Дата выхода: май 2010 года на Xbox,
PC-версия заморожена
Писатели делятся на известных, безвестных и пропавших без вести.
Дон Аминадо
Тени сгущаются. Лес наполняется неразборчивым гнетущим гулом. Человек с фонариком и револьвером, втянув голову в плечи, опасливо озирается по сторонам. Луч света выхватывает из темноты стволы деревьев. Человек идет меж них — очень осторожно. Он знает — беда близко. Он сам так все сочинил.
Внезапное предчувствие заставляет его посмотреть вверх. Пронзительный визг разрывает ночное небо. В воздухе мелькает темный силуэт. За ним еще один. Стая... нет, не летучих мышей — сгустков тьмы стремительно пикирует на человека. Они метят когтями в лицо.
Человек не очень ловко отпрыгивает в сторону и пытается высветить темную тучу фонарем. Удача: один силуэт с хлопком взрывается снопом света. Но теней еще слишком много... Человек тянется за сигнальным пистолетом.
Выстрел. Ракета попадает в самый центр тучи. Яркая вспышка — и кошмара как не бывало.
Человек идет вперед. Мысли о жене подгоняют его.
Финская студия, основанная в 1995 году, дебютировала бодрым гоночным боевиком Death Rally. Однако широко известна она стала благодаря второй своей игре. Потрепанный жизнью, падавший, но не павший детектив Пэйн доказал, что дистанция между компьютерными играми и фильмами может быть до смешного малой. Благодаря его атмосферным и захватывающе стремительным похождениям за Remedy Entertainment закрепилась слава новаторов в области приключенческих боевиков.
-
Death Rally (1996);
-
Max Payne (2001);
-
Max Payne 2: The Fall of Max Payne (2003).
Свет — день, тьма — ночь
Проект, о котором уже два года не было ни слуху ни духу, наконец-то вновь вышел под взоры общественности. Вида он интеллигентного — сразу ясно, субъект творческий. В глазах светится недюжинный ум. Легкая небритость и признаки недосыпа указывают на тяжелый жизненный период. Поприветствуем: Алан Уэйк, человек и пара... то бишь игра в жанре ужасов.
Сюжетная основа за прошедшее с предыдущего свидания время изменилась мало. Алан — выдающийся автор литературы ужасов, любимец миллионов. Но, несмотря на коммерческий успех, в его жизни не все гладко. Свой последний бестселлер он написал два года назад и с той поры не мог выжать из себя ни строчки.
Любящая жена Элис, желая помочь супругу, предлагает Алану развеяться, вместе съездить на отдых в маленький захолустный городок Брайт-Фоллс. Название этого забытого богами уголка можно буквально перевести как «яркая осень». Но одновременно это и «яркость угасает». Такая игра слов — далеко не последняя в игре аллюзия на тему полярности «свет — мгла».
Поездка меняет жизнь Алана, но вовсе не так, как ему хотелось. У него на глазах привычная реальность трещит по швам. Воплощается наяву последний триллер писателя. Во всяком случае, обнаруженные им обрывки рукописи гласят, что именно он — ее автор, и это со страниц его книги в городок приходят ночные кошмары. Сам Уэйк вовсе не помнит, когда успел такое сочинить, хотя отчетливо узнает свой стиль.
Беды начинаются с внезапного исчезновения Элис. Писатель отправляется на поиски. Поначалу он даже не знает, жива ли жена. Расспросы местных мало что разъясняют. Собственная книга указывает ему, что Элис похитили. А их главная цель, похоже, — рукопись триллера.
Люди ли ополчились против Алана или порождения его взбунтовавшейся фантазии? Нет ответа. Писателю остается лишь с головой броситься во тьму и надеяться на удачу. Кто победит — автор или его творение, — вопрос открытый.
И был вечер, и было утро
Alan Wake — это исследование одного из коренных иррациональных страхов человечества. Идейный стержень повествования — противостояние темноты и света. Первая — наш главный враг. Источник ужаса, опасности, умопомрачения. Свет же — союзник, он несет спокойствие, уверенность и торжество разума.
Тьма овладевает всем: жителями городка, животными и даже неодушевленными механизмами. Например, бульдозерами. Не щадит она и самого Алана. Со временем того начинают одолевать сомнения: реален ли окружающий его мир, или кошмары, город, вся эта поездка — лишь плод его больного воображения?
И только свет не дает писателю сдаться. Самым полезным орудием Алана будет вовсе не пистолет или дробовик, а обычный фонарик. В его луче вещи явят свою истинную суть. Казавшиеся дотоле неуязвимыми враги падут.
Ни одна из виденных нами схваток не выглядела чересчур сложной. Они были захватывающими, но не тяжелыми. В первую очередь благодаря простому и удобному управлению. Камера по большей части показывает героя со спины, лишь в моменты резких сценарных поворотов переключаясь на эффектные ракурсы.
Ночь опасна. День — куда спокойней. Ранее предполагалось, что в дневных эпизодах игроку будет предоставлена невиданная свобода действий. Вольное перемещение по всему Брайт-Фоллс и окрестностям, общение с местными... Позже от этой идеи отказались. Видимо, слишком сложно оказалось уместить в одной игре два столь разных направления. Но совсем дневные эпизоды не исчезли. Теперь они — все еще пауза, передышка, только куда больше подчинены общему ходу истории.
Ведь, отринув новаторства, в Remedy сосредоточили все силы на создании мощного сюжета. И одного его вполне может хватить на новое слово в жанре.
Лэйк и Уэйк — коллеги по перу
Авторский стиль сценариста игры, Сэма Лэйка, узнается невооруженным взглядом. Любовь к символизму, проницательность, внимание к деталям — все осталось при нем. По законам хорошей драмы увлекательное действие сменяется моментами передышки. Те, в свою очередь, только усиливают последующие встряски и переживания. Голос Алана за кадром время от времени комментирует происходящее.
Приведем любопытную ситуацию, а заодно и пример фирменного черного юмора Лэйка. Агент ФБР с говорящей фамилией Найтингейл командует полицейскими, разыскивающими Алана. Его подозревают во всех происшествиях, случившихся в Брайт-Фоллс. Создания тьмы на сей раз играют в пользу Уэйка, безжалостно уничтожая его преследователей. Местный шериф шокирована происходящим с ее людьми. Она не верит, что Алан мог сотворить подобное. «Вы хоть видели этого парня? Он носит твидовый пиджак!» — почти кричит она по рации ФБРовцу. Найтингейл холодно парирует: «Мы же преследуем его, так? Если это не он, то кто? Бигфут?»
В свое время Max Payne как никто другой близко подвел компьютерные игры к кинематографу. Броские фразы, резкие скачки сюжета, колоритные персонажи — все это создавало бешеный ритм, отлично сочетавшийся с атмосферой нуара.
Alan Wake позиционируется немного иначе — это «сериал». Акценты смещены соответствующим образом. Действие развивается плавно. Персонажи раскрываются подробней. Предельно насыщенная метафорами речь Пэйна уступит место сдержанной, рефлексивной манере Уэйка. Все иначе, но по-прежнему налицо условия для глубокого погружения в игру и сопереживания центральному герою.
Пугать игроков — дело нехитрое, но испугаются ли они — зависит от достоверности происходящего, от притягательности истории. И тут от разработчиков требуется подлинное мастерство. Здесь мы склонны верить в успех предприятия. Даже если игровой процесс окажется банален, в силе сценария уже сейчас сомневаться не приходится.
Алан, проснись!
Игра еще не вышла, а планов на будущее у разработчиков уже громадье. Если проект окажется успешен, Remedy хочет смастерить несколько эпизодов-продолжений. Выходит самый настоящий сериал. И тут-то нам пора затронуть один неприятный момент.
Долгое время игру планировали выпустить одновременно на Xbox 360 и на персональных компьютерах. Но полгода назад в Microsoft решили приостановить работу над PC-версией. Одновременно с этим представители Remedy заверили, что компания будет рада завершить начатое дело, но решение об этом должен принять издатель. А он заинтересован в успехе своей приставки, у которой негусто со знаковыми эксклюзивами: только Splinter Cell: Conviction и серия Halo.
Так что некоторое время Уэйк будет служить лишь делу Xbox. Понятно, что почитателей Remedy среди пользователей PC слишком много, чтобы пройти мимо такого рынка сбыта. Рано или поздно добро будет дано. Но трудно предположить, какие сроки наметили издатели.
Будем надеяться, что Алан уже скоро найдет к нам дорогу сквозь тьму. Мы примем его с распростертыми объятьями. Все указывает на то, что его стоит ждать.
Мы надеемся
Чем только не пугали нас создатели игр-ужастиков. Ордами зомби, выпрыгивающими из-за угла тварями, чужеродными мирами... Нельзя ли иначе? Весьма вероятно, что перед нами — новатор жанра, готовый ответить «да». Авторы Max Payne знают толк в захватывающих повествованиях. Глубокий, построенный на психологизме и искусно режиссированный, Alan Wake должен привнести в жанр наработки Альфреда Хичкока и Стивена Кинга. |
Мы сомневаемся
Отказ от обычных инструментов жанра — большой риск. Притом часть обещаний разработчиков уже развеялась, подобно утреннему туману. Хватит ли игре оставшегося, чтобы стать классикой, и не выйдет ли она более традиционной, чем хочет казаться, — пока не вполне ясно. И еще вопрос, когда нам выпадет оценить итог. Хочется верить, что игра скоро придет на PC, но пока настроение Microsoft пророчит нам томительное ожидание. |