StarCraft: Brood War

В предыдущем номере мы рассказали вам о защитниках родины, доблестных бойцах, защищающих нашу галактику от инопланетных агрессоров. Но борются они не только с высокими технологиями протоссов, но и с примитивными формами жизни, научившимися пересекать космическое пространство, заражая все новые и новые планеты.

В этой статье мы опишем уникальную расу, использующую в своем арсенале исключительно живую силу. Да, вы правы, речь пойдет о зергах (Zergs).

В игре зергами главное - не качество, а количество (хотя первое тоже немаловажно). Основной принцип игры: захватить как можно больше ресурсов, и трупами проложить себе путь к победе.

Мы же расскажем вам, какие бойцы лучше всего умирают во имя достижения великой цели...

[NC]...Yellow vs Garimto.

Войска

Трутень (Drone)

Жизни: 40
Размер: маленький
Лимит: 1
Цена: 50
Время постройки: 13 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Hatchery
Энергия: -
Наземная атака: 5
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: 1.5
Радиус видения: 7
Броня: 0 (до +3)
Overlord вмещает: 8
Горячая клавиша: D

Поздравляем! Через двенадцать секунд от начала игры ваша

hatchery родила вам одного дрона. Теперь вы Отец.

(Народное творчество)

Строит все здания зергов. Вернее не строит, а мутирует в них, как, собственно, все у зергов.

Аналогично землянам и протоссам, без должного количества рабочих вы не выиграете ни одной партии, но, в отличие от них, вы не сможете строить трутней всю игру, и именно поэтому вы должны обеспечить им должную защиту. С помощью таких стратегий, как «муталиск rush», «десант reavers» или «десант морпехов» враг способен уничтожить всех ваших трутней буквально в несколько секунд. В лучшем случае вы будете отброшены на шаг назад. Во избежание этого мы дадим вам пару советов, как дешевле и эффективнее всего отразить агрессию со стороны вашего оппонента. Оптимальнее всего построить одну впалую колонию (sunken colony), причем так, чтобы она могла защищать всех трутней, инкубатор (hatchery) и экстрактор (extractor), а также все близлежащие строения.

Так следует ставить впалую колонию против ранних атак зергов и мелких десантов землян.

Однако не рассчитывайте на нее в середине игры, потому что любая из вышеперечисленных стратегий без труда справится с впалой колонией и примется за трутней. Но не расстраивайтесь, она служит всего лишь для задержки врага, что даст вам дополнительное время для возвращения ваших войск на базу.

Несмотря на такие преимущества впалой колонии, как мощная атака, высокая жизнеспособность и врожденные две единицы брони, она абсолютно беспомощна против воздушных бойцов. Тут ей на помощь приходит споровая колония (spore colony) - это самое сильное ПВО в игре.

Споровая колония чаще всего применяется в играх «зерг на зерг», но также она может помочь вам в дебюте игры с землянином или протоссом.

Такая защита спасет вас от высадки reavers.

Когда вашим трутням грозит серьезная опасность, закапывайте их. Для этого в инкубаторе вы должны разработать усовершенствование зарывания (burrow). Они будут в безопасности, пока вы не отобьете атаку. Если против вас использовали десант reavers, налет муталисков или wraiths, закапывание может оказаться единственным способом сохранить в живых всех ваших рабочих. Помните, что на каждом погибшем трутне вы терпите большие убытки: вы теряете 1 личинку, 50 минералов, время, потраченное на его строительство, а главное - то время, которое он не работал, не добывал ресурсы.

Для лучшей защиты сделайте несколько лишних гидралисков (hydralisks) и держите их недалеко от ваших трутней, зданий и повелителей (overlords). Не собирайте их в кучу. Рассредоточьте их по территории базы или заставьте патрулировать ее, чтобы они защищали вас от мелких пакостей.

Зерглинг (Zergling)

Жизни: 35
Размер: маленький
Лимит: 0.5
Цена: 25
Время постройки: 18 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Spawning pool
Энергия: -
Наземная атака: 5 (до +3)
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: 1
Радиус видения: 5
Броня: 0 (до +3)
Overlord вмещает: 8
Горячая клавиша: Z

Пожуем - увидим.

(Народное творчество)

Это первая боевая единица зергов. Конечно, зерглинги весьма слабы, имеют всего лишь 35 единиц жизни, однако весьма эффективны. Их сила не в качестве, а в количестве (как говорится, наших больше). Во-первых, они мутируют по две штуки из яйца, во-вторых, стоят лишь по 25 минералов при пересчете на одного, в-третьих, для них требуется только постройка плодилища (spawning pool). Очень популярна в народе начальная атака шестью зерглингами, когда у врага на базе еще ничего нет, кроме рабочих. Но об этой стратегии вы узнаете в следующих номерах.

Даже на более поздних этапах зерглинги не теряют своей актуальности. С эволюционированием adrenal glands (быстроты атаки) и metabolic boost (быстроты передвижения), они становятся поистине грозным оружием массового уничтожения (то есть давят массой). Их используют против крупных бойцов: осадных танков, драгунов; однако пользу они приносят только в больших количествах. Также зерглинги эффективно действуют в паре с муталисками. Свой сравнительно небольшой урон они компенсируют огромной скоростью атаки. Десять зерглингов с третьим усовершенствованием на атаку и adrenal glands в пять секунд уничтожают nexus.

[DF]Zergboy vs IntoTheRain.

А представьте себе 36 таких тварей, высадившихся в центре базы противника! Такую армаду остановить чрезвычайно сложно, пушки бессильны против них, мобильные войска физически не успевают ничего сделать. Единственный шанс врага уничтожить ваше войско - оружие массового поражения. Злейшие враги зерглингов - огнеметчик, reaver, high templar, archon и lurker. Эти ребята довольно легко расправляются с ними. Хорошим применением зерглингов может быть прикрытие гидралисков на начальных этапах игры.

Повелитель (Overlord)

Жизни: 200
Размер: большой
Лимит: - Цена: 100
Время постройки: 25 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Hatchery
Энергия: -
Наземная атака: -
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: -
Радиус видения: 9 (11 с улучшением)
Броня: 0 (до +3)
Горячая клавиша: O

Я тучка, тучка, тучка ...

(Винни Пух)

Очень интересный боец - он и поддерживает пси-лимит, и перевозит по воздуху наземные единицы зергов, к тому же он еще и детектор. В логове (lair) ему доступны три усовершенствования. Первое из них - скорость полета, без него повелитель еле ползает. Оно эволюционируется в первую очередь, так как без pneumatized carapace повелитель - легкая добыча для вашего врага. Несколько wraiths или corsairs смогут сбить его в считанные секунды. Второе - возможность перевоза бойцов. Третье - увеличение радиуса обзора (см. раздел «Усовершенствования»).

В долгой игре дело рано или поздно кончается банальным массированным штурмом неприятельской базы, который может окончиться плачевно, если у врага сильная защита. Но зерги имеют большое тактическое преимущество, и имя ему - массовый десант на базу противника. Это принесет вашему врагу грандиозный ущерб, если не смерть.

Из-за необходимости повышать пси-лимит повелителей вам придется построить немало. Поэтому надо только накопить побольше бойцов, послать маленький отряд через главный вход, а тем временем десантировать войско на вражескую базу. Тут все дело в том, что игроки редко держат свои войска дома, вот почему это место самое незащищенное и самое уязвимое. Эффективнее всего применять такой десант против землян или протоссов.

Повелители крайне необходимы в борьбе с невидимками, которые могут творить очень много пакостей. Также его можно использовать как шпиона-разведчика, благодаря которому вы всегда будете знать коварные планы противника.

[NC]...Yellow vs [ReD]NaDa.

Учтите, повелителей надо беречь и следить за ними на протяжении всей игры, потому что существует такое понятие, как «охота на повелителей». Поэтому советую делать для них ускорение, во избежание недостатка пси-лимита.

Гидралиск (Hydralisk)

Жизни: 80
Размер: средний
Лимит: 1
Цена: 75 25
Время постройки: 18 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Hydralisk den
Энергия: -
Наземная атака: 10 (до +3)
Воздушная атака: 10 (до +3)
Радиус действия атаки: 5 (6 с улучшением)
Радиус видения: 6
Броня: 0 (до +3)
Overlord вмещает: 4
Горячая клавиша: H

Раз плюнуть ...

(Народное творчество)

Основной атакующий боец зергов. Впоследствии его можно эволюционировать в lurker, увеличить ему дальность атаки и скорость передвижения. Прелесть в том, что он очень прост в обращении. Привел куда надо толпу, а уж она сама разберется, что делать. Гидралиск - отличный универсальный воин дальнего боя, способный стрелять как по наземным, так и по воздушным целям. Его можно использовать и для атаки, и для обороны. Накопив массу гидралисков на ранней стадии игры против протоссов, вы вполне сможете на некоторое время заблокировать противника на базе, и тем самым дать себе возможность захватить как можно больше ресурсов.

Всегда держите в обороне на своей базе несколько гидралисков, особенно в затяжной партии. Когда соберетесь строить вторую базу, тоже пошлите туда парочку для защиты.

В начале игры гидралиск хорошо расправляется с набегами zealots, любимой их тактикой hit&run (бей и беги). Еще, если вы заметили, что zealots нападают на одного из гидралисков, уведите его из-под атаки и пустите бегать кругами. В это время остальные будут стрелять абсолютно безнаказанно, пока zealots гоняются за первым.

anon vs Suker[PG].

Гидралиски очень хорошо разрушают бункеры землян. Сосредоточьте огонь на одном бункере, причем, по возможности, поставьте их так, чтобы они все стреляли одновременно. Если ремонтируют бункер во время боя, начните отстрел с них. Опасное оружие землян против больших групп гидралисков - танки. Для более эффективной борьбы разделите своих гидралисков на 3-4 группы и разведите в стороны. Но действовать надо быстро. Также такая тактика подойдет против не менее опасного протоссовского оружия psi storm.

Муталиск (Mutalisk)

Жизни: 120
Размер: средний
Лимит: 2
Цена: 100 100
Время постройки: 25 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Spire
Энергия: -
Наземная атака: 9 (до +3)
Воздушная атака: 9 (до +3)
Радиус действия атаки: 3
Радиус видения: 7
Броня: 0 (до +3)
Горячая клавиша: M

Ваш первый воздушный воин. Хорош тем, что его можно получить уже на 5-6 минуте игры. В дальнейшем нужен лишь как промежуточный вариант в получении пожирателя (devourer) или стража (guardian). Муталиски довольно слабы, когда их мало, но в больших количествах страшны для противника. Летают они очень быстро. Скорость набирают даже быстрее, чем scout протоссов.

Работая с муталисками, надо опасаться верховных жрецов с усовершенствованием psi storm, больших масс десантников и особенно archons. Если вы поставите муталисков прямо над наземными бойцами врага, например, над рабочими, то штормом противнику придется нанести себе урон, возможно непоправимый. Эти бойцы очень хороши для мелких пакостей и контроля островных ресурсов.

Каждый выстрел муталиска - это тройная атака. Основная цель получает 9 единиц повреждений, а каждая последующая в 3 раза меньше, чем предыдущая. Когда врага атакуют сразу много муталисков, эти слабые рикошетные повреждения складываются в большой общий урон противнику.

Чаще всего муталиски используются в дебюте игры против землян или протоссов, хотя в игре с зергами их используют от начала и до конца. Особенно они эффективны в паре с зерглингами или гидралисками, хотя на последних может не хватить ресурсов.

С таким количеством муталисков даже десантникам тяжело справиться.

Бич (Scourge)

Жизни: 25
Размер: маленький
Лимит: 0.5
Цена: 12.5 37.5
Время постройки: 20 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Scourge
Энергия: -
Наземная атака: -
Воздушная атака: 110
Радиус действия атаки: 1
Радиус видения: 5
Броня: 0 (до +3)
Горячая клавиша: S

Этакий камикадзе. Цель всей его жизни - умереть и тем самым нанести как можно больше вреда. Этот бич божий заставит вашего оппонента сдать все воздушные позиции и не посягать на них в дальнейшем.

Из одного яйца появляется два бича. Эти два парня способны сбить практически любого воздушного бойца, который стоит больше, чем 25/75. Однако, при всех его неоспоримых достоинствах, как говорится, ''nobody is perfect''. И здесь есть свои недостатки: первый - малая жизнеспособность, второй - феноменальное взрывное повреждение, так как оно действует исключительно на других бичей, находящихся в непосредственной близости.

Бича можно использовать практически во всех играх без исключения. В играх «зерг на зерг» они используются на протяжении всей игры для сбивания повелителей и муталисков противника. Вот, к примеру, один муталиск и пять бичей без труда расправляются с четырьмя муталисками. В играх против землян бичи - неотъемлемый элемент победы. Только с ними вы сможете эффективно уничтожать десантные корабли и исследовательские суда противника.

В игре с протоссами их используют для наглого сбивания observers. Количество бичей, требуемое для того, чтобы убить того или иного бойца (если их по дороге не собьют):

Десяти бичей хватает, чтобы убить пять исследовательских судов.

  • wraith - два;
  • десантный корабль - два;
  • валькирия - два;
  • исследовательское судно - два;
  • боевой крейсер - пять;
  • observer - один;
  • shuttle - два;
  • scout - три;
  • corsair - два;
  • carrier - пять;
  • arbiter - четыре;
  • повелитель - два;
  • муталиск - два;
  • страж - два;
  • пожиратель - три.

Вот вам совет: в борьбе с муталисками не тратьте два бича на одного, лучше пустите по одному на каждого и просто добейте своими муталисками (если, конечно, таковые имеются).

Королева (Queen)

Жизни: 120
Размер: большой
Лимит: 2
Цена: 100 100
Время постройки: 30 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Queen Nest
Энергия: 200 (до 250)
Наземная атака: -
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: -
Радиус видения: 10
Броня: 0 (до +3)
Горячая клавиша: Q

Самый быстрый боец в игре. Она не способна атаковать, но это возмещается целым рядом заклинаний. Причем чрезвычайно дальнобойных. Честно говоря, используются королевы очень редко (для эффективной борьбы королевами нужен довольно хороший микроменеджмент), но, если уж их применяют, то на результаты жаловаться не приходится.

Королева может создавать в армии врага шпиона, благодаря которому вы сможете видеть, какого еще кролика держит в шляпе ваш противник. Также она способна в секунду уничтожить любую наземную единицу зергов или землян, и только у протоссов существуют исключения: reaver, probe, archon и dark archon. Следующее немаловажное заклинание - это паутина (ensnare). Оно действует на всех бойцов, находящихся в матрице размером 5х5. Паутина замедляет скорость атаки и передвижения, а также делает видимыми невидимых бойцов.

Наконец, королева умеет инфицировать командный центр землян (infest command center). Способ применения: доведите командный центр противника до красной черты и заражайте его королевой. В результате чего в нем вы сможете строить маленьких, но очень опасных самоубийц, которые наносят 500 единиц повреждения любой наземной цели и меньше всем близстоящим. Правда, этим пользуются еще реже, чем королевой.

Ультралиск (Ultralisk)

Жизни: 400
Размер: большой
Лимит: 4
Цена: 200 200
Время постройки: 40 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Ultralisk cavern
Энергия: -
Наземная атака: 20 (до +9)
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: 1
Радиус видения: 7
Броня: 1 (до +5)
Overlord вмещает: 2
Горячая клавиша: U

Одна нога здесь, другая - там - лезет ультрал через Nydus Canal.

(Народное творчество)

Самый жизнеспособный наземный боец. Ультралиск велик, силен, отлично защищен и переносит немало повреждений. Когда они станут вам доступны, вы сразу захотите иметь целый отряд таких монстров. Гидралиски требуют меньше газа, и при равных затратах могут наносить больше повреждений, но ни они, ни другие бойцы зергов не могут так взламывать оборонительные позиции, как эти красавцы.

У них довольно мало естественных врагов - это, прежде всего, мины (которые в 95% игр против зергов не используются), радиация (которая, однако, не убивает их с одного раза), или reavers, защищенные от лобовой атаки группой zealots. Группа archons также может здорово испортить жизнь отряду ультралисков. Поэтому никогда не отпускайте их одних.

Единственная проблема с ультралисками - их трудно контролировать: они с трудом протискиваются через узкие проходы и вообще двигаются неуклюже. Смотрите, чтобы они не застряли между зданиями, а то их просто расстреляют. Вас должны беспокоить осадные танки, reavers и dark templars противника, а все остальное ультралиски легко разгромят. Если же вы играете против зергов, помните: ультралиск - это не тот боец, на которого вы должны тратить свое время и деньги.

Ультралиски против землян

Эти бойцы обычно завершают партию «зерг на землянина» (чаще всего в пользу зерга). Их используют для финального штурма вражеской базы или разгрома его армии.

Против землян ультралисков строят по очень простой причине - это самый защищенный боец в игре (со всеми усовершенствованиями его броня достигает шести единиц). В этой партии земляне чаще всего строят танки, исследовательские суда, медиков и десантников (причем в очень больших количествах). Именно последним ультралиски не оставляют ни единого шанса на выживание. Вот немного статистики: один десантник (без улучшенной атаки) за двадцать выстрелов отнимает у полностью улучшенного ультралиска всего пять единиц здоровья (с учетом регенерации). И не забывайте, что у одного ультралиска 400 единиц жизни!!

Ультралиски против протоссов

Против протоссов ультралисков строят довольно редко. Но это не значит, что это - неэффективная тактика. Если вы все же решили их строить, то вам следует получить их как можно раньше и как можно в больших количествах. Тогда они представляют собой смертельную угрозу вашему противнику. В подкрепление стройте зерглингов, так как на все остальное газа у вас не хватит.

Ультралиски против зергов

Против зергов ультралисков лучше всего вообще не строить, это может закончиться для вас плачевно.

Осквернитель (Defiler)

Жизни: 80
Размер: средний
Лимит: 2
Цена: 50 150
Время постройки: 30 сек.
Производится в: Hatchery/Lair/Hive
Требует: Defiler mound
Энергия: 200 (до 250)
Наземная атака: -
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: -
Радиус видения: 10
Броня: 1 (до +3)
Overlord вмещает: 4
Горячая клавиша: F

Сколько дефайлера не корми, ультралиск из него не вырастет.

(Народное творчество)

Осквернитель - своеобразный hi-tech зерга. Получить его в начале игры просто невозможно, как бы вы этого не желали. Это маг: атаковать не умеет, зато обладает опаснейшими заклинаниями, которые приводят противника просто в отчаяние. Возглавляет этот список, конечно же, темный рой (dark swarm). Появляется внушительное облако, под которым любой боец не получает повреждения от прямых дальних атак (все промахиваются). А вот, к примеру, танк в осадном виде может нанести повреждение только взрывной волной от удара (взрывная волна, между прочим, меньше самого удара).

Следующим в списке заклинаний идет чума (plague). В выбранной точке начинает литься фонтан зараженной крови, и, если на бойца попадет хотя бы капля, его единицы жизни начинают стремительно убывать до одной, если, конечно, у бойца не больше, чем 300 единиц жизни. В этом случае чума отнимает только 300 единиц.

[joypop]Zodiac vs [joypop]Boy.

Consume - поедание своих. Осквернитель подходит к любому вашему бойцу и пожирает его, получая за это 50 единиц энергии.

[NC]...Yellow vs [ReD]NaDa.

Осквернитель в 90% случаев используется против землян - благодаря темному рою, поскольку у землян не стреляют всего два бойца из тех, что могут эффективно сражаться с войсками, закрытыми тучей: огнеметчик и исследовательское судно. Но даже они не могут сравниться с такой наступательной силой зергов, как lurkers, ультралиски, зерглинги. Благодаря такому улучшению, как consume, дымовая дорога через оборону в центр вражеской базы становится не мечтой, а жестокой реальностью.

Темный рой - это, конечно, очень мощное оружие против землян, но без должного контроля у вас ничего не получится, так что не обольщайтесь, а тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь ...

Для использования чумы особого микроменеджмента не требуется. Главное - это незаметно подкрасться к большой группе десантников с медиками и облить их зараженной кровью. В этом случае медики тратят всю свою энергию на попытки излечить уже обреченных десантников, тем самым становясь абсолютно бесполезными.

Lurker

Жизни: 125
Размер: большой
Лимит: 2
Цена: 50 100
Время постройки: 25 сек.
Производится в: везде
Требует: Hydralisk и lurker aspect
Энергия: -
Наземная атака: 20 (до +6)
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: 6
Радиус видения: 8
Броня: 1 (до +3)
Overlord вмещает: 2
Горячая клавиша: L

Море кровищи, конечности в ряд - люркер сливает пехоты отряд.

(Народное творчество)

Просто замечательный боец. Одним ударом он может искалечить целый отряд пехоты, zealots и т.п. А повреждение у него немаленькое - 20 единиц, причем каждый задетый получает полный урон. Самое интересное в этом бойце то, что когда lurker закопан, он невидим. Лучше всего закапывать lurker'а на линии рабочих или любых других бойцов. Получить такого замечательного бойца вы можете, мутировав гидралиска, но перед этим надо разработать lurker aspect в логове гидралисков (hydralisk den). Да, чуть не забыл - lurker не может атаковать не закопанным.

Вот, к примеру, если вы в один из напряженных моментов игры высадите на базу противника пару lurkers и зароете их на линии рабочих, то когда враг заметит такое безобразие, скорее всего, будет уже поздно.

На этой картинке отчетливо видно, что удар lurker'a может убить 5 и более десантников.

Lurker против землян

Lurker - основной род войск в играх зергов против землян. Без него не обходится ни одна партия. А все потому, что только он может бороться с легионами пехоты до появления стражей (guardian), ультралисков, осквернителей.

Даже если они сбегут, то останутся очень покалеченными.

Большое его преимущество в том, что он не промахивается в темном рое, поэтому от производства таких бойцов можно не отказываться до самого конца игры. Однако, несмотря на все его преимущества, никогда не оставляйте lurkers одних, иначе вражеские танки быстро расправятся с ними.

Lurker против протоссов

В игре против протоссов lurkers помогут вам заблокировать противника на базе, а вы тем временем сможете захватить как можно больше ресурсов. Они великолепно расправляются c полчищами zealots, а так как протоссы чаще всего используют zealots, high templars, archons, то, опять же, можете строить lurkers до конца игры.

Страж (Guardian)

Жизни: 150
Размер: большой
Лимит: 2
Цена: 50 100
Время постройки: 25 сек.
Производится в: везде
Требует: Greater Spire, Mutalisk
Энергия: -
Наземная атака: 20
Воздушная атака: -
Радиус действия атаки: 8
Радиус видения: 11
Броня: 2 (до +3)
Горячая клавиша: G

Делается из муталиска. Великолепный атакующий боец. Стреляет, правда, только по наземным единицам (не оставляйте его без защиты от воздушного нападения), но зато с какой силой и дальностью... Он крайне медлителен, однако радиус его атаки гораздо больше, чем у споровой колонии, орудийной башни (turret) и фотонной пушки (photon cannon), что позволяет ему без особого труда сносить наземные оборонительные линии. Эта дальнобойная осадная артиллерия так сильна только потому, что может летать. Это о