Call of Duty: Black Ops

10.01.2011 06:49

Благодаря серии Call of Duty мы сражались с 6-й армией Паулюса под Сталинградом, дышали пыльным воздухом Эль-Аламейна, по пояс в воде бежали к берегу Пуэнт дю Хок, ползли по жухлой траве Чернобыля. Нам доводилось сидеть в кресле оператора знаменитого Lockheed AC-130 Spectre, идти по пылающему Вашингтону и умирать в развалинах Биссары после ядерного взрыва. Мы научились целиться из штурмовой винтовки с неисправным коллиматором, использовать снаряжение альпинистов и перепрыгивать на снегоходе через пропасть. Нас даже один раз облил бензином и сжег американский генерал-предатель. Много всего было.

Игровая серия, отдав должное славному прошлому, переметнулась в ближайшее будущее, оставив без внимания эпоху Холодной войны. А ведь очень хотелось бы познакомиться с операциями Power Pack и Urgent Fury, узнать побольше о свержении иранского правительства и событиях 1954 года в Гватемале, поучаствовать во вторжении на Кубу и в Доминиканскую Республику.

И вот наконец вышел долгожданный боевик с красноречивым названием Call of Duty: Black Ops. Не знаю, как вы, дорогие читатели, а я ждал от игры с таким названием именно того, что перечислено абзацем выше. Тем более что сам глава студии Treyarch Марк Ламиа открытым текстом заявлял о «стремлении к достоверности». Однако Treyarch, которая, кстати говоря, ничем особенным не прославилась в деле развития культовой игровой серии, решила по-своему. Ну что ж, давайте приступим к детальному разбору игры.

Прыжок в историческое «никогда»

Пройденная за восемь часов кампания оставила двойственное впечатление. С одной стороны, можно с уверенностью сказать, что перед нами крепкий продукт, вылизанный до блеска и выкаченный на грамотно подготовленную демонстрационную площадку. Боевик серии Call of Duty, как ему и полагается, дает возможность от души и с размахом повоевать по всему миру. С другой стороны, все эти восемь часов не покидало ощущение, что меня держат за дурака. Столь избитый шаблон о противостоянии «империи зла» и «оплота демократии», казалось, должен быть давно закопан на глубину шести футов. А игровые «реалии», которыми старательно потчуют в промежутках между утомительными для глаз флэшбеками, не имеют ничего общего с реалиями описываемого периода.

Игровые уровни сделаны практически безукоризненно, типичные для «рельсового» боевика линейные цепочки открытых дверей нисколько не мешают плести свою цепочку тактики обходов с фланга и поисков безопасных путей. Улицу, заполненную врагами, можно пробежать в режиме «всех порву, один останусь», а можно и пройти без шума по принципу «пусть эти идиоты думают, что я еще там».

Запомнился уровень, где надо прорваться через толпу врагов, следя, чтобы не повредить защитную маску, — желтые клубы газа «Нова-6» убивают в течение пары секунд. Говорят, что идеи носятся в воздухе: достаточно вспомнить Metro 2033 — там тоже были миссии, построенные на аналогичном принципе.

Пехотные пострелушки, пусть местами и однообразные, неплохо разбавлены кинематографическими лакомствами. Вас ждет мотокросс по пересеченным окрестностям Воркутлага (жаль, короткий), прорыв на боевых катерах по Меконгу (несколько флегматичный), воздушный бой против двух Ми-24 (весьма и весьма аркадный). Паническая пробежка над обрывом, завершающаяся прыжком с парашютом в снежную бездну. И наконец, своеобразной «изюминкой» можно смело считать полет над территорией СССР в качестве оператора знаменитого стратегического высотного разведчика Lockheed SR-71. Полетать тоже дадут недолго, но сам факт!

По сюжету игра переносит нас в 60-е годы прошлого века — в самый разгар Холодной войны. Именно в те времена появился и быстро набрал популярность термин «black operations». Но зачем же, скажите на милость, вводить в заблуждение тех игроков, которым известно его значение, и подсовывать им откровенную «клюкву»?

Современные боевики все больше смещаются в сторону кинематографа. Все больше времени игрок проводит, просматривая видео и участвуя в интерактивных сценках, отличающихся от основного игрового процесса. В принципе, это нормально и даже зачастую интересно. Но когда из восьми часов прохождения как минимум час занимают суматошные стробоскопические кадры, ничего внятного зрителю не сообщающие, это уже явный перебор.

Сюжет и диалоги оставляют явственный привкус дешевых комиксов, где насыщенный пафос с успехом заменяет информацию. Если подыскивать параллели из мира кино, на ум приходят «Бесславные ублюдки» Тарантино и «Неудержимые» Сталлоне. Да, здесь такая же бредовая история и такой же разгул фантазии. Но если названные фильмы насквозь пропитаны иронией, то в Black Ops все игровые благоглупости маршируют с абсолютно серьезным лицом.

Графика при всех ее красотах немного не дотягивает до Modern Warfare 2. И, что удивительно, умудряется при этом сильно тормозить. В сети можно найти инструкции по изменению конфигурационного файла, чтобы оптимизировать графику и довести FPS до приличных величин. Однако почему этим занимаются игроки?

С игровой физикой все по-прежнему — пустые картонные коробки, валяющиеся на полу, ведут себя как железобетонные блоки, а пулеметная очередь не сдвигает настольную лампу даже на миллиметр. Не замечено и повышения интеллекта врагов и союзников — вьетнамские партизаны, тюремные охранники и бойцы элитного спецназа воюют примерно одинаково.

Горячая история о холодной войне

Игра начинается с допроса главного героя — Алекса Мейсона, капитана армии США. Допрос проводится в 1968 году, спустя семь лет после начала игровых событий. Сюжет развивается весьма непоследовательно и сумбурно — от допроса к воспоминаниям, а от них — снова к допросу. Допрашивающих интересуют какие-то цифры, передаваемые в эфир неизвестно кем, для кого и с какой целью. Похоже, что Мейсон о них то ли не знает, то ли знал, да забыл. А люди, которые его допрашивают, помогают вспомнить цепочку событий.

Фабула игры, прямо скажу, феерична настолько, насколько может быть феерична разноцветная жеваная тряпка. Некий советский генерал со странной цыганско-бессарабской фамилией Драгович в 1945 году захватывает «последний оплот нацистов» — секретную базу в Арктике, где в спешном порядке разрабатывается отравляющий газ «Нова-6». Здесь же, на базе, находятся и баллистические ракеты Фау-2, при помощи которых немецкий ученый Штайнер собирается отравить газом США. То, что Фау-2 летит максимум на 300 км, Штайнера, видимо, нисколько не беспокоит. Драгович и Штайнер вступают в преступный сговор, убивают газом свидетелей, а один из них — капитан Резнов — выживает и спасается бегством. Его ловят и отправляют в Воркуту.

Спустя шестнадцать лет все тот же американский капитан с двумя напарниками получает задание убить Кастро. Сделать это планируют в ходе операции по вторжению армии США на Кубу. Прорвавшись с боем к резиденции Кастро, Мейсон убивает его, а затем группа эвакуируется, захватив кубинский самолет. Далее Мейсон вынужден выпрыгнуть из рулящего на ВПП самолета, чтобы освободить место для разбега. Напарники улетают, капитан остается. Его ловят и отправляют в Воркуту.

Вот таким нехитрым способом сценаристы сводят судьбы двух основных протагонистов Black Ops.

А дальше фантазия, закусив удила, галопом проносится по Вашингтону времен Кеннеди, казахстанской степи, сгорающему в огне войны Вьетнаму и страдающему от своей географической причастности Лаосу. Cо скоростью реактивного самолета пролетает над секретными объектами СССР, приземляется на Кубе и с разбегу бросается в кишащее советскими подводными станциями Карибское море. И все это проходит под знаком конспирологических измышлений «кто убил Кеннеди?» и навязших в зубах «секретных технологий Третьего рейха».

Black ops — что это такое?

Согласно принятой в США терминологии, касающейся области военного стратегического планирования, специальные операции делятся на три типа. Прежде чем описывать эту типологию, хочу сразу оговорить, что в СССР ничего подобного не было, — во-первых, в Советском Союзе все засекречивалось до такого предела, при котором нюансы уже не играли никакой роли, а во-вторых, внешняя политика США времен Холодной войны располагала к созданию четкой типологии стратегических действий в реальном пространстве.

Источник, на который я опираюсь при описании типов операций специального назначения, — это Словарь военных и смежных терминов Министерства обороны США в редакции 2007 года. В качестве определяющих факторов берутся два типа фактов, которые следует скрыть, — факт проведения операции и факт ее причастности к государству-организатору.

  • Clandestine operation требует сокрытия факта проведения, в то время как государственная принадлежность не представляет секрета по причине ее полнейшей «прозрачности».

    Пример: вымышленная страна Куртения пытается изъять у страны Аркадии секретные стратегические планы, касающиеся самой Куртении. На территории Аркадии действуют специальные агенты, по возможности стараясь скрыть свою деятельность. Но при провале операции вопрос о том, кто был ее спонсором, не возникнет. Кому еще, кроме Куртении, могут понадобиться эти планы?

  • Covert operation, напротив, требует тщательной маскировки спонсора при совершенно открытом проведении самой операции.

    Пример: Аркадия и Куртения состоят в военно-политическом союзе. Но Аркадии требуется непрерывный и негласный мониторинг истинных намерений союзника, ради чего они вербуют куртенского сотрудника министерства иностранных дел. Информацию он добывает в открытую, но если вдруг всплывет то, как он ею распоряжается, это может привести к скандалу и даже расторжению союза.

  • Black operation можно определить как объединение первых двух операций по факторам засекречивания. Такие операции обычно идут вразрез не только с нормами международного права, но и с общепринятыми этическими нормами.

    Пример: Куртения воюет против Фрузинии. Нейтральная Аркадия заинтересована в том, чтобы конфликт разрешился в пользу Куртении, ради чего негласно поставляет ей оружие. Этот факт Аркадия стремится скрыть на случай, если в итоге все же победит Фрузиния и с ней надо будет устанавливать дипломатические отношения.

Black «oops!», или ЮЯЧШ ШЦЫЬ

Перечислить всю «развесистую клюкву»? Это крайне трудно. Дело в том, что практически вся предметно-событийная составляющая игры — бред сивой кобылы.

Налицо манипулирование фактами и вымыслом, сводящееся к принципу «как хочу, так и ворочу». С одной стороны — явные потуги на псевдоисторичность: события 15 апреля 1961 года на Кубе, война во Вьетнаме, боевые действия в Лаосе, реально существующие в 1945 году баллистические ракеты Фау-2, грядущее убийство Кеннеди.

С другой — чудовищное нагромождение анахронизмов. Оружие, которого не было, да и быть не могло в описываемые годы; вертолет Ми-24, впервые поднявшийся в воздух добрый десяток лет спустя, несуществующий ПЗРК в байконурском эпизоде, странная военная форма советских солдат периода конца войны. При широко разрекламированном количестве привлеченных экспертов в воркутинской миссии присутствует шестиствольный пулемет XM214 Microgun. То, что он был разработан General Electric в конце 1970-х годов, уже и не выделяется на фоне всего остального. А российский спецназ, поголовно вооруженный израильским автоматом Galil и французским FAMAS? А подствольный огнемет, нацепленный на АКС-74у? Похоже, тех, кто наполнял игру оружием, даже число 74 в названии автомата нисколько не смутило.

Казалось бы, сколько уже слез счастья пролито по поводу «Новосйойрска», «Тучи ФЗНАМЗНОН» и прочих «Ащьф Лштшфум». Но ни один эксперт не озаботился, чтобы на транспортных воротах Воркутлага не красовалось загадочное ЮЯЧШ ШЦЫЬ. Разумеется, для англоязычного игрока такая надпись определенно свидетельствует, что дело происходит в России, — как вы заметили, ни одна буква там не похожа на латиницу. Но как, скажите, русскоязычному игроку воспринимать таинственные письмена «РУКА ПЕРЕД ПОЛЕТОМ», начертанные на пилоне внешней подвески советского вертолета Ми-24? Неужели дизайнеры техники пользовались услугами Google Translator?

Все происходящее в игре отмечено печатью легкого неопасного безумия: отсутствие периметра запретной зоны вокруг режимного объекта «космодром Байконур»; валяющиеся там и сям кучи оружия — один раз они встретились на идиллической лесной полянке рядом с бесхозным боевым вертолетом; советские спецназовцы, стыдливо отворачивающиеся от врага на время перезарядки оружия и переговаривающиеся с очень странным акцентом; научные сотрудники, беспорядочно бегающие туда-сюда под плотным перекрестным огнем; бунтующие заключенные, стреляющие «греческим огнем» из огромной рогатки по пулеметным точкам... Список можно продолжать и продолжать...

Сухой остаток

Поиграть в Black Ops стоит хотя бы затем, чтобы насладиться безудержной и безграничной фантазией веселых парней из Treyarch. Темп боевых действий выдержан идеально, а во время утомительных врезок «дискотечного» вида вполне можно сходить за новой порцией кофе. Но не стоит ждать от однопользовательской кампании прорыва. В этом вопросе она откровенно вторична — врезки выглядят поверхностным подражательством предыдущим находкам игровой серии. Оружие в большинстве своем прибыло из Modern Warfare, хоть кое-где и обросло странными «примочками». По-настоящему свежих решений обнаружить так и не удалось.

И самое главное, не стоит ждать от игры даже минимального исторического правдоподобия. Разработчикам достаточно было бы вернуться к изначальным традициям Call of Duty и подать в таком виде секретные операции Холодной войны — и серия действительно заиграла бы новыми яркими красками. А пока нам остается раскрывать очередные злодейские замыслы очередного советского генерала-безумца и надеяться на то, что кто-нибудь, вдохновленный нереализованной Treyarch идеей, возьмется воплотить ее в виртуальной реальности.

Кровавые деньги «Черных операций»

Слухи о платности сетевого режима Call of Duty: Black Ops остались только слухами — покупатель игры автоматически получает и однопользовательскую кампанию, и мультиплеерную составляющую.

Те, кто опробовал сетевой режим, практически единодушно сходятся в том, что он вышел более удачным и перспективным, чем в Modern Warfare 2. Единственное, пожалуй, новшество, поначалу вызывающее дискомфорт, — на удивление неторопливое перемещение персонажей. С другой стороны, примерно так же передвигаются киношные спецназовцы и, что удивительно, их реальные коллеги.

Ничего по-настоящему революционного в сетевом режиме Black Ops нет, но в него были введены вполне весомые новинки (выглядывание из-за угла, изменение поля обзора, COD Points). К тому же явственно видна серьезная работа над тем, что не удовлетворяло игроков в Modern Warfare 2, — например, баланс наград за серии убийств и возможность настройки персонажа. Появилась также весьма жесткая тренировочная система «команда игроков против команды ботов».

COD Points — это своеобразная внутриигровая валюта, зарабатываемая за победы в матчах и выполнение заданий. Расходовать ее можно на покупку решительно всего, что нужно бойцу, — нового оружия и дополнительных модулей к нему, камуфляжа, контрактов и перков. В связи с этим был введен дополнительный и довольно-таки своеобразный способ заработка COD Points — так называемые Wager Matches (игры со ставками), в которых каждый сражается за валютный приз в одиночку, без команды.

Для этих игр выбраны весьма интересные типы матчей с замысловатыми правилами боя — «Один патрон», «Арсенал», «Стрелок» и «Палки и камни». Условия выигрыша отличаются — в первом приз получает последний оставшийся в живых, при этом на старте игрокам выдается лишь один патрон к пистолету; во втором — тот, кто первым совершит убийство каждым из видов оружия; в третьем все игроки вооружены одинаково, а награда достается набравшему больше всего очков за отведенное время; и наконец, в четвертом — тоже набравшему больше всего очков, но здесь в ходе боя игрок теряет набранные очки при каждой смерти, а битва идет на ножах и томагавках.

В игре насчитывается четырнадцать вариантов карт, так что приедятся они еще не скоро.

А вот кооперативный режим, о котором было заявлено еще 30 апреля, в этом году в игре так и не появится — его стоит ждать только в 2011-м в виде загружаемого контента.

Увлекательность
9
Рейтинг
журнала
80%
Награда
журнала
Графика
8
Удобство
8
Дизайн миссий
9
Атмосферность
6
Запоминается
— увлекательные и кинематогра-
фичные перестрелки
— рекордное количество «раз-
весистой клюквы» на квадратный метр игрового мира
Хотелось бы
— поменьше набивших оскомину сюжетов о зловещих русских планах
— побольше исторически досто-
верного вооружения
Вердикт
Поклонники мультплеера получили новое поле боя на ближайший год, даже если и возлагали на игру  больше надежд. Тем же, кто интересуется секретными военно-политическими операциями, рекомендуем стиснуть зубы.

 

2020 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.