Digital Combat Simulator: Black Shark
- Полеты всерьез и не очень
- География полетов
- Послужной список
- Технические характеристики
- Управление вертолетом
- Навигация при помощи системы «АБРИС»
- Управление вертолетным звеном
- Опасная командировка
Внизу медленно проплывают поля, леса и небольшие села. Где-то вдалеке красное солнце с эскортом из облаков медленно уходит за горизонт. На высоте двух тысяч метров над землей тишину нарушает только мерный стрекот винтов. Моих винтов. Но погодите, это только до тех пор, пока мы с ведомым не выйдем на цель. А вот тогда...
Шипящий звук управляемых ракет, пулеметные очереди, хлопки системы залпового огня... Тот, кто назвал артиллерию «богами войны», никогда не видел, как пара вертолетов-штурмовиков обрабатывает ракетами наземные цели.
Но вот опустели подвески под крыльями, и пулемету нечем стрелять. Эй, пилот! Разворачивай меня, мы уходим на базу. Ненадолго. Перезарядимся — и вернемся. А пока что будем слушать тишину высоты и стрекот винтов. Моих винтов...
Полеты всерьез и не очень
Авиасимуляторы бывают разными. В одних делается упор на точность воспроизведения физики реальных летательных аппаратов и их внешнего вида. Другие напирают на воздушную акробатику и замысловатые фигуры высшего пилотажа. А третьим и вовсе всего этого не нужно, им бы ракет-патронов побольше загрузить, да и расстреливать все, что движется.
С первого взгляда может показаться, что «Ка-50: «Черная акула» относится к первому из описанных типов. А значит, игрока ждет выучивание на память нескольких десятков сочетаний клавиш, необходимых только для того, чтобы запустить, скажем, двигатель. А их у «Акулы» два. Вдобавок ведь нужно еще как-то взлететь, управлять аппаратом в полете, вести огонь, поражать цели, уклоняться от ответных залпов...
У человека, который не может назвать себя «любителем авиасимуляторов» или, как написано в игровой документации, «энтузиастом авиации», может уже появиться желание не прикасаться к этой игре.
Погодите. Все не так сложно, как может показаться. До простоты вертолетных аркад вроде «убей их всех» «Ка-50» не опустится, конечно, но...
Первое, что стоит отметить и за что эту игру хочется похвалить, — это настройки управления и реалистичности управления вертолетом. Кроме того, что вы можете перенастроить все клавиши и их комбинации так, как вам будет удобно, на странице настроек клавиатуры есть два предустановленных варианта: «Ка-50 реал.» и «Ка-50 игра». Причем «игровой» вариант на несколько десятков строк короче «реалистичного». Почему? Потому что очень многое вертолет будет делать сам либо вообще не будет «обращать внимания» на то, что уже создало бы проблемы в «реалистичном варианте», — например, на обледенение винтов.
Кроме упрощенного управления, в настройках игры есть несколько пунктов, еще больше упрощающих управление: «упрощенная динамика» и «упрощенная авионика». Вдобавок там же, в настройках, можно включить бесконечный боезапас, бездонные баки и неуязвимость вертолета. Неуязвимость не спасет пилота и машину от ракеты или огня зенитных установок, но, по крайней мере, если начинающий пилот заденет «брюхом» землю, вертолет сможет продолжать полет. Еще в «аркадном» режиме полагается вид «от третьего лица» и круговой радар, на котором видны враги и союзники, точки маршрута и высота над землей.
Но все эти возможности включаются исключительно по вашему желанию. Считаете обзор на все триста шестьдесят градусов жульничеством? Отключите его. Хотите почувствовать себя настоящим пилотом реального вертолета? Организуйте себе вид «из кабины» и управляйтесь со всеми кнопками и переключателями вручную. Единственное, чего нет и не будет, — это сохранения по ходу выполнения задания. Погибли? Попробуйте еще раз с начала.
Игра ничего не навязывает и не запрещает — она делает все, чтобы угодить игроку и создать для него наиболее комфортную обстановку. Она может предложить игроку и легкий полет с уничтожением десятков единиц противника, и напряженные воздушные дуэли, и долгое вдумчивое изучение управление настоящим вертолетом. Даже если до нее вы не отваживались садиться за авиасимуляторы, она хорошо подойдет для того, чтобы начать с нее карьеру пилота виртуального летательного аппарата.
География полетов
После того как вы разберетесь с управлением и настройками реалистичности, стоит еще на несколько секунд повременить с началом игры ради создания новой записи в «пилотской книжке». Вам позволено выбрать для себя не только имя и позывной, но и портрет, страну, откуда вы родом, и эмблему эскадрильи. Что определяет выбор страны? Практически ничего, вот только получаемые вами награды будут соответствовать принятым именно в ней. Летая россиянином, вы можете получить «Георгиевский крест», а американцу дадут «Пурпурное сердце». Так же, соответственно стране , изменяются и погоны, когда игрок растет в званиях.
И вот, закончив с созданием своего «игрового лица», вы запускаете кампанию, изучаете предполетный инструктаж, жмете «дальше» и... э-э-э... А что это? Почему приложение куда-то свернулось, открыв вашим глазам рабочий стол Windows? Не беспокойтесь, не спешите ругать баги и разработчиков и перезапускать игру — тут так заведено. Через какое-то время все запустится.
И вот наконец мы приходим в себя в кабине той самой «черной акулы», с которой нам предстоит сжиться, стать одним целым, чтобы успешно выполнять задания командования.
Вертолет и снаружи, и внутри смоделирован на «отлично». Можете найти фотографию приборной доски «Ка-50» и сравнить — все на своем месте. И что самое главное — в режиме реального управления все это можно и нужно нажимать и переключать самостоятельно, мышью. Иллюзия управления машиной — полная.
Но если запоминать, в каком порядке включаются системы вертолета, чтобы запустить двигатели, не хочется, можно переключиться на игровое управление и насовсем забыть о переключателях и кнопках. Для запуска винтов в таком варианте достаточно нажать одновременно две кнопки на клавиатуре, а дальше все переключится и нажмется само.
Но погодите, а где это мы? И, что не менее важно, когда? На дворе у нас август 2009 года, и летать нам предстоит над южными регионами России, примыкающими к российско-грузинской границе, да и саму границу пересекать придется. Основные противники — незаконные вооруженные формирования, которые действуют на территории обеих стран при негласной поддержке грузинского правительства.
Здесь можно было бы поругать игру за стремление «выехать» на политической теме, но вот в чем дело — если поменять названия государств на любые другие, даже вымышленные, по сути ничего не изменится. Нет здесь и противопоставления «плохой — хороший». Есть противник, и есть приказ, согласно которому его нужно уничтожить. Все. А что вы думали? Это армия. А если вы не уничтожите противника — он уничтожит вас. Игра не предлагает оценивать ситуацию или делать выбор. Ее задача — дать игроку почувствовать, каков из себя вертолет «Ка-50», какие задачи он может выполнять и в каких условиях его применение будет наиболее оправданным. И для этого горный регион Кавказа, выбранный разработчиками, подходит более всего. Не раз и не два вам придется маневрировать в узких ущельях, летать в условиях плохой видимости и низкой облачности, пролетать над высокогорными перевалами на пределе возможностей двигателей вертолета.
Так что определяемся с задачами, запоминаем цели и летим.
Послужной список
Сюжетом кампания не блещет. Задания в ней объединены, скорее, по географическому признаку, чем последовательностью событий. Ну, и естественно, главным героем — командиром звена вертолетов «Ка-50», позывной 251. Именно его роль придется взять на себя игроку.
Несмотря на то, что «черная акула» — одноместный вертолет, в одиночестве вы не останетесь. Помимо того, что вам нужно взаимодействовать с другими войсками, которые находятся в регионе, почти на все задания вы будете вылетать группой из не менее чем двух вертолетов. Контролировать напарника нельзя — роль его пилота берет на себя компьютер. Но ему можно отдавать приказы, которые он по мере возможностей выполняет. Список распоряжений вполне достаточен для решения основных боевых задач, а интеллект напарника таков, что управляемый компьютером вертолет вполне может справиться с заданием самостоятельно, даже если вертолет игрока будет сбит.
Обстановка в миссии может изменяться не только по велению прописанных триггеров и скриптов, но и сама по себе. Одно и то же задание может оказаться совершенно разным, в зависимости от того, насколько успешно будут действовать дружественные войска.
Постепенно выполняя задания, игрок будет получать награды и расти в звании. Это ни на что особенно не влияет, но получить, к примеру, орден «За заслуги» второй степени за выполнение особенно сложного задания было крайне приятно. Все награды, вместе со званием и полной статистикой по вылетам, записываются в «летную книжку», где с ними можно ознакомиться и похвастать другим пилотам.
Сама кампания, в которую входят двенадцать боевых вылетов, оставляет впечатление «неровной». Хотя в ней есть сложные и интересные задания, подавляющее большинство задач сводится к уничтожению вражеской техники и живой силы в заданной точке карты. Понятно, что боевой вертолет для того и существует, но, по крайней мере, стоило это оформить так, чтобы не возникало ощущение «а я это уже делал...»
Тем не менее хорошие находки в кампании есть — ночной взлет под аккомпанемент перестрелки и взрывов, скорее всего, запомнится вам надолго. Так же, как и дальний затяжной вылет на территорию Грузии.
К игре прилагается мощный редактор, с помощью которого можно создавать собственные одиночные миссии и целые кампании. Так что в скором времени ждите результаты «народного творчества», которые, пожалуй, могут оказаться не хуже чем то, что уже есть в игре. Дело в том, что кампания «Командировка» использует далеко не все возможности, заложенные в редактор. Неиспользованными остались возможности «ветвления» кампании в зависимости от результатов завершенного задания, нет событий, происходящих с определенной долей вероятности...
Технические характеристики
Такие недоработки попадаются не только в том, что касается кампании. Особенно заметно это во внутриигровом справочнике, где мирно соседствуют детально проработанные модели вертолетов и гражданский транспорт, который непонятно как ездит на восьмиугольных колесах. Военная техника по степени проработки находиться где-то посередине. Единственное, что несколько оправдывает такое положение дел, — то, что наземную технику и постройки вы будете видеть вблизи очень редко и преимущественно на экране системы наведения «Шквал».
Похожая ситуация и со звуком — тихая приятная музыка в меню, хорошо озвученное оружие и вертолеты... И в противовес — озвучение радиопереговоров в кампании. Несмотря на то, что меняются позывные, голосов задействовано мало, да и эмоциональность оставляет желать лучшего. Вплоть до того, что фраза «Серегу потеряли...» может звучать тем же тоном, что и «Полвосьмого вечера». Не радуют и субтитры: маленький белый шрифт в верхних углах экрана читается очень плохо.
Но все это отходит на второй план в пылу боя, когда времени на то, чтобы рассматривать цели и прислушиваться к текущему радиообмену в эфире, просто не остается. Ракеты летят до цели несколько секунд, за которые просто не успеваешь разглядеть, сколько полигонов было в модели взорвавшегося только что танка. То же самое можно сказать и о вражеских вертолетах: если вы сблизились настолько, что можете его разглядеть, скорее всего, вас уже сбили.
Зато с высоты двух тысяч метров над землей прекрасно смотрятся проплывающие где-то внизу поля, реки, леса и небольшие поселки. А на горизонте медленно опускается красное солнце, сопровождаемое эскортом из облаков...
«Ка-50: «Черная акула» получилась игрой, неоднозначной по исполнению. Заметная разница в качестве моделей: качественных — сделанных специально для нее — и не очень — доставшихся «по наследству» от «прародителя», игры Lock On. Включенный в игру мощный редактор — и кампания, которая использует далеко не все его возможности. И наконец, предельный реализм в «симуляторном» режиме, которому противопоставлен упрощенный «аркадный» вариант управления.
Но эти неоднозначности в конечном счете с лихвой компенсируются правдоподобностью боевой ситуации и реалистичностью моделирования вертолета. И, самое главное, тем, что играть просто интересно.
Хочется надеяться, что разработчики «Акулы» продолжат совершенствовать свое детище и в следующих играх сериала Digital combat simulator мы увидим не только новые летательные аппараты, но и динамическую кампанию и качественные модели гражданской техники, зданий и деревьев.
Вертолет «Ка-50» по сей день остается во многом уникальной машиной. Относиться к нему можно по-разному, но нельзя отрицать факт, что такого летательного аппарата нет больше ни в одной стране мира.
Во-первых, «черной акулой» управляет всего один пилот. Соответственно, уменьшаются габариты машины а значит, ее будет сложнее заметить и сложнее в нее попасть.
Кроме этого, в конструкции «Ка-50» использована соосная схема расположения винтов. Такое расположение несущих роторов характерно для морских вертолетов, которые проектировали в ОКБ Камова до этого. В сухопутной боевой авиации это решение ранее никем не использовалось. Не используется и сейчас — «акула» остается единственным исключением.
В 1985 году, по результатам сравнительных испытаний, «Ка-50» был утвержден в качестве серийного ударного вертолета. Через десять лет указом президента Российской Федерации «акула» была принята на вооружение.
Однако уже в начале двухтысячных годов основным армейским вертолетом становится «Ми-28», а за камовской машиной остается роль вертолета поддержки спецподразделений.
В чем причина такой резкой перемены решений, точно не известно. Тем не менее у «Ка-50» есть несколько проблем, которые могли повлиять на решение военных. В основном, это то, что традиционные схемы считаются более надежными как при использовании, так и при обучении пилотов. Разместить инструктора и дублирующие органы управления в кабине «Ка-50» просто невозможно. Часто говорится и о том, что при использовании соосной схемы винтов есть риск перехлеста лопастей при маневрах — собственно, такой случай произошел при испытаниях одного из первых летных экземпляров «акулы».
Но что бы ни говорили противники этого вертолета, «Ка-50» на первом своем «выходе в свет» в 1992 году поразил публику на авиасалоне в Фарнборо, исполняя совершенно не свойственные вертолету фигуры высшего пилотажа — например, «мертвую петлю».
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
вживание в роль пилота | однообразие заданий в кампании |
Графика 8 |
детально проработанные модели вертолетов и атмосферные эффекты | модели невоенной техники, одинаковые «коробочные» здания |
Звук 7 |
звуки оружия и винтов вертолета, имитация радиообмена | слабая эмоциональность и одинаковость голосов в радиообмене |
Игровой мир 7 |
воспроизведенная до мелочей карта реальной местности | отсутствие четкого сюжета в кампании |
Удобство 10 |
настройка управления и параметров игры, статистика вылетов пилота, обучающие треки, возможность полноценной игры с использованием только клавиатуры и мыши | не отмечено |
Новизна да
Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: В этой игре можно по-настоящему почувствовать себя пилотом боевого вертолета, а можно просто летать, уничтожая противников. В этом ее прелесть: игрок волен выбрать сам, хочет он играть в симулятор вертолета, или в вертолетную аркаду. | Рейтинг журнала 88%
|
Управление вертолетом
Управлять вертолетом в игре «Ка-50: «Черная акула» можно по разному. В режиме «кликабельная кабина» все органы управления в кабине можно нажимать указателем мыши. Конечно, это очень приближено к реальности, но иногда найти нужный переключатель непросто, если вы не профессиональный пилот, конечно.
В пылу боя, уворачиваясь от летящих в вас ракет, «крутить голову» пилота мышью неудобно. Поэтому управление всеми системами вертолета продублировано в виде «горячих клавиш». Все перечислять не буду, ограничусь только основными разделами, которые понадобятся вам при выполнении и учебных, и боевых заданий.
Общее управление | |
Up | РППУ тангаж вниз |
Down | РППУ тангаж вверх |
Left | РППУ крен влево |
Right | РППУ крен вправо |
T | Триммер |
T — LCtrl | Триммер, сброс |
Q | РОШ вверх, набор высоты. |
A | РОШ вниз, снижение. |
Z | Педали влево |
X | Педали вправо |
PageUp | РРУДы оба вверх |
PageDown | РРУДы оба вниз |
Системы | |
G | Шасси, кран |
H — RShift | ИЛС, поднять/опустить фильтр |
Insert | Отстрел ложных тепловых целей |
W | Тормоз колес (удержание) |
H | Очки ночного видения, нашлемный целеуказатель |
C — RCtrl | Дверь кабины открыть/закрыть |
E — LCtrl | Катапультирование (нажать 3 раза) |
Home — LWin | Запуск двигателей |
End — LWin | Останов двигателей |
Автопилот | |
H — LAlt | Режим висения вкл/выкл |
D — LCtrl — LAlt | Рычаг общего шага, стопор, гашетка |
R | Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим МАРШРУТ |
F | Рычаг общего шага, СНИЖЕН-МАРШ режим СНИЖЕНИЕ |
Вооружение | |
Space | Огонь |
C | Пушка — выбор |
I | Оружие, внутренние подвески |
Y | Оружие, внешние подвески |
U | Оружие, все подвески |
S | Режим применения оружия: ДЛ (длинная очередь), СР (средняя очередь), КОР (короткая). |
D | Оружие, циклический перебор |
Прицеливание | |
O | «Шквал», разарретирование, целеуказание |
; — RShift | Целеуказатель вверх |
. — RShift | Целеуказатель вниз |
, — RShift | Целеуказатель влево |
/ — RShift | Целеуказатель вправо |
Enter | Захват цели (АВТ ЗАХВ) |
= — RCtrl | «Шквал» узкое поле зрения 23x |
- — RCtrl | «Шквал» широкое поле зрения 7x |
] — RCtrl | «Шквал», размер прицельной рамки больше |
[ — RCtrl | «Шквал», размер прицельной рамки меньше |
Back | ПВР, кнопка-табло СБРОС |
O | Автозахват ближайшего ЛА |
P | Автозахват ближайшего к центру обзора ЛА |
] | Автозахват следующего ЛА |
[ | Автозахват предыдущего ЛА |
B | Автозахват ближайшей наземной цели |
V | Автозахват ближайшей к центру обзора наземной цели |
M | Автозахват следующей наземной цели |
N | Автозахват предыдущей наземной цели |
Delete | Сброс цели |
I — RCtrl | Круговой радар Вкл/Выкл |
= | Круговой радар, масштаб больше |
- | Круговой радар, масштаб меньше |
Орудия войны
Перед вылетом на задание вы можете вооружить вертолет по своему желанию, связавшись с наземным персоналом аэродрома. Для связи нужно установить переключатель радио на левом пульте кабины в положение «НОП» и включить переключатель АВСК (аппаратура внутренней связи и коммутации) на боковой панели. Также при заглушенных двигателях и открытой двери кабины команды персоналу подаются голосом, то есть считается, что пилот просто громко кричит, а персонал его слышит. При работающих двигателях так связаться не выйдет — шум винтов мешает.
Команды подвески вооружения вызываются клавишей F10 из меню радиосвязи.
Все оружие в симуляторе можно разделить на две больших группы: с возможностью автоматического наведения на цель и без нее.
Первая группа — это управляемые ракеты «Вихрь» и закрепленная на корпусе вертолета пушечная установка 2А42. Во вторую попадают пушечные контейнеры, неуправляемые авиационные ракеты и бомбы. И если оружие с автонаведением может простить пилоту некоторые «вольности» при стрельбе, то обращение с неуправляемым вооружением требует особой практики. Даже учитывая то, что на внутренней системе индикации выводится предполагаемое место попадания, момент запуска нужно прочувствовать. Особенно это относится к бомбам, которые нужно сбрасывать в момент, когда цель находится под вертолетом, а визуально контролировать ее нельзя.
Несъемная подвижная пушечная установка (2А42)
Используется против наземных и воздушных целей с высоты менее пяти тысяч метров. Максимальная прицельная дальность стрельбы — две тысячи метров. Использует как осколочно-фугасные заряды, так и бронебойные. Первые применяются против живой силы противника и небронированной техники, вторые — против легкобронированных целей. |
Пушечный контейнер УПК-23
В контейнере — 23-мм двуствольная авиационная пушка с боекомплектом в 250 патронов. Заряды — осколочно-фугасные. Автоматическое наведение отсутствует. Единственный случай, когда применение этого оружие может быть оправданным, — подавление больших отрядов пехоты. |
КМГУ-2 (Контейнер малогабаритных грузов универсальный)
Содержит до восьми блоков-кассет с осколочными (АО) или противотанковыми (ПТАБ) бомбами. Применяет с высоты не менее ста метров на скоростях от пятисот километров в час. Раскрытие контейнера производится при помощи сжатого воздуха, после чего следует сброс блоков-кассет. Сам контейнер остается на носителе. |
НАР С-8КОМ (Б8В20)
80-мм неуправляемая авиационная ракета с дальностью пуска от 1300 до 4000 метров. В основном применяется для уничтожения групповых целей или крупных одиночных целей из-за низкой точности и высокой скорости стрельбы. Устанавливается в двух блоках по двадцать ракет в каждом. |
НАР С-13 (УБ-13)
122-мм неуправляемая авиационная ракета. Дальность пуска 1600-3000 метров. Используется так же, как и С-8, но имеет большую мощность. |
ПТУР 9A4172
Сверхзвуковая противотанковая управляемая ракета. Максимальная дальность пуска днем — до десяти километров, ночью — до шести километров. Минимальная дальность пуска: 500 метров. Применяется для уничтожения бронетехники, летательных аппаратов, дотов и зданий. Для захвата цели используется система прицеливания «Шквал». В игре это ваше основное универсальное оружие для уничтожения любых войск противника с безопасного для себя расстояния. |
ФАБ-250/500
Две модификации фугасных бомб, различающиеся между собой только мощностью и весом заряда. Применяются с высоты не менее пятидесяти метров, на скоростях от пятисот километров в час. |
Авиационная бортовая радиотехническая интегрированная система (АБРИС)
«АБРИС» — основной инструмент навигации вертолета при выполнении задания. В его задачу входит отображение карты местности с изменяемым масштабом, определение координат вертолета, отображение плана маршрута и изменение маршрута в ходе выполнения задания.
Управляется «АБРИС» при помощи пяти кнопок и двух манипуляторов, один из которых изменяет яркость экрана, а второй используется для изменения положения курсора устройства, выбора пунктов меню и ввода символов.
На заметку: в режиме «кликабельная кабина» манипулятор можно поворачивать вращением колесика мыши. При этом нажатие правой кнопки будет означать либо смену направления движения курсора — «влево-вправо» или «вверх-вниз», — либо переход к позиции следующего символа.
«АБРИС» может работать в четырех основных режимах: «Меню», «НАВ», «Обзор» и «ПНП». Переключаться между ними можно нажатием пятой кнопки.
Режим «Меню»
Основная страница этого режима предназначена для отображения системной информации и содержит основные сведения о датах создания баз топографии и навигации, присутствии в памяти «АБРИС» заданного маршрута полета и изменений, внесенных пилотом. Также на ней отображается подключение к системам спутниковой навигации.
С главной страницы режима «меню» пилот может перейти в подрежимы «управление» и «план» или переключиться на режим «НАВ».
В подрежиме «управление» нажатием кнопки «УСТАН» вызывается всплывающее меню для дальнейшего выбора режима работы. Это может быть режим «Сообщение», в котором на экран выводятся двадцать последних сообщений самой системы либо полученных по другим каналам передачи данных. Или «К-041», в котором отображается информация о работе прицельно-пилотажно-навигационного комплекса К-041 «Рубикон». А также «БЗД», из которого можно сохранить на жесткий диск компьютера информацию о введенных пользователем маршрутах и объектах.
В подрежиме «план» можно изменить содержащийся в памяти «АБРИС» план полета либо задать его самостоятельно.
Для формирования нового плана нужно нажать кнопку «выбор», выбрать в появившемся меню пункт «ОЧИСТ» и еще раз нажать «выбор». Это сбросит текущий план полета и сделает активной кнопку «РИСОВ», нажатием на которую система переводится в режим ввода нового плана полета.
Установить маршрутную точку
Купить ноутбук в Донецке для гейминга, работы и учебы: на что смотреть
Интернет казино Аврора: как получать бонусы и играть на деньги?
Сколько места занимает электрощит умного дома?
Индивидуальный тренер по единоборствам: путь к мастерству
Как выбрать надежное официальные казино pickup-casino.pro на Андроид для игры на деньги.