Codename: Panzers — Cold War
- Русские, я не узнаю вас в гриме!
- Вот и в кино уже ходить не надо...
- Точно тактика? Не RPG?
- Не заблудиться в кампании
- С кем приходится работать?
- Может ли Кузьма хоть что-то без своей матери?
Серия Codename: Panzers идет странным путем. Разработчиков долго ругали за то, что они, как и сотни других, создают классическую «стратегию о Второй мировой». InnoGlow и Stormregion вняли критике и перенесли действие игры... во времена Холодной войны. Сменили одно банальное окружение на другое. Но, может быть, создатели Cold War смогут развить тему оригинальнее конкурентов?
Что за учебники читали?
Я, откровенно говоря, не знаю, откуда разработчики черпали сведения о Холодной войне и СССР, но их альтернативная история получилась подозрительно необычной. Русские вместо шапок-ушанок носят каски, не мечтают о мировом господстве и разговаривают на каком-то странном диалекте — без «уэканья» и неверных падежей (Сталин, правда, после того как атомный взрыв увидел — на английском заговорил, но, сами понимаете, такое зрелище провоцирует лексические изыски).
К сюжету тоже подошли с неклассической стороны. СССР объявляет войну Западу не вследствие обострившегося желания принести кусочек коммунизма в каждый дом, а потому, что иного выхода уже нет. США перестали осторожничать и начали свободно запускать самолеты-разведчики на территорию потенциального врага. Падение одного из них — последняя капля.
Советские войска не плывут в Америку, как это было в World in Conflict. Первый удар, что логично, приходится на Западную Германию. НАТО обескуражено. Союзники-то думали, что Сталин вот-вот умрет, СССР зарастет кукурузой и вместо современных военных технологий обязуется продемонстрировать загадочную Kuzma's mother. Ошиблась разведка...
Без шуток, единственное, что настораживает, — это название игры. Холодная война потому и «холодная», что шла без открытых столкновений, без огня и взрывов. Но когда советские войска превращают Голландию в новое социалистическое государство, а американцы через несколько месяцев штурмуют Москву, — такая война не спасает от жары, в ней картошку печь надо.
Я хочу это видеть
Странности не заканчиваются на адекватном отражении эпохи. Разработчики решили сделать вменяемой не только прелюдию, но и весь сюжет. Вокруг него они и построили игровой процесс. Cold War сильно отличается от других проектов серии Codename: Panzers. Перед нами что-то вроде Call of Duty в жанре тактик в реальном времени.
Каждая миссия начинается с ролика-инструктажа. Раскрывается небольшая папка с грифом «Совершенно секретно», и командир рассказывает о предстоящем сражении. На картах появляются пометки, решительный мужской голос поясняет их, сообщает о планах врага и наших ответных действиях. Кажется, что мы находимся в штабе и генерал общается лично с нами. Обычная вводная, которая бегло читается в других стратегиях, здесь позволяет вжиться в роль еще до боя.
После инструктажа, впрочем, сразу управлять войсками не дадут. Перед каждым сражением показывают достойные ролики на движке игры. Вот божья коровка ползет по длинному листу, мимо мчится колонна грузовиков, и к последнему из них переносится камера. Она движется следом, огибает машину, резко тормозит, и мы видим, как снаряд разрывает кабину на части. Американцы из гранатометов обстреливают колонну, и один из грузовиков, крутясь и переворачиваясь, влетает в камеру. Экран гаснет, начинается миссия.
Радует разнообразие роликов. То нам покажут поле боя, на котором сражались (получается здорово; еще минуту назад мы видели все эти дороги, мосты и дома в игровой графике, а сейчас они все как настоящие, и камера специально показывает объекты, наверняка запомнившиеся нам), то совещающихся генералов и политических лидеров, то события до боя...
Ролики становятся неотъемлемой частью игры, мы их ждем и смотрим с большим удовольствием. Нечто подобное есть в C&C, но там делают акцент на актерской игре, а Cold War подкупает красотой происходящего и сюжетом. Частенько ролики предвосхищают само сражение. Выше я описал диверсию на дороге. После того как тухнет экран, мы начинаем игру с того шоссе, и диверсанты — наши солдаты.
Актеры спектакля про войну
Дорога. Горящие грузовики. Семь отрядов пехоты. Командование напоминает о задачах (мы ведь слышали о них на совещании), одним предложением поясняет, что произошло (мы ведь видели причину в заставке), и отмечает на карте важные объекты. Практически все миссии сводятся к захвату ключевых точек и их удержанию. Однако это не делает игровой процесс примитивным и однотипным. Разработчики поставили не на сложную тактику, а на зрелищность и кинематографичность действия.
Пересекаем шоссе, движемся по улицам — и вдруг солдаты начинают с криками падать на землю. Врага не видно, мы приказываем двигаться быстрее, рассредоточиться. Не помогает. Пехотинцы продолжают гибнуть — отступаем. Ожидаем прихода танков, а потом пускаем их в разведку. Тут-то снайперы врага и показываются. Они засели в зданиях и обстреливают единственный проход к ключевой точке. Техника без труда уничтожает неприятеля, но вперед ей проехать не дают: вражеские вертолеты высаживают ракетометчиков, а с тылу заходят танки. И пока мы пытаемся маневрировать между зданиями, пехота мгновенно бросается на помощь.
Подобные бои происходят постоянно. Каждый раз демиурги придумывают что-то новое, но схема всегда такая, что мы ничего не можем спланировать заранее. Практически постоянно используются скрипты, как это было в Dawn of War 2. Весь уровень ждет игрока, и как только его войска подходят к нужной точке — компьютер применяет заранее приготовленный план.
Последний штрих
Огромный ржавый кран падает на жилой дом, и мы видим, как поврежденная часть рассыпается на кирпичики. При бомбардировке здания разрушаются не полностью — отваливаются только пострадавшие части. Здесь нет «тройной степени разрушаемости». Если по театру стреляет танк, то колонны рухнут, если по ним попадут, а не от того, что объект получил 65% урона.
Разработчики стараются играть с физикой как можно чаще и порой строят вокруг нее игру. Если на карте есть огромный красивый дом, он обязательно развалится. В скриптовых сценах непременно что-то ломается, падает и взрывается. Бой становится еще более зрелищным, а смена времени и погодных условий делает игру реалистичнее.
Графика, однако, уступает Company of Heroes, хотя города прорисованы подробно, и, как стало сейчас модно, разработчики много внимания уделяют всяческим мелочам: то тот самый ржавый кран уронят на дом (просто так, без повода), то в уголке карты красивый садик создадут...
Что-то потерялось?
Интересный сюжет, красивые ролики и неплохая графика... Стоп. Разве это самое главное в тактиках? Гораздо важнее, есть ли в Cold War то, что заставит нас поломать голову. Или перед нами какое-то странное интерактивное кино?
Первые «головоломки» появляются до боя. Доступных войск много, денег мало — необходимо приобрести правильный комплект. Если на совещании сказали, что враг посылает в бой армаду тяжелых танков, то нам брать технику, в принципе, бессмысленно. Гораздо лучше заказать десяток ракетометчиков — они дешевые и могут прятаться в зданиях и устраивать засады. Выбор, кстати, далеко не всегда очевиден... да и разведка ошибется не раз. Слабо тремя снайперами танк взорвать?
Следующее тактическое решение — модернизация техники. Применяется, например, если самолет-разведчик вместо двадцати отрядов пехоты пять БТРов увидел. Как танками пеших солдат убивать? Из пушки — бессмысленно. Враги разбегутся и начнут из гранатометов палить — тут даже пулемет не поможет. Столкнулись с чем-то подобным? Переоборудуем старые машины. Технику можно либо просто улучшить, либо изменить. Например, вешаем на танк более крепкую броню и вместо пушки ставим огнемет, а для БТРов покупаем ремкомплект и маскировку. Теперь пехота нам не страшна — танк ее быстренько сжигает. А сам не гибнет даже от череды попаданий ракетами, его бронетранспортер неустанно чинит.
Однако для переоборудования армии требуются деньги. Зарабатывать их придется самостоятельно — при любом упоминании материальных благ командование стыдится и краснеет до слез. Сложной эту задачу назвать нельзя, и никаких тактических уловок от нас не требуется. Помните, как мы получали ресурсы в Company of Heroes? Подошли к столбу, поднялся флаг, солдаты похлопали в ладоши. Здесь то же самое, только вместо топлива и боеприпасов — деньги, а вместо злобного врага, пытающегося забрать контрольные точки, — милые и щедрые противники, которым своего добра хватает. Мы, наверное, потому и воюем — богат наш недруг, ой как богат!
Так что только банальные открытые бои и можно назвать хоть сколько-нибудь сложными. Да и то — лишь на максимальном уровне сложности алгоритм «выбрал всех — навалял противнику» уже не работает, поэтому во время боя приходится разбивать полевые госпитали, отправлять снайпера в разведку, кидать десантников в тыл, модифицировать технику и вообще делать все то, чем не занимается никуда не годный компьютерный оппонент. Хоть он и доставляет массу неудобств, но, как только заканчиваются скрипты, тактика не начинается. Враг встает напротив нас и до исступления стреляет. Метко, собака, стреляет, но без выдумки.
Вот она — главная проблема игры. Разработчики так старались «сделать красиво», что будто забыли, в каком жанре работают. Игру интересно пройти до конца, но увлекает нас не решение тактических задач.
До выхода Cold War разработчики много говорили о сетевом режиме. Обещали, что он будет не хуже однопользовательской кампании. Мы не возлагали, конечно, больших надежд, но с интересом ждали.
Ничего принципиально нового Cold War не показала. Перед нами упрощенная Company of Heroes — та же борьба за ключевые точки, только без строительства (в том числе и укреплений) и на менее любопытных картах. Бои проходят очень быстро, сразу же можно покупать любую технику и пехоту, совершенно не надо развиваться. Даже точки захватываются мгновенно — просто пошлите к ним любую боевую единицу.
Сетевой режим может увлечь, возможно, вы сыграете несколько десятков игр, но в сравнении с конкурентами он слаб. На большое будущее ему надеяться не стоит. В битвах между игроками кинематографичности нет, а без нее Cold War скучен.
Помимо отсутствия интересных идей, на сервере не найти и людей. Три-четыре игрока — это довольно неплохо. Обычно вам составляет компанию лишь бот.
Codename Panzers: Cold War — красивая, легкая и очень кинематографичная тактика в реальном времени. Не ищите здесь сложных заданий, а постарайтесь просто насладиться тем спектаклем, который разыгрывают для вас разработчики. Но если вы предпочитаете выключать заставки, бегло просматривать брифинг, а потом долго ломать голову над миссией, игра вас разочарует.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
красивые ролики, отличные скриптовые бои | скудная тактика, слабый сетевой режим |
Графика 9 |
реалистичная физика | некрасивый интерфейс |
Звук 9 |
отличная речь солдат, неплохая музыка | нет |
Игровой мир 9 |
правдоподобный сюжет, нормальная логика повествования | оставшиеся штампы |
Удобство 7 |
интуитивно понятное управление, минималь- ные требования к микроконтролю |
частые падения fps, очень долгие загрузки |
Новизна нет
Интерес повторной игры нет |
Награда журнала |
Вердикт: Зрелищный, но довольно простой проект, где красота происходящего главнее тактики. | Рейтинг журнала 76%
|
Кампания
В большинстве случаев от нас требуется только «взять» ключевые точки. Сделать это довольно просто — какое-то время толпой движемся к мигающему кругу, а когда будем рядом — отправляем вперед разведчика. Если в команде есть медики, то вперед идет любой пехотинец, а лучше всего — герой. У него много здоровья, а потому, даже если враг будет стрелять из нескольких пулеметов, он не умрет. Если же вы используете БТРы или у вас есть инженеры, то в разведку пускайте танк.
На заметку: лучшие разведчики — это снайперы, десантники и БТРы с увеличенным радиусом обзора и маскировочной окраской. Они видят дальше и при этом скрыты от противника.
Из-за обилия скриптовых сцен такая тактика часто не действует. Враг просто не покажет нам козырь, если мы не нападем всей армией. Поэтому важно правильно расположить войска, чтобы их было сложно убить во время неожиданной атаки. Впереди всегда идут тяжелые танки, за ними более легкие, а в самом конце движутся БТРы. Держите их на таком расстоянии, чтобы они могли чинить технику под ударом. Иначе никакого смысла в них вообще не будет.
Пехота идет рядом с танками, но тоже в определенной последовательности: впереди автоматчики и десантники (как самые бесполезные), за ними пулеметчики и снайперы. Медики идут рядом с БТРами и лечат солдат. Где-то рядом можно вести ракетометчиков (и выдвигать их, когда появляется техника неприятеля) и гранатометчиков. Герой постоянно меняет позицию. Если он уже высокого уровня и здоровья у него много — можно ставить вперед. Если он еще «маленький» и уже ранен, то лучше ему идти позади.
В большинстве случаев нам доступен полный набор войск, но иногда командование задачу осложняет и не дает использовать технику. В таком случае берите три отряда медиков, два — пулеметчиков и один — гранатометчиков. Подобная группа — огромная головная боль для врага. Если вы не будете подставлять под удар лечащие отряды, то противник просто не сможет нанести вам весомый урон. Отнять у пулеметчиков даже 10% здоровья станет для него подвигом.
В некоторых миссиях мы можем покупать войска прямо на поле боя. Если берете пехоту — делайте много-много медиков. Они лечат друг друга, и враг не может их убить. Если же можно приобрести технику, то берите тяжелые танки и ремонтники. В этом случае пехоту можете оставить где-нибудь в другом месте — она просто не понадобится.
Когда соберете большую армию, не водите с собой героя. Если его убьют (а на нем постоянно фокусирует огонь неприятель), то миссия будет провалена. Лучше всего держать его на точке высадки и никуда не двигать. По остальной территории обычно колесит враг.
Однако если вы сражаетесь всего несколькими отрядами, то без героя выиграть не получится. В последних миссиях у него уже столько здоровья, что он лично может уничтожить половину врагов. Приставьте к нему медика и пошлите в бой. Вот увидите, он чрезвычайно силен.
Бывает, что противник бомбардирует ваши позиции. Но он в душе добр, поэтому заранее указывает место, куда приземлятся бомбы. Когда увидите красные дымовые шашки, отводите войска.
Не забывайте и о том, что брошенную технику можно захватывать. Играя за НАТО, ищите разбитые советские танки. Даже если у них совсем чуть-чуть «здоровья», герой может их починить. Постройте ремонтную мастерскую и приведите трофей в порядок. Во время игры за СССР ищите артиллерию США. Она иногда появляется на уровнях и, в отличие от родной «Катюши», нормально держит удар.
На заметку: если вы захватили технику, можно в любую секунду выпрыгнуть из нее. Это полезно, когда танк уже почти уничтожен. Поступать так со всеми машинами, к сожалению, не получится.
И напоследок — не надейтесь на автосохранения. Срабатывают они порой в очень странные мгновения: например, за секунду до мощнейшей бомбардировки. Чтобы мы могли еще и еще раз насладиться зрелищем, как наши войска смешиваются с бетоном, землей и травой...
Войска
В кампании и сетевой игре — одни и те же войска. Только героев нет, в остальном — полное сходство. Ниже описаны все боевые единицы, так что можете использовать их как в миссиях, так и в боях против других игроков.
Пехота
Автоматчики. Самые бесполезные солдаты в армии. Они ни в чем не превосходят другие войска. По пехоте стреляют гораздо хуже, чем пулеметчики, с танками расправляются никудышно (точнее, практически не наносят им урон), при этом универсалами их тоже назвать нельзя. Разве что они все делают одинаково плохо... Вам нужен такой отряд?
Но если уж нам его дали, то хоть какой-то прок извлечь постараемся. Автоматчики могут принимать на себя урон. Дохнут они не хуже и не лучше других, но зато их совсем не жалко. Тем более что враг часто стреляет именно по ним — стоят-то они довольно близко к противнику.
Есть у автоматчиков и уникальное умение — бросок осколочной гранаты. Хоть он и наносит довольно скромный урон (для игры с реалистичной физикой это странно — взрыв в гуще противников может даже никого и не убить), но зато разрушает укрытия.
Медики. Обязательно должны быть в любой армии, где есть хоть один отряд пехотинцев. По огневой мощи медики не превосходят автоматчиков, зато быстро, на расстоянии и во время стрельбы восстанавливают здоровье любой группе. И неважно, умер ли в отряде солдат или все живы, — медики восполнят здоровье до максимума.
Единственный недостаток — часто выдвигаются вперед остальных, из-за чего практически мгновенно гибнут (враг обожает фокусировать огонь на них) и оставляют без поддержки всю армию.
Это совет: поставьте медиков на отдельную горячую клавишу. Так будет гораздо проще отводить их от противника и прятать за танки и спины союзников.
Если вы обороняетесь или же сражаетесь с огромной толпой врагов — стройте медпункт. Отряд перестает стрелять (а делал это он, мягко говоря, слабо), зато лечит намного лучше. Да и обычная пехота по палатке стреляет лишь в треть или даже четверть силы. Пользуйтесь медпунктом и тогда, когда необходимо спасти отряд от смерти.
Инженеры. Умеют минировать (бесполезное умение, которое понадобится лишь в одной миссии), извлекать взрывчатку (тоже пригодится всего несколько раз), делать пехотные заграждения и прочие забавные, но совершенно бесполезные вещи.
Обычно, если нам приходится обороняться, на подготовку у нас есть секунд пятнадцать, максимум — двадцать. За это время можно успеть поставить три мины. А они и один тяжелый танк-то не взорвут, зачем терять время и тратить деньги? О колючей проволоке я вообще молчу. Она находится где-то за гранью добра и зла.
Однако по шкале бесполезности инженеры стоят не наравне с автоматчиками. Есть у них одно умение — возвести техцентр. Это что-то вроде медпункта, только для ремонта, а не лечения. Восстанавливает броню и восполняет боезапас.
В остальном отряд довольно бесполезный. Стреляет слабо, гибнет быстро.
Огнеметчики. Самые страшные солдаты для пехоты противника. Огнемет наносит колоссальный урон и убивает врагов буквально за две–три секунды. Вот только, чтобы начать жечь, надо близко-близко подойти к жертве. Даже одинокий пулеметчик этого не позволит — убьет очень быстро. А уж в масштабных битвах огнеметчикам и вовсе нет места. Враг всей толпой выстрелил по ним, и все — пиротехники сегодня не будет.
Брать этот отряд я не рекомендую. Он, безусловно, отлично наносит урон, и если вы доберетесь до противника, то все будет замечательно, но это редко удается. Очень редко.
На заметку: берегитесь, огнеметчики врага могут появиться незаметно и черт знает откуда. Стоит недосмотреть за войсками, как вы останетесь без пехоты или потеряете героя.
Пулеметчики. Наносят самый сильный урон пехоте после огнеметчиков. Но в отличие от них ребята с пулеметами стреляют гораздо дальше многих других солдат. Автоматчики, медики, ракетометчики и десантники гибнут еще только на подходах к ним.
Мощность + дальность + скорострельность. Этим пулеметчики привлекают внимание. Если вы сражаетесь только против пехоты, то берите сразу четыре, а то и пять отрядов этого типа. Прицелились, выстрелили — враг убит. Через секунду выбираем другую цель. Только медиков взять не забудьте — пригодятся.
Умеют пулеметчики и окапываться. При этом они не могут двигаться, но урон от пуль практически не получают. Зато танки и ракетометчики уничтожают такие укрытия в три секунды. Будьте аккуратны.
Десантники. Главное достоинство — незаметны на большом расстоянии. Можно использовать для разведки, но чаще нам просто некуда деваться. Во-первых, один из героев — десантник. Во-вторых, если мы вызываем пехотное подкрепление с вертолетов — это десантники. Если мы играем на территории врага, то почти всегда в армии — десантники.
Урон они наносят мизерный, толком делать ничего не умеют, а потому мы отправляем их к автоматчикам. Пусть вместе шагают впереди и весело принимают удар на себя. В редких случаях используются в роли разведчиков, хотя на эту роль больше подходят снайперы. Они, если неприятеля приметят, хоть выстрелить по нему смогут. Эти же пока подойдут, пока откроют огонь...
Брать до миссии — категорически не рекомендую.
Минометчики. Магический отряд. Его минометы способны распознавать своих и чужих. Союзники падения мин не чувствуют, враги же — подлетают в воздух и теряют треть здоровья. Если противник плотно держит отряды, то урон получают все.
Подходят минометчики и для уничтожения стационарных пушек. Надо отойти подальше, открыть карту снайперами, ускорить время в два раза и стрелять. Подождали пятнадцать секунд и двинулись дальше. Удобно.
Я очень люблю этих солдат, они сильно облегчают жизнь в любом бою. Так что если есть возможность — обязательно берите.
Снайперы. Великолепно видят, метко стреляют, отнимают примерно одну пятую здоровья за раз. Вдобавок их очень тяжело заметить.
Но снайперов надо научиться применять. Когда они просто бегают со всей армией, пользы от них не так уж и много. Ну стреляют, ну издалека. Гораздо лучше взять пулеметчиков — в открытом бою им нет равных.
Снайперов надо сажать в здания, прятать, пускать в тыл. Если у вас есть несколько таких отрядов, то им необходимо взаимодействовать. При правильной игре во время обороны вы просто не дадите противнику подойти — вся пехота умрет задолго до контрольной точки, так и не поняв, кто же стреляет.
Способности у снайперов довольно тривиальны. Главная из них — возвести наблюдательную вышку, но без солдат внутри она не работает, так что использовать ее приходится крайне редко. В основном — дабы навести на цель минометчика.
Гранатометчики. Одни из полезнейших отрядов в игре. Помимо того, что он практически единственный из пехотинцев способен уничтожать танки, он еще и идеально подходят для разрушения укрытий.
С пехотой в открытом бою гранатометчики тоже могут сражаться, но пулеметчики и минометчики это делают лучше. Так что во время сражения, если вокруг нет вражеской техники, держите их позади. Ничего серьезного они все равно не сделают.
Сразу после выхода Cold War на форумах, как водится, появились комментарии, дескать, разработчики ничего нового не придумали и все украли у конкурентов. Главный довод: «Взгляните на интерфейс!» Взглянем:
Следующая фраза: «А теперь смотрите, что было в Company of Heroes три года назад!». Смотрим:
В этом месте автор «разоблачения» ставит десяток восклицательных знаков и многозначительно замолкает.
Продолжим мы. Обратите внимание на два других интерфейса.
Codename: Panzers, Phase One:
2004 год
Codename: Panzers, Phase Two:
2005 год
Однако...
Техника
БТР. Отлично уничтожает пехоту, но быстро теряет броню даже от автоматного огня. В игре используется как ремонтник и транспорт. Поэтому необходимо сразу же покупать ремкомплект и, если в игре можно где-то поплавать, — усовершенствованные гусеницы.
В некоторых миссиях, если сделать пять-шесть БТРов, а потом научить их ремонтировать, они становятся практически бессмертными. Благодаря этому они отлично расправляются даже с танками — из пулеметов их уничтожают. В World in Conflict есть такое понятие, как «запилить» врага, — вот здесь оно отлично продемонстрировано. Надеюсь, разработчики исправят это патчами.
Мобильная артиллерия. У русских и американцев она выглядят по-разному, однако действует одинаково. С большого расстояния наносит всем в зоне поражения большой урон. Перезаряжается долго.
Американская артиллерия — более бронированная и стреляет одиночными разрывными снарядами. Советская гибнет очень быстро, но бьет намного мощнее.
Если есть возможность — берите. Компьютер часто бывает туп, а потому не сдвигает с места войска, и они гибнут под разрывающимися снарядами. Артиллерия вообще во многом похожа на минометчиков.
Танки. Делятся на три типа — легкие, средние и тяжелые. Отличаются крепостью брони и мощностью пушек. Чем тяжелее танк, тем он лучше. Поэтому в последних миссиях совершенно нет резона использовать начальную технику. А ведь мы ее берегли, растили в уровнях, а разработчики просто взяли и сделали ее бесполезной.
Танк лучше всех подходит для выполнения любых заданий. Вся пехота блекнет перед ним. Поэтому в первую очередь набирайте их и ремонтные БТРы, а на оставшиеся очки — пехоту. Пока что с балансом в кампании не все ладно...
Что может быть естественнее — генсек многомиллионного государства снимает ботинок и лупит им по трибуне перед лидерами десятка других стран? Никита Сергеевич не согласен, Никита Сергеевич пускает в ход обувь. Прекрасно. А мать Кузьмы тогда кто?
Для нас фраза «показать кузькину мать» интуитивно понятна, хоть мало кто задумывался, что это вообще за Кузьма и чем так страшна его мать. Но как перевести это выражение иностранцу, причем мгновенно, не задумываясь? Так и появилась неловкая фраза о Kuzma's mother, над которой еще долго ломали голову американцы.
Никите Сергеевичу очень понравилась эта идиома, и он повторил ее еще не раз. Впоследствии «кузькину мать» уже переводили как «Мы вас похороним» (We'll bury you) и «Мы покажем вам, что есть что» (We shall show you what is what). Но до того угроза «показа» действительно пугала Запад. Непонятно ведь, что именно этим хотел сказать советский генсек, — может, это бомба такая?
Происхождение идиомы до сих пор точно не установлено. Существует три версии.
Первая. Кузька — вредитель хлебных злаков. Чтобы посмотреть на его личинку (то есть мать), надо глубоко раскапывать землю. Для крестьян это небольшая трагедия.
Вторая. В некоторых русских поговорках Кузьма — плохой парень, негодяй, злодей («Наш Кузьма все бьет со зла; не грози Кузьма: не дрожит корчма»). Мать его здесь лишь при том, что сынок мог унаследовать от нее тяжелый характер.
Третья. Кузька — это плетка, которую жених клал себе в сапог в день свадьбы. Если жена будет вести себя плохо, то муж покажет ей, кто в доме главный.
Поддержка с воздуха
Разведка. Пожалуй, наиболее бесполезная способность. Вертолет на несколько секунд зависает над выбранной территорией. Стоит это довольно дорого, а сбить его очень просто. Кроме того, открыть часть карты можно при помощи десантников и снайперов.
Если уж дали, то пользоваться можно (хотя деньги придется тратить за каждый вылет), но покупать отдельно и целенаправленно категорически не рекомендую.
Авиаудар. На выбранную область самолет скидывает бомбу. Если на этом месте стоит несколько танков, то удар приходится лишь по одному. БТРы от этого дохнут, легкие танки почти полностью теряют здоровье. С более тяжелыми машинами, сами понимаете, бороться так довольно сложно.
На ранних этапах авиаудар еще хоть как-то помогает (однако покупать его дорого, ведь армии маленькие и придется жертвовать танками и сильными пехотинцами, а это печально), но дальше от него проку нет вообще.
Выжигание напалмом. На выбранную территорию самолет скидывает зажигательные бомбы, которые еще несколько секунд наносят урон. Танки от этого практически не страдают, а пехота не представляет сильной угрозы. Тратить на напалм сто монет невыгодно. Используйте лишь в крайнем случае и никогда не берите в самом начале.
Поддержка. С вертолета сбрасывается ящик, который восполняет здоровье отряду пехоты или броню техники. Действует, к сожалению, лишь на один отряд, потому отводите его в сторону и выбирайте для поддержки именно его. Иначе компьютер может помочь не тому, кому следует.
Это очень хорошее умение, и использовать его в первую очередь стоит для лечения медиков (если у вас всего один их отряд) или починки БТРов. Враг обычно наносит по ним урон в первую очередь, а сами себя восстанавливать они не могут. Поэтому всегда берите поддержку еще до миссии. Может пригодиться даже во время сражения, если ваши медики и ремонтники не могут полностью восстановить важный отряд.