Grand Theft Auto IV

16.10.2008 20:46

Дата выхода: 18 ноября 2008 года

Однажды темной ночью в порт Либерти-Сити прибыло судно «Утконос» с трюмами, полными контрабанды и нелегальных эмигрантов. Среди искателей лучшей жизни на землю «больших возможностей и Великой Американской Мечты» сошел Нико Беллич, сербский эмигрант без всякого вида на жительство, но с темным прошлым. Либерти-Сити приветливо распахнул ему объятья, окатив воздухом свободы и ударив по ушам последним хитом Глюкозы...

Возвращение в Либерти-Сити

В то время как Нико Беллич жадно вдыхал этот самый воздух свободы, который, по правде говоря, больше напоминал неповторимый портовый аромат, на пристань явился в стельку пьяный Роман, кузен главного героя. Старенький автомобиль, одежда не первой свежести — все это мало походило на то, о чем Роман рассказывал в своих письмах. Где дорогие автомобили, роскошные девочки и особняк, которому позавидует сам Том Круз?

Тут-то и выяснилось, что кузен — не успешный бизнесмен, а мастер по навешиванию на уши макаронных изделий. Вместо особняка — обшарпанная квартирка в бедном квартале, роскошные девочки обернулись плакатами из Playboy столетней давности... В действительности Роман оказался собственником убогого таксопарка, где работали такие же эмигранты-неудачники. Блеснувший было луч надежды снова скрылся за облаками, а удача привычно повернулась к Нико Белличу спиной и окрестностями.

Жизнь незаконного, да зачастую и легального эмигранта в любой стране достаточно трудна и нередко печальна. Однако кузен пообещал не бросать братца — все-таки он неспроста так упорно упрашивал Нико приехать в Америку. У Романа есть щекотливого рода проблемы, которые он сам решить не может. Поэтому совсем скоро мы, оставляя за собой кровавый след, вступим на криминальный путь... Замечу, что свежеиспеченный американец — не только бывший военный, некогда участвовавший в вооруженном конфликте у себя на родине, — он еще и закоренелый преступник. Ему не впервой участвовать в темных делишках, и соответствующая квалификация имеется.

Вот так, следуя славным традициям серии GTA, и начинаются приключения Беллича, который к концу игры, вполне вероятно, станет крестным отцом всея Либерти-Сити. Однако до таких высот еще далеко. Первое время нашему герою даже огнестрельное оружие не выдадут, и поручать ему будут совсем простые задания. Например, перевезти нужных людей из точки А в точку Б. Побить бандитов-кредиторов, которые досаждают Роману. Выколотить дань из владельца мелкого магазина, простите за неологизм, раздолбав ему витрину кирпичом. Словом, там, где в предыдущих частях мы уже давно устраивали веселые перестрелки с десятками бандитов, в GTA IV все еще только начинается.

И это тоже неспроста. Если для Grand Theft Auto: San Andreas и Grand Theft Auto: Vice City разработчики нередко использовали наработки третьей части, а игровой процесс практически не менялся, обрастая новыми возможностями, то Grand Theft Auto IV — действительно новая игра в серии. Другим стало все — боевая система, физическая модель, управление машинами и, самое главное, сюжет.

Всерьез и понарошку

Что представляла собой история, рассказанная в Vice City или San Andreas? Набор интересных, порой даже смешных зарисовок из жизни преступников и всяческого сброда. Основная сюжетная линия достаточно легко терялась в изобилии происходящих событий. По большей части это был сборник рассказов на тему «Как я стал самым крутым бандитом в городе», нежели полноценный роман.

Меня, например, удивила концовка Vice City; я сначала попросту не понял, что финальное задание — действительно последнее. GTA III, в которой персонаж за всю игру не произнес ни слова, вообще лучше не вспоминать. Четвертая часть в этом плане сделала серьезный шаг вперед. Появилось четкое разделение на сюжетные и дополнительные миссии, а главное — история хорошо выписана, и в ней есть интрига.

Правда, разработчики не смогли полностью избавиться от старой проблемы. Ближе к середине игры, когда возрастет количество персонажей и, соответственно, заданий, сюжет начинает слегка расплываться.

В конце может случиться так, что вы выполните все дополнительные поручения и необходимо будет дождаться звонка, чтобы закончить сюжетную линию. Он прозвучит только через два-три игровых дня, и в это время просто нечем заняться. Многих подобная «точка разрыва» может озадачить. Однако даже с учетом мелких нестыковок GTA IV — первая в серии игра с полноценной историей.

Разработчики не только «укрепили» сюжет, но и добавили в него драматизма. Теперь они не только иронизируют по поводу американского образа жизни, но и рассуждают о вполне серьезных вещах. Первое, на что сделан упор, — личная трагедия Нико Беллича. Война на родине и преступное прошлое в Европе оставили свой след в его душе. Но, несмотря на ошибки, он еще не до конца отвердел душой и находится на распутье.

Горькие воспоминания о войне, ненависть к негодяю, из-за которого погибли товарищи, предательство близких людей уже в Либерти-Сити, встреча с призраками из прошлого — эти сцены обыграны невероятно эмоционально. Сценаристы не скатываются до полного «отбеливания» главного героя, но вы сможете по мере прохождения сделать выбор и дать Нико шанс на искупление. Настолько глубокая проработка персонажа в последний раз была замечена мной в квесте Dreamfall: The Longest Journey, который я считаю игрой в этом плане образцовой.

Вторая главная тема игры — американская мечта. Сценаристы с горькой усмешкой развенчивают главную американскую сказку о всеобщем равенстве и возможности для трудолюбивых граждан упорным трудом сколотить состояние в стране звездно-полосатого флага. Вы не раз встретите персонажей, которые в погоне за хрустящим долларом забыли о человечности.

Впрочем, привычный для серии сарказм никуда не делся. Разработчики зло и с огоньком высмеивают человеческие глупости, постоянно тыкают пальцем в политкорректность и передразнивают видных американских деятелей политики и шоу-бизнеса. Без таких шуток серия GTA перестала бы быть собой, но все же, на мой взгляд, самая ценная часть игры — ее драматическая составляющая.

Кровавый четверг

Изменившийся сюжет серьезно повлиял и на игровой процесс. GTA IV лишилась многих элементов игрового процесса прошлых частей. Больше никаких разборок за территории, скупки недвижимости и налаживания преступного бизнеса. И впрямь было бы достаточно глупо и неестественно сначала накручивать личную драму, ставить персонажа перед моральным выбором, а потом отправить Нико строить собственную криминальную империю.

Впрочем, такое упрощение пошло игре только на пользу. В Grand Theft Auto: San Andreas обилие занятий многих раздражало, а часть игровых возможностей просто игнорировалась. Правильное питание, посещение спортзала, татуировки, тонны одежды, разнообразные непонятные средства передвижения, украшательство машин, покупка недвижимости и войны с бандами — по мне, так это был перебор.

В GTA IV возможностей стало намного меньше. В небытие канули украшательство машин, спортзалы, покупка недвижимости и войны с бандами. Вы по-прежнему можете посещать рестораны, но обильное питание не ведет к проблемам с весом. Можно есть сколько угодно — пища только восстанавливает здоровье. Магазины с одеждой остались, но их стало меньше, а выбор куда скромнее.

Зато появился полноценный мобильный телефон. С его помощью вы можете звонить друзьям, чтобы пригласить их на какое-нибудь мероприятие, вызвать такси, полицию или скорую помощь. Также в игре теперь есть свой интернет. Заехав в интернет-кафе, Нико может отправиться в виртуальную реальность виртуального Либерти-Сити. Интернет используется не только для развлечения, но и для дела: например, через него вы можете выйти на нужных людей или получить заказ на угон автомобиля.

Боевая система полностью поменялась. Теперь герой может прятаться за укрытиями, как в Gears of War, а также целиться в конкретные части тела (неизвестно, сохранят ли консольное автоприцеливание в компьютерной версии). При этом благодаря новому физическому движку перестрелки стали невероятно зрелищными. Раненные в ногу противники падают на бегу, скатываются с крыш и лестниц и периодически вылетают из машин при лобовом столкновении. Сильно поменялось поведение автомобилей — они ведут себя на дороге более правдоподобно, так что, пока вы к этому не привыкнете, стоит воздержаться от лихачеств.

Кроме знакомых у Нико есть друзья, с которыми можно ездить по ресторанам, барам, боулингам и комедийным шоу. Забавнее всего выглядят походы по барам. Нико с дружком, изрядно налакавшись, в прямом смысле слова вываливаются из бара, падают, матерятся и несут всякую чушь. Поездка на машине превращается в сущий ад, а уж если на хвост сядет полиция...

Развлекаясь с друзьями и выполняя их задания, вы увеличиваете уважение к Нико. Когда репутация достигнет определенного уровня, друзья начнут предлагать вам свою помощь. Например, Роман будет отправлять бесплатное такси, а Джекоб — подвозить и продавать оружие по заниженным ценам. Можно знакомиться и ухаживать за девушками — процесс наработки «репутации» здесь похож, разве что у подруг другие вкусы. Правда, такая дружба реальной и уж тем более «кофейной» пользы не дает — помогать в бою девушки не станут.

Разработчики изо всех сил старались сделать игру удобнее. Отныне в Либерти-Сити есть система быстрого перемещения по городу. Вам достаточно поймать такси и показать на карте, куда нужно отвезти Нико. Затем вы нажимаете клавишу, чтобы пропустить поездку (правда, за это берут больше денег), и моментально оказываетесь на месте. Экономные могут воспользоваться услугами метрополитена. Если же вы проиграли задание, уже не надо тащиться к заказчику через полгорода. Достаточно достать телефон и выбрать пункт «переиграть заново».

Миссии с погонями на машинах стали намного проще. Раньше стоило один раз врезаться в стену и остановиться, как противник моментально терялся за поворотом и задание считалось проваленным. Теперь вам дают серьезные поблажки. Вы можно сильно отстать от преследуемого, а потом постепенно его нагнать. Зачастую даже необязательно взрывать автомобиль противника на ходу. В большинстве случаев машина рано или поздно остановится, и вы сможете добраться до жертвы.

Старый новый город

Либерти-Сити напоминает огромный живой организм. В нем постоянно что-то происходит, причем Нико — далеко не главный герой виртуального спектакля. В кварталах богачей царят покой и достаток. Здесь стоят роскошные особняки с личными вертолетами на задней площадке, огромными бассейнами и дорогими машинами в гаражах. Горожане без спешки прогуливаются по улице, престарелые леди ухаживают за садом.

Наведайтесь в спальные кварталы перед закатом, и вы увидите, как горожане отдыхают на скамейках после тяжелого трудового дня. На центральных улицах, где дорогие магазины слепят неоновыми вывесками, жизнь кипит и ночью. Но стоит только пойти дождю, как сознательные граждане раскроют зонты, а растяпы, прикрывая голову газетой, побегут к ближайшему навесу. Вы можете увидеть, как полицейские задерживают бандитов, а владельцы столкнувшихся автомобилей устраивают разборки на дороге. События не замкнуты на главном герое. Нико — всего лишь очевидец происходящего.

Реакция горожан на действия главного героя достойна отдельного упоминания. Если вы случайно заденете чужую машину и поедете дальше, водитель может просто выругаться вслед — или рвануть за вами. Стоит лишь притормозить на светофоре, как обиженный владелец движимого имущества выкинет Нико из машины и начнет молотить его кулаками. Можно устроить драку или достать оружие — тогда у обидчика сразу пропадет весь запал, и он бросится бежать. Это только один пример из десятка возможных ситуаций.

В Либерти-Сити много достопримечательностей, перекочевавших из реального Нью-Йорка. Любопытный турист может посетить статую Счастья — пародию на статую Свободы в Нью-Йорке. Еще одна достопримечательность — знаменитый Центральный парк, который недавно стал главным местом действия в Alone in the Dark. Для любознательных игроков предусмотрены вертолетные прогулки, во время которых пилот-экскурсовод покажет и с изрядной долей юмора расскажет о местных достопримечательностях. Большую часть наиболее интересных зданий можно посетить лично, чтобы, например, насладиться панорамой города.

Если вы были в Нью-Йорке или хотя бы имеете представление о том, как выглядит знаменитый город, вы сразу оцените уровень проработки и то, насколько Либерти-Сити похож на свой прообраз. Невзрачные улочки с полуразрушенными зданиями соседствуют с роскошным деловым центром. Те, кто помнит город из третьей части GTA, будут приятно удивлены: в четвертой части некоторые улицы Либерти-Сити остались прежними.

Технологический прогресс и смена движка, конечно же, пошли игре на пользу, однако графика в GTA IV — вопрос отдельный. Картинка, если оценивать ее с технической стороны, далеко не так хороша, как хотелось бы. Правда, машины больше не появляются из воздуха, но проблемы с прорисовкой на дальних дистанциях никуда не исчезли. Да и сама визуальная часть уступает тому же Assassin’s Creed, особенно в том, что касается лицевой анимации.

Однако разработчики мастерски маскируют недостатки графического движка. Вместо порядком надоевшего тумана, прятавшего отдаленные здания и предметы, они используют размытые задники, на которых видны общие очертания объектов.

Первое время непривычно видеть GTA словно нарисованным акварельными красками. Но потом, когда пройдет период адаптации, вы полюбите столь необычный графический стиль. Надолго врезается в память ночная поездка по пустому мосту, когда фонари на стальных канатах сливаются в единую полосу света, а где-то впереди маячат городские огни.

Эмиграция в Либерти-Сити

Нет ничего удивительного в том, что разработчики Rockstar North уделили особое внимание «национальным кварталам» Либерти-Сити. Для нас особый интерес представляет виртуальная копия Брайтон-Бич, района, где традиционно селятся эмигранты из бывшего СССР.

Бывалого игрока уже не удивить присутствием русских в играх. За долгие годы мы уже привыкли ко всему — лысому телепату Юрию, нетрадиционному электрополковнику Волгину и целой плеяде русских злодеев из лиги Тома Клэнси. Но в GTA IV русские персонажи, да и вообще «русская тема» — это что-то невероятное. Гарантирую, что таких соотечественников вы в играх еще не видели.

Выйдя на улицу (это, напомню, первые минуты игры), вы услышите чистую и осмысленную русскую речь. Женщина, сидящая на скамейке, увидев, как Нико взламывает припаркованную машину, произнесет: «Боже мой, что творится!» Проходящий мимо мужчина в разговоре по телефону отчитывает подругу: «Нет, принцесса, я же сказал — никаких покупок!» А бездомный, которого я однажды случайно переехал машиной в переулке, выдал такую тираду, что ее никак нельзя напечатать в журнале из очевидных соображений.

Первые полчаса трудно поверить своим глазам и особенно ушам. Русские эмигранты осмысленно разговаривают, спорят и ругаются матом. Порой кажется, что мы не в виртуальном Либерти-Сити, а на улицах родного города. Только здесь, на дождливом Брайтон-Бич, столь любимые разработчиками глупости и штампы удачно обошли игру стороной. Пожалуй, улыбку вызовут лишь шапки-ушанки, в которых ходят редкие прохожие.

Когда разработчики сообщили, что в игре будет русская радиостанция, у многих это вызвало усмешку. Вы можете представить, что вам доставят радость бандитские разборки с погонями и стрельбой под песни Глюкозы? Однако, как ни парадоксально... это действительно так. Ваш покорный слуга, никогда не бывший большим поклонником русской попсы, с удивлением обнаружил, что «Владивосток FM», если верить игровой статистике, оказалась у игроков любимой радиостанцией.

Набор песен — какая-то невероятная солянка, которая, что совсем удивительно, ни капельки не раздражает. Сначала играет сладенькая песня из сериала «Ранетки», внезапно сменяющаяся депрессивным рэпом от Дельфина. Затем звучит клубная версия «Зеленоглазого такси» от Global Deejays, никого не жалеющий Сергей Шнуров и вечно модные «Звери». Певец Серега стал практически официальным музыкантом игры, написав главную музыкальную тему для GTA IV.

Особое удовольствие — кататься по рабочим районам в дождливую погоду, когда из динамиков звучит «Линия жизни» («Сплин») или «Группа крови» («Кино»). В качестве ди-джея на станцию пригласили известную певицу и «гарну дівчину» Руслану. Приготовьтесь к украинскому колориту и обворожительному акценту.

Сетевой беспредел

Сетевой режим, который появился в GTA IV и о котором столь долго говорили разработчики, оставляет противоречивые ощущения. Нет, он выполнен добротно, но «Великий автоугонщик» — в первую очередь сюжетная однопользовательская игра. Она цепляет своим живым миром, огромным городом с тысячей сюрпризов, историей и характерами персонажей. Сетевые режимы — лишь приятное дополнение, но никак не полноценная многопользовательская игра, как, например, во всенародно любимом Call of Duty 4.

Grand Theft Auto IV можно смело рекомендовать всем. Ее стоит попробовать, даже если вы всегда недолюбливали серию GTA. Чего же ждать при переносе игры на персональные компьютеры? Вряд ли разработчики будут не покладая рук биться над оптимизацией, яростно устраняя недостатки консольных версий. Учитывая прошлые работы Rockstar, нас, скорее всего, ждет слегка подтормаживающая игра, но без особых изъянов и стандартных для консольных портов болячек.

 

2020 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.