Devil May Cry 3: Dante's Awakening
«Дант, оттого что отошел Вергилий,
Не плачь, не плачь еще; не этот меч
Тебе для плача жребии судили».
Данте Алигьери, «Божественная комедия»
Когда приходит весть о портировании игры от Capcom с Sony PlayStation 2 на персональный компьютер, меня начинают мучить противоречивые чувства. С одной стороны, мы лишь в выигрыше. На консолях полно интересных и оригинальных проектов, которые грех пропускать мимо.
Но с другой стороны, в качестве «бесплатного плюса» мы получим: ужасное управление, допотопную графику и отсутствие всякого намека на то, что игру пытались хоть как-то адаптировать под персональный компьютер.
Держите, что есть, и радуйтесь. Что-то вроде того. Можно сказать, практически гамлетовское: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Вопрос, конечно, интересный.
Экскурс в историю
Первая часть вышла в октябре 2001 года, вскоре после старта PlayStation 2. Игра имела потрясающий успех, которого, видимо, не ожидали даже сами разработчики. Красивые, динамичные драки, запоминающийся герой, своеобразный юмор и неповторимый стиль.
Интерес повторной игры поднимается, когда становится доступным второй персонаж. |
Вторая часть вышла через полтора года, в январе 2003 года. Игра получилась неоднозначной. Не сказать что был громкий провал, — но лавров первой части она не собрала. Причин этому было множество: хотя бы практически полное отсутствие сюжета. Впрочем, сейчас речь не об этом.
Третья часть посетила магазины 3 января 2005 года. Она — приквел к истории, рассказанной в первой игре. А спустя год вышло особое издание, которое, собственно, называлось: Devil May Cry 3: Dante's Awakening Special Edition.
Почему портировали именно ее? Первая часть слишком устарела, пять лет не шутка. Вторая тоже далеко не молода, да и качество проекта хромает. Третья часть лучшая как с технической точки, так и с точки зрения игрового процесса. А особое издание добавляет множество приятных мелочей.
Божественная комедия
Завязку Devil May Cry 3 интригующей не назовешь. Получеловек-полудемон Данте только собирается открыть агентство по отлову и уничтожению демонов, как приходит странный посетитель. После его ухода врываются монстры и учиняют форменный разгром. Данте, недолго думая, хватает огромный меч, два пистолета и отправляется разбираться, кто за этим стоит и что происходит.
Несмотря на страшную графику, игра поражает оригинальным дизайном. |
Восстанавливать справедливость придется достаточно стандартным способом: калеча монстров, убивая боссов и разрушая все, что мешает пройти. Что бы там ни говорили, добро гораздо проще вершить огнем и мечом, а не долгими разговорами и убеждениями.
Многие ругают сюжет за его простоту и примитивность. Не буду спорить. Здесь вы не найдете тщательной проработки персонажей, неожиданных поворотов, глубокой и драматической истории, которыми так славятся японские сюжеты.
Но внимательно разобравшись в сюжете и вслушавшись в диалоги, вы поймете, что история далеко не банальная. Мало того что сценаристы смогли создать безумный сюжет, так еще напихали множество ссылок на различные произведения (и не только на них).
Например, главный герой Данте и его брат-близнец Вергилий, с которым придется бороться на протяжении всей игры, — персонажи известного произведения «Божественная комедия». В ней поэт Данте попадает в Ад, где его проводником служит Вергилий. Интересные параллели? Если вы осилили игру до конца, поймете, о чем идет речь.
К слову, отсылка к «Божественной комедии» не первый случай среди игр. Японские разработчики вообще любят использовать классические произведения. Но и западные не брезгуют. Помните Arcanum, где после катастрофы проводником главного героя стал Вергилий, обозванный многими по незнанию Вирджилом. Все оттуда.
Пускай главные герои не могут похвастаться проработанными характерами, но зато каждый из них яркая личность. Особенно выделяется Данте — язвительный грубый циник, который отпускает ядреные шуточки при каждом удобном случае. И в то же время добро уверенно поселилось в глубине его души, что совсем нехарактерно для демона. В самом конце вы поймете, почему игра называется «Демоны могут плакать».
Мечом и пулей
Devil May Cry 3 — один из немногих боевиков, где требуется играть не просто эффективно, но и красиво. Никто не запрещает использовать стандартный набор: прыжок, серия ударов. Только играть станет на порядок сложнее, а боссы уровней моментально поставят зарвавшегося игрока на место.
Большинство противников требует тонкого подхода. Приходится изучать их повадки, слабые места, чтобы правильно атаковать. Попробуйте одолеть с наскока Падших, странных рыцарей, напоминающих ангелов с эмблемой черепа на груди. Несколько ответных взмахов мечом, и здоровье персонажа стремится к нулю.
Хотя бы кто-то изобразил Ад в необычном стиле, без языков пламени и сотен демонов. |
Боссы уровней — несомненное достоинство игры. Они уникальны — как внешне, так и повадками. Адский конь с каретой, Цербер, гигантский червяк, ожившие статуи братьев-близнецов. Это лишь малая часть. Из 20 уровней практически каждый заканчивается зубодробительной битвой.
Битва с каждой тварью — своеобразное испытание на ловкость рук, реакцию и логическое мышление. Прежде чем одолеть монстра, придется понять: как именно атаковать, каковы его слабые места, как уклоняться от ударов и с какой скоростью придется терзать джойстик, чтобы успеть воплотить задуманное.
На помощь игроку придут шесть стилей боя, десять видов холодного и огнестрельного оружия. От стиля зависит, как именно вы будете играть. Что вы предпочтете: безумные пробежки по потолку, улучшенное владение мечом, мастер-класс по стрельбе, возможность вернуть урон противнику, остановку времени или бессмертного двойника?
Выбрали? Тогда подумайте над оружием. Обычный меч, ледяной цеп, мечи-близнецы, электрогитара или боевые перчатки с сапогами? Не можете определиться? Будьте готовы к тому, что придется озадачиться огнестрельным оружием: пистолеты, дробовик, футуристический лазер, снайперская винтовка и гранатомет чудовищной формы.
Только не надейтесь, что все описанное достанется даром и сразу. Оружие придется добывать с боем, находить в потаенных местах и покупать для него улучшения, чтобы выучить новые удары. Стили также медленно растут в уровне, что дает новые возможности, а последние придется выбивать из боссов.
Десяток комбинаций ударов для каждого оружия, пять неповторимых движений или дополнительных приемов для оружия — у стилей. Все это дает невероятное разнообразие тактик. Вы можете повторить все, что показано в роликах, с точностью до миллиметра: прыжки по головам монстров, катания на теле противника с лестницы с одновременным огнем из двух пистолетов.
Этого мало? Тогда после прохождения игры станет доступен новый персонаж. Вергилий владеет одним стилем, пятью видами оружия и зачищает уровень быстрее, чем Данте справится с кучкой монстров. Из остальных плюсов Special Edition: уникальный босс, дополнительные видеоролики и новые игровые возможности.
Не буду распинаться о красоте здешних боев и возможностях. Просто посмотрите любительские ролики, которыми наполнен интернет. Или отправляйтесь на компакт-диск, чтобы воочию увидеть, как Данила Новиков лихо расправляется с монстрами, не получив не единой царапины.
Цифровой Данте
В перерывах между истреблением монстров игроку будут скармливать пачку отборных роликов, которые могут похвастаться идеальной режиссурой и работой виртуального оператора. Невероятные по художественной силе, с красивейшей постановкой боев и необычные по накалу чувств.
Красивейшие ролики — хотя бы ради этого нужно играть в Devil May Cry 3. |
Ролики хочется просматривать раз за разом, ловя каждый момент и наслаждаясь безупречной работой. Стараясь угодить игроку, разработчики создали дополнительное меню, которое отпирается после прохождения и содержит все сценки. Уверен, что вы заглянете туда не один раз.
И все это великолепие создано на технически устаревшей Sony PlayStation 2. Такие понятия, как шейдеры, bump-mapping, тени, просчитываемые в реальном времени, динамическое освещение, даже не входят в словарик разработчиков для данной консоли.
Можно еще долго ругать игру: за квадратные головы монстров, стенки, обмазанные размытой текстурой невероятных размеров, и многое другое. Это любимое занятие журналистов при обзоре порта с консоли. Но лучше обратить внимание на работу художников и дизайнеров.
А она может удивить и даже впечатлить. Пустынные улицы, забросанные хламом. Мрачная, готическая башня, с которой открывается красивейшая панорама города. Желудок гигантского демона, который проглотил Данте, а также несколько самолетов и корабль в придачу. Особенно радуют последние уровни. В кои-то веки Ад изображен не в качестве вакханалии огня, ветра и тотального разрушения.
Именно за оригинальное исполнение, отличную работу художников и дизайнеров в графе «Графика» стоит твердая восьмерка. Ибо нет толку от технологий, если их не могут использовать с умом. И двойная хвала разработчикам, которые на устаревшей базе создают нечто оригинальное и чертовски красивое.
Ломаные пальцы
Devil May Cry 3 — отличная, интересная игра, пока вы не попытаетесь сыграть на клавиатуре. Если под рукой нет приличного джойстика — можете сразу сбросить 40 процентов от рейтинга. Не поможет даже перенастройка управления. Пытаться одновременно давить восемь клавиш, наблюдать за происходящим на мониторе и радоваться отлично выполнимым приемам — значит устроить добровольный геноцид миллионам нервных клеток.
Игра изначально создавалась под джойстик. Использовать клавиатуру — издевательство, все равно что играть в автомобильный симулятор без руля или в авиационный симулятор без соответствующего ему устройства. Если хотите, можете попытаться. Но тогда, вероятней всего, игра полетит в мусорный бак, прежде чем вы одолеете первого босса.
Но даже с этой поправкой порт получился отвратительным. Постоянные сбросы разрешения на минимальное 640x480, аппаратный курсор, который настойчиво мельтешит на экране, и выход исключительно по нажатию Alt+F4.
Может, Ubisoft хватит заказывать портирование неизвестным студиям, наплевав на всякий контроль и руководствуясь странной логикой: «Если захотят, съедят и такое — а кто против, дружными рядами отправляется в сторону выхода»?
Путешествие в Ад
Интересные драки, яркие герои, необычные стили и оружие, десятки вариантов боя, оригинальный дизайн уровней, запоминающиеся монстры, невероятно высокий интерес повторной игры, безумно красивые ролики.
Devil May Cry 3 запомнится многим. И в основном это будут хорошие воспоминания. Но бездарное портирование... Почему нельзя было реализовать поддержку курсора хотя бы в меню? Почему выходить приходится исключительно по нажатию Alt+F4? Забыли, что на компьютере нет магической кнопки Power On/Off, которая закрывает программу и не калечит операционную систему?
Если описанные недостатки для вас не имеют никакого значения, тогда можете смело добавить 10 процентов к рейтингу и дорисовать «Корону». В противном случае — ни-ни.
Onimusha 3: Demon Siege, Devil May Cry 3: Dante's Awakening Special Edition, Resident Evil 4 — отличный выбор Ubisoft для портирования. Найти более известные и качественные игры на Sony PlayStation 2, пожалуй, не получится. Первые две пролетели мимо «Короны» из-за кривого портирования. Повторим ошибку третий раз?
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
игровой процесс, богатые возможности для боя, интересные монстры и боссы | нет |
Графика 8 |
анимация, дизайн уровней и монстров | устаревший технический уровень |
Звук 8 |
озвучка, звуковые эффекты | динамичная, но однообразная музыка |
Игровой мир 8 |
яркие герои, вселенная, диалоги | сюжет |
Удобство 4 |
нет багов | нет |
Новизна нет
Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: Отличный боевик, затягивающий с головой и заставляющий играть снова и снова | Рейтинг 84% |