Во что играют знатоки?

Вот уже три месяца, как в видеоматериалах на нашем диске появились репортажи с разнообразных интеллектуальных игр — «Эрудит-квартета», «Что? Где? Когда?», «Интеллектуального биатлона». Для многих читателей эти записи открыли совершенно новый мир — мир так называемых «знатоковских» игр, о котором телевидение дает только самое приблизительное представление; и в почте журнала немало вопросов на эту тему. В этой статье я постараюсь ответить на эти вопросы, а также на некоторые другие, которых пока еще не задали...

Кто такие «знатоки»?

Термин «знатоки» в значении «игроки в «Что? Где? Когда?» появился вместе с этой телевизионной игрой благодаря В.Я. Ворошилову. Сам Владимир Яковлевич впоследствии признавал термин не слишком удачным — потому что для этой игры нужны не столько знания, сколько

логика и интуиция; но слово уже прижилось, и изменить его, похоже, не в человеческих силах. Поэтому мы тоже будем его использовать в этой статье — а вы уже сами сделаете поправку на то, что его не следует понимать буквально.

Знатоки — это далеко не только игроки «Элитарного клуба». По всему миру насчитываются десятки клубов, входящих в Международную Ассоциацию (МАК ЧГК), а в рейтинговом листе находится более 4 тысяч команд. В «Что? Где? Когда?» играют практически везде, где есть выходцы из бывшего СССР, и, как правило, играют по-русски; а в некоторых странах (Грузия, Австралия, Финляндия) — иногда и на государственном языке. (Особенно интересен случай с Австралией — на тамошних англоязычных турнирах практически нет «бывшего нашего народа».)

Согласитесь, было бы странно, если бы такое обширное сообщество ничего, кроме отдельных турниров, не объединяло. Знатоки не ограничиваются игрой в «Что? Где? Когда?» (ее еще сокращенно именуют ЧГК): существует целое семейство «знатоковских игр». Вот о нем мы сегодня и расскажем.

Спорт против телешоу

Те, кто знает знатоковские игры исключительно по телевидению, бывают очень удивлены, увидев спортивные соревнования по этим играм; дело в том, что правила там зачастую

Это термин: взять вопрос — найти правильный ответ и получить за него очко. Казалось бы, можно говорить просто «найти ответ», но это только часть задачи — надо еще выбрать его из всего спектра версий и правильно сформулировать...

сильно отличаются от привычных. Это вполне естественно: ведь «в телевизоре» все подчинено интересам зрителя, а на соревнованиях — интересам выявления сильнейшего.

Например, в теле-ЧГК задача команды — дать правильных ответов больше, чем неправильных, а в спортивном — дать больше правильных ответов, чем соперники, которые играют на тех же самых вопросах. И если из 12 вопросов команда ответила всего на 1, она теоретически может быть победительницей... если остальные ответили на 0. Хотя в жизни так обычно не бывает — автор этих строк видел нечто подобное лишь один раз — когда детские команды соревновались между собой на вопросах взрослой высшей лиги.

Практически никогда на спортивных соревнованиях не играют на деньги. Все эти «вопросы за 3000 рублей» — исключительно телевизионная штучка. Денежные призы порой встречаются — но редко и не слишком внушительного размера; и, насколько мне известно,

Это термин: игровое жюри —люди, которые определяют правильность ответа и начисляют очки за взятые вопросы. Их решение часто можно обжаловать у апелляционного жюри.

абсолютное большинство игроков предпочитает кубок денежной сумме. Тут играют за честь, а не за гонорар, как в футболе...

В былые времена в телевизионном «Что? Где? Когда?» играли с книгами в качестве призов; вот эта традиция, в отличие от позднейшего «казино», прижилась и сохранилась на многих турнирах.

Вы не найдете в спортивных играх и вопросов «из публики». Вопросы ЧГК пишут не зрители, а «профи» — опытные знатоки. Очень непросто написать хороший, в меру трудный, в меру «берущийся» вопрос, и едва ли с этим справится случайный человек...

Есть и много других изменений — но я о них расскажу по мере описания соответствующих игр.

Логика против знания

Знатоковские игры можно приблизительно разделить на «игры на логику» и «игры на знание». В первых предполагается, что игрок догадывается до ответа, во вторых — что он его знает. Первые намного популярнее.

Это термин: метка —указание в вопросе на факт, которое фиксирует единственный верный ответ. Например, сославшись на цитату из определенной книги, указав дату рождения или еще что-то, автор отсекает (см. Отсечка) неверные версии.

Хороший вопрос «Что? Где? Когда?» (типичная игра на логику) не должен требовать от команд никакого особенного знания — другими словами, все необходимое должны знать за каждым игровым столом. А вот в «Своей игре» (игра на знание) естественно и нормально, если необходимые для ответа на вопрос знания есть только у одного из соревнующихся.

Игра «на знание» — прямой родич викторины. Там тоже иногда можно догадаться до правильного ответа, но все же игроки соревнуются в том, у кого больше информации. А вот вопрос из игры «на логику» скорее сродни загадке, на которую ответить может каждый — если додумается до нужной идеи.

Нередко вопросы «на логику» можно также сравнить с задачами; но в отличие от тех задач, что дают в школе или институте, решающие изначально не знают ничего о способе решения. Это называется «задачами на открытый поиск». Где искать ответ — неизвестно; существует несколько типовых приемов (мы о них поговорим в конце статьи), но перебрать все возможные варианты за отведенное время, как правило, невозможно.

Помимо логики, в таких играх активнейшим образом работают интуиция, «инсайт», ассоциативное мышление и даже... чувство юмора.

Это термин: инсайт — это некое внутреннее озарение, которое приносит ответ или идею ответа как бы из ниоткуда. Часть знатоков утверждает, что это главное качество игрока, некоторые с этим яростно спорят и отстаивают всемогущество логики.

Да-да: вопросов вида «закончите чью-то шутку» — великое множество, и те из игроков, у которых с юмором проблемы, в таких случаях оказываются не у дел...


Впрочем, деление между играми «на логику» и «на знание» во многом условно. Игры «на знание» часто спрашивают об общеизвестных фактах, но так, что трудно догадаться, о чем речь. Ну а в играх «на логику» все время расширяется набор того, что считается «общеизвестным».

Давно канули в прошлое времена, когда набор необходимых для ЧГК знаний пытались ограничивать школьной программой. Все чаще оказывается, что на вопрос не ответишь, не зная исхода матча между «Спартаком» и «Локомотивом», или повести «Милый друг» Ги де Мопассана, или фамилии крупного дореволюционного парфюмера... Между игроками идет постоянный спор: допустимо ли такое спрашивать — или все же нет? Но волей-неволей понемногу требования к эрудиции игроков все же растут. Хотя этому многие сопротивляются, и небезуспешно.

Игры на знание

Своя игра

«Своя игра», она же Jeopardy, широко известна благодаря программе Владимира Молчанова на канале НТВ.

Напомним правила игры. Она состоит из нескольких раундов, каждый раунд — из нескольких тем, а каждая тема — из пяти вопросов разной стоимости. Вопрос строится как утверждение, в котором пропущено ключевое слово или название. Например:

Чтобы ОНИ не утратили в неволе своей знаменитой окраски,

Звезда «Своей игры», Анатолий Вассерман, не чужд и ЧГК. В последнее время он играет за команду Симферополя, но на Чемпионате мира представлял Москву. Легионерство — явление в ЧГК не редкое.
их подкармливают креветками, морковью и сладким перцем. (Тема: «Кстати о птичках».)

Стало быть, игрок должен вспомнить (придумать) птиц, которых кормят таким вот образом, чтобы они не утратили окраски. Креветки и морковка — красно-рыжие, перец тоже таким бывает... В принципе, можно догадаться, что речь идет о фламинго, а можно это просто знать.

Тот, кто первый нажмет на кнопку, — будет отвечать; если ответит правильно, получит в плюс к своим очкам «стоимость» вопроса, а если нет — то ее же в минус. Если ответ неправилен — может попытаться другой игрок. Но на раздумье — всего несколько секунд.

Есть еще «вопросы-аукционы», где цена переменная и за нее можно поторговаться; примерно так же устроен последний вопрос. Бывают также «коты в мешках», где нужно передать право ответа любому из своих соперников....

В спортивной версии игры «котов», как правило, нет, а переменной ценой обладает только финальный вопрос.

Кроме того, на многих соревнованиях можно жать кнопку... до завершения чтения вопроса. В этом случае вопрос не дочитывается (текст вопроса на экране в спортивном «свояке» не показывают), а игрок отвечает на то, что успел услышать. Иногда разрешают уточнить, что именно спрашивается: допустим, игрок понял, о чем идет речь, но не знает, надо ли назвать книгу, автора или главного героя.

Зачем нужно такое изменение? Оно вносит элемент риска, а главное — снижает роль рефлексов. Чтобы игра не превращалась в «кто быстрее жмет на кнопку»...

Спортивные соревнования по «Своей игре» проходят повсеместно; в некоторых местах, например в Поволжье, она даже популярнее ЧГК.

Эрудит-квартет

Что это такое, вы уже могли узнать из видеорепортажей с нашего диска.

Соревнования ЛКИ по «Эрудит-квартету».
«Эрудит-квартет» — игра, придуманная харьковским знатоком Дмитрием Башуком; она представляет собой командного родича «Своей игры».

В ней тоже есть темы и вопросы на знание. Разница — в том, что играют командой и на каждую конкретную тему команда выставляет одного своего игрока. В команде — 4 игрока, и тем в раунде — тоже 4.

В открытом раунде все темы известны заранее. Команда может выбрать игроков свободно. В закрытом темы неизвестны, и приходится играть вслепую. А в полуоткрытом известна та тема, на которой будут играть прямо сейчас, — и надо выбирать игрока, рискуя, что следующая окажется ему ближе...

«Аукционов», «котов» и так далее в «Эрудит-квартете» нет.

Игра распространилась широко в 2002 году; насколько известно автору этих строк, чемпионаты страны проводит только Украина, в других местах есть чемпионаты городов. Ну а наш журнал регулярно организует соревнования с компьютерно-игровой тематикой.

Эрудит-лото

В этой игре выбирают правильный ответ из 4 вариантов — примерно как в телепередаче

Это термин: пакет —набор вопросов турнира.

«Кто хочет стать миллионером». Среди знатоковских игр «Эрудит-лото» — на положении «бедного родственника»: им заполняют перерывы в крупных соревнованиях, но мало кого интересует игра сама по себе.

Это и понятно: вся суть знатоковских игр, как уже писалось выше, — в открытом поиске ответа. Если заранее известно, из чего выбирать, — это игра совершенно другого класса, на несколько порядков примитивнее.

Поскольку мало кто относится к «эрудитке» серьезно, вопросы для нее часто делаются из соображений забавности факта.

Реалии

А вот этой игры на экране, насколько мне известно, увидеть пока нельзя.

Суть игры такова. Загадывается некое слово, название или понятие. Затем по одному даются факты об этом понятии.

И. и Р. Морозовские, Д. Белявский, Т. Луговская, А. Вассерман — команда Виктора Мороховского много лет была непревзойденной на Украине, да и по всему миру у нее нашлось бы немного соперников.
Сначала редкие, малоизвестные или сильно зашифрованные, потом намеки делаются все более прозрачными. Те, кто отгадают заданную реалию с первого раза, — получают больше всего очков, со второго — поменьше, и так далее.

Как правило, известна также общая тема игры; чаще всего встречаются темы «Персонажи» и «Знаменитые люди».

Допустим, загадан А.С. Пушкин. Первый вопрос может звучать, например, так:

Он собрал человека из пяти половинок.

Это завуалированный намек на знаменитую эпиграмму на графа Воронцова:

«Полумилорд, полукупец,

Полумудрец, полуневежда,

Полуподлец, но есть надежда,

Что станет полным наконец».

А в конце серии будет что-нибудь совсем явное, на что мало-мальски знающие Пушкина не ответить не смогут.

Реалии могут быть игрой на логику так же, как и на знание. Все факты в основе могут быть общеизвестными, а сложность — только в зашифровке.

Чемпионатов по «Реалиям» мало, потому что очень трудно писать про них вопросы. Ведь каждый вопрос «Реалий» — это целых четыре вопроса, причем довольно сложных в написании.

Травести

Это еще одна популярная игра «для заполнения пауз», но иногда по ней проводят и соревнования.

В «Травести» командам или отдельным игрокам зачитывается цитата из известного произведения, где имена персонажей и ключевые слова заменены.

Задача игроков — восстановить то, что было в оригинале.

Это термин: отсечка —данные, по которым можно определить, что версия ложна. Если в ходе обсуждения возникает несколько правдоподобных версий, капитан и команда ищут отсечки, чтобы выбрать единственно верный ответ.

Например:

Так вот, господин Курагин, я держу с вами пари, — начал Болконский, — что трое моих товарищей — господа Безухов, Ростов и Долохов — и я позавтракаем в бастионе Шевардино и продержимся там ровно час, минута в минуту, как бы ни старался неприятель выбить нас оттуда.

Большинство игроков легко вспомнит первоисточник — «Трех мушкетеров» Александра Дюма-отца — и получат 2 очка: за книгу и за автора. Многие также получат по очку за Болконского — Атоса, Безухова — Портоса, Ростова — Арамиса и Долохова — д'Артаньяна; но тут можно запросто перепутать их порядок. Не все вспомнят, как назывался бастион, — Сен-Жерве. И только те, кто очень хорошо помнит первоисточник, восстановят Курагина — де Бюзиньи. Всего разыгрывается, стало быть, 8 очков — по одному за каждую замену (их 6), за автора и за книгу.

Вот как звучит фраза в оригинале:

Так вот, господин де Бюзиньи, я держу с вами пари, — начал Атос, — что трое моих товарищей — господа Портос, Арамис и д'Артаньян — и я позавтракаем в бастионе Сен-Жерве и продержимся там ровно час, минута в минуту, как бы ни старался неприятель выбить нас оттуда.

Игры на логику

Что? Где? Когда?

Апелляции

Еще одно важное отличие спортивных игр знатоков от телешоу — так называемые апелляции.

Как бы тщательно ни редактировали вопросы, в них могут вкрасться ошибки — и время от времени так и происходит. В большинстве телеигр (исключение — «Своя игра») возможность такой ошибки всерьез не учитывается, ну а в спортивных соревнованиях подход иной.

Для исправления возможной ошибки существует механизм подачи апелляций. Их бывает два типа: на снятие и на дуаль.

Апелляция на снятие делается в случае, если факты вопроса (или ответа) противоречат реальности. Если она будет удовлетворена — то результаты вопроса не учитываются в итоговой таблице ни для одной команды.

Апелляция на дуаль — это просьба зачесть как правильный ответ, не совпадающий с авторским. Бывает так, что автор проглядел другой верный ответ, или что критерий засчитывания, который применило жюри, неоправданно жесткий (например, спрашивают род занятий А.С. Пушкина и засчитывают «поэт», но не засчитывают «писатель», хотя Пушкин писал и прозу тоже). Если апелляцию удовлетворят — подавшей команде и всем, кто дал такой же ответ, зачтут его как правильный.

Апелляции рассматривает особое жюри — не связанное ни с игровым жюри (которое производит первичный зачет), ни с автором вопроса. Работа в апелляционном жюри (АЖ) — дело неблагодарное: все негодование, которое, скажем, в футболе приходится на долю арбитров, выливается на головы АЖ. Какое бы решение они ни приняли — всегда будет много недовольных...


Нужны ли апелляции и если да, то в каком виде, — эта тема не перестает занимать знатоков и вызывает самые горячие споры. Особенно много шума всегда вокруг апелляций на снятие: если снимается вопрос, который, несмотря на некорректность, кто-то взял, взявшие чувствуют себя ограбленными — лишенными только что заработанных очков — и это вполне понятно.

Наиболее распространенное сегодня решение — снимать только те вопросы, которые содержат ошибку, существенную для взятия вопроса. Но это решение, как и всякий компромисс, дает широкое поле для дискуссии. Какую ошибку считать существенной? Вот, например, если нам заявили, что такой-то материал напечатан в газете от 29.02.2003 — это существенная ошибка, если учесть, что 2003 год — не високосный и 29 февраля в этом году не было? Наверное, нет, ведь это очевидно всякому? Но может, кто-то решил, что речь идет о «шуточном» номере газеты, помеченном несуществующим числом, и «раскручивал» вопрос исходя из этого?


Страстей по поводу дуалей несколько меньше — тут ситуация более-менее регламентирована.

Так, например, немало копий было сломано по поводу так называемых логических дуалей. Логическая дуаль — это ответ, который подходит под все факты вопроса, кроме редкого и малоизвестного факта. Например, пусть на какой-нибудь вопрос есть два вроде бы логичных ответа — Петр II и Петр III. Автор вопроса, чтобы правильным остался только один ответ, пишет что-нибудь вроде «Назовите его, если известно, что он родился 21 февраля». Понятно, что мало кто из игроков знает день рождения любого из этих императоров...

Хотя такой вопрос нельзя назвать приятным, но все же засчитывать логическую дуаль — и в этом в конце концов согласились практически все — нельзя. Сейчас на абсолютном большинстве турниров такие апелляции отклоняются автоматически. А сколько было споров...


Апелляции — не самая приятная часть игры (по крайней мере, для абсолютного большинства знатоков), но способа обходиться без них пока не найдено.

ЧГК по праву принадлежит первое место в этом разделе. Как выглядят вопросы ЧГК, известно, наверное, всем; но вот сам процесс спортивного ЧГК отличается от деятельности «Элитарного клуба».

Одновременно играет обычно от 15 до 50 команд; в команду, как и в телеигре, входит 6 человек, включая капитана. Ведущий читает вопросы — сразу для всех участников.

Это термин: пуант —мини-вопрос, служащий концовкой основного вопроса. Например, если в ходе вопроса речь шла о некоем человеке, а в концовке требуют назвать его любимый напиток (о котором до тех пор не говорилось ни слова) — такая концовка будет пуантом.

Потом засекает время; по истечении минуты начинается отсчет до 10, и за время этого отсчета капитан команды должен написать на бланке ответ и поднять вверх руку с бумажкой. Ответы собирают специальные люди, которых по древней традиции именуют «ласточками».

Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Обычно за турнир разыгрывается не 9-11 вопросов, как «в телевизоре», а гораздо больше: от 20 до 100. (Бывают даже «ЧГК-марафоны», где игра идет около суток без перерыва или даже дольше и разыгрывается добрая тысяча вопросов, но это все-таки экзотика.)

Роль ведущего в спортивном ЧГК — намного ниже, чем в телевизионном. Нет никакой возможности требовать у команды уточнения или проявлять произвол в определении правильности данного ответа (см. «Апелляции») — в общем, ни помогать, ни мешать той или иной команде ему в норме не дают.

У подачи ответа на бумаге есть и недостаток: так, например, очень редко в спортивном ЧГК могут спросить что-то вроде «почему так происходит?». Ведь на такой вопрос трудно дать однозначный и краткий письменный ответ; в устном ЧГК это куда легче.

В спортивном ЧГК Максим Поташев известен не только как игрок и капитан, но и как организатор многих крупных соревнований.

Впрочем, есть один спортивный ЧГК-турнир и с живым ведущим: это телефонный чемпионат. В нем ведущий звонит команде и задает вопросы по телефону; тут у него есть возможность и просить уточнения, и заслушать пространное объяснение команды. Но абсолютное большинство турниров предполагает письменный ответ.


ЧГК — самая популярная из знатоковских игр, и потому по ней проходит больше всего турниров. А с 2002 года ежегодно проводится Чемпионат мира; за это время успели стать чемпионами (в хронологическом порядке) команды Александра Друзя, Максима Поташева, Балаша Касумова, Андрея Кузьмина и... впрочем, о последнем чемпионе расскажет наш видеорепортаж.

Есть и другие крупные соревнования: чемпионаты стран, городов (в Москве, например, команд так много, что чемпионат города проводится аж в трех лигах — второй, первой и высшей). Проводится Кубок мира — это несколько крупных турниров в разное время и в разных городах, победители которых попадают на Чемпионат мира. Есть и турниры вне этой схемы — они обычно именуются фестивалями, и их в году бывает великое множество.

Не стоит считать, что фестивали — это нечто второстепенное. Спортивное ЧГК состоит в первую очередь именно из них; оно существовало задолго до появления чемпионатов стран и мира. Репутация многих фестивалей выше, чем у официальных состязаний; так, например, турнир, который

Это термин: свеченный вопрос —вопрос, который очень похож на уже игравшийся ранее. Поскольку за время существования «Что? Где? Когда?» сыграно невообразимо много вопросов, такие периодически попадаются. Чтобы их избежать, редакторы вопросов пользуются интернетовской базой данных.

проводится раз в два года в Великих Луках, по важности и почетности для победителя вполне может поспорить с Чемпионатом мира: дело в том, что этот турнир славится высочайшим качеством вопросов.

Существуют специальные чемпионаты для детских команд (рассчитанные на школьный возраст) и для молодежных (до 25 лет). Впрочем, тем и другим не возбраняется участвовать и во «взрослых» играх.

Команды из далеких регионов встречаются между собой нечасто — расстояние, деньги, время... А помериться силами между тем хочется. Для такого случая существуют «синхроны» — турниры, которые проводятся одновременно в разных городах и даже странах. Среди них особо стоит отметить Кубок городов: это ежевесеннее соревнование предполагает также соревнование между городами. Каждый город представляют 6 команд, и учитывается их суммарный результат (городам-призерам прошлого года предоставляется право выставить по две таких «надкоманды»).

Наконец, чтобы сопоставить силу команд, никогда между собой не встречавшихся, ведется рейтинг. Но о нем речь отдельная.

Рейтинг команд «Что? Где? Когда?»

Несколько лет назад энтузиасты решили вести рейтинг команд ЧГК, учитывая результаты различных турниров; в последнее время рейтинг стал официальным и ведется Международной Ассоциацией Клубов. Его можно найти по адресу rating-mak.chgk.info.

Формула рейтинга довольно сложна; идея в том, чтобы команда получала рейтинговые баллы за тех, кого она обошла, — в зависимости от их рейтинга. Учитываются пять лучших результатов за последнее время.

Почему учитываются только лучшие результаты? Раньше было не так. Но опыт показал, что учитывать и успехи, и провалы — это плохая политика. Представим себе, что команда чувствует себя не в полной силе — что ей делать? Не играть, чтобы не рисковать рейтингом, или просить не учитывать ее результаты перед началом турнира. А на мелкие турниры команде «из верхней дюжины» ездить вообще невыгодно: ведь выигрыш им почти ничего не принесет, а если их вдруг кто-то из более слабых команд обойдет — потеря в рейтинге будет гигантская.

Таким образом, полный учет рейтинга приводил к тому, что сильные команды опасались рисковать рейтингом и либо отказывались от участия в турнире, либо играли «вне конкурса». Это, конечно, было не на пользу игре, и потому установили нынешнюю систему.

На момент, когда пишется эта статья, верхняя двадцатка команд в рейтинге выглядит так:

Место Название команды Капитан Город Страна Рейтинг
1 Команда Кузьмина А. Кузьмин Москва Россия 11712
2 Афина М. Поташев Москва Россия 11518
3 Ксеп В. Севриновский Москва Россия 10554
4 Команда Губанова А. Губанов Санкт-Петербург Россия 10547
5 Десятый вал О. Леденев Хайфа Израиль 10490
6 Братья И. Тальянский Тель-Авив Израиль 9968
7 Неспроста А. Белкин Москва Россия 9955
8 ЛКИ А. Ленский Москва Россия 9845
9 Команда Богословского А. Богословский Санкт-Петербург Россия 9301
10 Гросс-Бух Е. Калюков Москва Россия 9221
11 Троярд А. Друзь Санкт-Петербург Россия 8777
12 Дилемма Б. Гуревич Саратов Россия 8723
13 Социал-демократы П. Малышев Москва Россия 8693
14 Вервольф Р. Хайбуллин Казань Россия 8692