NHL 09

12.01.2009 02:00

Понять — значит простить.

В. Шекспир

Понять — значит упростить.

А. и Б. Стругацкие

Если бы мы не видели хоккей собственными глазами, его описания казались бы нам странными. Кому придет в голову смешивать фигурное катание и бокс? Но нет, это лишь внешние проявления — игра глубже. Из чего она состоит? Это точно не известно, особенно для компьютерного варианта. Есть подозрение, что рецепт похож на детективный роман.

Это все еще спорт?

NHL 09 — симулятор хоккея. Нужна ли в журнале о компьютерных играх справка, что такое хоккей? Вопрос далеко не риторический! Дело в том, что разработчики явно вкладывали в этот термин что-то личное, особенное. Внешне это напоминает тот хоккей, что мы знаем, но здешние герои с презрением относятся к защите и осторожности, зато обожают скорость.

Такое впечатление, что счет встречи не очень-то волнует хоккеистов. Им, конечно, немного любопытно, чем все закончится, но они явно воспринимают игру как повод развлечься. Победа — хорошо, поражение — тоже нормально! Процесс получается веселым, даже лихим, но далеко не всегда «хоккейным».

Согласен, невозможно добиться абсолютно точной симуляции. Спорт, воплощенный в компьютере, без всяких сомнений, что-то теряет. Другое дело, что он может и приобрести что-то новое — но для этого нужна удача.

Почему это произошло? Думаю, разобраться несложно. Компьютерная игра — это всегда модель, а модель означает упрощение. Если упрощать футбол, получается нечто унылое и запутанное. Если же упростить хоккей, то выйдет аркада с необычными правилами. В ней будут скорости, яркие моменты, волнующие моменты, запоминающиеся ракурсы. Принципы этой аркады легко запомнить — ведь они все-таки основаны на реальном хоккее.

Другое дело, что скрытые принципы настоящего хоккея перестают действовать. Мы уже не сможем воспроизвести необычную тактику из реального мира — или, по крайней мере, придется попотеть.

Нельзя сказать, что игровой процесс получается скучным. Нет, если не вспоминать слово «хоккей», NHL 09 кажется очень неплохим развлечением. Главная проблема в диссонансе: основные принципы соответствуют ожиданиям, мелкие детали постоянно чем-то тревожат.

Ледяные дворцы

Найдутся ли у NHL 09 собственные достоинства? Да, безусловно! Яркий тому пример — постоянная смена событий. То и дело в игру вмешиваются внешние обстоятельства, меняющие расклад сил. Чаще всего это удаления, причем соперники стараются не хуже нас.

Только-только мы приноровимся к противнику, как что-нибудь произойдет: защитник поставит подножку, подерутся игроки или просто поменяются звенья. Порой это раздражает, но скучной всю эту карусель назвать трудно.

Важное достоинство, доставшееся в наследство от реального хоккея, — скорость. Речь идет не только о перемещении персонажей, нет, здесь в первую очередь важно быстро принимать решения. Каждые десять секунд ситуация меняется кардинально, и просчитать это все практически невозможно: нужно реагировать.

Футбольный голкипер может еще подумать: отдать пас налево или направо. У хоккейного вратаря такой роскоши нет. Лишняя секунда раздумий — и вот звучит свисток, готовится вбрасывание, шайба из «нашей» превращается в «ничью». Футбольные защитники порой подолгу бегают за форвардами, здесь же за пару секунд площадка заканчивается. Слово «размышление» в этом мире не имеет практического смысла.

Естественное следствие этих гонок — преимущество геймпадов. Если поклонники футбола способны полноценно сражаться и на клавиатуре, то здесь такой подход сразу влияет на результат. Чуткая ручка управления мгновенно реагирует на требования, а клавиатура безнадежно отстает.

Порой в управлении проскальзывают уже откровенно аркадные элементы. Один из примеров — драка, которая фактически становится чем-то вроде мини-игры. Нельзя сказать, что это так уж важно, но все равно идея интересная. У аркад тоже есть немало преимуществ!

Такое родство приносит NHL 09 пользу. Управление виртуальным хоккеистом при помощи геймпада намного логичнее, чем контроль над футболистом, и освоить его проще в несколько раз. Действия персонажа явно зависят от положения рычажков, а не от каких-то абстрактных комбинаций. В хоккее намного меньше финтов, чем в футболе, и для NHL 09 такой аспект явно полезен. Хотя управление игрой порой и приводит к ошибкам, но в целом эффективно.

Тактики также могут изменяться ежеминутно. В NHL 09 для их смены не требуется выходить в основное меню: пара движений пальцами, и мы устанавливаем новые цели для хоккеистов. Кроме того, перед игрой можно указать цели для отдельных пятерок и затем просто эксплуатировать эту разницу.

Впрочем, идеальной стратегическую часть симулятора нельзя назвать. Настоящий хоккей — явно командная игра, а в виртуальном «НХЛ» наши помощники не способны на трудные действия.

Предсказать действия партнера очень трудно. Куда полетит этот симпатичный герой через секунду? Никто не знает, даже он сам. Ситуацию в защите еще можно как-то предвидеть, а нападение порой кажется хаосом.

Снегурочка каждый год новая

Чем же отличается NHL 09 от прошлой игры серии? Сразу оговорюсь, что мы будем рассматривать версию для персональных компьютеров. Консольный вариант явно ярче, да и игровой процесс там немного другой.

В прошлом году разрыв был особенно заметен. Большинство оценок «консольной» версии составило 80-85% от максимума, а ПК-версия застряла около 65%. Что-то нужно было делать! Многие ожидали глобальных скачков, но произошла очередная «корректировка» далеко не нового движка.

Изменения коснулись в первую очередь баланса. Покупатели жаловались, что найти путь к воротам слишком просто. Сами собой появлялись несколько мощных «рецептов», и на этом исследования заканчивались. Места для фантазии уже не было. Тут Electronic Arts провела значительную работу, исправив многие проблемы. Правда, у всего этого процесса были и косвенные следствия — отдалился настоящий хоккей. Впрочем, эта проблема уже явно воспринималась как меньшее зло.

Нас интересует еще и появление российских команд. NHL 09 не просто дополнена русской документацией, она полностью переведена и даже адаптирована. Собственно, в игре заявлена российская лига, но тут вмешалась реальная жизнь. Просто точные клубы — тоже приятно, правда, фанаты на форумах быстро нашли множество нестыковок и недочетов. В любом случае тенденция радует. Пусть даже комментарии порой выглядят откровенно странно, игра рассчитана и на наш рынок.

Появились и новые режимы. Традиционно для симуляторов Electronic Arts основные изменения приходятся на различные «карьеры» и «лиги». Как и в FIFA 09, здесь можно перевоплотиться в игрока, превратив симулятор во что-то наподобие ролевой игры. Здесь хоккеистам не бывает так скучно, как футболистам, — один из пяти намного важнее, чем один из десяти.

Тем не менее найти место на площадке трудно — частично из-за постоянного движения, частично из-за отсутствия советов. Так не хватает тренерских слов из серии «куда понесло, дурак»!

Добро пожаловать в новый год

NHL 09 удивительно дружелюбна к новичкам. Тут есть даже специальные режимы, помогающие адаптироваться в хоккее. Разобраться с клавишами легко, а когда мы привыкнем, можно дать и мощные «рычаги». О примитивных уровнях сложности и говорить нечего.

Вообще говоря, одна из наиболее интересных частей игры — окно настроек. Без шуток! Несколько переключений способны принципиально изменить правила и, следовательно, весь игровой процесс. На практике NHL 09 — не одна игра, а множество близких с одним графическим движком. Здесь, конечно, сыграли роль разные правила в Европе и в Канаде, но и вклад разработчиков трудно недооценить.

Впрочем, из любого преимущества выглядывает хвост недостатка. Не случится ли во время сетевого матча так, что товарищи из одной команды играют в разные игры? Это будет забавно лишь в первые секунды. Слаженность для хоккея нужна повыше, чем в футболе.

Не секрет, что именно с сетью разработчики связывают нынче большую часть надежд. Здесь можно и пиратов проконтролировать, и продать что-нибудь дополнительное. Есть ли будущее в таких условиях у хоккея?

Есть разные методы бороться с неодинаковым уровнем игроков. Здесь может помочь аркадность игры — если детально продумать «новый хоккей», взяв за основу известное нам, то не так уж сложно получить заметную и интересную игру. Небольшие команды в 3-5 человек — аудитория, которая легко организует сама себя.

Возможно ли разделение серии хоккейных симуляторов на две части: аркаду и реалистичный симулятор? Теоретически — да, вполне, все зависит от числа потенциальных покупателей. На практике для этого нужно чье-нибудь очень твердое мнение. Кроме того, не слишком удачный опыт консольного «ответвления» FIFA под названием FIFA Street снижает шансы такого развития.

Главное — не потерять во время перестройки сам хоккей. Шансы на это явно зашкаливают. Даже нынешняя NHL 09 не оправдывает ожидания тех, кто трепетно относится к «настоящему испытанию для настоящих мужчин». Игра без игроков никому не нужна, это точно.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность
7
скорость баланс, хаос комбинаций
Графика
5
детали уровень технологий, лица
Звук
7
шумы комментарий
Игровой мир
8
детали, российские команды отставание от реального мира
Удобство
7
разные варианты управления управление группой
Новизна нет

Интерес повторной игры да

Награда
журнала

нет
Вердикт: Может ли симулятор быть аркадным? Похоже, да. Перед нами не совсем хоккей — и это главная проблема игры. Рейтинг
журнала

70%

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.