Serious Sam 2
Все-таки прогресс — штука спорная. С одной стороны, игровая индустрия за последние несколько лет сделала огромный шаг вперед. На свет рождались новые жанры и направления, а количество игр с массой оригинальных находок вряд ли удастся пересчитать на пальцах. Но и потеряли мы немало.
В последнее время делать классические стрелялки по принципу «отключи мозги и получай удовольствие» считается признаком дурного тона. Даже Painkiller, попытавшийся было возродить «мясной» жанр, не нашел последователей на рынке. Разработчики продолжают корпеть над сюжетными стрелялками. А ведь порой хочется просто расслабиться и получить скромное удовольствие, отстреливая толпы противников и упиваясь бесконечным драйвом. И кто нас спасет? Хорваты, в свое время взорвавшие общественность выпуском «old-school shooter Serious Sam», всерьез намерены повторить свой подвиг.
Работает? Работает! Значит, трогать не надо. Разработчики из Croteam не собираются отказываться от удачного рецепта, принесшего им миллионы долларов. Нас ждет фактически все та же игра, которую мы знаем и любим. Однако даже самая гениальная идея не может пройти испытание временем без некоторых доработок, которые позволят ей подняться на качественно новый уровень. И, поверьте, в Serious Sam 2 таких небольших, но приятных нововведений хватает.
Заповедные места
Сюжет никогда не был сильным местом в подобных играх, так что отсутствие какой-либо конкретной информации о сюжетной подоплеке игры совсем не удивляет. Известно только, что нам вновь предстоит гоняться за Менталом (в телефонной будке?). Хотя большего и не надо — повод для того, чтобы взять в мускулистые руки пулемет и отправиться в дорогу, у Сэма уже есть.
Куда больше нас интересуют подробности собственно игрового процесса. Serious Sam всегда славился оригинальным дизайном своих уровней, которые умели поразить помпезностью архитектуры в сочетании с огромными открытыми пространствами. А сколько удивительных уровней создала фантазия дизайнеров! Пирамиды, гигантские статуи, средневековые замки — чего только стоит вращающийся зал из The Second Encounter. И таких оригинальных мест в игре было очень много.
Однако в дизайне уровней первых двух игр был один недостаток. Разработчики чересчур увлеклись египетской темой, стремясь впихнуть злосчастные пирамиды везде, где только можно. Во многом это было вызвано ограничениями движка. Конечно, никто не будет спорить с тем, что в империи ацтеков и в Вавилоне тоже существовали пирамиды. Но подобное однообразие к концу игры начинало слегка надоедать.
Во второй части разработчики обещают исправить свою ошибку, предоставив нам огромный выбор совершенно разных локаций. Действия Serious Sam 2 развернутся на просторах четырех десятков уровней, кроме которых в игре обязательно будут присутствовать традиционные секретные зоны, добраться в которые можно только проявив изрядную смекалку.
В погоне за Менталом игрокам предстоит изрядно помотаться по свету и преодолеть семь эпизодов. Помимо знакомых по The Second Encounter тропиков и заполненных лавой пещер нас будут ждать бескрайние болотные топи, ледяные крепости и города, чьи обитатели поклоняются не кому-то, а самому Кинг-Конгу.
Изюминкой всей игры наверняка станет последний эпизод, в котором Сэма забросят в мир гигантов. Те, кто помнит комедию «Дорогая, я уменьшил детей!», наверняка уже разгадали замысел разработчиков. Сэму предстоит уменьшиться до размеров блохи и вступить в неравную схватку не только с уменьшенными копиями прислужников Ментала, но и с насекомыми, которые также не прочь перекусить нашим героем, наплевав на его заслуги перед человечеством.
Приди и возьми
Для заселения обширных пространств новых уровней разработчики приготовили около сорока типов монстров. В дружный коллектив прислужников Ментала влились несколько новых представителей. Фантазия хорватов работает на все сто, продолжая порождать удивительных существ. Выставить в качестве противников для Сэма ведьм, летающих в бронированных ступах, или клоунов, швыряющихся тротиловыми тортами, могли только люди с извращенным чувством юмора. Но и это еще не все. Во время погони за Менталом Сэму повстречаются и роботы на куриных ножках, и гигантские плотоядные растения, и всевозможные зомби, так что скучать не придется.
Разработчики не ограничились придумыванием новых существ. Практически все знакомые монстры вернутся во второй части. Все они обретут новые способности, которые сделают их куда более опасными. Столь ненавистные многим игрокам скелеты, также известные как Клиры, обретут способность летать и не упустят возможности вцепиться игроку в загривок. Даже безголовые камикадзе отныне наконец-то обретут голову. Правда мозгов от этого у них не прибавится, ведь в ее качестве будет использована громадная бомба на пружинке, способная разнести Сэма в клочья.
Ну и, конечно, боссы! Вторая часть готова порадовать нас еще более огромными и колоритными тварями. Оценить размеры противников можно по высказыванию разработчиков, которые заявляют, что финальный босс Serious Sam 2 вполне может попасть в книгу рекордов Гиннесса как самый огромный игровой персонаж. Так что представить себе габариты новых оппонентов нетрудно: уж если разработчики сказали: «Крупный», — это значит, что рогами Ментал будет как минимум сшибать с неба звезды.
С такими колоритными противниками не обойтись без хорошего арсенала. Можете не беспокоиться — пострелять нам дадут, причем стрелять придется очень много.
В закромах Сэма хранится дюжина смертоносных машинок. Многие инструменты, такие как циркулярная пила, двустволка, шестиствольный пулемет и снайперская винтовка, перекочевали в игру из предыдущих частей. А некоторые знакомые пушки обзавелись новыми особенностями. Так, местная ракетница отныне может похвастаться аж шестью стволами, попеременное использование которых позволяет добиться потрясающей плотности огня. Больше всего досталось гранатомету — он был упразднен и заменен ручными гранатами; ими Сэм будет закидывать накатывающихся противников.
Для масштабных разборок с противником нет ничего лучше хорошей бомбы. А у каждого серьезного Сэма должна быть не менее серьезная бомба, перекочевавшая в сиквел из предыдущих частей. С особо крупными тварями поможет совладать модернизированная пушка, которую бедняга Сэм по-прежнему таскает на своем горбу.
Еще одна новинка — плазменная пушка, которая отлично подходит для боя на средней дистанции. Эклектичности игре добавит футуристический пистолет-пулемет, напоминающий Узи. Причем в каждую руку можно будет взять по такой машинке.
Вершина креативной мысли разработчиков — устройство со смешным названием Parrot-guided explosives launcher. Крайне оригинальная пушка, которая выпускает попугая, доставляющего бомбу прямо на голову противника. Однако не все так просто. Если глупая птичка не найдет в окрестностях оппонентов, она вернется на плечо приятеля Сэма. Разумеется, вместе с тикающей бомбой, а вы как думали?
Немного огорчает отсутствие в арсенале огнемета. Поджаривать противников в Serious Sam: The Second Encounter было очень весело. Однако горевать не стоит — обещанных «стволов» с лихвой хватит даже самым заядлым любителям пострелять.
Помимо всего прочего, Сэму дадут порулить одним из многочисленных транспортных средств, с помощью которых вести геноцид противников будет еще проще и веселее. Автопарк Serious Sam 2 может похвастаться такими экземплярами, как быстрые багги, мотоциклы, танки на воздушной подушке и даже некое подобие вертолетов и истребителей. Ну, а в последнем эпизоде нам позволят оседлать даже муравья. Однако самая оригинальная штука — гигантский мяч, утыканный лезвиями. С его помощью Сэм может почувствовать себя настоящим игроком в боулинг, снося, как кегли, целые шеренги противников.
Красиво? Серьезно!
Графика Serious Sam 2 выглядит приятно, хотя дотошные адепты ультрасовременных технологий вполне могут заметить и недостаток полигонов в моделях, и порой нечеткие текстуры. Конечно, детище Croteam уступает более технологичным конкурентам. Но давайте спросим себя, а нужна ли нам графика уровня Half-Life 2 в такой игре?
При обещанных трех сотнях монстров, одновременно присутствующих на открытых локациях, игра должна вести себя адекватно и стараться не тормозить даже на не самых мощных машинах. Так что разработчикам сознательно пришлось пойти на некоторые уступки, пожертвовав детализацией в угоду масштабному действию. Да и в пылу схватки вы вряд ли заметите, что у вон того камикадзе не хватает десятка полигонов. На это просто не будет времени, а спецэффекты, выполненные на традиционно высоком уровне, вполне способны скрасить картину.
В комплекте с графическим движком идет и похорошевшая физика. Разработчики не устают твердить о всеобщей разрушаемости ландшафтов и возможности самостоятельно проверить законы кинематики и динамики на тушках противников. Пока что судить о том, правда это или нет, трудновато, но уже по видеороликам можно сказать, что все современные стандарты выдержаны на сто процентов!
Обещания тотальной разрушаемости уровня пока оставим на совести хорватов. Все понимают, что никто не собирается делать из «Сэма» новый Red Faction. Будем надеяться, что разработчикам удастся найти разумный компромисс между интерактивностью и удобством для игрока.
Массовое помешательство
Простенький, незамысловатый, но очень удобный многопользовательский режим — вот чем издавна славился наш «Сэм». Коллективные разборки с друзьями в предыдущих частях пользовались стабильной популярностью. Да и сейчас не составит труда найти людей, готовых поиграть вечерком в Serious Sam с другом по сети — прикончить друг друга или нескольких монстров на досуге.
Разработчики обещают стандартный набор многопользовательских режимов с небольшим уклоном в сторону Deathmath, который в серии Serious Sam всегда был чертовки хорош. Ну, а если сражаться с друзьями вам по каким-то причинам не хочется — милости просим в «кооператив». Парни из Croteam обещают, что режим совместного прохождения будет поддерживать до 16 игроков. Представить, что при этом будет твориться на экране, сложновато, но сам процесс... Хотя, если карты и правда будут гигантскими, места хватит всем. А вот от экзотического и маловостребованного режима Split Screen разработчики, скорее всего, откажутся. В наши дни гораздо проще найти партнера для игры по сети, чем ютиться за одной клавиатурой и половинкой монитора.
За что мы любим Сэма? Не за яркую графику, не за какие-то изыски в геймплее, а за потрясающий ураганный игровой процесс. Именно неповторимый первобытный драйв позволил детищу Croteam завоевать сердца миллионов игроков. Безумные схватки с толпами противников, которые накатываются волнами и не дают ни секунды перерыва, — вот фирменный знак игры.
У Serious Sam 2 есть для успеха практически все — симпатичный графический движок, традиционный для сиквелов набор дополнений и улучшений, а также раскрученный и узнаваемый бренд. Но все это — мелочи. Если разработчикам удастся вернуть нам тот самый знаменитый драйв, игра не только разойдется миллионными тиражами, но и навсегда останется в памяти игроков. Не удастся — Serious Sam 2 окажется всего лишь одной из стрелялок и потеряется на фоне более технологичных и красивых конкурентов. Но хочется верить, что разработчики из Croteam не подведут. Они ведь ребята серьезные.