Aliens vs. Predator

27.03.2010 08:33

— Я и не собираюсь причинять тебе вред. Я тебя просто-напросто съем.

Р. Шекли, «Призрак-5»

В 1999 году студия Rebellion выпустила боевик Aliens vs. Predator. По тем временам игра была событием и единственной в своем роде попыткой взглянуть на один конфликт с трех настолько разных точек зрения, что они меняли сам жанр.

Кампания за морпеха — survival horror. Во мраке таятся монстры, пищит датчик движения, и только верный автомат отделяет от гибели. Для Чужого игра превращалась в stealth action — ксеноморф бегал по стенам и потолкам, выпрыгивая из мрака, чтобы укусить в мозг. А Хищник — тот просто охотился на всех подряд, сочетая скрытность, бой на клинках и стрельбу.

Шли годы. Грянул двадцать первый век, дела давно минувших дней забылись, и угловатая графика Aliens vs. Predator теперь кажется наивной, как черно-белое немое кино. Но разработчики Rebellion помнили один из лучших своих проектов и продолжали мечтать. И вот прошло десятилетие, и тогда они хлопнули ладонью по столу и сказали: хватит! Хищники и Чужие и нынче живее всех живых, и мы вернем их вам!

Они опять взяли у Голливуда мир «Хищника» — пусть без Шварценеггера, но с демонически хохочущими пришельцами, с их фирменными тепловизорами, лазерными прицелами и летающими лезвиями. Они прибавили к нему вселенную звездолетов, шипения из темноты, кожистых яиц, белокровных андроидов и безумных рисунков Х.Р. Гигера.

И придумали они новый сюжет, в котором были далекие планеты, научные лаборатории, древние святыни, беспринципные ученые «Вейланд Ютани» и бравые космические морпехи. Они позвали Лэнса «Бишопа» Хенриксена, и он явился на зов.

Но игровой процесс они не тронули. И атмосферу той игры разработчики бережно перенесли в 2010 год.

В космосе никто не услышит...

По стенам погруженной во мрак станции мечется тусклое пятнышко фонарика. Утонувшие в темноте углы на несколько секунд озаряются красным, пока горит брошенный в особо подозрительное место осветительный патрон. Мерное «тик-тик» датчика движения успокаивает, но ненамного — сканер следит только за тем, что впереди. Приходится постоянно оборачиваться и вжиматься в стену, чтобы убедиться, что в пределах двадцати метров нет движения. Но когда на экране загорается и с каждым щелчком сканера приближается сигнал, то надеяться морпех может только на верный автомат M41A1 и на то, что фонарик выхватит Чужого из мрака прежде, чем тот набросится.

Страх, клаустрофобия, пугающие звуки, пробегающие где-то в отдалении по вентиляции монстры — все эти атрибуты survival horror сопровождают кампанию морпеха в Aliens vs. Predator. Разработчики к тому же отобрали у нас прибор ночного видения, из-за чего игра стала напоминать Doom III — разве что фонарик теперь хоть и слабый, но вечный, да и осветительные патроны позволяют разогнать мрак, прежде чем туда шагать.

Кампания за пехотинца — самая длинная из трех. Может, это потому, что только хрупкий морпех передвигается медленно, осторожно и «боится выбежать на середину комнаты». Уровни тут те же, что и в остальных двух кампаниях: колония, очистная станция, джунгли, древние руины, научная лаборатория, пирамида. Однако нам придется не только сразиться с Чужими и Хищниками, но и вывести на чистую воду компанию «Вейланд Ютани» и ее босса Карла Бишопа Вейланда, которого тут играет киноактер Лэнс Хенриксен — вторая после Сигурни Уивер звезда серии о «Чужих» и «Чужого против Хищника».

Не обязательно проходить три кампании последовательно, одну за другой. Чтобы игрок не слишком пугался в темноте, после каждой миссии ему предлагают для разнообразия пройти задание из другой кампании — например, за Чужого.

Его нельзя убить

«Вейланд Ютани». Они думали, что смогут безнаказанно экспериментировать над ксеноморфами. Они ошибались. Так всегда бывает.

После обучающего режима, в котором наш Чужой для вида пляшет под дудку ученых, авария дает нам шанс скинуть оковы и разобраться с быстро потерявшими храбрость учеными. Откуда-то издалека плененная матка отдает нам указания, и мы спешим к ней на помощь. Но оружие людей и особенно их автоматические пушки больно жалят, так что нам надо быть хитрыми, голм!

Враги подслеповаты. Там, где для нас все выглядит серым, для них — полная темнота. Зато мы их чуем издалека, даже сквозь стены. Люди не знают, что мы бегаем по трубам вентиляции. Конечно, у них есть радары, и они иногда кричат: «Внимание, у меня движение — двадцать и приближается!» — но стоит затаиться в темном углу под потолком, как они теряют бдительность. Они глупые. Наше шипение из темноты привлекает их. Много морпехов, размахивая пушками, пошли на этот звук и пропали — быстро и беззвучно.

А как смешно бегут от нас ученые, падая на ходу и крича! Они думают, что смогут убежать от нас, — а ведь мы мчимся во много раз быстрее их и способны нагнать беглецов одним прыжком. Можно оставить этих глупых ученых в живых, а можно и не оставлять. Раньше мы просто так прокусывали им головы, но теперь мы хватаем их и держим, пока оказавшийся рядом лицехват делает из них инкубаторы. Жаль, что некоторые, увидев нас, предпочитают схватить пистолет и вышибить себе мозги, а кто-то даже пытается повредить нам, взорвав себя с криком: «На этот раз ты выбрал не тот инкубатор!»

Мы крадемся во тьме, и на пути к матке нас не остановить. От наших когтей может пасть даже Хищник вместе со своими когтями и смертельной плазменной пушкой.

Get to the choppa!

Колонисты нашли и осквернили нашу Пирамиду на планете BG-386. Они должны быть убиты, чтобы о базе и памяти не осталось.

Самый легкий способ передвигаться здесь — длинными прыжками с дерева на дерево, с крыши на крышу. Внизу бродят люди. Они не видят меня под маскировкой, а я их вижу в тепловом спектре как на ладони. Чтобы справляться с ними, не нужна плазменная пушка у меня на плече. Она расходует энергию, хотя это не проблема — кругом полно человеческих батарей. Хуже то, что, увидев три лазерные точки, люди беспокоятся.

Нет, стрелять не обязательно. Куда легче заманить их по одному в ловушку, заставив идти на призрачный голос. Свист клинков — последнее, что они слышат, зайдя за дерево.

По их базам бегают существа, которых мы называем Змеями. Сами по себе Змеи не очень опасны — мы используем их для тренировки молодняка. Но тут их много, и отбиваться от них порой бывает непросто — надо сочетать быстрые удары с медленными, ставить блоки, пробивать защиту... Жаль только, что, когда Змеев много, их нельзя хватать и убивать стильно — пока ломаешь о колено одного, набросятся еще двое. Приходится рубить их некрасивыми, но быстрыми ударами.

Ближний бой — моя стихия. Плазменные пушки, мины, летающий диск — для эстетов. Лишь копье — вот лучший способ быстро и надежно убить добычу издалека.

Это будет славная охота!

Не последний крик

По одним и тем же местам проходят свои кампании три героя, но видят они их с разных ракурсов. Хищник перескакивает с крыши на крышу. Чужой мчится под покровом мрака по стенам и потолкам, преодолевая опасные места по трубам вентиляции. Морпех же бредет в темноте, прислушиваясь, нервно оглядываясь, разбрасывая осветительные патроны и следя за сканером движения.

Разработчики сумели поймать за хвост игровую атмосферу во всех трех кампаниях, и за это им можно простить многое. Слегка устаревшая графика не очень бросается в глаза, потому что для морпеха вокруг слишком темно, для Чужого мрак оборачивается серой картинкой, а Хищник большую часть времени видит мир в радуге теплового диапазона или в серо-зеленых цветах «антиксеноморфного» фильтра.

Лишь странная топорность лиц некоторых персонажей слегка обескураживает — особенно на фоне прекрасного виртуального двойника Лэнса Хенриксена и отлично смоделированных лиц морпехов, которых Чужому частенько приходится разглядывать вблизи, перед тем как укусить в мягкие ткани головы.

Сюжет тоже не слишком запоминается. Интересный поворот всего один, в кампании за морпеха. Все остальное — предсказуемо и слегка заштампованно. Чужой всех мочит, чтобы спасти матку. Хищник всех мочит, чтобы знали, как осквернять древние Пирамиды. Да и у пехотинца тоже не слишком богато с мотивацией: он всю дорогу пытается сбежать со станции, соединиться со своим отрядом, найти других морпехов, спасти их, пристрелить тех, кого спасти уже нельзя, и так далее. Лишь попутно, между делом он выводит на чистую воду Карла Бишопа Вейланда и его зловещую корпорацию.

Но недостатки сюжета Aliens vs. Predator не стоит сваливать на сценаристов Rebellion. Они изрядно выжали из, скажем прямо, недостаточно проработанных вселенных, где кроме «Вейланд Ютани» и канонического комплекта персонажей, их умений и оружия, считай, ничего и нет. Разве что в космос мы так и не попали. Но как знать — может, нам повезет в следующий раз, ибо заканчивается игра жирным намеком на продолжение.

Через десять лет после выхода Aliens vs. Predator разработчики успешно «перезагрузили» серию, сумев воспроизвести атмосферу игры 1999 года. А это значит многое — то, что Хищники по-прежнему охотятся, Чужие безмятежно несут яйца, а морпехи в размалеванных бронежилетах размахивают M41A1.

Так что, вполне возможно, мы сейчас присутствуем при ренессансе этих двух пересекающихся вселенных. Впереди — новые игры, в которых инопланетяне опять дарят людям капсюльные пистолеты, где Элен Рипли и теперь живее всех живых, а «Вейланд Ютани» всегда требуются новые ученые.

ДОСТОИНСТВА НЕДОСТАТКИ
Увлекательность

9
динамичный игровой процесс; кампании настолько различаются, что по факту это три разные игры частые дежавю на уже исследованных уровнях
Графика

8
достоверные модели и анимация пришельцев; спецэффекты зрения Хищника морально устаревшие графические технологии
Звук

10
атмосферная музыка и звуки во всех трех кампаниях; достоверные вопли Чужих и Хищников; голос Лэнса Хенриксена не отмечено
Игровой мир

8
узнаваемая вселенная «Чужих и Хищников» мир недостаточно проработан, отсюда — штампы и предсказуемый сюжет
Удобство

9
толковые обучающие миссии, подсветка активных объектов, путеводная стрелка дезориентирующая беготня по стенам и потолкам при игре за Чужого
Новизна

да

Интерес повторной игры

нет
Рейтинг

журнала

85%
Вердикт: На пути к цели все средства хороши — от когтей и клинков до гранат и автоматов. Жертва, Убийца и Охотник вновь столкнулись лбами на одной отдельно взятой планете. Возрождение легендарной игровой серии состоялось!
Награда

журнала

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо