The Sims
Дата выхода: февраль 2000
Эта история началась четыре года назад. Зима в том году выдалась на редкость холодной и снежной. Жители планеты мечтали быстрее закончить дела и оказаться вечером у камина с кружкой горячего шоколада и пухлым томиком какого-нибудь современного прозаика. Мир еще не знал, что февраль станет отправной точкой в новой эре компьютерных игр. 2000-ый год подарил нам The Sims. Это был один из первых игровых проектов, вызывающих быстрое привыкание. Сегодня мы попытаемся разобраться в причине оглушительного успеха The Sims. Проанализируем все плюсы и минусы игры, а также обсудим сильные и слабые стороны дополнений, вышедших за четыре года.
Читатели уже, должно быть, задались вопросом: разве The Sims была первой игрой в своем роде? Ведь многие помнят SimCity, SimEarth: The Living Planet, созданные под MS DOS. С этих двух игр начала свою работу на рынке известная компания Maxis. Под ее эгидой были выпущены все Sim-проекты. Чего только не найдется в пестрой палитре их продукции: симуляторы железной дороги, жизни муравейника, строительства мегаполиса. Но все это даже не приблизилось к успеху The Sims. Четыре года в десятке лидеров — это колоссальный успех. Не зря The Sims часто сравнивают с «Гарри Поттером», а Maxis величают «игровым Bloomsbery».
Причины
Многие считают, что успех The Sims был предопределен. И дело тут не в рекламе или необычных технологиях. Все проще и удивительнее: игра умеет заинтересовать. А положительные рецензии превратились в контрольный выстрел. The Sims стала продаваться со скоростью горячих пирожков.
Спустя четыре года мы уже в состоянии трезво взглянуть на проект в целом. После некоторых размышлений я выделил три основных критерия, «сделавших кассу» данной игры.
Во-первых, конечно же, идея. Управлять муравейником или живыми людьми — дело разное, и, как по мне, второе — приятнее. Со мною согласны миллионы игроков. На вопрос: «Что Вас больше всего привлекает в The Sims?», многие отвечают просто: «Шанс прожить еще одну жизнь». За небольшие деньги перед человеком открывается море возможностей: всегда хотелось стать врачом? — пожалуйста, мечтаешь о двухэтажном коттедже? — будет исполнено, было бы неплохо научиться магии? — эта игра для тебя! Именно идея делает The Sims столь привлекательной. Она дала развернуться фантазиям о реальном, а не воображаемых мирах. Для одних проект интересен с дизайнерской точки зрения, другие хотят поменять работу, жену, ребенка (нужное подчеркнуть). Самые смелые архитектурные фантазии с вашей легкой руки найдут свое отображение в мире The Sims!
Творческая реализация — вторая причина успеха The Sims. Каждый желающий, при небольших дизайнерских умениях, может привнести в игру что-то свое, оригинальное, доселе неизвестное. К примеру, вам хотелось бы любоваться на стенах гостиной известными картинами Пикассо или Матисса. А, быть может, ваша мечта обзавестись статуей Донателло у входа в дом? Нет проблем: немного терпения, пару вечеров тесного общения с графическими редакторами, и — пожалуйста! — ваша собственная новация в мире The Sims готова. Но какой творец без публики? В этом вам поможет интернет, пополнившийся за четыре года тысячами сайтов о The Sims. Здесь можно отыскать все что угодно: новую бытовую технику, современную мебель, забавных домашних животных. Как вам идея приручить тигра или леопарда? В последнее время стало популярным превращать известных политиков, деятелей шоу-бизнеса и актеров в героев игры. Прожить жизнь Арнольда Шварценегера, Умы Турман или Николь Кидман — не правда ли, заманчивое предложение? Тем более что многие дополнения, созданные игроками, ни в чем не уступают оригиналу, а чаще и вовсе превосходят его.
Творческая реализация необходима людям. Для кого-то это работа в популярном журнале, для других — преподавание. А есть личности, способные привносить что-то свое в игры — будь то новая одежда для «симов» или захватывающий сценарий в Neverwinter Nights. Это еще одна причина успеха The Sims: ведь можно не только создавать, но и демонстрировать свое творение всему миру. Теплые слова похвалы от таких же игроков, как и вы, не заставят себя ждать.
Не подкачала Maxis и после завершения проекта. Для начала на официальном сайте были выложены десятки материалов. На форумах постоянно шли дискуссии по поводу возможных нововведений. Каждый мог получить исчерпывающие ответы на все свои вопросы. Разработчики и служба технической поддержки активно поощряла создание фанатских дополнений. Подобное внимание к пользователям всегда дает отдачу. Особенно в том случае, если идея игры не избита, потому что сотому клону популярной игры мало что поможет...
С развитием интернет-технологий Maxis начала разработку The Sims Online. Игра вышла, но до вершин хит-парадов так и не добралась. Пожалуй, здесь разработчики допустили главную ошибку — слишком высокая цена за игру без каких-либо заметных нововведений. Ничего оригинального The Sims Online нам предложить не смогла: блеклая графика и малое количество игроков не окупают потраченные деньги. А после того как некий Турок-Гигант-Большого-Секса (дословный перевод ника) предложит вам создать семью и нарожать ему детей (странно, но человек почему-то упорно не желал обращать внимание на мой пол), желание играть в The Sims Online отпадает начисто. И хотя проект оказался далеко не таким успешным, как планировали разработчики и издатели, свою толику в развитие торговой марки он внес.
И последним кирпичиком в прочном фундаменте игры стали дополнения, выпускаемые Maxis с завидным постоянством. Именно они принесли основной доход издателю, а также создали беспрецедентную ситуацию, когда в одном рейтинге продаж соседствуют по четыре-пять игр одной торговой марки. Вот уж где хочется вспомнить феноменальные результаты продаж книг Роулинг. А теперь давайте подробно рассмотрим каждое из семи дополнений, что оно привнесло в The Sims, и как на него отреагировали игроки.
Семь бед — один ответ!
Первое дополнение — Livin' Large — относилось к классу «всего больше за полцены!». 150 новых элементов обстановки, пять жилых кварталов вместо одного и новый список профессий. Этого хватило, чтобы дополнение окупилось. А если прибавить забавных пришельцев, прилетающих после приобретения телескопа, и роботов за 15 тысяч долларов, то чего же еще желать? — так думали фанаты. Они смели Livin' Large с полок магазинов в течение нескольких дней.
Обозреватели отнеслись к дополнению весьма неоднозначно, я бы даже сказал -холодно. Причина проста: большая часть нововведений Livin' Large несколько месяцев находилась в свободном доступе на официальном сайте проекта. А когда число загрузок перевалило миллионную черту, Maxis вдруг решила выпустить дополнение. Если разобраться, то и полноценным дополнением Livin' Large не назовешь — ведь как таковой идеи у него не было, да и быть не могло.
«ЕСЛИ БЫ ДИРЕКТОРОМ БЫЛ Я...» |
Я бы с каждым новым дополнением улучшал искусственный интеллект. Если бы Maxis потратило на это хоть толику своего времени, появились бы шансы на положительные рецензии журналистов, а как следствие — растущие продажи. Я бы объединял малосодержательные дополнения в одно. Таким образом, разработчикам удалось бы избежать лишней поспешности при работе. А чтобы компенсировать финансовые потери, я бы просто увеличил стоимость дополнений. Как говорится, и овцы целы, и волки сыты. Я бы сделал The Sims Online «игрой с идеей». Было бы правильнее превратить тот же Makin' Magic в полноценную сетевую игру — успех был бы обеспечен. А платить каждый месяц за оригинальную The Sims, уже установленную на жесткий диск — занятие не для слабонервных. Я бы проводил широкомасштабные рекламные акции в поддержку грядущего продолжения. Пока что все достаточно спокойно, и это не может не тревожить. Было бы крайне неприятно, если бы новый проект, уже показавший свой потенциал, затерялся ввиду выхода таких долгостроев, как Half-Life 2, Doom 3. |
Весной 2001 года мы получили второе дополнение, названное разработчиками House Party. Maxis настоятельно предлагает нам провести дома грандиозную вечеринку. Соглашаться или нет — на вашей совести. Но в далеком 2001-ом за этот диск преданные игроки готовы были отдать все: начиная с души и заканчивая полной коллекцией марок «Олимпиада в Москве». Да и игровые издания отнеслись к дополнению снисходительнее. По крайней мере, проклятия в адрес Maxis поутихли. Давайте разбираться, в чем причина такой оказии.
В House Party наконец-таки появилась хоть какая-та тема. «Вечеринка и все, что вам необходимо для ее организации!» — примерно с таким лозунгом печаталась документация к дополнению. Разработчикам удалось выдержать его в одном ключе, и это здорово! Можно создать оригинальный танцпол, подключить светомузыку, приобрести пульт ди-джея и поменять за вечер несколько зажигательных композиции разных стилей. Гостей теперь будет обслуживать профессиональный повар. Он следит за фуршетным столиком — еще один шаг на пути к реализму. Да и собрать друзей в гости стало гораздо проще — один телефонный звонок, и лишних 10-20 ртов уже на пороге. Так что будьте готовы к нашествию саранчи заранее.
В этом же году, правда, уже осенью на свет появился третий малыш семейства The Sims. Ребенок с раннего детства подавал своим родителям надежду на безбедную старость. Миллионы людей во всем мире умилялись его обаятельной мордашке и нестандартному мировоззрению. В Hot Date переплелись наивная романтика и глубокие чувства, страсть и ненависть. Наконец-таки симы начали любить по-настоящему: романтические объятия, страстные поцелуи, бурные ночи.
Для укрепления чувств, да и просто хорошего времяпрепровождения разработчики придумали новый район города — «Downtown». Здесь расположились самые фешенебельные рестораны и бары, ночные дискотеки. Можно посетить дорогие магазинчики, где легко отыскать милую вещицу для дома или своей пассии. Поверьте, от нового куста бегонии она будет просто в восторге!
Downtown может служить полигоном для вашего творчества. Этот район города подвергается любым изменениям — от смены паркета на полу до глобальной перестройки всего развлекательного комплекса. Да еще и бесплатно! Пришло время создавать новую реальность!
За Hot Date последовало одно из лучших дополнений — Vacation. Оно повествует о том, как тяжело добропорядочному симу живется без отдыха. Теперь ваш подопечный будет частенько задаваться вопросом: «Почему бы не потратить несколько тысяч долларов на себя любимого?» На моей памяти это единственное дополнение, принятое журналистами на ура!. Критика, конечно, была, но не так чтобы очень сильная, да и на сумасшедшую популярность проекта капли яда пишущего полка никак не повлияли.
Что же на этот раз нам предложили разработчики? Отныне вы можете посетить несколько курортов. Каждый составит маршрут по своему вкусу: тропические острова соседствуют с горнолыжными курортами. А неспешные экскурсионные программы спокойно уживаются с экстремальным туризмом. Особенно запоминается зимний склон горы. Сноуборд, горячий кофе в местном ресторанчике, традиционно-советская лепка снежных баб, дедов и прочих членов семьи — как в старые добрые времена. Ностальгия нешуточная: «Долой капитализм, вернуть счастливое советское детство!»
Любители песчаных пляжей и теплого моря смогут отыскать для себя в Vacation много интересного. К примеру, как вам идея посетить ночную дискотеку или бар на берегу моря? А не желаете ли выиграть в тире какой-нибудь сувенир для вашей семьи, что, безусловно, заметно повысит ее уровень «радости»? Поверьте, здесь есть чем заняться и ради чего играть. Vacation притягивает не столько идеей, сколько реализацией.
«Не дело, — подумали разработчики, — что у наших подопечных нет домашних животных!» Подумали — сделали: мир получил пятое по счету, но не по качеству дополнение. К этому времени уровень продаж The Sims начал постепенно снижаться, освобождая дорогу более проворным конкурентам. Для Maxis как никогда был важен успех дополнения. В противном случае игроки не оставили бы ей шансов. Огромное количество просчетов и нежелание работать над ошибками не делали разработчикам чести. Игра могла кануть в Лету.
Но Unleashed ждала слава. Оно по праву было окрещено лучшим дополнение к The Sims за все время существования проекта. Теперь вы можете завести себе четвероного либо же пернатого друга. И первое, и второе пришлось крайне по душе игрокам, включая вашего покорного слугу. Так что уже в скором времени в моем доме пели птицы и резвились два маленьких котенка. При желании вы даже можете не покупать собаку или кота. Достаточно выйти вечером на улицу и погладить снующих то тут, то там представителей городской фауны. Если вы проявите терпение, то скоро в вашем доме появится новый член семьи. Не забудьте также про собачью конуру и теплый пуховой настил для кота. Иначе братья наши меньшие, как и симы, будут чувствовать себя некомфортно и могут погибнуть. Другой путь приобретения домашнего животного — магазин. Там и выбор побольше, и сами животные посимпатичнее, но и цены соответствующие. Если располагаете суммой в несколько тысяч — «всегда пожалуйста, милости просим!».
Кроме того, в Unleashed появился новый район — Старый Город. Помимо бесконечной череды дорогих магазинов, ресторанов и баров, здесь расположились до этого неизвестные нам объекты: зоомагазин, овощная лавка и оккультный кабинет. Если с первым все понятно, то остальные два заслуживают особого внимания.
В овощной лавке вы можете приобрести фрукты и овощи. Симы ратуют за здоровый образ жизни, так что никакого холестерина! Здесь же можно раскошелиться на всевозможные семена. Если раньше участок, окружающий наш дом, воспринимался как сад, то теперь это огород! Невольно вспоминаешь лозунг советской эпохи: «Каждой семье к 2000-ому году по квартире!». Стоит отметить, что полезно-посевной площади у вас, как это ни странно, немного. В наличии всего несколько ячеек, но и этого вполне хватит, чтобы неплохо заработать на продаже корнеплодов. «Ты видел, внучок, чтобы я свои яблочки всякой гадостью поливал? Вот то-то же, а я поливал!» Подобная ситуация наблюдается и в игре: методика выращивания корнеплодов для меня осталась загадкой. Так что советую продавать весь урожай, а то мало ли, генная инженерия и все такое.
В оккультном кабинете можно увидеть свое будущее. Хотя, если честно, от реальности рассказы старой колдуньи практически всегда далеки. А вот то, что она умеет воскрешать погибших домашних любимцев — очень хорошее нововведение. Уж не знаю почему, но гибнут они с каким-то маниакальным постоянством. А расстроенный сим — это заведомо плохой путь развития, так и до депрессии не далеко! Да и по деньгам услуги врачей обойдутся дороже колдуньи.
НАПЕРЕКОР ПЛАНЕТЕ ВСЕЙ |
Отдельно хочу высказаться по поводу популярности игры в России и странах бывшего СССР. Она горазда ниже, чем на Западе. Проведя небольшое исследование, я смог выделить основной фактор такого снисходительного отношения к проекту. Дело в том, что основной «крючок», на который цепляет The Sims — достоверность окружающей жизни. Все, как на самом деле... в Америке. А у нас реалии другие, и потому нам порой непонятно, почему все устроено именно так. Как пошутил Главный, только дополнение Live in Russia могло бы в корне изменить ситуацию. |
Предпоследним дополнением к The Sims стало Superstar. На этот раз разработчики предлагают нам пройти путь от совершенно обычного, никому не известного человека, до актера/певца/модели высшего уровня с многомиллионными гонорарами. Начать карьеру можно в Studio Town. Это новая часть города, где на одном квадратном километре уживаются несколько киностудий, редакций популярных глянцевых журналов и сотен мелких заведений, требующих «на постоянную работу молодых людей с артистическими талантами». Поверьте, чтобы добиться здесь успеха, придется приложить в разы больше усилий, чем это было в предыдущих пяти дополнениях. Но, с другой стороны, у нас есть замечательная возможность почувствовать на себе, что значит быть звездой, как поддерживать имидж и популярность на должном уровне.
План действий прост: певец в забегаловке, фотосессия для третьесортного издания. Второй этап: певец в баре, интервью для глянцевого журнала, запись в студии. Ну, и финал: профессиональная фотосъемка, мировое турне, слава. Чтобы забраться на музыкальный Олимп, вам придется пройти семь кругов ада. В награду за содеянное вы получите поклонников, донимающих вас и днем, и ночью. Представьте: приходите вы домой после напряженной работы в студии, а в вашем нижнем белье роется фанат. Выход один — нанять дворецкого, самого профессионального работника всего проекта. Он и накормит, и полицию вызовет, и от фанатов убережет.
Выход последнего, седьмого дополнения долгое время был под вопросом. Но, видимо, в Maxis тоже верят в счастливые приметы. Makin' Magic производит такое же приятное впечатление, как и Superstar. Здесь есть идея и своя стилистика, а это для дополнения чрезвычайно важно. Напоследок разработчики привили нам интерес к колдовству. Теперь каждый игрок получит от некой волшебной организации подарок — комплект волшебных палочек для всех членов семьи. Набор колдовских ингредиентов и просто неприлично длинная книга заклинаний также входят в стартовый пакет. Чтобы совершить какой-нибудь магический обряд, вам потребуется собрать необходимые компоненты. Кое-что можно купить в специализированных магазинах, другое выменять у друзей-знакомых. Часть компонентов придется выращивать на своем приусадебном участке. В общем, скучать не придется! Взамен вы получите просто потрясающие возможности. Превращение докучных соседей в жаб, создание волшебных персонажей, которые с удовольствием возьмут на себя часть ваших домашних забот. Последнее дополнение получилось на редкость веселым и оригинальным. Должно быть, разработчики разогревали почву перед выходом продолжения The Sims. И, надо отметить, у них это получилось — один из самых лучших результатов продаж в индустрии. Браво, Maxis!
Когда вы читаете эти строки, ваш покорный слуга уже усиленно будет препарировать вторую часть The Sims. По крайней мере, если верить разработчикам, то игра выйдет 17 сентября. А верить им хочется — да и вышедшая демо-версия подтверждает запланированные сроки выхода. Подробнейший отчет ждите в ближайших номерах!
P.S. Кто первым угадает, какие идеи оригинальной игры и семи дополнений лягут в основу продолжения, получит лично от меня билет в увеселительную поездку до Колымы и обратно. Расскажите всему честному люду, как там — в The Sims 2.