The Lord of the Rings: Conquest
Дата выхода: осень 2008 года
Я не верю в чудеса, говорит безумец в сердце своем. Это безумец не верит, а мы только чудом и держимся!
Е. Шварц, «Голый король»
Господа хоббиты, гондорцы, роханцы и примкнувшие, я обращаюсь к вам! Давайте смотреть правде в глаза: мы с вами порядком обленились за долгие дни мира. Вот уже более года в Средиземье не появлялось новых полей сражений (если не считать озера Эвендим под Тенью Ангмара). И кое-кто уже думает, что самым крупным событием Игросредиземья в ближайшем будущем станет открытие Морийских врат все под той же Тенью.
А между тем час великих битв близок. Утверждают, что он грянет уже осенью.
Слоны идут на сервер
В Средиземье нам доводилось и покомандовать (Battle for Middle-Earth в двух частях, War of the Ring и древняя War in Middle-Earth), и поотыгрывать роль (The Lord of the Rings Online), и просто побродить, истребляя монстров (Angmar), и помахать мечом (серия игр, простецки поименованных по частям романа). Но признаемся честно, что последнее удалось так себе: только «Возвращение короля» сподобилось нашего «Ордена», и то не без труда. Меч, выпавший из ослабевших рук EA Pacific, подбирает Pandemic — команда, известная, в частности, по Star Wars Battlefront.
Темные коридоры, где мрачно жмутся к стене вражьи тварюки, Pandemic особо не заинтересовали. Речь пойдет о глобальных сражениях: Пеленнор, Черные врата, Провал Хельма, осада Изенгарда энтами, взятие Осгилиата, на худой конец — бой у Заверти... А если уж Мория — так сражение с балрогом, а не отстрел одиноких орков. И хотя несколько настораживает, что в игре запланировано два разных боя у Минас-Тирита и на Пеленнорских полях, причем последние сдвинуты куда-то на юг (это примерно как отделить Красную площадь от Кремля и перенести в Бутово), но замах убедителен.
Ошибкой было бы думать, что мы, как Гимли с Леголасом, будем там мериться количеством срубленных орочьих голов. Цели куда интереснее. На поле боя перед нами ставится цепочка тактических задач: например, прикрыть отступление своих за Дамбу. Можно гордо биться в первых рядах, а можно, например, попробовать организовать при помощи осадного орудия небольшой обвал.
Возможность пострелять из баллисты — это еще мелочи. Не возбраняется и оседлать слоника (о лошадях уж не говорю). А в каких-то миссиях можно будет опробовать силушку молодецкую энта... или тролля.
Да, за силы зла повоевать тоже разрешается. Хотя это и глупое занятие (у них всегда численное преимущество), но, с другой стороны, слоны... и те же тролли... а то и птица-птеродактилица, на которой катаются Девять...
Сгинь, наваждение!
Будем честны: верить на слово страшно. Уж слишком это здорово, чтобы оказаться правдой (даже меня соблазнило, хотя я обычно боевики передаю для вивисекции коллегам). Скриншоты выглядят убедительно... но вспомним графику Battle for Middle-Earth в разработке и то, чем она стала в итоге (неплохо, но не более того!).
Колоссальные поля сражений, говорите? И сколько на ваших полях бойцов? Сто? Двести? А видеокарта такое надругательство потерпит? Уж всяко их будет не больше пары сотен... а это, между прочим, не такой уж эпический масштаб. Впрочем, подкрепления и использованный от души плавающий уровень детализации может отчасти спасти гиганта мысли.
Бой вроде бы серьезный, но скриншоты заставляют шепотом произнести: «Аркада?» Орки даже не пытаются парировать удар: раззудись, плечо! А попробуйте отбить вражеский выпад, если в руках у вас булава и никакого щита. С таким вооружением воины переходят в категорию «одноразовых». Возможно, отражать удар позволят вам, а вот противники, похоже, презирают инстинкт самосохранения.
Но гораздо более серьезные опасения вызывает свобода действий: заявленные возможности (создание препятствий на пути отряда или тарана, ломание всего подряд, баррикады из тел...) взывают к весьма серьезному уровню не только физики, но еще ИИ. А на этом ломались многие амбиции. Типичный результат — когда всевозможные «хитрые» действия можно совершить только в особых, заранее подготовленных местах. Вспомним первую «Пенумбру», да и Dark Messiah был далеко не так свободен, как предполагалось. А ведь там задачи существенно проще.
Конечно, даже если срезать часть предполагаемых эффектов, игра останется весьма привлекательной. Но, черт возьми, как же не хочется узнать, что мумак по природе своей бронепоезд и движется исключительно из пункта А в пункт Б по кратчайшей траектории. А может статься и такое. Потому что, хотя физика движения танков и джипов уже освоена неплохо, с четвероногой «техникой» проруха случается частенько.
Ножи в ножи, глаза в глаза
Однако Star Wars Battlefront, предыдущее детище Pandemic, было в первую очередь игрой сетевой. И не диво, что LotR: Conquest претендует на то же самое. Хм... сетевой slasher? Фехтовальный Battlefield? Да еще с сотней NPC на поле битвы? Интересно. И весьма.
Конечно, к этому прилагаются классы, числом — по древней традиции — четыре: рубака, стрелок, мастер ударов в спину и маг. И они должны будут представлять совершенно разный способ боя, иначе к чему все?
Забавно, что под «магом» понимается не Гэндальф и даже не Радагаст: играть будем за «обычного среднего воина». Где они обычных средних магов в Средиземье углядели? Не Кринн, чай, и не Азерот! А игра за «великих» — только в «призовых миссиях».
Ролевой системы как таковой не предусмотрено, да и не место ей в проекте этого жанра; но новые способности по мере опыта (например, спецудары для бойца, а для мага, ясное дело, заклинания) придут сами.
Но, возможно, способности — даже не главное; за опытным воякой идут люди. Иными словами, пока вы — начинающий, вы предоставлены самому себе, а вот после первых боевых успехов вам в хвост пристраивается понемногу целый боевой отряд. И это происходит в том числе и в сетевой игре!
Из разных переводов
Всем тем, кто, как и я, любит Средиземье таким, как оно описано у Дж. Р. Р. Т., предстоят нелегкие испытания. Все мы понимаем, полагаю (хоть в анонсах этого и не значится), что развесистой клюквы будет добавлено от души, Гондор, по всей вероятности, обзаведется чародеями, а назгулов в стране хоббитов встретят суровые убийцы, одним взмахом прорезающие в бесплотном теле дополнительные ягодицы.
Что, впрочем, радует: авторы не ограничились просмотром фильма, а еще и книжку прочитали. В наше суровое время это случается далеко не всегда. Но локации описаны с точностью, которой в фильме не было, и это добрый знак. Понятно, что следовать оригиналу все равно не выйдет — иначе никакой «темной кампании» в игре бы не имелось.
Танец с саблями
Главная причина ждать выхода LotR: Conquest — не знаменитая вселенная и, уж конечно, не графические чудеса. Эта игра замахивается на потрясение основ и, более того, на создание нового стандарта, который — буде все получится — пригодится и для боевиков по всяческим криннам-азеротам-забытым-королевствам, и для MMORPG (Age of Conan — лишь начало большого пути), и даже для вполне традиционных ролевок.
Ведь боевики «с мечами» эволюционируют медленно и редко — наработки традиционных «стрелковых» игр мало чем могут помочь. Вот, к примеру, помните цирковой трюк из фильма: «Леголас убивает слона, на котором сидит»? В большинстве боевиков такое ни к чему. А тут не просто «не помешало бы» — открытым текстом обещают сделать.
За удивительными возможностями легко проглядеть более простые, но вместе с тем кабы не более революционные. Например — конный бой! Казалось бы, это банально, однако до сих пор единственная внятная реализация — многолетняя бета Mount & Blade. В боевиках, да еще «первого эшелона», мы такого не видывали. Здесь же это подается как бы «между прочим»: ну да, можно швыряться орками (если вы энт, конечно), можно пользоваться огненным хлыстом (если дали поиграть за балрога), можно взбежать по слону и зарезать бедную тварь ножичком... а можно ездить верхом. И исполнить прорыв роханцев на Пеленноре, увлекая за собой отряд всадников. Мелочь?
И даже если чудеса получатся не в полную силу — это все равно может быть очень здорово.