Paradise
А в Африке реки
вот такой ширины,
А в Африке горы
вот такой вышины,
А крокодилы, бегемоты
А обезьяны, кашалоты
А и зеленый попугай..
Песня Красной Шапочки
Несколько предостережений для тех, кто взялся играть в Paradise.
Во-первых, не торопитесь. Эта игра обладает собственным внутренним ритмом, и тому, кто хочет пролететь ее быстро, как над джунглями на самолете, вряд ли удастся его уловить: джунглями нужно любоваться изнутри, сверху они ничего особенного из себя не представляют.
Во-вторых, примите правила игры. Иначе вы будете недоумевать, почему это воды можно набрать лишь в бассейне, а у загадки — только один вариант решения. И в попытках привести игру к собственным понятиям о реальности потеряете половину удовольствия.
Начало сезона дождей в раю
Paradise — это игра про Африку, более того — это игра в Африку. Черный континент занимает центральное место в интерактивном фильме, предложенном нам Бенуа Сокалем, но Африка слишком неудобный герой — дожди, пустыни, джунгли, города, люди, звери... Многовато. Поэтому роль главной фигуры достанется студентке Женевского университета по имени... ну, пусть будет Энн Смит. А кто такая Энн Смит? Чистый лист, tabula rasa. И текст на этом листе будет появляться не без вашей непосредственной помощи.
Райские сады мадарганского принца. |
Техническая сторона вопроса предельно проста: все начинается с того, что попавшая в авиакатастрофу Энн обнаруживает себя в небольшом помещении, отдаленно похожем на комнату в общежитии. В общем, первое впечатление отчасти справедливо: по сути гарем — общежитие и есть.
В активе у девушки несколько личных вещей и воспоминания о Женеве, в пассиве — серьезная амнезия и совершенно незнакомая ей африканская страна Морения на много-много миль окрест. Абсолютно логичное решение вернуться в Женеву и сдаться на милость европейской медицины первым делом спотыкается о невозможность покинуть замкнутое пространство дворца...
Ей предстоит много где побывать: в полупустом городе, в джунглях, где аборигены строят свои дома высоко над землей, в лагере повстанцев, на борту королевской резиденции. Ей придется участвовать в военном конфликте, собирать в единую мозаику свои немногочисленные воспоминания и факты, почерпнутые из чужих рассказов, и приглядывать за своим спутником — черным леопардом.
Интерактивные фильмы Бенуа Сокаля
Создатель и идейный вдохновитель проекта Бенуа Сокаль — художник, и это во многом определяет стиль игры. Сложных загадок и многоплановых интриг вы здесь не найдете — игра скорее напоминает интерактивный фильм, в котором главному персонажу, как и всем прочим, отведена своя роль. Роль ответственная, центральная, любовно прорисованная — но подчиненная той же цели: «сделать красиво». Кому? Зрителю, слушателю. Вам.
Родство «Парадиза» и «Сибири» несомненно: прекрасно проработанные персонажи и атмосфера, хорошее музыкальное сопровождение, графика, достойная того, чтобы время от времени останавливаться и просто рассматривать открывающийся пейзаж. Это родство несомненно настолько, что новое творение Сокаля нередко упрекают во вторичности по отношению к старшей сестре. В чем-то эти упреки справедливы: общая фабула сюжета действительно во многом совпадает, что же до героинь... Кейт из «Сибири» и Энн из «Парадиза» схожи хотя бы тем, что им приходится путешествовать, преодолевая трудности и решая бытовые задачки, по незнакомым и не всегда дружелюбным краям. Но их характеры различаются в той же мере, что и их пути.
Барабанное дерево. |
По сравнению с играми серии Myst, Paradise не так щедр на сложносочиненные загадки. Механизмы, с которыми вам придется столкнуться, довольно просты и, как правило, выполняют те функции, для которых предназначены. Грузовик — транспортное средство и не более, котел будет нагревать воду для ванны, эластичные канаты для банджи-джампинга обеспечат героине прыжок вниз головой и благополучное возвращение.
Рычаги и кнопочки располагаются с уверенной функциональностью: если пульт управления находится возле рельсового тупика с краном и вагонеткой — с высокой степенью вероятности именно над краном и вагонеткой и властны эти кнопки и тумблеры.
Но к сожалению, «нужные» предметы не выделяются из общей картины, пока на них не наткнется курсор — поэтому время от времени приходится долго и аккуратно выслеживать прячущиеся по темным углам «полезности». А потом ломать голову в попытках сообразить, зачем вам эта роскошная коллекция «чего попало» и как ее экспонаты применять, — подсказок не так уж много, и частенько их придется вылавливать из речи окружающих. А слово, как известно, не воробей и даже не летучая мышка.
То, что девушка не имеет привычки вести дневник, весьма огорчает — перечесть и вспомнить важную подсказку, мелькнувшую в разговоре, нет никакой возможности. Некоторые из ваших собеседников любезно согласятся повторить свой увлекательный рассказ, а некоторых Энн даже и спрашивать лишний раз не станет — бесполезно. Так что — будьте по возможности внимательны.
«Эти баги раздражают меня, Постум...»
Основа игры — классические задачки типа «взять то-то и вставить туда-то» и обязательный сбор разнообразных предметов по принципу «обязательно пригодится». В некоторых случаях необходимые предметы склонны возникать не сразу, а после определенного момента в игре: поговорили с мадам Сваффи о сладостях и безменах — возьмите с полки... нет, с подноса кувшинчик. Разнообразие игр и заданий радует — равно как и некоторая доля юмора, чувствующаяся в отдельных эпизодах этой большой африканской одиссеи.
Охота на песчаных рыб. Медитативное занятие. |
Впрочем, юмор довольно-таки специфичен — и невозможно было бы утверждать, что он всем придется по душе. Но с моей точки зрения, от его присутствия проект только выигрывает.
Время от времени обескураживает поведение курсора: в силу каких-то загадочных аспектов он все время норовит отстать от игрового процесса, хотя сама по себе игра при этом и не думает тормозить. Если курсор отрастил внизу две тонкие лапки и принялся загребать ими воздух — это не обязательно значит, что вы попали им по нужному предмету. Вполне возможно, что предмет остался изрядно в стороне, а курсор просто наверстывает упущенное. А иногда он и вовсе без видимых причин замирает на месте. Надо признать, что зрелище игрока, гипнотизирующего неподвижный значок взглядом и уговаривающего компьютер «отдай... отдай, курсор, зараза», скорее подходит для ГЭГа, чем для творения мэтра Сокаля.
Впрочем, баги — самые страшные монстры любой игры — присутствуют здесь в умеренном количестве. По крайней мере, с ними можно уживаться, а разгул компьютерного полтергейста обыкновенно лечится перезагрузкой. Не забывайте только почаще сохраняться — особенно после решения какой-нибудь долгоиграющей задачки, чтобы не пришлось потом проходить все заново. Далеко не всегда игра дает понять, что баги уже подкрались и вовсю действуют. К примеру, можно просидеть два часа, пытаясь поймать песчаную рыбу, перезапустить игру просто от невозможности выйти из этого тупика — и справиться с задачей за
Эта вот киса и доставит Энн наибольшую часть хлопот. |
следующие пять минут.
Отдельного упоминания заслуживает Ночь леопарда — так называются небольшие вставки в трехмерном режиме, позволяющие вам управлять спутником главной героини. Черный леопард — одна из находок Сокаля и одновременно — та самая точка преткновения мнений. С одной стороны, эта кисонька на редкость привлекательна, особенно в видеовставках: воплощенная грация с во-о-от такими клыками! С другой — пресловутая Ночь леопарда, во время которой можно управлять хищником, ничего не дает игроку, помимо удовольствия погонять зверя по кустарнику в 3D-режиме.
Идея сама по себе довольно привлекательна, но полное отсутствие сюжетной цели таких прогулок и сравнительно малое пространство для маневра сводят на нет осмысленность этих вставок. Ночь леопарда можно пропустить без малейшего урона для дальнейших событий.
«В жаркой Южной Африке, центральной ее части...»
Морения (Maurania) Бенуа Сокаля — это несколько очень разных миров, нанизанных, как бусины, на нитку сюжета и общей атмосферы. Она сочетает в себе элементы собственной культуры и последствий «европеизации»: воины с копьями, взирающие на вас с высоты седла газелина, — и архаичные механизмы, работающие где на честном слове, а где и вопреки здравому смыслу. Радио, передающее последние новости, — в хижине, затерянной в джунглях Молгрэйва. Отпечатанные на машинке письма — и суеверный ужас повстанцев перед рокочущими тамтамами короля Родона. Грузовик, на котором начинает свое путешествие Энн, состоит в несомненном родстве с каким-нибудь индийским автобусом, чей корпус перевязан веревками, проволокой и чем угодно еще, лишь бы не развалился.
Долгая дорога, хотя и не вымощенная желтым кирпичом. |
Очень во многом эти детали создают специфическую атмосферу страны, пережившей некогда технический взлет над привычным диковатым укладом предков, а теперь медленно возвращающейся обратно. Смотреть на пустынные города, которые некогда были богаты и многолюдны, чинить механизмы, от которых веет антиквариатом, чтобы они работали хоть как-то... вы никогда не пробовали прогуляться по заброшенным деревням? Ощущения на удивление схожи.
Сюжет разворачивается перед вами неторопливо — вам дают возможность проникнуться атмосферой Морении, пройтись по ее полупустым городам, полюбоваться пейзажем. Сонная дрема в дворцовом саду, где даже солнечные лучи падают словно бы сквозь легкую дымку. Увядающая роскошь гарема — узорчатые фрески не мешало бы подновить, но никому нет до этого дела. Хлещущий по грузовику тропический дождь. Газелины, с настороженным любопытством провожающие взглядами повозку. Как и в Syberia, художественное оформление игры на высоте.
Невиданные животные и удивительные растения. Проработанность деталей флоры и фауны, о которых не прочтешь в учебнике биологии... Все это делает Морению не просто географической точкой, кусочком Черного Континента, а мифической страной, где магия вуду не менее эффективна, чем винтовки, а тайны растут на каждом шагу, как грибы после тропического ливня. Морения не принадлежит нашему искушенному времени, она плоть от плоти века конквистадоров и авантюристов, когда мир был еще не открыт до конца, а на другом конце земли жили люди с песьими головами.
И графика, и анимационные вставки выполнены так, что посетовать можно разве что на отсутствие 3D-движка: очень хочется время от времени что-нибудь рассмотреть поближе. К сожалению, такой возможности не предусмотрено: если предмет ничем, кроме красивых завитушек, не ценен, Энн не обратит на него внимание, даже если вы и попытаетесь ее вдохновить на более тщательный осмотр дерева или какой-нибудь фрески.
Пальметты. Чемпионы по скоростному закапыванию в песок. |
В предварительном интервью компания White Birds Productions заявляла, что максимальное разрешение будет рассчитано на средний компьютер — то есть либо 1024х768, либо 800х600. Увы, но руководители проекта выбрали второй вариант.
Не всегда удачно смоделированы движения персонажей, и нередки моменты, когда фигурки пытаются пройти сквозь друг друга — зрелище Энн, уходящей в слона, а потом из этого же слона выныривающей обратно, может доставить несколько веселых минут, незапланированных разработчиками. Впрочем, это не редкость: даже в коронованном Oblivion случаются такие казусы.
Диалоги иной раз удручают необходимостью по нескольку раз переспрашивать собеседника (к примеру, чтобы на вас, наконец, обиделись) — но сюжет линеен, и если на вас в нужный момент не обидятся, то все труды могут закончится зависшей в глубокой задумчивости игрой. Зато интонации и произношение радуют до глубины души. Одышка г-на Гретзельбурга и равнодушная доброжелательность мадам Сваффи, философский тон парикмахера в Мадаргане и короткие реплики Хассана... То, что эти фигурки на экране воспринимаются живыми людьми, — в немалой степени заслуга актеров, озвучивавших игру.
Игре в немалой степени добавляет очарования музыка. Пение птиц, отдаленные голоса, скрип досок под сапогами, шум дождя — все это гармонично вплетается в негромкие музыкальные темы. Увлекшись игрой, вы можете не сразу заметить и оценить музыкальный фон, но именно он очень во многом создает атмосферу жаркой, дождливой, опасной и отчасти фантасмагоричной Африки, созданной Сокалем.
Pro et Contra
Любители жанра ждали от нового творения мэтра чего-то принципиально нового.
Чего-то, что, возможно, установит для жанра новую планку. А White Birds Productions сделали красивую и увлекательную игру, но не преодолели привычных границ. Кого-то раздражает монотонный поиск предметов в окружающем пространстве (особенно если пространство не изобилует освещением), кого-то — линейность сюжета, кто-то упрекнет создателей за наличие багов. И все они до некоторой степени будут правы, потому что основания для подобных упреков есть.
Однако это не повод, чтобы отказывать себе в удовольствии погулять по пустынному городу, поиграть в пятнашки с пальметтами, прыгнуть вниз головой с дерева, покататься на газелине. И прийти к неожиданному и резкому финалу. Финалу, похожему на оборванную страницу в книге, — словно кто-то откромсал оптимистическое «и с тех пор жили они долго и счастливо» и оставил растерянных героев за рваным краем листа.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 7 |
разнообразие заданий и мини-игр, интересный мир | жесткая линейность сюжета |
Графика 9 |
красивые, создающие настроение пейзажи | невысокое разрешение |
Звук 8 |
приятная фоновая музыка, выразительно озвученные диалоги | небольшое число музыкальных композиций |
Игровой мир 8 |
атмосфера мифической Африки прошлого века | резкий и неоптимистичный финал |
Удобство 6 |
несложный интерфейс | непослушный курсор, трудности в нахождении нужных предметов |
Новизна нет
Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Мэтр решил нас удивить - ему это удалось, хотя и не во всем приятно. | Рейтинг 72% |