Bioshock 2: Sea of Dreams

22.04.2010 19:27

Действительно, у всякого рода живых существ жадность и хищность возникают или от боязни нужды, или, у человека только, от гордости, вменяющей себе в достоинство превзойти прочих излишним хвастовством своим имуществом.

Томас Мор, «Утопия»

1946 год.

Подходит к концу Нюрнбергский процесс. Из родильной палаты доносится писк Фредди Меркьюри на мотив Bohemian Rhapsody. Баскетбол выныривает из подворотен и переносится в НБА.

В тот же год успешный промышленник Эндрю Райан создает подводную империю на дне Атлантического океана. Талантливые художники, поэты, писатели, музыканты, ученые, бизнесмены — все они поселились в Восторге, городе мечты, где не предполагались правительство и коррупция, а свобода вероисповедания считалась нормой. Автономное электричество, очистка воды, правоохранительные органы, огромные запасы еды и добыча морепродуктов — чего не хватало подводному раю? Рабочего класса и гражданской войны.

Воевали не за территории, не за тринадцатую поправку и даже не за демократию — дрались за адам, мощный генетический модификатор, а по совместительству — сильнодействующий наркотик. Он не только превращал людей в амфибий, отращивал новые конечности и уничтожал болезни, но вызывал привыкание, разрушал нервную систему и уродовал людей.

В новогоднюю ночь 1959 года мутанты напали на интеллектуальную элиту. Под натиском обезображенного войска город пал; выжить удалось лишь тем немногим, кто вовремя спрятался. Спустя пару лет защитный купол дал трещины, несколько районов полностью затопило, а здания начали рушиться. Отныне Восторг принадлежал наркоманам и неразлучным парочкам Маленьких Сестричек и Больших Папочек, юных добытчиц адама и их охранников.

Однажды внутрь уже попал человек извне. Обращенный в пешку, но вовремя спасенный, он сумел восстановить хоть какое-то подобие справедливости. Впрочем, ненадолго.

Мужчина в водолазном костюме проснулся на полу какой-то сырой, кромешно темной дыры. Он с трудом встал на ноги, огляделся и попытался вспомнить, как попал сюда. Безрезультатно. Перед глазами пронеслись предновогодний маскарад 1958 года, маленькая дочь, драка с бандитами, какое-то зеленое вещество, женщина с опасным взглядом и сильным голосом, невесть откуда взявшийся в руке пистолет, висок, выстрел... Темнота.

Как он мог выжить, кто эта женщина и что произошло с малюткой? Вопросы, вопросы, одни вопросы. Оставалось только следовать за белым кроликом, точнее — за повзрослевшей дочуркой, которая нашла способ пробраться в голову папочки. Первого и последнего Большого Папочки, чей разум подчинялся только ему.

С тех пор как он шел этими коридорами последний раз, многое изменилось. Стены потрескались, лампы перегорели, а пол залило водой. Только заляпанные кровью маски и беспорядок напоминали о прошедшем бале. Сколько же лет назад это было? Пять? Восемь? «Десять», — подсказал голос в голове.

Хотя основатель трагически погиб, а Фрэнк Фонтейн получил по заслугам, Восторг и не думал умирать. София Лэмб, талантливый психиатр и альтруистка, объединила наркоманов в Семью, действующую на благо города. А благом считалось убийство чужаков и всех несогласных, добывание адама и похищение девочек из прибрежных городов: Маленькие Сестрички успели повзрослеть и на совершеннолетие получили костюмы юных подводников и огромные шприцы для сбора некогда целебного вещества.

На протяжение десяти лет Семья крепла, Лэмб не знала печали, а ее дочка, которую она отобрала у первого Большого Папочки по кличке Дельта, росла и постепенно забывала о детской трагедии. Во всяком случае, так она говорила матери, тайно мечтая когда-нибудь вновь увидеть отца.

По местам боевой славы

Что плохого в воссоединении семьи? Только количество трупов, которое оставят позади себя ее члены. А уж если папа вооружен огромной дрелью и умеет швырять молнии...

Синдромом Зевса, впрочем, и не пахнет — Дельта вовсю пользуется плазмидами и тониками, как и прочие жители Восторга. На иглу его подсадила повзрослевшая дочурка, которая разбросала «подарки» по всему городу. Маленькие красные тележки таят забавные детские фотографии, дневники, игрушки и бутылочки со спасительным наркотиком. Как трогательно, аж слезы наворачиваются.

Безобидные призраки ушли в небытие, но долгий темный ко- ридор, где оживают мертвецы, быстро заставит забыть об утрате.

Начав свой путь с некогда роскошного развлекательного комплекса, Дельта пройдет по восьми внушительным уровням, о многих из которых мы слышали еще во время экскурсии Джека. Хотя первые шаги покажутся до боли знакомыми, дальнейшее путешествие пройдет в таком темпе и напряжении, что времени на «кажется, я тут уже бывал» не останется. Да, здесь нет заброшенной больницы и тусклого морга, зато имеется личный парк доктора Лэмб и детский приют, в котором все время слышатся скрипы и шорохи, а освещение считается непотребством. В любой момент сверху может спрыгнуть существо, которое лишь отдаленно напоминает человека, укусить пару раз и скрыться в вентиляции. Да, безобидные призраки ушли в небытие, но долгий темный коридор, где оживают мертвецы, быстро заставит забыть об утрате. Да, тонкая натура Сандер Коэн больше не творит — ему на смену пришел психопат Алекс Великий, который лишился рассудка по собственной воле и превратил компанию Фонтейна в жестокое реалити-шоу (пародия на Дональда Трампа прилагается).

Это интересно: несмотря на мрачность игры, разработчики не удержались от шуток. Так, например, если расплавить один из ледников, то под ним обнаружится кот по имени Шредингер.

Старый-новый Восторг пугает по полной программе. Вот вы бредете мимо сломанной детской карусели — у одной из лошадок нет головы, у другой оторвана нога, а третья разрисована кровью. Тишину нарушают только падающие с потолка капли, и это страшит больше, чем внезапно взорвавшаяся над головой лампочка или резко открывшаяся дверь. Нервы напряжены, сердце бешено колотится, вы заворачиваете за угол, и тут резко проскакивает что-то черное. Раздается выстрел, другой, третий — вы опускаете дробовик, но никого нет, ни живого, ни мертвого. Как будто тень проскользнула и поспешила куда-то по своим делам. Делаете несколько робких шагов вперед, начинает потихоньку «отпускать», и, как только вы расслабляетесь, немедленно получаете в спину гаечным ключом. Непередаваемые ощущения.

Взламывать турели, дроидов и другие механизмы стало на порядок проще.

За десять лет мутанты освоили новые приемы, вывели новых особей, но так и остались неразборчивы в выборе оружия. Казалось бы, бывшие интеллигенты должны бить как минимум смычками или флейтами, если не бросаться яйцами Фаберже. Но нет, они все так же пользуются битами, трубами, крючьями и ржавым огнестрельным оружием. «Пауки» ползают по потолку и стенам, «Бруты» напоминают разъяренных бизонов, а розовая дымка означает, что сейчас из ниоткуда вынырнет мастер телепортации.

Сами по себе жители Восторга не пугают, к тому же они до сих пор не освоили простые шакальи тактики, вроде «один отвлекает, остальные бьют исподтишка». Зато наркоманы брали уроки эффектного появления на сцене, научились лучше притворяться трупами (когда висельник бодро спрыгивает на пол — это нечто), маскироваться под статуи и сливаться с интерьером. Правда, в решающий момент они не пытаются спрятаться или подумать, никогда не отступают и сразу рвутся в бой, стреляют на поражение, стараются взять количеством или, в крайнем случае, измором, ведь рано или поздно аптечки, шоколадки и коньяк закончатся. И тогда вот она, долгожданная последняя пуля.

Хотя нет, не последняя — камеры воскрешения стоят на месте, хоть при желании их можно отключить. Удивительно другое: в первом BioShock мы зачастую попадали внутрь благодаря Большим Папочкам и исключительно редко по вине мутантов. Теперь все с точностью до наоборот. И это несмотря на то, что в полку грозных подводников прибыло.

Очи красные и прекрасные

Первая кучка новобранцев — Большие Сестрички, которые следят за успехами младшего поколения. На одну из воинственных барышень Дельта наткнется через две минуты после своего воскрешения, чтобы не расставаться с ними до самого конца. По сути, это те же Папочки, только более ловкие, подвижные и смышленые. Красноглазые создания кувыркаются, прыгают по стенам и потолку, запрыгивают на героя, метают камни и огненные шары, бьют большими шприцами и дают пощечины со словами: «Сударь, вы хам!» Поначалу трудно и непривычно, но затем вы будете узнавать о прибытии бестии как минимум за минуту. Этого времени вполне хватит, чтобы расставить ловушки, разбросать мины и зайти в затопленную комнату. Зачем? Да чтобы радушное «Привет» сопроводить мощным электрическим разрядом!

Другое дело — новые Большие Папочки, Альфа-версия. Если старые модели все так же ходят по пятам за Маленькими Сестричками и ни на кого не нападают без причины, то Альфа атакуют сразу, без раздумий. Они быстры, маневренны и пользуются несколькими видами оружия сразу, так что можно хорошо огрести. Однако практика подсказывает, что нашествие ос и несколько ударов дрелью лечат все симптомы Папочкиного бешенства. Почему не молнии и не огненные взрывы? За десять лет насекомые возмужали, и плазмид Insect Swarm стал обязательным атрибутом борца с сумасшедшими психиатрами.

Все плазмиды, тоники и «стволы» улучшаемы в специальных местах. Автомат с двумя статуями девочек по бокам продлит вашу жизнь, увеличит запас «маны» евы и позволит устроить мутантам Алабаму. Расплачиваться придется адамом, который добывают Сестрички. Перед нами опять встанет моральная дилемма — спасать малюток или убивать их.

На заметку: это снова скажется на концовке, но теперь их не две, а целых четыре: финальный ролик зависит еще и от того, пощадите ли вы встреченных NPC.

В другом автомате Дельте предложат бесплатное улучшение какого-либо оружия, и тут важно помнить, что развиться во всех направлениях не выйдет. Многие сразу сбросят дрель со счетов — и очень зря. В отличие от гаечного ключа Джека это одно из самых страшных и мощных оружий, которое в считанные секунды перерабатывает наркоманов на отборный морской фарш.

Все остальные покупки ведут к денежным затратам: доллары можно отобрать у трупов, украсть из сейфов или кассовых аппаратов, найти в тайниках. Если не хватает средств на очередную аптечку или колбу с евой — не беда, можно подкрепиться шоколадом, чипсами и конфетами, а запить джином, виски или ромом. Перебрали? Дельту начнет штормить похлеще, чем Нико в GTA IV, а про перестрелки можно на ближайшие несколько минут забыть.

Взламывать турели, дроидов и другие механизмы стало на порядок проще. Во-первых, Папочке дали пушку, которая стреляет дешифрующими зарядами, во-вторых, появилась новая мини-игра, во время которой нужно вовремя остановить стрелку на зеленом поле. Промазали? Либо героя ударит током, либо сработает сигнализация и налетят воинственные карлсоны. За вами выбор — переманить их или обесточить.

Сестра, Папа, я

В многопользовательском режиме такое не пройдет. Главная новинка, сетевые баталии, вроде и выглядит хорошо, и обещает многое, но при этом дико глючит. Гражданская война в Восторге — отличная тема для тысяч побоищ, но при условии, что они не прерываются вылетами, подвисаниями и прочими «мелочами». Широкий выбор персонажей и масок, улучшение оружия и плазмидов — это тоже здорово, но только когда режимы хоть чем-нибудь отличаются от банальных «своруй флаг и притащи на базу». Да, вместо знамени — маленькая девочка, и что толку?

Вот тут-то дежавю и накрывает во второй раз. Может, все это уже было? Джека заменили Дельтой, фразу «would you kindly» — видениями в розовом тумане, а сыновнюю трагедию — отцовской. Место действия то же, коридоры стали привычными, а прогулки по океанскому дну напоминают исследование подводного царства для самых маленьких — ни драться, ни баловаться с плазмидами нельзя.

Вроде все хорошо, но мелкие оплошности заставляют задуматься — а не цыганский ли табор разработчиков всему виной? Пять компаний вместо одной — это очень серьезно, слаженности добиться трудно, а вместо «души» может получиться шикарная, но бессердечная механика. Местами так оно и есть, а ведь избавить от дежавю могли бои в открытом океане или, к примеру, гонки с мутантами на подводных мотоциклах. Да что там, хватило бы даже отстрела наркоманов во время переездов на поезде.

Но нет, на это не пошли, решив сыграть на образах умирающего города и разлагающегося общества. Почти получилось. «Почти», потому что в 2007 году это сделали лучше. С душой. Именно поэтому тогда мы увидели шедевр, а сегодня перед нами — просто хороший, качественный коммерческий проект с замахом на глубокую философию и пародией на нелинейность.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность

8
динамичность, сложность, подача сюжета, нелинейность уровни трудно пройти, не обыскивая каждый угол, прогулки «по свежему воздуху» коротки
Графика

8
отличные тени, качественные эффекты, шикарная вода не лучшая детализация окружения
Звук

10
музыка, игра актеров, пугающие эффекты нет
Игровой мир

8
атмосфера, сюжет, многогранные персонажи, аудиодневники местами возникает стойкое чувство дежавю
Удобство

8
простой интерфейс, интуитивное управление неудобно выбирать плазмиды, глючный многопользова-
тельский режим
Новизна

да

Интерес повторной игры

да
Рейтинг

журнала

84%
Вердикт: Казалось, подводная утопия утрачена навсегда и вернуться на дно океана не выйдет. Мир погиб, но его обитатели все еще живы, а некоторым из них есть что рассказать. Трагическая история первого Большого Папочки — чем не повод вновь посетить город Восторг?
Награда

журнала

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо