Metro 2033: The Last Refuge

27.05.2010 21:22

— Метро — это наш дом. Это все, что у нас осталось. Да, жизнь тут не сахар, но ты всегда знаешь, что на твоей станции каждый человек тебе — родной. Тут есть ради чего и ради кого жить.

В основу проекта лег одноименный роман Дмитрия Глуховского, повествующий о судьбе постъядерного мира, где все выжившие обитатели Москвы ушли под землю — осваивать бесконечные тоннели метрополитена. По духу мир игры весьма близок к серии S.T.A.L.K.E.R., и не только из-за радиации и населяющих его мутантов. Так уж сложилось, что за разработку взялась компания A4 Games (правда, под крылом такого монстра, как THQ), состоящая из сотрудников, в былые годы работавших над самым первым «Сталкером». В причинах, по которым они ушли и создали собственную компанию, мы копаться не будем, но факт остается фактом — над «Метро» трудились люди, стоявшие у истоков знаменитого чернобыльского проекта.

Первый публичный показ состоялся на «Игромире-2009», за четыре месяца до релиза. Потом последовало кратковременное затишье, и...

Осторожно, двери закрываются!

— Если быть точнее, двери уже закрылись. Закрылись давно и — не хочется говорить «навсегда», скажем «надолго». После беспощадной ядерной войны в Москве уцелели лишь несколько тысяч человек, укрывшиеся в Московском метрополитене им. В.И. Ленина. Некоторые станции остались в запустении, но на многих теплится жизнь. Люди приспособились к существованию под землей, разводят свиней, вместо чая используют заваренные сушеные грибы, ну а воды в метро хватало всегда. Вместо денег патроны — старые, сделанные еще до войны, качественные и мощные. В обменных пунктах почти что каждой станции, где живут люди, можно поменять их на другие боеприпасы, сделанные уже под землей, пусть и не такие мощные, но зато не дефицитные. Рынки тоже существуют, на них можно запастись необходимым для выживания вне станции — оружием, аптечками, фильтрами для противогаза.

Почему — выживания? Да потому, что воздух во многих туннелях, где нет вентиляции, заражен, и без противогаза выжить там могут лишь мутанты. И это еще одна проблема. Каждая населенная станция хорошо охраняется, но нападения случаются довольно часто. Мутанты попадают под землю через вентиляцию в тоннелях, через заброшенные станции, — они разные, но, как правило, цель у них одна. Они прут толпами, волнами, и мы давим, давим их как клопов, сжигаем, расстреливаем. И... умираем. Умираем, надеясь, что те, с кем мы стоим плечом к плечу в обороне, не дадут им прорваться на станцию, к нашим детям, женам, матерям, к тем, с кем нам так хорошо рядом в моменты, когда не нужно идти на дежурство...

Впрочем, за последнее время мы научились противостоять им. Потери уже не настолько велики. Так, по глупости кто-то может попасть под горячую... пасть или коготь. Но это касается лишь тех, кто живет на станциях. Те же, кому по зову сердца ли, кошелька ли приходится путешествовать по туннелям, — вот они-то уж мрут как мухи. Ушел человек и не вернулся, как будто и не было его. Днем позже прошел караван по тому же пути — а там ни останков, ничего. Куда делся? Никто не знает. Мертвяков, конечно, в туннелях много, но их уже никто не боится. Чего их бояться-то? Мертвые не кусаются.

Даже польза от них есть какая-никакая, патронов там с них взять, фильтр запасной для противогаза. Да и сам противогаз, бывает, с трупа снимешь. Противно, конечно, но, если твой собственный после нападения мутантов растрескался — снимешь, как миленький снимешь. Жить-то охота...

Бывают смельчаки, которые и на поверхность выходят. Сталкеры, как мы их называем. Правда, сами себя они охотниками кличут. Охотятся за уцелевшим оружием на складах, патронами. Книги с поверхности таскают, за них платят хорошо. Но только уж больно опасно это. Наверху-то поди угадай, какую тварь встретишь. К нам в основном мелочь лезет.

Человек человеку волк

— Нет, не учат ничему людей собственные ошибки. Ведь из-за чего мы здесь оказались все, под землей? Из-за наших же, человеческих, грехов! Гордыня, жадность — вот что довело нас до черты, до предела. Из-за этого мы потеряли все то, что было у нас наверху. Казалось бы, выжили, обосновались, детишки уже подрастают, которые и неба-то над головой не видели. Радуйтесь, люди! Общайтесь, любите, плодитесь! Эх... А ведь нет, мало, им все еще мало! Не только мирные жители у нас в метро, не только... Ну, жулье, бандиты, спекулянты — это понятно. Эти паразиты всегда были, есть и будут в любом месте, где есть хоть какая-то жизнь. Пока к ним на их станции не сунешься, они особо и не надоедают. Со станций их гоняют, могут даже пристрелить, если есть за что, а коли сидишь тихо да не мешаешь никому — то и ладно, сиди себе. А на станции, которые они контролируют, никто и не ходит, их всегда кружным путем обойти можно, да и немного их, всего-то штук пять наберется. Вот, взгляни на карту, я расскажу про наш быт в целом, кто где сидит и чем занимаются.

Видишь красную линию, пересекающую метро? Это коммунисты, чтоб им пусто было. Порядки у них самые что ни на есть строгие, всё шпионов ищут, просто так туда и не попадешь, прям железный занавес, елки-палки! Военщина, она и есть военщина. Партийные ячейки, комсомольцы, коммунисты... ей-богу, как дети. Понятное дело, Ленин-Сталин у них главные авторитеты. Кто их помнит-то уже? А они, видишь ли, все пытаются, чтоб «каждому по потребностям».

Ну да ладно, живут они в своем мирке, и пусть живут. Другим, главное, чтоб не мешали. Да и торговать-то с другими хочешь не хочешь, а приходится. Но их много, да. Целых шестнадцать станций на Сокольнической линии заняли. Взгляни, на карте они серпом с молотом отмечены. Впрочем, хоть и живут они в своем замкнутом мирке, а воевать-то все равно воюют. И не мутанты их главный враг, не бандиты, а кто бы ты подумал? Фашисты! Да-да! Не удивляйся, есть у нас и такие соседи, прости господи.

Фашисты-то немного себе места захапали, три станции всего, да и те на одной пересадке: Пушкинская, Чеховская да Тверская. Рейх там свой очередной строят. Порядки у них — не чета красным. Звери, ей-богу, звери! Говорят, лучше к мутантам попасться в лапы, чем к этим... У них каждый, кто не с ними, тот враг. А с врагами у них разговор короткий, к стенке — и пулю в голову. Но сначала в гестапо свое тащат. Гестапо — это что-то наподобие милиции, только там не разбираются, что да как, а наказывают по им одним ведомым правилам. Я бы их скорее «понятиями» назвал. Хотя бандиты даже как-то человечнее...

Бандиты, кстати, тоже обосновались в центре метрополитена, на Китай-городе, Третьяковской и Новокузнецкой. Но, в принципе, сидят тихо, как я уже говорил, и особо не надоедают. Торгуют помаленьку, наверх ходят за оружием. Попасть к ним довольно непросто, всюду ловушки и сигнализация. Говорят, есть еще четыре бандитских станции где-то на юге Калужско-Рижской, но про них мало что известно.

Кольцевая линия — она сама по себе. Барьер своего рода. Практически все станции на ней объединились в содружество под названием «Ганза». Едва ли не все жизненно необходимые товары на остальные станции попадают именно оттуда. Караваны с продуктами идут на Ганзу, а обратно возвращаются с оружием, патронами и прочими товарами, необходимыми на станциях, где постоянно есть угроза нападения мутантов. И если по какой-то причине караван не дошел, пропал по пути — считай, станция обречена. Кончаются патроны, и все тут, от этих тварей по-другому не отобьешься. Попасть на Ганзу тоже трудно. В принципе, пропускают всех, но транзитом. Для своих нужен специальный паспорт.

Или пропуск, подписанный начальством. Единственные, кто может передвигаться по Ганзе беспрепятственно, — это люди из Полиса.

Полис? Это почти что город. Огромная территория, занимающая все пространство транспортного узла станций и переходов Библиотеки имени Ленина, Арбатской, Александровского сада и Боровицкой. Чего там только нету! Рынок вот чего стоит — пожалуй, один из лучших, которые я видел, что сушеные грибы, что станковые пулеметы и бронежилеты — все есть! А главное в Полисе то, что люди там живут серьезные. Не просто солдатня, как у коммунистов или фашистов, нет. Элита!

Сталкеры из них превосходные, постоянно что-то с поверхности приносят. И с оружием, само собой, у них проблем никаких. Да и люди там более или менее приветливые. Живут и горя не знают, и мутанты к ним почти что не суются.

Ну а мы-то сейчас на ВДНХ находимся, обычная жилая станция вне кольца. Почти все, кто за кольцом, объединяются в конфедерации и альянсы, по две, по три станции. Свое хозяйство, свое ополчение.

Мало-помалу перебиваемся, с другими станциями торгуем. Оружие и боеприпасы с Ганзы меняем на выращенную у нас свинину. Грибы опять-таки. Караваны часто на Ганзу ходят. Да вот в последнее время чертовщина какая-то происходить стала. Сначала караван сгинул. Послали вслед за ним еще один, усиленный, хорошо охраняемый — тоже не вернулся пока что. А теперь еще и нападения участились. И ладно бы просто мутанты лезли — против них-то мы умеем воевать, так ведь нет! Какая-то нечисть новая появилась, народ их «черными» называет. Нет с ними никакого сладу, как ни нападут — так ползаставы поляжет. А те, кто выживет, потом в госпитале через несколько дней помирают в бреду. Твердят, что это новый виток эволюции, «homo novus»! Я-то, понятно, в их бредни не верю, а вот народ на станции паниковать стал. Кто-то даже ушел в сторону Ганзы, спасения искать.

Да... Заходил тут давеча один сталкер, серьезный мужик, Хантером кличут, послушал про этих самых «черных» и пошел разбираться в туннели. Один! Но тоже пока не возвращался. Может, сгинул там, как наши караваны? Не знаю. Уж если сам Хантер не сдюжил — может, там и правда что-то страшное? Если хочешь подробнее о нем расспросить — сходи к начальнику станции, они друзья большие. Или вот у Артема спроси...

История одного подвига

Артем — обычный парень, живущий на ВДНХ. Помогает на дежурстве, с караванами на другие станции не ходит. В общем, самый рядовой житель метро. Но судьба порой преподносит сюрпризы, и не всегда приятные. Вот и в этот раз Хантер, уходя на разведку в туннели, передает Артему жетон на цепочке, который Артем должен передать некоему Мельнику, если он, Хантер, не вернется в течение нескольких дней. Стоит ли говорить, что через оговоренное время он не вернулся?

Путь Артему предстоит неблизкий — в самое сердце метро, в Полис. Хантер верит, что Мельник сможет найти управу на «черных» и помочь родной станции Артема. Впрочем, до того, как главный герой доберется до Полиса, предстоит еще немало пройти и проехать. И не только по туннелям метро. Да и сам Полис — еще далеко не конец игры. Сюжет игры линеен, довольно сложно обойтись без спойлеров, рассказывая о заданиях.

По дороге мы встретим разных персонажей, с которыми нам предстоит путешествовать, — от обычных бандитов, знающих секретные тропинки, до серьезных военных, до зубов вооруженных по последнему слову техники.

Конечно, с такими ходить и веселее, и безопаснее, но, как правило, игра очень хорошо понимает, с кем именно мы идем, и подкидывает встречи с противниками в соответствии с уровнем экипировки. Хотя, пожалуй, самый сильный противник, которого мы периодически встречаем, так ни разу на нас и не нападет. Ну, почти что ни разу.

Бойтесь будущего

Если вспомнить книгу, станет очевидно, что открытого мира в игре быть не может. Есть конкретные задачи, которые нужно решать, и решать в соответствии с сюжетом. Но линейность сюжета в данном случае не минус, а скорее даже плюс. На протяжении всего действия нам предстоит сражаться и выживать. Жутковатая атмосфера удалась разработчикам на все сто процентов. Порой, проходя некоторые из миссий, чувствуешь, как на затылке шевелятся волосы, — давно забытые ощущения. Пугающие звуки, темнота, неожиданные атаки монстров — все это классические приемы, но «Метро 2033» берет не только этим. То, что происходит вокруг, выглядит поразительно живо, и начинаешь переживать так, как будто бы это все происходит на самом деле. В самой первой сцене, когда главный герой выходит на улицу в районе Останкинской башни, от увиденного веет такой безысходностью, что поневоле задумываешься: неужели это наше будущее?!

Выживание

Что в первую очередь важно для выживания во время постоянных военных действий? Конечно же... осторожность! Оружие тоже не последнее дело, но если на плечах нет головы, то никакой автомат не поможет. Многие мутанты очень сильны, бросаться с голой шашкой на ежа не стоит. А слабые монстры, которых в игре несметное количество, по одному не ходят, так что в любом случае трезвая голова залог успеха.

Основной вид монстров — «носачи», размером с хорошего волкодава и с очень-очень острыми зубами и когтями. Именно они представляют основную опасность в туннелях и на поверхности, появляясь из самых неожиданных мест.

Похожие твари есть и на поверхности — скорее всего это мутировавшие собаки. Они более живучи, чем их подземные собратья, но у них есть одна особенность, которая играет главному герою на руку. Перед атакой они принимают на несколько секунд боевую стойку (может, это суслики-мутанты?), и в это время очень легко всадить в них пару-другую пуль.

Еще один тип, который нам будет встречаться довольно часто, — демоны, как их называют в простонародье. С виду очень похожи на горгулий. Очень сильные и опасные летающие твари. Бороться с ними практически невозможно, единственный шанс уцелеть при встрече — прятаться, не привлекая внимания. Впрочем, встречаются демоны только на поверхности, под землю они не забираются.

Еще один вид мутантов, обитающих на поверхности, — библиотекари. Встречаются, как понятно из названия, лишь в библиотеке, куда по сюжету нам предстоит попасть ближе к середине игры. Очень быстрые и прыгучие человекоподобные (хотя по виду ближе к гориллам) создания, убить которых очень сложно. К сожалению, в этой миссии нам нужно будет встречаться с ними не один раз, так что всегда держите при себе необходимый запас аптечек.

Ну и наконец, главный вид мутантов, на которых прямо завязана сюжетная линия, — «черные». Те самые, из-за которых Артему приходится проделывать свой нелегкий путь. Непосредственно как враги они в игре не встречаются, но постоянно присутствуют в заставочных роликах между миссиями.

В мире «Метро» существует еще несколько видов мутантов и аномалий, но они будут встречаться не чаще одного-двух раз за всю игру. Кроме них нам предстоит встречаться и с творением рук человеческих, не менее опасных, чем мутанты.

Есть ловушки — стоит задеть такую, и шансы остаться в живых равны нулю. Если не убьет гранатой (такие ловушки, впрочем, можно разрядить), то прилетит спрятанное в темноте бревно, утыканное шипами, и... загружайтесь заново. Из изобретений военизированных станций и коалиций нас порадуют боевые дрезины. Передвигаются здесь на стандартных ручных или дизельных, а вот в боевых столкновениях есть шанс встретить дрезину, переделанную в своего рода танк!

Оружие

Оружие в игре делится на несколько типов. Первый — револьверы и автоматы, сделанные на Кузнецком мосту. Автоматы ненадежные и быстро перегревающиеся, револьверы — весьма неплохие и мощные, единственный их минус — всего шесть патронов в обойме. Впрочем, если в автоматах пользоваться патронами, сделанными еще до войны, их точность и убойная сила повышаются, но следует помнить, что за каждый из таких патронов можно купить пять патронов местного производства. Так что стрелять деньгами все же не стоит...

Кстати, самый первый автомат, который Артем получает в игре, сделан на Кузнецком мосту и ласково называется «Ублюдком» за то, что стреляет криво и быстро перегревается. В этом прослеживается аналогия с автоматом, которым вооружены некоторые части МВД в настоящее время, — автоматом Калашникова АКС-У, которого в милиции кличут, простите за выражение, «сукой» за его капризность и низкую точность.

Это важно: система заряжания оружия в игре немного необычная. Стоит нажать на кнопку «перезарядка» и подержать ее буквально секунду, и тип патронов в автомате сменится. Нередко бывали случаи, когда игрок, сам того не осознавая, расстреливал весь запас своих «денег».

Кроме автоматов и пистолетов, встречаются также пневматические винтовки, стреляющие стальными шариками. Бесшумное оружие с баллоном, накачать который можно в любой свободный момент. Ну, и оружие с поверхности — самое дорогое. Автомат Калашникова, как всегда, остается самым мощным и эффективным оружием, которое можно сравнительно легко купить.

Но на самом деле покупать что-то кроме фильтров для противогаза, аптечек и некоторых видов патронов практически не имеет смысла. Хорошее оружие можно подобрать по ходу миссий с убитых врагов и товарищей, или же его вам выдадут по сюжету.

Кстати, любое автоматическое оружие «с поверхности» убивает не защищенного шлемом соперника с одного попадания в голову. Бойца, экипированного шлемом, — с трех выстрелов. Это при условии использования «простых» патронов. Единственное автоматическое оружие, сделанное в «Метро» и схожее по характеристикам, — «Ублюдок» с глушителем.

Это важно: везде, где будет возможность, закупайте аптечки и фильтры для противогаза. Хотя игра и будет «подкидывать» их вам в критические моменты (на трупах), на тяжелом уровне сложности иногда приходится загружать ранее пройденные уровни, чтобы докупить необходимые припасы.

Легенды и мифы московского метро

Крысы-мутанты. Военные охотятся на них, потому что они перегрызают кабели. Надо сказать, что слух о них появился еще в конце восьмидесятых годов, но со временем приутих. А вот в городе Алматы он возник еще до того, как там закончили строительство метрополитена.

Метро-2. Правительственное метро. Речь идет о нескольких ветках внутри системы существующего метрополитена, которые якобы ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье. По некоторым слухам эта система называется «Метро-2», по другим — «Д-6». Существует ли она в действительности, нам доподлинно неизвестно.

Апокалиптические животные. Если на станции метро «Перово» встать на платформе около остановки второго вагона, можно увидеть на одном из украшений-барельефов изображения животных, о которых сказано в «Апокалипсисе Иоанна Богослова». По легенде с проектом оформления не успевали, а тут еще и главный скульптор заболел. И тут кто-то принес эскизы, которые очень хорошо подходили по стилистике (станция оформлена в мифологическом духе — фениксы, грифоны и т.п.). И уже намного позже, после запуска станции, кто-то знающий обратил внимания на эти рисунки. Кем был тот, кто их принес, так и не выяснили.

Магические скульптуры. На станции «Площадь Революции» среди множества скульптур есть скульптура разведчика с собакой. Говорят, если студенту нужно сдать зачет — достаточно потереть у собаки нос. Если нужно сдать экзамен — лапу. Неподалеку есть скульптура бронзового петуха — вот его, по всем приметам, трогать ни в коем случае нельзя, особенно клюв. С тем, кто это сделает, произойдет нечто страшное.

Станция «Советская». Эту станцию Замоскворецкой линии хотели построить прямо под зданием Моссовета (теперь — мэрии). Есть слухи, что ее и правда построили, но так и не открыли и тут же засекретили. Точно известно одно: до 1979 года, пока не открылась станция «Тверская», между «Маяковской» и «Театральной» был длинный перегон без остановок.

Закрытый выход на станции «Битцевский парк». В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк, к которому бы вел отдельный выход из метро. Проект в жизнь не воплотился, и выход до сих пор закрыт.

Метро и мавзолей. Первые проекты московского метро появились еще при царе, в конце XIX века. Центральный узел метрополитена должен был находиться на Красной площади, примерно там, где сейчас мавзолей. Но тогда против постройки активно выступила церковь и... извозчики.

Внутренний мир

Несколько месяцев назад, когда появились требования игры к системе, многие были повергнуты в уныние. Оптимальные параметры включали в себя не только процессор Core i7 и 8 гигабайт оперативной памяти, но и видеокарту GeForce 480, которая появилась в продаже... спустя две недели после выхода игры! Но опасения по поводу качества картинки не оправдались, и «Метро» стабильно идет даже на компьютерах среднего класса. Хотя, конечно, лучше всего играть на видеокартах с поддержкой DirectX 10, а еще лучше DirectX 11. На них можно увидеть просто идеальную картинку на самых высоких настройках, но, повторюсь, на видеокартах класса 8500GT игра работает практически без «тормозов».

Кроме интересного и захватывающего игрового процесса, нельзя не отметить и работу аниматоров. Сюжетные сцены между миссиями сделаны очень качественно, придраться не к чему. Ну а стилистические находки в сценах, где появляются «черные», — и вовсе выше всех похвал!

О двух концовках: еще до релиза разработчики намекали, что в игре будет две концовки: «хорошая» и «плохая». И действительно, сюжет может закончится по-разному. Одно дело, если вы станете помогать тем, кто в этом нуждается; и совсем другое, если будете оставлять за собой горы ненужных трупов.

Впрочем, есть и немало поводов для критики. Откровенно разочаровывает схожесть большинства персонажей. Каждый из них по отдельности прорисован великолепно, нет вопросов! Но почему, если в самом начале чувствовалось, что ты попал в мир, населенный людьми, ближе к концу начинает казаться, что вокруг тебя сплошные клоны? Спешка перед выходом игры? Непонятно. Не то чтобы это мешало, но... как-то обидно.

Позволите еще попридираться? Тогда упомяну систему контроля персонажа и крайне неудобную перезарядку оружия. Но это только в самом начале игры, после пары-тройки миссий привыкаешь. А вот к проблеме с передвижением в группе привыкнуть не удается. Напарник (напарники) передвигаются гарантированно медленнее главного героя, из-за чего моменты, когда нужно за кем-либо идти и невозможно горе-проводника обогнать, становятся сущей пыткой.

На сем с придирками я заканчиваю. Согласен, это немало, но атмосфера игры настолько захватывающая, что прощаешь эти огрехи практически полностью. Будем надеяться, что разработчики учтут претензии, когда будут работать над следующей частью «Метро». Ведь у вас нет сомнений, что она будет?

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность

10
захватывающие сражения, интересный мир не отмечены
Графика

9
отличная сочная картинка, детальная прорисовка мира большая нагрузка на видеокарту, желателен DirectX 10 или выше
Звук

10
диалоги, звуки окружающего мира не отмечены
Игровой мир

9
атмосфера, сюжет однообразность персонажей во второй половине игры
Удобство

8
стабильность, удобный интерфейс, гибкая система настройки графики система контроля оружия, архаичная система сохранений
Новизна

да

Интерес повторной игры

да
Рейтинг

журнала

92%
Вердикт: Очень сильный конкурент собратьям по жанру и потенциально хороший задел для дальнейшей серии. Осталось лишь убрать мелкие огрехи.
Награда

журнала

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо