World of Tanks

02.04.2010 06:59

Закрытый бета-тест

Дата выхода: II квартал 2010 г.

Там, в 43-ем под Курском бой, невеселые там дела...

Танки на батарее — считай, труба...

Вон под огнем твой дед, он наводит в борт сквозь канал ствола,

Он собирается в небо на Сурхарбан.

Олег Медведев

Пусть в истории произошло не так много больших танковых сражений и вообще прочно утвердился принцип «танки с танками не воюют», но... Но сражения эти были, и они до сих пор будоражат воображение любителей военной техники, и не только их.

И это не фильм. Даже не совсем «про войну». Если присмотреться, становится ясно, что, во-первых, это компьютерная игра, а во-вторых, как-то тут всего намешано — и легкие танки начала Второй мировой идут вперед, обгоняя так и не повоевавшие модели тяжелых машин серии «ИС». С немецкой стороной ситуация аналогичная — некоторые модификации танков существовали в виде единичных прототипов или вообще только на бумаге, в чертежах.

Да что же это такое? Все просто. Это танки. Целый мир танков — World of Tanks, который создает студия wargaming.net.

Порядок в танковых войсках

Что такое «Мир танков»? Если в двух словах — это MMO (и даже в чем-то RPG), главные герои которой — танки. Сейчас, пока мы пишем статью, игра проходит бета-тестирование и многое в ней еще будет меняться, а кое-чего пока вовсе нет. Но тем не менее более или менее полное впечатление о происходящем составить уже можно.

Пока что команды для игры набираются только случайным образом — когда наберется нужное число желающих принять участие в бою. Какие-то попытки соблюсти баланс в силе техники по обе стороны поля заметны, но и ситуация, когда «у них» есть тяжелые танки, а «у нас» — только средних парочка, тоже случаются. Хотя это не столько смертельно, сколько неприятно. Просто отсиживаться за спинами «ИС» и «Тигров» не выйдет, только и всего.

Ведь выиграть бой можно, не только уничтожив всю команду противника до последнего танка, но и захватив его «базу». Для этого надо въехать на своем танке в очерченный на земле круг, в центре которого мачта с вражеским флагом, и продержаться в нем столько, сколько понадобится появляющемуся в таких случаях на экране счетчику, чтобы достичь 100%. А то, что противник в это время обычно пытается захватить нашу базу... Так это САУ могут сдержать. Если не отбить, то хотя бы обеспечить преимущество. Хотя если разрыв недостаточно велик, возможна и ничья...

Естественно, тут нужно какое-никакое, но командное взаимодействие. Со случайно подобранными партнерами оно выходит обычно так себе — разве что попадется хороший человек, готовый взять на себя обязанности командира. Но когда будет возможность выходить на бой заранее подготовленной командой-кланом, вот тогда и станет ясно, какая стратегия лучше. Пока что видны только ее «зародыши», но они все равно интересны.

Уже прослеживается четкое деление ролей. Легкие танки — разведка и глубокие рейды в тыл, на угнездившуюся там артиллерию. Средние — основная масса, можно сказать, поддержка для настоящих монстров, сверхтяжелых машин. Тяжеловесы — это то, что всегда приятно иметь в своей команде, но есть и у них свои слабые места, которые обязательно прикрывать. Основная их задача — прорыв и отвлечение основных сил врага. Противотанковые САУ — засады и оборона «узких мест»: ущелий, городских улиц и тому подобного. И наконец, самоходные гаубицы — поддержка огнем и оборона своей базы на тех картах, где им особо негде развернуться.

Чтобы воевать успешно, хочешь не хочешь, а придется собирать команду из разных типов машин. Армия из одних тяжелых танков обречена — ее или разобьют издалека залпами тяжелой артиллерии, или просто «объедут» легкие танки — тяжеловесные башни поворачиваются медленно, и наводить орудие на маленькую цель очень сложно.

Пока идет тестирование, понятие «экипаж» в игре присутствует совершенно условно. Противник удачным (для него) выстрелом может убить кого-то из вашей команды. К примеру, потеря заряжающего увеличит время перезарядки орудия, а остаться без наводчика — значит резко потерять в точности стрельбы. В полной версии все должно быть куда интереснее — из-за того, что в боях экипаж будет набирать опыт и становиться все более и более умелым. Насколько заметной будет разница между новичками, только что выкатившимися в поле на своем «МС», и ветеранами, еще не ясно, но то, что она будет, — несомненно. Кроме того, навык экипажа будет определять и то, какие танки доступны для покупки. Ездить на всем и сразу, как сейчас, уже не получится — будут введены «древа развития», и пересесть с «трактора» сразу на «ИС» уже не выйдет. Сначала придется освоить другие легкие и средние танки. Причем именно те, которые нужны, чтобы «выйти» к требуемому результату — тяжелому танку.

Цена войны

Деньги, деньги, деньги... И везде-то они есть! В мире танков тоже — называются кредитами. Каждый бой, даже если ваша сторона проиграла, даже если вы ни в кого не попали или и вовсе ни разу не выстрелили, приносит вам толику опыта и некоторое количество этих самых кредитов. Эта сумма тем больше, чем дороже ваша машина и чем вы опытней. А уж если ваша команда одержит победу, а вы кого-нибудь подобьете (пусть не насмерть, успешные попадания тоже считаются) или поможете своей команде, проводя разведку, то и «монеток» вам отсыплется намного больше. И чем дороже был уничтоженный вами танк, тем больше кредитов вы получите.

А они нужны, ох как нужны! Ну, хотя бы для того, чтобы купить себе танк по сердцу и хорошо его оборудовать. А ведь еще и нужно чем-то стрелять! Снаряд нынче дорог. Обычные фугасные и бронебойные еще куда ни шло, но вот за подкалиберные платить придется намного больше. А куда деваться, если из вашей пушки некоторых «толстяков» только такими и можно пробить? Впрочем, владельцам легких и средних танков жаловаться особо не на что. Но вы поинтересуйтесь у стрелка из САУ или у наводчика ИС ценой их снарядов. В среде бета-тестеров бытуют шутки, что ИС никогда не станет обижать маленьких, потому что эти «маленькие» дешевле одного его снаряда. И в этой шутке очень много правды.

А ведь не одни вы в поле стрелять умеете! А ну как в вас попадут? Или, чего доброго, вовсе уничтожат? Думаете, ремонт ценной техники за казенный счет выйдет? Как бы не так! За все пробитое и сожженное врагом придется платить из собственного кармана. И горе вам, если денег не хватит. Ваш покорный слуга однажды вложил все до копейки в новенький Т-46. А потом долго катался на маленьком МС-1, потому как без ремонта в бой не пустили.

И это очень хорошо, ведь когда понимаешь, что за восстановление танка «до кондиции» потратишь денег наверняка больше, чем можно получить в случае проигрыша, — как-то сразу очень хочется победить. Да и водить аккуратнее такие финансовые ограничения тоже заставляют. Нет ничего глупее, чем сверзиться со скалы на «ИС-3», не сделав ни единого выстрела...

Вторая валюта игры — «золото», приобретаемое за вполне реальные деньги. «Мир танков» работает по модели free to play — и вложения в него хоть и необязательны, но возможны. За покупное золото можно будет немного упростить себе жизнь, ускорив набор опыта и увеличив количество «кредитов», начисляемых за бой. Кроме того, за «настоящие деньги» в игре можно будет покупать уникальные танки. Что-то говорить об их боевых качествах еще невозможно — хотя бы потому, что их пока нет в игре, — но вряд ли это будет что-то сверхопасное и сверхмощное. Скорее просто возможность выделиться на общем фоне.

Конструктор из пушек и гусениц

Начинаем играть мы с танка. Маленького такого, смешного, угловатенького и хиленького. Он настолько нелепо смотрится в окружении «старших товарищей», что вызывает невольное чувство незащищенности, желание спрятаться и сменить его на... На что? А об этом поподробнее.

Любая боевая машина в World of Tanks, помимо корпуса, включает в себя пять составных частей, от которых зависит эффективность этой машины. То, что вы купите в игровом магазине, можно и нужно доработать напильником.

В первую очередь, конечно, орудие. Ну какой же танк без орудия, в самом деле? Выбирая себе новую машину, не в последнюю очередь следует присмотреться: а каков калибр? А какой толщины броню сможет оно пробить тем или иным типом боеприпасов? Очень, очень обидно вести огонь, поражать противника в хвост и в борта, но при этом неизменно слышать бодрые комментарии: «Броня не пробита! Не пробил!» Если пушка, идущая «в комплекте», недостаточно мощна, ее можно заменить на другую. Не на какую угодно, конечно, но все же. И это тоже важно. Что будет лучше — взять больший калибр или нечто, ведущее огонь короткими очередями? Выбор за игроком. И нет однозначно правильного решения.

Башня. Еще один непременный атрибут танка. Прикрывает орудие, умеет вращаться на все 360 градусов (если речь не о САУ, конечно) и, как и корпус, неравномерно бронирована. Получить «в лоб» далеко не так больно, как «в ухо» или тем более по «затылку». Улучшить башню чем-то потолще и посолиднее (кто сказал, что красота тут не важна?) — далеко не самое безрассудное решение.

Двигатель. Как бы крепка ни была броня, танки должны быть быстры, иначе они превращаются в мертвых. Более мощный и пламенный мотор спасает жизни друзей и лишает врагов шансов уцелеть.

Ходовая часть очень важна. Особенно для самоходок, не умеющих вращать башней. Но и танку умение быстро вертеться на месте никак не помешает. То, что у вас лобовая броня, допустим, миллиметров 50, не отменяет того, что борта и корма вдвое тоньше и какой-нибудь не в меру шустрый легкий БТ-7 запросто этим воспользуется. Если вы ему позволите, конечно.

Ну и последнее. Радиостанция! Не стоит недооценивать этот ящик с антеннкой. Слепой танк и сам долго не проживет, и пользы соратникам принести не сможет. Чем мощнее ваш передатчик, тем больше «область видимости» на карте. Имеется в виду не то, что вы будете раньше замечать врага, а что будете принимать сигналы от товарищей по команде. То есть танку хватит и средненькой рации, а вот артиллеристской САУ нужна радиостанция максимальной дальности, чтобы принимать сигналы от союзников даже с другого конца карты.

Броня в ассортименте

Но об артиллерии чуть попозже, а пока — что у нас есть в танковой части? А у нас тут просто море радости... Танков не просто много — их очень много. Не все они одинаково полезны, но есть, в конце концов, и такая вещь, как «а я хочу!». Сколько бы ни говорили о том, что, к примеру, «Пантера» «не окупается» — то есть на ремонт и перезарядку после боя тратится больше кредитов, чем можно заработать, — все равно люди на ней ездят и будут ездить.

Легкая техника противника и его артиллеристские установки — вот обычная «пища» легких танков.

Но если отвлечься от личных предпочтений, то все танки можно поделить на три группы: легкие, средние и тяжелые. Кроме того, что они различаются массой, калибром орудий и толщиной брони, это еще и три разных стиля игры.

Легкий танк — маленькая высокоманевренная машинка, стоящая практически копейки. Погибают они, впрочем, тоже очень быстро — если, конечно, управляет ими не профессионал, знающий особенности карты и своего танка как собственную пятерню. Единственное их спасение в бою — постоянное маневрирование и использование складок местности, чтобы укрыться от огня «старших товарищей» и артиллерии. По хорошему игроку на «БТ» или немецких аналогах попасть из гаубицы практически невозможно — он постоянно в движении, и никогда нельзя точно предсказать, в какую сторону он повернет.

Самая главная задача легкой техники, за хорошее выполнение которой хвалят и любят, — разведка. Танк должен обнаружить врага («высветить» его на карте) и продержаться достаточно долго, чтобы артиллерия успела поразить цель.

Но не разведкой единой, как говорится. Легкая техника противника и его артиллеристские установки — вот обычная «пища» легких танков. Не подпустить разведчиков к своей позиции так же важно, как и разведать чужую. А уж о том, как важно не дать вести огонь вражеской артиллерии, можно и не говорить — и так ясно, что без прикрытия ни атаковать, ни обороняться нормально уже нельзя...

Средние танки — это такие «мастера на все руки». Брони у них достаточно, чтобы выдержать пару попаданий из чего-нибудь не очень мощного, а скорость ненамного уступает легким. Это основная сила армии, ее «мясо», которое бросается вперед или обороняет позиции, прикрывая артиллерию. Главное, чтобы игрок на среднем танке не вздумал выходить на дуэль с тяжелыми машинами, — шансов выжить у него в таком случае почти нет. С «ИС» и прочими должна разбираться артиллерия.

Крик «У них есть ИС!» в игровом чате обычно ведет к тому, что вся команда расползается по кустам и вперед идти отказывается.

А сами «ИСы» и «Тигры II» — это «орудие прорыва». Они просто обязаны идти вперед вторыми — после легких танков разведки. Их присутствие уже само по себе деморализует противника — крик «У них есть ИС!» в игровом чате обычно ведет к тому, что вся команда расползается по кустам и вперед идти отказывается, пока не станет ясно, где пойдет этот самый «ИС». Встреча один на один с любым противником, кроме себе подобных, для тяжелого танка — наверняка победа. Легкий танк так и вообще проще раздавить, чем подбить. Единственная их проблема, как уже было сказано, артиллерия — но для того и нужна разведка. Да и разбираться с САУ проще легким машинам, чем большим неповоротливым монстрам.

Ваши трехдюймовые глазки...

Большая пушка — это хорошо. Хотя бы потому, что из большой пушки можно подбить большой танк. Проблема с ней одна — двигается она неохотно. Орудие нужно притянуть на позицию, развернуть... А уж по шустрым танкам палить — так поворачивать эту бандуру умаешься. Противник же, как назло, правильную стационарную мишень изображать отказывается и все норовит объехать и переехать.

Казалось бы, чего проще — поставить на тот же танк пушку побольше, да и все... Все, да не все: больше пушка — больше масса. А еще боекомплект, и броня вес ну никак не снижает. И заканчивается все тем, что получается большой, крепко вросший в землю гроб. Потому что какой бы ни была броня — все равно способ ее пробить найдется.

Пришлось искать нечто среднее — чтоб и пушка помощнее, и ездить могло самостоятельно. Так и появились самоходные артиллеристские установки, иначе САУ. Или уважительно-ласкательно — «саушки». Задачи у них могли быть разные, но уничтожение вражеской бронетехники — одна из основных. И время Второй мировой — эпоха их расцвета. Это уже потом САУ уступили место всяким ракетным штукам, с которыми два человека спокойно управляются...

Естественно, что игра о Второй мировой, да еще и с таким количеством бронетехники, как World of Tanks, никак без этих самоходных орудий обойтись не могла. Их много, они разные, и они... Как бы это лучше сказать? Они вполне подходят под определение «богов войны». Видя хорошее артиллеристское прикрытие на базе врага, даже наглые «ИС-3» и прочие тяжелые монстры робеют и стараются стать незаметнее. Естественно, страшным оружием артиллерия становится только в умелых руках — САУ, которой плохо управляют, может обидеть любой Leichttractor.

Дело в том, что все легкие и большая часть средних самоходок бронированы плохо, даже по меркам своего класса. А у тех, кто может похвастать более или менее серьезной защитой, вся броня приходится на лицевую часть. Да и угол поворота орудия невелик (если вообще есть) — это не танк, который вертит башней как хочет. Поэтому шустрой танкетке ничего не стоит подскочить сзади, расстрелять беззащитное орудие и скрыться.

Но что же может дать команде артиллерия? Смотря еще какая... САУ бывают двух типов (в игре — на деле их больше): противотанковые (ПТ-САУ) и артиллеристские (арт-САУ). Противотанковые — это обычно «засадные орудия». Их задача — зарыться в кусты или любое другое подходящее по размерам укрытие и оттуда парой точных выстрелов уничтожать подъезжающие танки. Этот класс самоходных орудий обычно лучше защищен и может кое-как вертеть пушкой из стороны в сторону. Тем не менее необходимость прикрытия никто не отменял. Да и особо на рожон лезть не стоит — прямое попадание, и САУ мало тоже не покажется.

Артиллеристские САУ — это совсем другая история. Бронирование почти нулевое — опять же сравниваем с танками подобного класса, — зато огневая мощь огромна. Кроме того, эти самоходки могут стрелять на огромные расстояния. Стоит зажать Shift, и камера поднимается над полем боя, позволяя смотреть свысока на танковую возню. Проблема одна — обязательно нужен кто-то, кто будет «светить», то есть обнаруживать противника. Слепая артиллерия — это пустая трата снарядов и денег. Хотя иногда, если враги не хотят выбираться из своих окопов, бывает неплохо влепить в их вероятное местонахождение заряд-другой. Авось заденет!

Еще одна общая беда всех САУ — скорострельность. Она колеблется от низкой до очень низкой. Если выстрел не попал в цель или не добил ее — начинается мучительный отсчет секунд до щелчка, означающего, что орудие заряжено. В худшем случае за это время могут и подстрелить. Особенно плохо, если вражеский танк выезжает «в лоб», а первым выстрелом уничтожить его не удается. И тут начинаются хороводы — потому что он старается объехать САУ, чтобы стрелять в бок или сзади, а самоходка упорно пытается повернуться к танку лицом, потому что там, во-первых, броня, а во-вторых, там же орудие, которое вот-вот зарядится!

Повторю еще раз: если натренироваться, САУ действительно становятся «истребителями танков» — у СУ-100 во время войны из-за этого было намного более неприличное, но не менее точное прозвище, — однако до того, как к игроку придет навык... Это просто «подножный корм» для легких танков, случайно прорвавшихся в тылы.

Мы надеемся

Сетевые боевики частенько похожи друг на друга. Вполне возможно, что этот интересный проект от хорошо зарекомендовавшей себя студии сможет стать «свежим ветром» в этом сообществе.

Мы сомневаемся

Пока не реализованы в полном объеме система кланов, развитие экипажа и «древа» танков, рано делать окончательные выводы. Пока что игра — это не слишком организованные бои на небольшом количестве карт. И если добавление новых возможностей не спасет положение, она будет слишком быстро надоедать игрокам.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо