Бригада Е5: Новый альянс
Что это у вас, батенька, мундирчик какой-то милицейский... А еще должностное лицо из НДФ! |
Свобода, свобода, клянусь бородой!
Три тысячи лет я провел под водой!
Л. Лагин, мюзикл «Старик Хоттабыч»
Мы чистили Латинскую Америку силами наемников. Мы поливали ее из пулеметов и давили танками. Честно говоря, ее обитатели имеют стократ больше прав возмущаться тенденциозностью разработчиков, чем мы с вами. Но — там опять стреляют, и без нас не обойдется.
В колонну по четыре стройсь!
Если бы директором был я... |
|
Еще года три назад в казарме, отведенной тактическим стратегиям, стояла многозначительная тишина. Жанр был отправлен в почетную отставку с сохранением выслуги лет. И не потому, что никто не знал, чем его продолжить, — просто маркетологи, штырь им в забрало, очередной раз родили теорию об «устаревшем жанре». Только за Commandos признали право на существование, и то со скрипом.
И как все изменилось теперь... Аутсайдер стал фаворитом сезона. Дорогу проторил Silent Storm: он, по большому счету, гениален не был, но в нем воплотились долгие ожидания. За ним, весело помахивая ушами, понеслись «Часовые», «Серп и молот», «Ночной дозор»... Тем временем другая отечественная компания корпит над продолжением Jagged Alliance, хотя только самые стойкие верят, что игра оправдает славное имя.
Конечно, будут еще клоны и даже клоны клонов. Но сейчас — самое время двигать жанр вперед. Не то ждут нас новые «семь лет без тактик».
В поисках родни
Он не увернулся — он уже умер. |
Что такое, по природе своей, тактика? Игра, имитирующая действия маленькой группы бойцов с разной специализацией.
Но, позвольте, а чем это отличается от ролевой игры с «партией персонажей»? Скажем, от Baldur's Gate или Icewind Dale? Вовсе не заменой молний на автоматы, «Ночной дозор» хоть и кидается заклятиями, а все равно тактика и ничем другим быть не может.
Правильный ответ: отсутствием свободы действий и отличного от «цепочки миссий» сюжета.
Так почему бы не сделать тактику, которая сделает шаг в сторону своих прародителей — ролевок? Может, здесь и кроется долгожданное обновление жанра?
Между прочим, классика жанра — Jagged Alliance, X-Com — предполагала куда большую свободу и нелинейность, чем нынешние «столпы». Silent Storm выдавал за нелинейность обилие миссий, в том числе случайных, но сюжетная тропа от этого не переставала быть прямой, как шлагбаум. «Серп и молот» дает кое-где сделать выбор... но ключевое слово тут — «кое-где».
«Бригада Е5» пошла в этом отношении намного дальше, и, что прелестнее всего, совершенно не собирается именовать себя ролевой игрой. Честь ей за это и хвала!
Вы можете воевать за разные стороны (меняя покровителя прямо в процессе), можете плевать с высоты на задание, выбирать любую стороннюю «халтурку» и, что приятнее всего, вам почти не придется «полностью подавлять сопротивление». О, как я ненавидел медитативный поиск последнего чердака, на котором затаился фриц с гранатой... И как радовался, что практически все ролевые игры этой заморочки полностью лишены!
И все-таки к ролевкам причислять «Е5» не надо, как и «Серп и молот». Поговорить с персонажами вроде как можно, но средний попугай модели «какаду» обладает не в пример большим словарным запасом. За роскошным фасадом порой скрывается мерзость запустения. Но ведь мы договорились, что «Е5» — не ролевка?
А часы тикали...
Теперь самое время поговорить о том, как реализована одна из самых сложных вещей в тактических играх: система перехвата. Ответ неожиданный: никак! Игра проходит в реальном времени, но автоматически ставится на паузу, стоит произойти чему-то важному. Позвольте, где мы такое видели? Ну конечно, опять-таки в Baldur's Gate. А еще — в X-Com 3. Но как же давно был этот X-Com...
Сознаюсь в страшном: вообще-то я совсем не поклонник реального времени. По крайней мере, «символом прогресса» его не считаю, и прежде всего — в стратегиях. И, когда слышу, что очередные «Космические рейнджеры» собираются перейти в реальное время, горько вздыхаю: мир их праху! Но вот «Е5» убедила меня: бывают стратегии, которые от этого режима только выигрывают.
Возникает совершенно новая степень реализма. Отреагировать можно всегда, а не тогда, когда запасено должное количество action points, не тогда, когда позволит движок, и не «в свою очередь». Выигрывается одновременность происходящего. А паузы не дают игре превратиться в соревнование мышеводов на скоростной забег зигзагами.
Скажете, это не настоящее реальное время? Это как раз — настоящее. А то, что мы видим в большинстве RTS — игрушечное.
Такой подход настоятельно требует другой тактической системы — и мы ее получили. Понятия «шока» и «адреналина» регулируют реакцию бойцов на происходящее. Команды стали намного разнообразнее: можно заранее взять под прицел дверь или угол дома, можно перемещаться боком или даже задом, чтобы не упустить момент...
Огорчает только одно: пропала знаменитая silentstorm'овская интерактивность. Половина объектов — вообще неразрушаема, остальные... Чтобы вышибить дверь, сплошь и рядом не хватает взрыва пары гранат. Хорошо строят в таинственной стране Палинеро!
Вопросы баланса
Ничего предосудительного! И вообще, девушка уже умерла. |
В тактике баланс куда нужней, чем в ролевке. Будет слишком просто — и все, играть как бы и незачем. Окажется, что сложнейшую операцию то и дело срывает случайность (и вперед, на перезапуск миссии) — и игра вызовет вместо восторга глухое раздражение. Где правит бал дальнобойность и снайперы, где — незаметность и разведчики...
Так вот, «Бригада Е5» — несомненный лидер по этой части среди тактик «нового поколения».
О часовом на вышке напоминает лишь пятно крови и падающий автомат. |
Столкновение с кучей врагов в дневных условиях обычно приводит к быстрому поражению. Да, именно так, удача на стороне больших батальонов хотя бы из-за того, что огонь плотнее. Вдобавок к этому есть много параметров, отвечающих за куда более «жизненный» бой, чем это было в любой из предшествующих игр. Причем параметров, среди которых точность стрельбы бойца — всего лишь одна из многих составляющих. Поэтому «вырезать целые города» обычно приходится либо тихо и ночью, либо применяя хитроумнейшие тактики. Но сразу скажу честно — это одна из немногих игр, где все не упирается в то, что все вооружаются снайперскими винтовками и расстреливают противника издалека или режут врага ножами, замаскировавшись до полной невидимости. Здесь нет фантастики, все честно.
Ночью у противника со зрением не плохо, а суперплохо. Если убивать врага первой же очередью, передвигаться не бегом, а скрытно, и использовать приборы ночного видения, то вам всенепременнейше будет счастье. В виде безнаказанного расстрела «бегающих кабанчиков». А в самом деле, что бы вы сделали, если бы в вас стреляли неизвестно откуда из темноты?
Несколько хуже с денежным балансом. Если поначалу с деньгами плохо и ни на что не хватает, то потом, с появлением автоматического оружия, которое стоит достаточно дорого, с одной схватки может быть получена целая куча денег в виде оружия (которое сбывается в ближайшем магазинчике). Даже задания стоят очень дешево по сравнению с такими «обвалами сокровищ». С некоторых таких схваток легко можно получить до 20-25 тысяч за раз. А на эти деньги можно не менее легко содержать целую команду наемников 2-3 недели. Правда, уже близится патч, который грозит решить эту проблему.
Однако пока точно не будет решена проблема, которая позволяет решить проблему денег для самых ленивых. Это — банки. Достаточно только добраться до Порто-Торро и положить хоть немножко денег на банковские счета. После этого останется только выйти на глобальную карту и увеличить скорость игры до максимума, после чего сходить на 5-10 минут попить чай. Вернувшись в игру через пару-тройку игровых лет, вы станете владельцем целого состояния, на которое можно покупать целые города (кто бы их продавал!). Но вы же честные люди и не будете пользоваться такой явной дыркой?
Наш арсенал
Вообще-то количество стволов на геймплей обычно серьезного влияния не оказывает, что бы там ни талдычили рекламные агенты. Но это — не тот случай.
Давненько я не видел грамотно реализованных модификаций оружия. Не просто «у вас есть три ячейки для «навесок», ставьте туда что угодно», а по смыслу. Либо штык — либо подствольный гранатомет, потому как вешаются они на одно и то же место...
И главное: супероружия нет. В Silent Storm, помнится, не было ни у бойца, ни у «пушки» характеристики важнее дальнобойности. Здесь командой снайперов дела не делаются. Добегут и зальют свинцом по самые уши.
А, ну да: еще его много. Целый постер.
Вообще, больше всего в игре восхищает внимание к мелочам. Хотя здравого смысла хватило не на все: и если кредитки «на предъявителя» я еще могу пережить, то упорное нежелание женских персонажей носить каски вызывает, как минимум удивление — по голове-то попадают ой как часто! В результате непонятно, зачем женщин вообще вводили в игру — их все равно жестоко калечат или просто убивают первым же выстрелом в голову. Но не время говорить о мелком — встречайте нового гиганта жанра!
|
Награда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Рейтинг | журнала | 85% |