If in doubt... Flat out!
Colin McRae (1968 — 2007)
Восемь машин мчатся по джунглям Малайзии, сталкиваются друг с другом, врезаются в деревья, уходят в заносы, иногда слетают в кювет. Нет, это не новая часть FlatOut и не дополнение к Burnout Paradise. Это — продолжение Colin McRae DiRT, которое стало еще жестче и еще грязнее.
Игра отправляет нас в тур по девяти гоночным регионам, от солнечной Хорватии и туманного Лондона до пыльного Лос-Анджелеса и пустынной Бахи, что в Калифорнии. Забудьте о нормальных трассах и асфальте — дороги в российской глубинке после ливня покажутся вам автобаном по сравнению с местными треками. В вышеупомянутой Малайзии царят слякоть, лужи и вездесущие заросли, из-за которых ничего не видно. Китай встречает длинными заездами по живописным местам, прогулка по горам Хорватии может закончиться падением в пропасть, а в Юте на каждом углу поджидают большие и маленькие камни, которые вмиг отправят машину на свалку, а вас — в реанимацию. Очень оптимистично, правда? Что поделать, старайтесь ездить аккуратно и правильно выбирать авто.
Выбор, правда, невелик — около тридцати железных коней. Тут и монструозные внедорожники, и легкие багги, и раллийные машины. Все отличаются габаритами и тремя основными показателями: скоростью, разгоном и управляемостью. Естественно, брать что-то быстрое, но нестабильное глупо, ведь тогда бороться вы будете не с соперниками, а с собственным автомобилем. Да и скорость — не самый важный показатель: большинство трасс не дают возможности как следует вдавить педаль газа в пол из-за огромного количества поворотов и помех, а влететь на 100 км/ч в столб — не самая радужная перспектива. То ли дело хороший разгон, во многом благодаря которому и выигрываются гонки. Именно он определяет, насколько быстро вы выйдете из поворота и восстановитесь после аварии, а это главное.
В отличие от Need for Speed: Shift, в которой нельзя выделить явных фаворитов среди машин, тут с этим проблем не возникает. Семейство Subaru — несомненный лидер в большинстве раллийных заездов, хотя кое-где отлично показали себя Mitsubishi Lancer Evolution X и Pontiac Solstice GXP. Среди внедорожников лучше всех здоровенный, но мощный Dodge Power Wagon, Hummer H3, Mitsubishi Pajero Dakar 1993 и Toyota Stadium Tuck.
Явные аутсайдеры — BMW Z4 и Nissan 350Z, которые могут превратиться в настоящие капсулы смерти на плохой дороге. Но если детище японцев способно хоть на что-то и подойдет для первых нескольких соревнований, то «немец» не блещет ничем — медленный и неуправляемый. Им так просто сосчитать все встречные деревья...
На багги тоже без слез не взглянешь. Отдельных состязаний для них нет, а сравнения с тяжеловесами-внедорожниками они не выдерживают. Быстрые и легкие, багги легко сходят с дистанции из-за плохого разгона и еще худшей стабильности. Ну а если помочь им легким дружеским толчком в бок, то и с обрыва сбросить можно.
Себя показать, других обогнать
Прежде чем выбирать машину и лезть в грязь, лучше все-таки знать, с чем имеем дело. В DiRT 2 десять видов гонок. Некоторые отлиты в одних и тех же формах и отличаются буквально несколькими мелочами, однако эти самые мелочи могут сказаться на стиле вождения, так что давайте разбираться.
Rally
Машины выстраиваются в ряд и поочередно заходят на дистанцию. Разумеется, не по щучьему веленью, а по сигналу. Задача проста — добраться до финишной черты в максимально короткий срок. Трассы — самые разные, от коротких с минимумом препятствий и поворотов до пятикилометровых, на которых сам черт ногу сломит. Одному тут никак не разобраться, поэтому рядом с каждым водителем сидит помощник, который заранее предупреждает о поворотах, обрывах и т.п., называет лучшую скорость для прохождения участка, говорит, где можно срезать, а где лучше не съезжать.
Поначалу голос штурмана может мешать: как-то непривычно, да и информацию он доносит преждевременно. Скажем, вы только стартовали, а уже узнали все о ближайших пяти поворотах. Во второй половине игры второй пилот может перейти из «диковинки» в «раздражающий фактор»: треки давно опробованы и заучены, а он все гундосит и гундосит. Часто нам предлагается сбросить скорость до 40 м/ч, когда спокойно можно проскочить и на 70 м/ч, и это тоже немного мешает.
Основные правила поведения во время ралли:
-
Фраза «Тише едешь — дальше будешь» — основной принцип этих заездов. Не стоит гонять, ибо шанс врезаться во что-нибудь очень велик, а секунды, потраченные на то, чтобы вернуться на трассу, могут обойтись очень дорого.
-
Внимательно слушайте штурмана, когда он предупреждает о срезках, трамплинах и пропастях, — эта информация действительно важна.
-
Чтобы выиграть наверняка, постарайтесь обогнать впереди идущую машину. Ну, или хотя бы держаться в пятнадцати-двадцати метрах от нее. Если перегоните двоих, можете врезаться во все подряд — вы уже почти гарантированно победитель. Обставите троицу противников — над вашим авто разверзнутся небеса, оттуда протянется большая рука и дружески похлопает вас по плечу.
-
На карте видно, что догоняют вас, а не вы? Начинайте заново, потому как шансов на победу скорее всего не осталось.
Trailblazer
Фактически то же, что и ралли, только без помощника. Те же трассы, те же машины (широкий кузов и спойлер прилагаются), вот только узнавать об обрывах и плохих срезках вы будете практическим путем. Основные правила те же, но в Юте и в Китае забудьте о маленьких скоростях. Тут практически везде можно разогнаться и сократить дорогу, главное — не врезаться в камень, схоронившийся за кустом.
Gatecrasher
Нас вновь ждут раллийные трасы и заезды на время, но на все про все дается десять-пятьдесят секунд (в зависимости от уровня сложности). Как проехать пять миль меньше, чем за минуту? Тут либо самолетом, либо сбивая желтые коробочки, за каждую из которых начисляются две дополнительные секунды. Они щедро раскиданы по трассе, но иногда в таких местах, которые довольно легко проскочить. Для победы необходимо, чтобы в запасе у вас оставалось больше времени, чем у всех остальных.
Правила таковы:
-
Если в ралли надо ездить медленно, то здесь есть два варианта: либо еще медленнее, чем обычно, чтобы сбить все «мишени» и накопить достаточно секунд, либо очень быстро, цепляя лишь те коробки, что стоят непосредственно на пути. Второе решение подходит только тем, кто отлично помнит каждую пылинку на треке.
-
Результаты противников показываются прежде, чем начнется гонка. Обратите на них внимание, запомните максимальный балл и танцуйте под него.
Rallycross
То, что подразумевает большинство, когда говорит о ралли. Небольшие трассы, зачастую без единого намека на асфальт, восемь машин, два-три круга (иногда восемь) и желание прийти первым. По сути, традиционные кольцевые гонки, только очень грязные и мокрые.
-
Старайтесь не влетать в других участников заезда. Этика тут ни при чем, просто зачем машине лишние повреждения? Но если уж собрались в кого-то врезаться, сделайте это с выгодой: разверните противника, столкните его в кювет, врежьте в столб или еще куда. Вариантов масса, выгода налицо: вы не только избавляетесь от соперника, но и тормозите тех, кто едет сзади.
-
На первом круге вовсе необязательно идти первым — это такая себе разведка боем: где повороты, где опасные места, где можно разогнаться, а где стоит притормозить. Ехать впереди на незнакомом треке — то еще удовольствие.
-
Как только выйдете в лидеры, переставайте давить газ в пол: теперь важно не сдать позицию, а для этого нужно быть не столько быстрым, сколько аккуратным.
Domination
Трассы из Rallycross, восемь машин, три круга. Задача — пройти участки трека быстрее остальных, закрепить и улучшить результат. Выглядит это следующим образом: все стартуют как обычно, но дорога поделена на четыре сектора. В каждом ведутся отдельные соревнования на скорость: кто прошел стремительнее, чище и лучше, тот и доминирует. Если кто-то побил рекорд, то доминирование переходит к нему.
За «захват» участка начисляются очки, как, впрочем, и за любые результаты. За удержание не дается ничего, а вот за потерю владений баллы отнимаются. Побеждает не тот, кто придет к финишу первым, а тот, кто заработал больше очков.
-
Разведка боем тут уже не нужна: Domination проводится на уже знакомых вам трассах. Ехать медленно тоже не надо, но иногда лучше все-таки сбавить обороты, чтобы ни во что не врезаться.
-
Несмотря на то что первым быть необязательно, лучше пробиться в лидеры. Это дает вам неоспоримый плюс: первым попадать на новый сектор, первым же проезжать его и «захватывать». Ну и пусть потом потеряете, главное — получите кучу очков авансом.
Last Man Standing
Опять же ралли, снова великолепная восьмерка, но количество кругов не ограничено. Первый все проходят без последствий, но как только первое колесо пересекает старт-финиш, начинается отсчет времени: через двадцать секунд идущий последним выбывает. И так до тех пор, пока не останется один.
-
На первом же круге постарайтесь вырваться вперед или хотя бы попасть в тройку лидеров, чтобы затем всех их обогнать. Пользуйтесь всеми грязными приемами, которые знаете: тут каждый сам за себя, дружелюбию места нет.
-
Иногда не везет, и тогда вылететь можете вы, но есть одна хитрость, с помощью которой легко остаться в седле. Разгонитесь, невзирая на то, что впереди крутой поворот или еще какое препятствие, и обойдите соперника. Пускай вы врежетесь, пускай повредите движок или колеса, зато враг проиграет, а у вас появится второй шанс.
Landrush
Один из двух легких видов заездов. Внедорожники и багги наматывают круги по трасам, которые даже хуже дорог в русских деревнях. Лужи, грязь, грунт, пыль — езда обязана быть тяжелой! Но нет, все на удивление просто: скорости зачастую небольшие, повороты нетрудные, а уйти в занос практически невозможно.
-
Постарайтесь не ездить на багги — они ужасны по всем пунктам. Легкие и быстрые, они чаще всех слетают в кювет, ломаются или не могут выровняться.
-
Большие грузовики или внедорожники — отличный выбор. Ничего, что не отличаются скоростью, зато они отлично сносят мелких «сошек» и не ломаются от первого же попадания в дерево.
-
В Landrush, пожалуй, чаще всего встречаются срезки. Пользуйтесь ими чаще, и победа вам обеспечена.
Raid
Наверное, легче Raid и придумать нельзя. Заезды от полутора до трех-четырех километров на вышеупомянутых внедорожниках и багги. Никаких кругов — перед нами чистой воды спринт. В этой дисциплине чаще встречаются трассы рядом с обрывами и пропастями, куда так отлично слетают соперники. Да ладно, это всего лишь игра! В остальном советы те же, что и в Landrush.
На манер последней Need for Speed, за соревнования мы получаем не только деньги, но и очки опыта, которые поднимают нас на новый уровень. Чем он больше, тем в большем количестве гонок можно принять участие. Это не говоря о призовых машинах и чеках на шестизначные суммы после определенных уровней.
Помимо традиционных состязаний, существуют еще парные, «побей рекорд» и один на один. С последними все просто: небольшая трасса, один круг, двое соперников. Кто пришел первым, тот и выиграл. Тактика «выкинуть с трека» отлично себя зарекомендовала, если не можете победить честно.
Бить рекорды чуть веселее, хотя тоже ничего особенного: это либо круг из Rallycross, либо заезд в Rally. Какой-нибудь гонщик самодовольно предлагает вам улучшить его результат. Если в Rally это сделать просто, то в кольцевом заезде — еще легче: достаточно аккуратной езды.
Гораздо интереснее парные заезды, в которых нужно считаться с напарником. Для начала необходимо правильно выбрать компаньона, просмотрев список и выбрав того, кто хорош в данном конкретном виде гонок. Часто товарищ моментально вырывается вперед, ваша же задача — либо аккуратно обогнать его, либо держаться чуть позади, на втором месте.
Почему аккуратно? Так это... зачем другу машину ломать или с дистанции его убирать? Ну а ехать сзади — все равно что прикрывать спину в бою, не подпуская никого на расстояние открытого капота. Финишировать тоже лучше вместе: очки суммируются, то есть максимальный балл — 18 (10 за первое место + 8 за второе).
Конечно, есть еще и турниры, вроде X-Games и мирового турне, но описывать их нет резона: каждый состоит из нескольких заездов, уже описанных выше.
Вперед в прошлое
Нам поможет знакомый по прошлой части Instant Replay. Если вы куда-то вписались, повернули не туда, уступили лидерство — поверните время вспять, выберите подходящий момент и начните с него. Количество таких перемоток строго ограничено и зависит от уровня сложности — от пяти на легком до нуля на Hardcore.
«Вторая жизнь» — отличная штука, но может подложить свинью, а иногда — целого борова. Мгновенный повтор выбирает на удивление ужасные ракурсы: почему я должен смотреть на трассу из-под колес или не видеть ее вообще, когда камера упирается в спойлер или кабину? Черт, да я должен видеть дорогу, чтобы не наступить второй раз на те же грабли! Вид, конечно, можно сменить, но, наверное, стоило сделать все проще, ведь аварии случаются очень часто.
Поведение авто реалистично донельзя: тип дороги влияет на езду, в грязи можно легко застрять и уйти в занос, лужи замедляют езду, трамплины издеваются над ходовой, а если кидать машину из стороны в сторону, то ее скоро развернет.
Модель повреждений и физика тоже стремятся к реалистичности. Последствия столкновений, пускай даже минимальных, отчетливо видны: царапины и вмятины — частое явление. К финишу можно приехать без дверей, без бампера, без спойлера, без капота, без фар, без стекол... В общем, получится такое сиденье на колесиках. Разумеется, на езду это тоже влияет. Первыми страдают колеса, и машину начинает кренить влево или вправо. Чем больше вы врезаетесь, тем сильнее перекашивает. Затем наступает очередь двигателя: он начинает барахлить, не сразу реагирует на команды, а в результате вы оказываетесь в ближайшей канаве.
Все объекты на трассе способны осложнить жизнь не только вам, но и соперникам. Да, камни и столбы — ваши владения, но вот стойки с шинами... Мне отлично запомнился момент, когда я влетел в одну такую. Понятное дело, внедорожник застрял, но! Шины разлетелись по треку, и одна попала прямо под колеса едущему на большой скорости багги. То, что я увидел, обычно показывают в экстренных выпусках новостей.
В целом противники очень умны, стараются ездить чисто и не попадать в неприятности. Большинство поворотов проходят как по учебнику, но и сами не застрахованы от заносов и аварий. Подрезание и удары в бок — лучший способ борьбы с ними, но об этом чуть ниже.
Теперь ненадолго перейдем от частного к общему.
-
Будьте осторожны с трамплинами и вообще с любыми прыжками: непонятно, что там, дальше, можно легко куда-нибудь влететь. Вместо того чтобы тормозить, отпускайте педаль газа — звучит, может, и странно, но разница очень даже есть.
-
Чаще подрезайте соперников. В отличие от нас они привыкли играть по правилам, а значит, постараются избежать столкновения. То есть затормозят и пропустят нас вперед. Наивные!
-
Никогда противник не бывает так раним, как во время прохождения поворота. Если он вам сильно мешает — например, заработал больше очков, чем вы, — разгонитесь и врежьтесь ему в бок или в задние колеса. Правда, глядите не просчитайтесь со скоростью, не то сами потом колес не соберете.
-
Занос — отличная штука, особенно управляемый. Пользуйтесь им как можно чаще, когда перед вами длинные или остроугольные повороты. А еще, вы удивитесь, для заносов хороши немного подпорченные колеса. Главное слово тут — немного, иначе вместо соперников будете бороться со своей машиной.
-
Воду на трассах принято воспринимать как нечто очень плохое. Действительно, она существенно тормозит машину, но есть тут и преимущество: если мчитесь на большой скорости, понимаете, что не успеете затормозить, а впереди лужа — постарайтесь угодить в нее.
Грязь и солнце, день чудесный
Помимо аварий, очень ярко смотрятся повторы — в этом Codemasters действительно нет равных. Если не брать в расчет нескольких неудачных ракурсов, создается впечатление, что мы смотрим пятую часть «Форсажа»: по уровню проработки трассы и машины трудно отличить от реальных. Различные эффекты, географические особенности, детали авто — обычно принято выделять что-то одно, но тут радует глаз все без исключений. Пожалуй, больше всего запомнилась езда с видом от первого лица по Малайзии: водой из лужи обливает лобовое стекло, включаются дворники, несколько секунд ничего не видно, ехать приходится по приборам. Но даже после очистки на стекле остается грязь, которая ухудшает обзор. В общем, с эффектом присутствия справились даже лучше, чем в NFS: Shift.
Соревнования проходят под рев моторов и голоса водителей, для записи которых пригласили известных раллийных гонщиков. Их переругивания и шутки звучат отлично, но не сравнятся с тем, что игрок слышит во время загрузки уровня и при повторах. Я о музыке: сорок с лишним композиций в разных жанрах, от рока до техно, — это нечто неповторимое. Если The Saboteur, который мы тоже хвалили за звуковое сопровождение, подкупает вечной классикой, то DiRT 2 — абсолютным сумасшествием, которому самое место в частных коллекциях.
Игре, в общем-то, туда же. Вы больше нигде не встретите таких трасс и живых соперников, нигде не поездите в сопровождении штурмана и нигде не увидите такой красоты. Пускай отличия между DirectX 9 и DirectX 11 видны только под микроскопом, а в многопользовательском режиме популярна свалка из машин с отключенными повреждениями. Пускай. Все равно Colin McRae DiRT 2 — лучший на сегодняшний день раллийный симулятор.
Утром 15 сентября 2007 года мир еще не знал, что вскоре лишится одного из лучших раллийных гонщиков планеты. Поклонники, как обычно, сидели на сайте Мак-Рэя, общались, перечитывали заметки о его жизни и карьере. Там ничего не менялось: родился 5 августа 1968 года, интерес к машинам проснулся рано, первые победы одержал на мотоциклах. В конце восьмидесятых стал участником шотландского чемпионата по ралли, а в начале девяностых уже выступал на WRC (чемпионате мира по ралли).
С 1993 по 1998-й год Мак-Рэй представлял команду Subaru и принес ей не одну победу. Затем четыре года провел с Ford, год с Citroen, участвовал в Ралли Дакар, 24 часах Ле-Мана и Гонке чемпионов за Великобританию.
После 2005 года Колин почти не участвовал в чемпионатах, больше времени уделяя семье и созданию McRae R4 — машине, которая предназначалась для ралли, но стоила не так дорого, как конкурентки. Презентация в 2006 году прошла на ура, авто поставили на конвейер, а Мак-Рэй только обещал вернуться в гонки — если не в 2007-м, то в 2008-м точно.
Все это могли прочитать посетители сайта утром 15 сентября 2007 года. Но уже днем великого гонщика не стало: вместе с пятилетним сыном и двумя друзьями семьи он разбился на вертолете недалеко от своего особняка в Шотландии. Новость быстро облетела мир, а Codemasters всерьез задумались о том, чтобы закрыть проект Colin McRae Rally. Но жена Колина согласилась на разработку следующей игры.
В память о Мак-Рэе в DiRT 2 есть чемпионат по ралли, состоящий из трех трас. Сразу после него стихает музыка, замолкают звуки и на экране появляется фотография гонщика. Затем изображение неторопливо тает и проигрывается очень трогательное двухминутное видео о победах и поражениях Мак-Рэя.
Вечная память.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность
9
|
реалистичное поведение машин на дороге, множество режимов, девять разных стран, умный искусственный интеллект | короткие соревнования |
Графика
10
|
все, к чему прикоснулись Codemasters, обратилось в золото | нет |
Звук
10
|
отличная музыка, голоса реальных гонщиков, звук моторов и аварий | нет |
Игровой мир
9
|
великолепные повторы, заметные отличия дорог и автомобилей | мало трасс |
Удобство
7
|
интуитивное управление, немного активных клавиш | без джойстика порой можно лишиться пальцев, проблемы с ATI Radeon, кривые ракурсы Instant Replay |
Новизна
да
Интерес повторной игры да
|
Рейтинг
журнала 90%
|
Вердикт: Вот уже второй номер подряд мы наблюдаем занятную тенденцию: продолжения обставляют оригиналы: Modern Warfare 2, Left 4 Dead 2, а теперь и DiRT 2. Мало того что игра невероятно увлекательна, она еще и чертовски красива! Если вам не чужды гонки, вы просто обязаны узнать, что такое настоящая грязь! |
Награда
журнала |