Cities XL 2011

12.12.2010 02:17

Компьютерные игры часто упрекают в излишнем потакании деструктивному началу игрока. Однако игры, подобные Cities XL 2011, служат отличным примером того, что и ничто созидательное игрокам тоже не чуждо. Здесь не нужно ничего разрушать. Напротив, все, что здесь могут предложить, — это строить, строить и еще раз строить. И, что самое главное, заниматься этим ничуть не скучно.

Городская история

В 1989 году малоизвестный тогда геймдизайнер Уилл Райт выпустил SimCity — революционную игру, которой суждено было стать суперхитом и появиться чуть ли не на всех существующих платформах. Этот успех был обеспечен не имевшей аналогов концепцией и ее блестящим воплощением — игрок брал на себя роль мэра, главной задачей которого было постоянное расширение своего города. И задачей отнюдь не простой. Потому как строительство стоит денег, деньги идут от налогов, собираемых с размещенных в городе предприятий, предприятия требуют для работы электричество и рабочих, а также шумят и загрязняют окружающую среду, так что граждане не хотят селиться рядом с ними. Впрочем, слишком далеко они селиться тоже не хотят — долго на работу добираться. А еще они требуют, чтобы их защищали полиция и пожарная служба, чтобы было, куда сходить на выходные и где купить продуктов, и чтобы на дорогах не приходилось стоять по часу в пробке, и... Вы еще не вышли из бюджета? Поздравляю — вы что-то понимаете в управлении городом.

Успех игры породил множество подражателей, что вылилось в появление целого поджанра — градостроительных симуляторов. Сама серия тоже продолжила развиваться, да только после вышедшей в 2003 году SimCity 4 ни одной стоящей игры в ней не появлялось.

Спустя шесть лет пустующую нишу попыталась занять французская студия Monte Cristo, выпустив в октябре 2009 года игру Cities XL. В принципе, у них почти получилось. Игра была неплоха и могла бы стать отличной заменой старенькой SimCity 4. Но в последний момент разработчики попытались прыгнуть выше головы и сделать из обычной градостроительной стратегии онлайновую. Получилось очень топорно; единственное, чем могли заняться игроки в онлайне, — это торговать друг с другом да любоваться чужими городами. А за доступ к этим функциям предлагалось платить ежемесячную абонентскую плату. Более того, тем, кто не желал связываться со специфическим «онлайном», была недоступна большая часть карт и строений.

Эксперимент завершился неудачно. Игроки отказались платить за воздух, и уже в марте 2010 года серверы игры были отключены, поскольку абонентские взносы не окупали затрат на их поддержание. Monte Cristo объявила, что теперь работает над исключительно однопользовательской Cities XL 2011, в которой исправит свои ошибки. Но довести проект до ума компания уже не успела — из-за банкротства. Все права и наработки по Cities XL 2011 ушли издательству Focus Home Interactive.

Большие города

Несмотря на столь бурную предысторию, Cities XL 2011 производит на редкость приятное впечатление. По сути своей это такой, уж простите за избитую фигуру речи, SimCity-клон. Но клон очень основательный, правильный и симпатичный.

Как и полагается по законам жанра, игрок начинает свою карьеру посреди чистого поля, где нет вообще никаких следов цивилизации, кроме иногда пролетающих в небе самолетов. Конечно, быть мэром этакого пустыря никому не понравится, и игрок, бормоча себе под нос: «Здесь будет город заложен назло надменному соседу!», принимается за дело. Сначала нужно проложить дорогу, соединяющую будущий мегаполис с остальным миром, потом — построить мэрию (куда же без нее!) и сервисный центр, удовлетворяющий первейшие потребности населенного пункта в воде и электричестве.

На этом обязательные шаги заканчиваются и можно приступать к творчеству. Для начала разбить пару жилых кварталов, которые будут постепенно наполняться жителями. Успешные и образованные горожане не хотят селиться в неразвитом медвежьем углу, и поначалу доступны будут только дома, предназначенные для низов общества, — неквалифицированные рабочие вряд ли могут позволить себе лучшее жилье.

Затем можно подумать и о средствах пополнения бюджета. Самый простой и разумный выбор для этого — создать промышленные зоны и начать сбор налогов с предприятий, которые там откроются. Поначалу выбор тоже невелик: тяжелая индустрия первого уровня — вот и вся промышленность. Она не приносит больших денег и вредит экологии, но надо же с чего-то начинать?

Стоит также попробовать себя в управленческом бизнесе — строительство офисных кварталов низкого уровня обеспечит небольшой, но экологически чистый доход. К тому же производственным зданиям для эффективной работы всегда нужны хорошие менеджеры, и потому доступность офисных услуг в городе не даст упасть эффективности производства. Для работы в офисах нужны уже квалифицированные работники, а им и дома подавай получше.

В маленьком поселке, где все всех знают, большой необходимости в пожарной команде или полиции до поры до времени не возникает. Запросы населения по социальным службам и развлечениям невелики, был бы магазин недалеко. Но стоит городу немного разрастись, как потребности жителей тоже начнут расти, стремительно. То развлечения им подавай (начать можно с баскетбольных площадок и колеса обозрения), затем построй полицейский участок — хулиганов отлавливать. Школу, хотя бы начальную, чтобы дети не остались без образования. И так далее.

Все эти строения стоят денег и требуют постоянной платы за содержание. Увлекшись постройкой города счастья, можно быстро вылететь в трубу. Чтобы сводить концы с концами, нужно разворачивать новые производства, а они, в свою очередь, потребуют новых работников, которым тоже надо где-то жить и чем-то развлекаться по пятницам.

Рост города обеспечивает не только новые проблемы, но и новые возможности. В больших городах можно строить объекты легкой промышленности, которая приносит много больше денег, а можно и до высоких технологий дорасти. Работающим в этой сфере умникам, конечно, высокий уровень жизни подавай, но зато и прибыль от них соответствующая.

Цикл постоянного прироста возможностей и обязанностей здесь организован так хорошо и удачно, что нисколько не надоедает и даже наоборот — увлекает и держит в постоянном бодрящем напряжении. Всякий раз, когда развитие упирается в некий мнимый потолок, игра внезапно открывает новые возможности. Каждый следующий уровень построек куда прибыльнее и, что немаловажно, красивее предыдущего (в конце концов, любование впечатляющими результатами своих трудов — один из главных источников удовольствия). Но и требования растут. Дороги не выдерживают усилившегося транспортного потока, и приходится сносить целые кварталы, чтобы проложить новые шоссе, на смену простеньким домикам приходят небоскребы...

Город растет непрерывно, становясь все красивее и величественнее. Для богатых и развитых мегаполисов предусмотрены особые, безумно дорогие, постройки, дающие постоянный плюс к качеству жизни. Согласитесь, приятно иметь в своем городе собственную Статую Свободы, Токийскую телебашню, а то и точную копию Колосса Родосского. Строятся такие сооружения очень долго, буквально часами. Но в масштабах здешнего затягивающего, обволакивающего игрового процесса (не успел оглянуться, а уже два часа прошло) это даже не ощущается.

Городская торговля

На поздних этапах игры в мерное развитие экономики вмешивается проблема нехватки ресурсов. К примеру, производствам для работы требуется электроэнергия, и, если электростанций в городе недостаточно, цена на электричество вырастет до умопомрачительных величин. Предприятия начнут закрываться, что плачевно скажется на бюджете. Постройка новых электростанций влетит в большую копеечку и будет требовать дополнительных затрат горючего. И если у города нет собственных нефтяных месторождений, то хочешь не хочешь, а придется импортировать топливо из соседних городов.

Поначалу в качестве торговых партнеров доступна только компания OmniCorp, дерущая за свои товары и услуги втридорога. Но если построить несколько городов, вполне можно наладить торговлю между ними. И сделать так, чтобы один поставлял топливо, другой — еду, а третий — услуги офисов и шикарных курортов. Чем больше городов, тем больше открывается возможностей!

После отказа от претенциозного, но бессмысленного и беспощадного онлайн-режима игра превратилась в по-настоящему органичный, приятный и затягивающий градостроительный менеджер. Настоящий бальзам на душу старого поклонника серии SimCity. Видимо, с выходом Cities XL 2011 старушке SimCity 4 можно отправляться на заслуженный покой.

Увлекательность
8
Рейтинг
журнала
80%
Награда
журнала
Графика
8
Удобство
7
Экономическая
система
7
Запоминается
— постепенный и равномерный рост города
— впечатляющее архитектурное разнообразие
Хотелось бы
— оригинальных идей
Вердикт
Масштабный и интересный градостроительный симулятор. Упрекнуть Cities XL 2011 можно разве только в том, что она слишком похожа на игры серии SimCity, но знаете... Всем бы такие недостатки!

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.