Race Driver: GRID
Вот уже в течение нескольких лет для многих из нас слово «автосимуляторы» в первую очередь ассоциируется с серией Need for Speed. О том, что она — далеко не единственный представитель жанра, вспоминаешь не сразу. Действительно, каждый год или два выходит новый NFS и внимание адептов виртуального руля сразу переключается на него. Еще бы! Ведь свежевышедшая часть станет новым эталоном для жанра до... Верно, следующей части NFS.
Нет ничего удивительного в том, что любой автосимулятор сравнивают с Need for Speed. Эта серия уже давно выпускается на налаженном «конвейере», но при этом любой ее представитель обречен на высокие, по средним меркам, баллы. И понятно почему. Автосимуляторы — пожалуй, наиболее стабильный жанр компьютерных игр. Кроме перехода в три измерения из значимых изменений можно отметить разве что «концепцию разрушения» FlatOut и внедрение онлайнового элемента на примере Test Drive: Unlimited. Автомобили, трассы, графика, искусственный интеллект, управление — главные элементы. Уделив им пристальное внимание и поработав над разнообразием, уже можно рассчитывать на теплый прием. Остальное — по большому счету мелочи, которые, конечно, способны повлиять на оценку, но в основном незначительно. Так вот, разработчики Need for Speed уже давно это поняли. Они лишь слегка меняют и расширяют основные составляющие, а также вовсю экспериментируют с тем самым набором мелочей. И теперь эта простая, но эффективная схема встала на вооружение Codemasters — конторы, знающей толк в автосимуляторах. Вот она, лучшая альтернатива Need for Speed на сегодняшний день — Race Driver: GRID.
У новоявленного автосимулятора два предка — Collin McRae DiRT и серия TOCA. Первому он обязан моделью повреждений и графическим движком, измененным к лучшему. Разработчики уделили больше внимания графическим эффектам: на максимальных настройках машины уже не выглядят так, будто их намазали воском. Вид пыли и дыма из-под колес соперников впечатляет — въезжать в такую гущу нет ни малейшего желания. Проработке окружения разработчики тоже посвятили немало времени: к привычным шоссейным дорогам добавились городские пейзажи. Их разнообразие не даст вам заскучать и поможет ориентироваться на трассе, но в то же время они ничуть не отвлекают. Здания совсем не похожи на серые «коробки» и по внешним данным вполне могут потягаться даже с каким-нибудь не самым новым боевиком. Но иногда шикарная графика преподносит неприятные сюрпризы: при обилии дыма или слишком уж эффектной игре теней показатель кадров в секунду резко падает.
It’s all about the race
«Гонки — это все» — примерно так можно перевести официальный лозунг игры. Нет, это не просто эффектная фраза. Она действительно отражает концепцию GRID. Дополнительных элементов, кроме самих гонок, совсем немного. Ни тюнинга во всех его проявлениях, ни сюжета, ни свободных разъездов по городу. Разработчики сделали все, чтобы мы проводили в игровых меню как можно меньше времени. Поменять раскраску, при желании выбрать номер и рисунок на корпусе — все, что можно сделать с автомобилями... Ну, почти все. Помните наклейки с логотипами фирм, любовь к которым нам старательно прививали в последних частях NFS? Здесь такое сомнительное украшение тоже есть. И оно наконец-то получило мотивацию. Наклейки на корпус предоставляют соответствующие спонсоры, но, чтобы получить за них деньги, нужно выполнить условие: финишировать не ниже определенной позиции, не получить повреждений и т.п.
Непосредственно на трассе вас ждет пара интересных возможностей. Отсутствие функции «сброса» автомобиля с лихвой компенсируется широко разрекламированной функцией отмотки времени. Не вписались в поворот? Не беда, включаем повтор, отматываем его на нужный момент, жмем кнопку и — пожалуйста, можете исправить ошибку. Польза от этой возможности колоссальная. Поводов переигрывать трассу резко становится меньше. Согласитесь, нет ничего хуже, чем начинать гонку заново из-за неудачи на последних секундах перед финишем. А тут этой проблемы в принципе нет. Главное — не растратить все «перемотки» раньше времени (их количество регулируется уровнем сложности). Такая вот экономия времени, сил и собственных нервных клеток.
Еще одна приятная особенность — небольшой индикатор у мини-карты, который помогает регулировать скорость. Желтый цвет — поворот можно пройти, просто отпустив газ. Красный — самое время жать тормоза. Реагировать на него лучше с небольшой задержкой — работает он с запасом по времени. Иногда индикатор откровенно врет — особенно на длинных поворотах. Так или иначе, он здорово поможет в игре, стоит лишь вникнуть в тонкости его работы.
Как минимум раз за игру вы потратите несколько минут на выбор напарника, который будет участвовать в гонках вместе с вами. Он будет отдавать все заработанные деньги, но придется оплатить наем, плюс — процент прибыли. У всех потенциальных компаньонов есть ряд параметров, но вряд ли кто-то возьмется объяснить их влияние на результат. Ведь следить за партнером, равно как управлять и взаимодействовать с ним, нельзя. Честно говоря, без этой возможности GRID вряд ли стал бы хуже. Но знать, что на трассе ты не один, все же приятно.
Практика, квалификация, боксы, штрафы за опасную езду и срезание трассы — все это кануло в Лету вместе с TOCA. Силовые приемы — надежнейший способ пробиться на лидирующие позиции. Виртуальные соперники ими не пользуются, на трассе ведут себя максимально корректно и избегают любых контактов с другими автомобилями. Правда, с прохождением поворотов дела у них обстоят не так хорошо: нередко приходится наблюдать за драматичными полетами на обочину. Вот в онлайне ситуация противоположная. У большинства игроков напрочь отсутствует чувство самосохранения, и если повреждения включены, обычно выигрывает самый аккуратный. Подрезания тоже в порядке вещей, это — лучшее средство обгона. С размеренной одиночной игрой такой онлайновый беспредел сильно контрастирует, поэтому любая гонка доставляет бурю эмоций. Набравшись опыта, обязательно опробуйте онлайн. Острые ощущения гарантированы.
Заслуживает отдельного упоминания и модель повреждений. Она идентична DiRT — после ударов со смаком деформируются, а затем и отваливаются детали корпуса и колеса, но не больше. Естественно, удары влияют на ходовую часть. Наибольшее воздействие на поведение машины оказывают неисправности колес: ее начинает «вести» в соответствующую сторону, поворачивать в противоположном направлении становится труднее. Разбить остальную «начинку», не повредив колеса, — это надо постараться. Столкновение с ограждениями по прямой траектории обычно заканчиваются фатально.
На пути к вершине
Карьерный режим в GRID прост, но интерес к нему не угасает до победного конца. На выбор предоставляются трассы трех регионов: США, Европа, Япония. Страна восходящего солнца — это не только традиционные кольцевые гонки, но и несколько видов дрифта (на очки на трассах различных типов; совмещенный с кольцевыми гонками), а также «тоге» — гонка-преследование по горному серпантину, наподобие соревнований в каньоне из NFS: Carbon. США и Европа могут похвастаться бóльшим количеством типов автомобилей. Уникальные типы гонок в этих регионах тоже есть. В Штатах это destruction derby — гонки на выживание с пересекающимися дорогами. Жаль, что представлены они только одним соревнованием, да и тему стоило бы развить — при такой модели повреждений можно устроить бой на арене не хуже FlatOut.
Европейский регион отличился знаменитой гонкой на выносливость — «24 часа Ле-Мана». Нет, наматывать круги целые сутки не придется — две виртуальных минуты примерно равны реальной секунде. Этого времени хватит примерно на три круга.
Каждый регион делится на три уровня, в первых двух — шесть гонок, в последнем — три. Последующие этапы открываются с ростом уровня репутации — зарабатывается она в гонках, наряду с деньгами. Так что для продвижения вперед нет необходимости проходить все соревнования. При желании можно вообще участвовать в одной и той же гонке, пока не накопится необходимое количество очков.
В этом и заключается прелесть игры: после небольшой вступительной части игроку открываются сразу восемнадцать разнообразных трасс в нескольких дисциплинах. Для гонки сперва нужно приобрести автомобиль, но это не проблема: наоборот, нужно сильно постараться, чтобы спустить баланс в ноль. Каждый класс машин включает в себя несколько автомобилей. Да, они различаются по стоимости и по абстрактным характеристикам, а вот на деле разницы почти не чувствуется.
Отсюда вытекает, пожалуй, главная проблема GRID. Физика. Машина действительно ведет себя на дороге капризнее, чем в том же NFS, но освоиться с управлением не составит труда.
Недостаток же заключается в том, что абсолютно все автомобили на дороге ведут себя одинаково. Различия сводятся к названию дисциплины и кружочкам напротив параметров «скорость», «ускорение», «управление» и «тормоза». Разница между какой-нибудь тюнингованной Mazda, мощной Dodge Viper и «формулой» лишь в том, что одна быстрее едет, другая лучше поворачивает, третья хорошо набирает скорость. Все. Больше никаких нюансов. В информации о машине даже не указывается привод. Не удивительно: каким бы он ни был, это ни на что не повлияет. С другой стороны, задумываться об этом начинаешь не сразу — на фоне увлекательности происходящего простота физики (хотя уместнее было бы называть это арифметикой) не видна в упор очень долго. Возможно, это даже плюс, а не минус — меньше сложностей на пути к наслаждению игрой.
Подведем небольшой итог. GRID — отличный выбор для всех, кто неравнодушен к аркадным автосимуляторам. Он обладает всем спектром особенностей, необходимых для того, чтобы понравиться любителям жанра. Да, управление поначалу непривычное, но очень скоро вы поймете — оно намного проще, чем кажется. Если же реалистичное поведение автомобиля на трассе — один из важнейших критериев для вас, вы наверняка будете разочарованы. GRID пытается походить на реалистичный симулятор, но в действительности это просто не такая простая аркада, как Need for Speed.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
разнообразные трассы и окружение, занятный режим карьеры, модель повреждений | разница между автомобилями одного класса минимальна |
Графика 9 |
лучшая графика в жанре автосимуляторов на сегодняшний день | на некоторых участках трасс производительность игры резко падает |
Звук 8 |
озвучка автомобилей, музыка, комментаторы | музыка играет очень редко |
Игровой мир 9 |
трассы, автомобили, повторы, нет сомнительного сюжета | нет тюнинга |
Удобство 8 |
открутка времени назад, удобный индикатор скорости перед поворотом | автомобиль почти не управляем, если не позаботиться о настройках |
Новизна да
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Прямой потомок серии TOCA Touring Cars. Не только хорош внешне, но и ярок и разнообразен, как Need for Speed. Это делает GRID отличной альтернативой этим двум сериям. | Рейтинг 90% |