В заповедных и дремучих
Страшных муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей
И в проезжих сеет страх.
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи — то разбойники.
Страшно, аж жуть!
В. Высоцкий
Как незадолго до того отряд хранителя, мы загрузили в рюкзаки запас лембаса, уселись в легкие лориэнские лодочки и выбрались на стремнину Андуина.
Но поплыли, в отличие от Фродо, не вдоль, а поперек.
В черном-пречерном лесу...
Туман, затягивающий лес Мырквид, был плотным и имел неправильную форму, напоминавшую грудку взбитой сметаны, которую наляпала на торт полудурная кухарка.
А. Сапковский, «Башня Ласточки»
Виртуальное Средиземье небогато живописными лесами.
Древний лес между Брендивином и Могильниками затянут волглым туманом, а деревья срастаются в сплошные корявые стены. Лориэн, которому сам Ирмо велел радовать глаз, какой-то чересчур ненастоящий, стволы — как колоннада. Разве что под падубами Эрегиона приятно пройтись на закате просто так, безо всякого дела, полюбоваться яблонями на руинах...
Быть может, если бы мы забрели в Зачарованный лес, он же Лихолесье, с северо-востока, мы бы порадовались веселью беззаботных лесных эльфов, своими глазами увидели бы праздничные поляны и спуск пустых бочек в Бегоречку. Но, к сожалению, мы прибудем туда с юго-запада. А значит, удачных мест для пикника в нем не ожидается.
Ведь в южной части леса располагается Дол Гулдур — еще недавно резиденция Саурона; лет шестьдесят назад Гэндальф и Саруман его оттуда выкурили, но как-то не до конца. Теперь правит крепостью назгул, а вся, подчеркну — вся доступная нам часть леса представляет собой театр военных действий, с укреплениями, осадными орудиями, засадами и перестрелками.
Это интересно: при взгляде на последнюю версию карты отчетливо видны перспективы. Одинокой Горы, Дэйла и Эсгарота нам в обозримом будущем не видать. Лес Фангорн почему-то сократился раза в четыре и теперь значительно уступает по площади Лориэну. Что ж нам остается? На Изенгард! Правда, между Дол Гулдуром и морем Руна раскинулась какая-то многообещающая поросль и появились новые мелкие детали карты — уж не собираются ли нас отправить на дальний восток?
Первые шаги на новом берегу мы делаем в режиме instance, присоединяясь к десантной команде, — почти так же мы в свое время получали право на доступ в Морию. Но и в дальнейшем уютнее не станет, разве что добавятся торговцы, бард и другие необходимые граждане.
Официальный цвет нового дополнения — зеленый, в него перекрасились загрузочные окна и иже с ними. Но после экспедиции в лес мне захотелось выбраться на полчасика куда-нибудь в Шир или Эрегион — посмотреть хоть на что-нибудь зеленое. Потому что в палитре у художников было три десятка разных коричневых красок, дюжина серых, а зеленой осталось на донышке — все пожрал проклятый Голлум. Да еще панораму постоянно заволакивает туман системы «гороховый суп».
Словом, тут не гуляют. Тут воюют.
И в самом деле — хотя кампания в лесу начинается с ординарных заданий, чуть ли не сразу чувствуется: шутки кончились. Это вам не агрессивные лориэнские олени шестидесятого уровня: мы участвуем в военной операции. То и дело надо биться вместе с большой командой союзников, что-то штурмовать или оборонять, и все это складывается в полновесную войну. Надо же доделать то, что не завершил Белый совет!
Полудополнение
Ну тогда мы сделаем так. Я вам дам целую машину, но привезу кирпичи только на половину дороги.
Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья»
На первый взгляд, «Осада Лихолесья» (так ее назвали по-русски) просто-таки просится под разгром: как не стыдно продавать такую коротышку за полновесную цену?
Новых уровней — пять, и они набираются неспешным темпом в два-три дня. Причем на эти пять уровней приходится невероятно скудный и довольно бессмысленный набор способностей. Новых классов нет (о расах уж не говорю, откуда им взяться в Средиземье?). Новая область — одна, пресловутое южное Лихолесье.
Ах да, еще созрели изменения в интерфейсе и мелкие удобства. Которых мы ждали, черт побери, два с половиной года, хотя они все пребывают на уровне «дважды два — четыре». Например, теперь в почтовом ящике имеется автозаполнение имени адресата, и можно не набирать его каждый раз руками. Или еще: с NPC можно беседовать, сдавать и получать миссии, не слезая с коня. Кто не знает, не поверит, но до сих пор нельзя было!
А еще раненая лошадь теперь понемножку, медленно, но лечится. Ей можно дать имя, и не нужно хранить ее в рюкзаке, она перешла в разряд умений. «Я умею гнедую лошадь». Звучит?
Но эти пряники достанутся и тем, кто поскупился на Siege of Mirkwood. Простым средиземцам тоже можно с седла залазить в почтовый ящик и общаться с местными жителями. А обладатели коробочки получат только эти пять уровней, право переплывать Андуин и...
Думаете, там вдали — Очень Страшное Место? Нет, так в Зачарованном лесу выглядит уютное и безопасное поселение. |
Режим стычек
— Каждый землянин от рождения и до смерти ведет двойную жизнь, — поведал Лиминг. — Он живет, поддерживая тесную мысленную связь с существом, которое всегда зовется Юстасом — таким-то или этаким. Мой, например, оказался Юстасом Фенакетибаном.
Э. Ф. Рассел, «Невидимый партнер»
Стычки — по-английски skirmish — это новый тип игры, доступный всем, кто накопал хотя бы тридцать уровней. Он стоит как бы наособицу от всего остального: в стычку можно влезть в любой момент и откуда угодно, если только вы предварительно прошли комплект обучающих заданий. Жмите Ctrl-J и выбирайте: где воюем, сколько игроков, уровень... — скок! — и мы там.
Апарт: какие же молодцы «турбинщики», что помимо обычной группы в шесть человек и рейда позаботились создать квесты и стычки для «малых» групп... И какие же они паршивцы, что заложили размер «малой» группы равной трем человекам! По уму эти задания нужны были бы для хождения с женой, другом или ребенком, то есть чаще всего вдвоем, а никак не втроем! Мы с Цинией плачем, колемся, но едим кактус — проходим все «малые» подземелья на пару, но LotRO — не WoW, там сколько персонажей указано — на столько чаще всего и расчет. Такая правильная находка опоганена ошибкой в цифре...
Стычка — это миссия в «личном измерении» (instance), где, как правило (но не всегда), присутствуют союзные вам бойцы (чаще всего смерть кого-то из них — проигрыш). В стычке каждый игрок оказывается с напарником — солдатом. Командовать им можно весьма ограниченно, даже хуже, чем капитан управляет герольдом, зато можно выбирать его тип, развивать и усиливать; на это идут специальные «жетоны», которые выигрываются в тех же стычках.
Выбор и тренировка солдата — отдельная интересная игра; можно развивать несколько типов и менять их у капитана стычек — примерно как меняются таланты у барда. За деньги.
Стычки — это ни много ни мало заявка на создание нового занятия для игроков, и они могут со временем стать обязательной программой для жанра; однако будет гораздо интереснее, если авторы игры сумеют (как собирались изначально) давать игроку не одного, а нескольких солдат и научат ими внятно управлять. Сейчас это любопытно, но проводить за стычками месяцы, как на аренах World of Warcraft, все же не тянет. Пока могу лишь процитировать персонажа «Созвездия Козлотура»:
— Интересное начинание, между прочим!
Вот какие бывают солдаты (как их перевели на русский, я, к сожалению, не в курсе, поэтому назову по-английски и дам свой перевод):
-
Warrior (Воин). Ударный боец с парными клинками. Неплох для тех классов, у которых туго с нанесением урона, но им, похоже, не слишком часто пользуются. А зря, потому что он лучше лучника во многих боях: его удары сносят всех, кто перед ним, а не фиксируются на одной цели. К тому же он хорошо пробивает броню.
-
Protector (Защитник). «Танк», умеющий перехватывать внимание врага. Идеален для хранителя рун или хранителя мудрости.
-
Bannerguard (Знаменосец). Аналог капитана (в русской версии почему-то «рыцарь»): дает плюсы своим. В одиночных стычках не рекомендую.
-
Herbalist (Травник). Лекарь. Справляется хорошо, не забывает лечить NPC и герольда, не слишком лезет на рожон. С ним ощутимо проще жить большинству бойцов.
-
Sage (Мудрец). Вешает штрафы на врагов, сыплет чарами. Гораздо практичнее использовать его в команде, нежели в соло. В соло обычно просто не найдется стольких врагов, к тому же он чаще попадает под раздачу.
-
Archer (Лучник). Самый мощный хитобой против одиночной цели. Как по мне, его сейчас здорово переоценивают: он не настолько уж превосходит воина в уроне, не может атаковать нескольких, легко сдергивает на себя врага, а удар при этом держит плохо.
Играя в большой команде, есть некоторый смысл брать солдата того же типа, что и вы сами, — чтобы группа стрелков или хранителей мудрости стояла позади, а «танки» вместе лезли на рожон. Во всех же остальных случаях практичнее выбирать комбинацию вроде страж + травник, менестрель + воин, защитник + хранитель рун.
Есть два основных типа стычек:
-
Захват поселения (например, Бри). Есть несколько контрольных точек, которые надо брать в определенной последовательности. Устранять охрану, потом переключать знамя (примерно как в WoW’овском Арати), отражать атаки на уже захваченные знамена и продвигаться вперед.
-
Отражение штурма. Враги лезут с нескольких сторон небольшими группами; если вы идете на стычку один, то по 2-3. Иногда среди них есть «офицеры», то бишь элита, подсвеченные оранжевым фонариком под затылком, чтобы точно не ошибиться. Офицеров около тридцати типов, и на каждого есть свое свершение-deed (первая стадия — 5, вторая — 50).
В обоих случаях ход событий почти одинаков: отражаем врагов случайного типа, иногда с офицерами, в конце — мини-босс со свитой. Миссии второго типа заметно длиннее, потому что состоят из нескольких десятков схваток.
Вероятно, я еще не успел оценить всех противников, но расскажу в двух словах об их особенностях.
-
Bearer of Blight. Урук в латах. Обладатель щедрой коллекции ослаблений: яд, болезнь, страх — все радости сразу. Болезнь вдвое снижает наносимый вами урон и ополовинивает эффект лечения!
-
Brother of Destruction. Земляной великан. Призывает себе подобного; они топают и наносят урон всем вокруг.
-
Daywalker Berserker. Боевой тролль-горторог, прибегает окруженный ледяными щитами: первые двадцать секунд боя его ничем не прошибешь, и надо переключаться на других (что обидно, учитывая, сколько он хитов пишет своими колотушками).
-
Deathmonger. Орк-осквернитель. Умеет подымать мертвеца, стреляет своей магией на дальнее расстояние. Но хлипок.
-
Dourhand Kegmaster. Гном с бочонком. Усиливается и подлечивается, но не очень опасен.
-
Dourhand Stormkeeper. Гном с рунным камнем. Классический хранитель рун.
-
Dreadwing Marauder. Разбойник со стаей ворон. Внимание: бить надо не его, а ворон! Обратное бесполезно.
-
Echo of Death. Привидение. Этого тоже надо бить последним, потому как оно в ответ на удар резко снижает ваши боевые качества.
-
Forest-born Reaver. Лесной тролль, очень быстро бегает. Всегда, независимо ни от чего, старается атаковать солдат — сущая беда для обладателей травников и мудрецов. С его скоростью удержать почти нереально.
-
Hawk-eyed Harrier. Лучница. Быстро бегает, более ничего интересного.
-
Pale Trapper. Гоблин с бомбой. Расплескивает огонь. Но делает это обычно не слишком разумно, а потому — легкая добыча.
-
Priestess of Flames. Жрица. Расплескивает огонь по очень широким площадям, рекомендуется ее встречать подальше от основных сил.
-
Shepherd of Filth. Гоблин. Напускает на вас червяков, которые вешают болезнь и взрываются.
-
Stormcrow. Большая ворона. Чем больше вокруг союзников, тем больнее кусается.
-
Troll Wound-Taker. Этот толстый тролль по виду и названию кажется типичным «танком», но он еще и лечит своих, так что надо «супротив естества» начинать бой с него.
-
Venomous Blood-Arrow. Гоблин-лучник. Его стрелы действуют так же, как меч Bearer of Blight, но по причине отсутствия лат с ним куда легче совладать.
-
Vile Defender. Толстый орк, вокруг него распространяется аура защиты для своих.
-
Wretched Falconer. Разбойник. Один из самых странных офицеров: атаковать его большую часть битвы нельзя, но он сам себя ранит, пока вызывает против вас ворон.
-
Zealot of Pain. Разбойник. Если его ранить, все враги вокруг будут больнее бить. Стало быть, оставляем напоследок.
Несмотря на то, что новинка пока не отшлифована до блеска, за свежие идеи ставлю «Осаде Лихолесья» жирный плюс. В остальном перед нами — симпатичное, но совсем крошечное дополнение.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Новизна 8 Дополнение
|
система стычек | всего остального очень мало |
Награда журнала | Вердикт: Добавился новый способ игры. Если его развить и довести до ума, это тянет на мини-революцию в жанре. А пока просто любопытная идея. | Рейтинг журнала | ||
Игра
|
Дополнение
|
Игра
92%
|
Дополнение
75%
|