдущий навык, этот — крайне необходим для «диспетчера», ведь именно на его плечах лежит организация атаки.
Determination — решительность. Важна для всех без исключения. Неуверенный в себе игрок легко поддается прессингу. Для исполнения пенальти подходят только решительные парни.
Flair — талант импровизатора. Так называемый «fantasista» способен принимать нетривиальные решения: смелый дриблинг, неожиданные передачи, удары через себя и многое другое. Хорошо развитый навык импровизации характеризует игрока как звезду. Впрочем, иногда звезды «заигрываются» и упускают хорошие шансы из-за стремления выдать что-нибудь эдакое.
Influence — влияние. Для роли капитана это определяющий навык.
Off the Ball — умение двигаться без мяча. Требуется для того, чтобы выйти на ударную позицию, оторваться от опекуна или заблокировать соперника.
Positioning — умение занять верную позицию. «Родственный» предыдущему, этот навык особенно важен для центрального защитника, в задачи которого входит прямое противостояние нападающим соперника.
Teamwork — умение играть в «командный футбол». Единоличники, даже очень талантливые, чаще вредят, нежели помогают, поэтому обращайте внимание на данный навык.
Work Rate — работоспособность. В числе других психологических параметров определяет уровень самоотдачи игрока.
Технические данные полевых игроков
Crossing — умение делать острые прострельные передачи и навесы. Требуется для всех фланговых игроков.
Dribbling — дриблинг. Пожалуй, один из наиболее эффектных элементов игры. Кудесники мяча способны обвести полкоманды соперника и в одиночку переломить ход матча. Игрокам атакующей линии это умение прямо-таки прописано.
Finishing — умение нанести завершающий удар. Иными словами, чем лучше этот показатель, тем больше мячей влетает в створ ворот соперника. Теоретически, конечно.
Heading — игра головой. На самом деле, как уже было сказано, прыгучесть (Jumping) намного важнее для ведения борьбы «на втором этаже». Впрочем, если вы не хотите, чтобы мяч отскакивал от головы игрока, как от болотной кочки, обратите внимание на эту характеристику.
Long Shots — мастерство дальних ударов. Роберто Карлос, Дэвид Бэкхем — эти легендарные футболисты в лучшие годы имели твердую «двадцатку» в данной графе.
Long Throws — умение далеко и метко выбрасывать мяч из аута. Если в вашей команде есть кто-то из «бывших баскетболистов», дайте ему индивидуальную установку чаще совершать дальние броски.
Marking — персональная опека. Защитник с хорошо развитым навыком опеки способен «прилипать» к оппоненту, тем самым сковывая его действия. От такого тяжело убежать.
Passing — навык паса. Речь идет о коротких, «бытовых» передачах мяча, так как за потенциально опасные прострелы отвечает навык «Crossing».
Penalty Taking — качество исполнения одиннадцатиметрового удара. Конечно, команде нужен хотя бы один штатный пенальтист. Впрочем, не забывайте об уже упомянутом параметре «Determination».
Free Kicks — исполнение штрафных. В прошлом году Алессандро Дель Пьеро вновь напомнил о полезности этого навыка.
Tackling — отбор мяча. Для оборонцев жизненно необходим, что и говорить.
Technique — техничность. Комплексное умение. Без него футболист будет выглядеть на поле ужасным растяпой.
First Touch — умение сыграть в одно касание. Помогает при розыгрыше быстрых комбинаций и нанесении ударов с лета.
Технические данные вратарей
Aerial Ability — игра на выходах. Желательно, чтобы ваш кипер был надежен при перехвате вражеских навесов, в противном случае страдает вся оборона.
Command of Area — организация внутри штрафной площадки. Когда соперник разыгрывает стандартное положение, от вратаря требуется грамотное управление защитниками. Помимо этого, и сам страж ворот не должен теряться. За все перечисленное отвечает данный навык.
Communication — навык коммуникации. Близок к предыдущему и также способствует укреплению защитной линии.
Eccentricity — эксцентричность. Занятный параметр. Если увидите, что голкипер выбегает к чужим воротам или пытается обвести нападающего, знайте: перед вами «эксцентрик».
Handling — умение играть руками. Насколько важны для вратаря руки? Вопрос риторический.
Kicking — умение играть ногами. Развив его, голкипер может выбивать мяч едва ли не до чужой штрафной площади. Согласитесь, хорошее подспорье полевым игрокам.
One on Ones — способность противостоять нападающему при выходе один на один. Хорошие вратари чаще побеждают в «дуэли», хотя ситуация заведомо против них.
Reflexes — скорость реакции на удары с близкого расстояния. Для кипера это один из важнейших атрибутов.
Rushing Out — сообразительность при выходах один на один. Чем она выше, тем более своевременно кипер бросится наперерез нападающему.
Tendency to Punch — стремление отбить мяч, а не поймать его. Иногда — единственно верное решение, иногда — фатальная ошибка. Неоднозначный параметр.
Throwing — вбрасывание мяча. Позволяет быстро начать контратаку.
Скрытые данные
Помимо прочего, существуют характеристики, которые не отображаются в самой игре, но тем не менее участвуют в расчетах. Эти скрытые показатели вы можете увидеть, например, в редакторе базы данных.
Adaptability — способность быстро адаптироваться к новым условиям. К сожалению, легионеры, лишенные этого таланта, в первые месяцы (или даже годы) будут практически бесполезны для своего клуба.
Ambition — амбициозность. Честолюбивый игрок стремится перейти в более крупный клуб при первой возможности. Он хочет регулярно выходить на поле и не стесняется требовать за свой труд кругленькие суммы.
Consistency — стабильность. Колебаний формы по ходу сезона не избежать, но у более стабильных игроков они минимальны.
Dirtiness — грубость. Речь идет о тенденции сыграть «грязно», осознанно нарушить правила, чтобы навредить сопернику, что увеличивает количество желтых и красных карточек «на душу населения».
Important Matches — умение настаиваться на важные матчи. Футболист с высоким показателем менее подвержен мандражу перед грозным соперником.
Injury Proneness — сопротивляемость травмам. Разъяснения излишни: чем больше цифра в этой графе, тем меньше вероятность получить серьезное повреждение.
Loyalty — лояльность. Отражает уважение игрока к клубу, за который он выступает, и к тренеру, под чьим руководством находится.
Pressure — устойчивость к критике (со стороны менеджера, прессы, фанатов).
Professionalism — профессионализм. Комплексная характеристика. Профи более ответственно подходит к своей работе.
Sportsmanship — умение вести себя спортивно: соблюдать правила, не опускаться до грубости. Настоящий спортсмен знает: судья всегда прав, даже если он неправ.
Temperament — темперамент. «Горячие головы» порой забываются и идут на поводу у эмоций, нарушая при этом правила.
Versatility — способность сыграть на «неродной» позиции. Делает вашего подопечного более универсальным, а значит — более полезным.
Тактика
Святая святых каждого виртуального менеджера — экран тактики. Именно здесь расположены рычаги тренерской власти. Причем это рычаги в прямом смысле, и от их положения зависит рисунок игры команды.
Конечно, существуют стандартные настройки, которые подойдут новичкам или лентяям, но мы ведь хотим разобраться, как создать свою уникальную схему? Тогда давайте разложим все «по полочкам». Для этого возьмем в качестве примера простейшую схему 4-4-2 Standard — ее вы можете найти в выпадающем меню «Standard Tactics». Эта схема универсальна и подойдет для новичков.
Это важно: существуют установки общекомандные и индивидуальные. Хороший тренер учитывает и те, и другие. Проведем границу: общекомандные инструкции организуют стратегию, фундамент, а сочетание личных указаний — собственно тактику.
Практически у всех «ползунков» существует двадцать положений, что способствует тонкой настройке. Наша схема 4-4-2 нейтральна, поэтому и ползунки расположены близко к центру. Посмотрим, что они значат.
Общекомандные инструкции
Mentality — ментальность. Определяет приоритеты команды, а также отдельных игроков: обороняться и не отходить от намеченных позиций или всегда стараться быть поближе к воротам соперника. Наша установка — придерживаться «менее радикальных взглядов». Ползунок почти посередине.
Creative Freedom — творческая свобода. Если хотите, чтобы игроки импровизировали, порой отступая от ваших установок, сдвиньте ползунок вправо. Чтобы увеличить свою авторитарную власть — влево. Пока что выбираем промежуточный вариант. К этой настройке мы вернемся, так как она требует индивидуального подхода в зависимости от позиции футболиста.
Passing Style — тип используемого паса. Выбор зависит от общей стратегии. Чтобы быстро доставлять мяч нападающим, используются длинные передачи, а вот комбинационная игра предполагает короткий пас. Мы используем «смешанный» тип, но ползунок сдвигаем несколько левее середины, чтобы игроки предпочитали играть накоротке.
Tempo — темп. Здесь все просто: чем выше темп, тем быстрее стараются действовать игроки. Логично, что при организации контратак мешкать не следует, а вот для оборонительной игры можно и потратить пару-тройку секунд на раздумья. У нас же — опять «золотая середина» — не быстро и не медленно. Экономим силы, не отдавая инициативу сопернику.
Width — «размах» игры в ширину. Если используете фланги — расширяйте область действия. Для более острой, «вертикальной» игры — наоборот, сужайте. Наш вариант и тут «толерантен» — игрокам разрешено бегать вдоль и поперек. Лишь бы забивали.
Closing Down — прессинг. Этот параметр особенно важен для индивидуальных настроек. От него зависит агрессивность прессинга: будет игрок преследовать оппонента, владеющего мячом, или же ждать, пока тот сам не приблизится. Можете экспериментировать, но помните: прессинг изнуряет ваших футболистов.
Time Wasting — затяжка времени. Вообще-то, подобные хитрости являются нарушениями футбольных правил, но тем не менее их повсеместно используют. «Если осторожно, то можно». Умышленные паузы помогут вам удержать выгодный счет на табло и сбить атакующий пыл соперника. Лучше применять в конце матча.
Defensive Line — защитная линия. Важный параметр, который определяет, насколько далеко от собственных ворот будет обороняться игрок или команда в целом. В комбинации с другими настройками дает разнообразные результаты (хорошие и не очень). При оборонительной тактике, как правило, используется глубокая линия защиты, а при ярко атакующей — выдвинутая вперед.
Это интересно: поклонники игры всегда ищут нетривиальные способы победить. Если в ранних версиях им удавалось «откапывать» дешевых, но невероятно сильных игроков, то позже экспериментаторы обратили внимание на тактику. Настоящим супероружием стала расстановка «Диабло»: используя недостатки искусственного интеллекта, она не оставляла компьютерному сопернику ни единого шанса. Впрочем, в Football Manager 2009 «лазейку» прикрыли. Одним махом — по методу Александра Македонского.
Tackling — единоборства. Всего три варианта. Определяет, насколько жестко ваши игроки будут совершать отбор мяча. Суровая борьба эффективнее, чем мягкая или умеренная, но с большей вероятностью может привести к нарушению правил, а также к травме. Выбор за вами.
Focus Passing — направление передач. Вы можете усилить давление, приказав команде атаковать по одному из флангов. Только не совмещайте «горизонтальное», «широкое» нападение с указанием действовать через центр! Верно и обратное: если ваша расстановка не учитывает фланговых позиций, то глупо концентрировать игру у кромки поля.
Marking — вид опеки. Соответственно: опека зональная и индивидуальная. Минусы и плюсы есть у каждого из видов. Считается, что индивидуальная привязка требует большего исполнительского мастерства, поэтому слабым командам ее использовать не рекомендуют.
Target Man Supply — вид паса на ключевого игрока. Если у вас включена опция «Use Target Man», то вы можете выбрать, каким образом нападающему будут доставлять мяч: в ноги, на голову или же при помощи забросов вперед. Первый вариант универсален, второй хорош для мощных и высоких форвардов, а третий — для быстрых. Если сомневаетесь — ставьте «Mixed» (как в нашем примере).
Tight Marking — плотная опека. Используйте ее для индивидуальных настроек защитников и полузащитников. И хотя некоторые считают, что в сочетании с зональной опекой эта функция неэффективна, стандартные схемы совмещают и то, и другое.
Use Target Man — использовать «целевого» игрока. На него будет направлено большинство передач. Как правило, «целевым» делают нападающего. Его главная задача — наносить завершающий удар. Значит, как минимум без навыка Finishing не обойтись.
Use Playmaker — использовать «диспетчера». Если в составе команды есть творческий игрок с развитым навыком паса и хорошим видением поля, то желательно назначить ему роль главного организатора атак.
Play Offside — создавать искусственный офсайд. Будьте осторожны с этой настройкой. Для успешного использования данного приема оборона должна быть действительно высококлассной и сыгранной, в противном случае вы просто делаете подарок сопернику. В первой схеме обойдемся и без искусственного офсайда.
Counter Attack — использовать контратаки. 4-4-2 Standard содержит это указание. Вообще же данную галочку можно отключить. Если в будущем вы захотите основывать игру команды на быстрых контрвыпадах, то следует умело настроить всю тактику. Выбирайте длинные передачи, высокую скорость. Затяжка времени только повредит. Помимо этого, необходим «шустрик» на позиции форварда: ведь кто-то должен догонять заброшенные вперед мячи?
Индивидуальные инструкции
Итак, мы рассмотрели общекомандные установки и переходим к личным. Для начала усвоим их общее предназначение, а затем применим полученные знания к модели 4-4-2 Standard.
Forward Runs — как часто игрок делает забегания. На схеме это обозначено вертикальными стрелками. Какую установку давать, зависит от роли игрока и общекомандной тактики.
Run With Ball — как часто игрок должен двигаться, ведя мяч. Обязательно ставьте «Often» «диспетчеру», а центральным защитникам — наоборот, «Rarely». Для остальных позиций жестких рамок нет.
Long Shots — наносить дальние удары. Все логично: если игрок умеет, то пусть бьет издалека чаще.
Through Balls — делать пасы вразрез. Такие передачи обостряют игру при наличии хороших исполнителей. Используйте эту опцию в сочетании с контратаками.
Cross Ball / Cross From / Cross Aim — прострелы и навесы. При фланговой игре желательно делать прострелы от лицевой линии («Byline»), а при «вертикальной» — из глубины («Deep»).
Free Role — «свободный художник». Этому футболисту разрешено действовать по собственному усмотрению. Хорошая идея, если он умеет импровизировать и уверен в себе. Обычно в инструкциях для «диспетчера» эту настройку включают.
Hold Up Ball — придерживать мяч. Будьте внимательны: неуместное использование этой функции может повредить атакующим действиям вашей команды.
Позиции игроков для тактики 4-4-2 Standard
Теперь бегло пробежимся по позициям, которые задействованы в нашей расстановке.
Вратарь (GK). Все ползунки сдвигаем влево — голкиперу место «в раме». Так как об этой позиции уже много сказано в разделе «Характеристики игроков», пойдем дальше.
Центральные защитники (DC). Они стоят на предпоследнем рубеже, и их задача — не подпускать врага к родным воротам. Оставлять пост им нельзя ни в коем случае. Следовательно, ментальность и «творческая свобода» — на нуле, пас — Direct (чтобы после отбора доставляли мяч в передние линии), а прессинг — только в собственной зоне (Own Area). Все остальные ползунки — в крайнем левом положении.
Фланговые защитники (DL, DR). Их предназначение может быть различным. При оборонительной игре они помогают центральным защитникам, но полезны и для организации атак. В нашем примере данная позиция является связующим звеном между линиями, поэтому ментальность — нейтральная, а зона прессинга — довольно обширна (Own Half).
Центральные полузащитники (MC). Выполняют большой объем работы. В нашей расстановке два центральных хавбека: один из них — плеймейкер (атакующая ментальность, большая свобода действий, активированная функция Free Role), а другой — страхующий (все указания — с точностью до наоборот). При атаках диспетчер уходит к чужим воротам, а страхующий остается позади, так как его Forward Runs — на отметке «Rarely».
Вингеры (ML, MR). Организуют фланговые проходы с дальнейшими навесами на ворота соперника (для этого — «Cross from Byline»). Ключевые инструкции: Cross Ball и Run with Ball — Often. Ментальность — выше средней.
Нападающие (FW, ST). Очевидно, должны принимать подачи и забивать мячи. Но типы форвардов разнятся: одни опираются на физическую мощь (рост игрока, Strenght, Heading), а другие — на скорость (Acceleration, Pace, Dribbling). Для нашей тактики разница минимальна, но при создании оригинальной схемы следует обращать внимание на состав вашей команды.
Ну что ж, хоть мы и рассмотрели всего лишь азы, полученная информация поможет