Rise of Nations: Rise of Legends

18.11.2006 20:06

Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою.

Леонардо да Винчи

Rise of Legends — одна из немногих выпущенных в последнее время стратегий в реальном времени, в которой к победе над врагом можно прийти несколькими совершенно разными способами.

Конечно, до многогранности Civilization игре производства Big Huge Games далеко, но свобода для тактической и стратегической мысли в игре предоставлена немалая. Можно сказать, игра прекрасно передает дух изобретательства — только мы конструируем не геликоптеры, а мосты к собственной победе.

Героями сегодняшнего рассказа станут винчи (Vinci). Этот изобретательный народ — первое, с чем ассоциируется Rise of Legends у большинства игроков. Осталось только растопить котлы, раскачать ходики и провернуть ключи для заводных механизмов. Тик-так, тик-так...

Первая дилемма, или чем будем побеждать?

Куры под одной крышей живут в мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике — уж такова их природа.

Леонардо да Винчи

Итак, конечной целью любой партии по умолчанию является захват вражеской столицы. Так что повоевать придется в любом случае. Но принципы ведения боевых действий могут быть абсолютно различными, от относительно стандартной военной экспансии до изящнейших «подножек». Рассмотрим их по порядку.

Ломать — не строить

Милитаризм оправдывает себя в ранней игре. Эта стратегия предполагает предельно агрессивную экспансию, при которой захват карты будет производиться исключительно силовыми методами. Главный плюс — большая скорость захвата территории и нейтральных построек, минус —

Справиться с подобным налетом — задача нетривиальная. Дирижабли заслоняют собой солнце не хуже дождевых туч.

замедленное научное и экономическое развитие. Ведь почти все деньги придется вкладывать в постройку новых войск для увеличения армии и восполнения потерь. Очень редко подобная стратегия приводит к быстрой победе над живым противником — в Rise of Legends баланс склоняется в сторону обороняющейся стороны. Зато захватить инициативу и закрыть врага на узеньком пятачке территории вполне реально. Тут важно почувствовать момент, когда ваше наступление выдыхается, чтобы не вышло как в песне Владимира Высоцкого: «Вот он ударил — раз, два, три — и сам лишился сил...». Чтобы в партии не наметилось коренного перелома в пользу врага, бывает полезно остановиться после того, как взято под контроль две трети территории (если, конечно, победа не совсем уже очевидна) и попытаться освоить то, что захватили. Иными словами, перейти от экстенсивного развития к интенсивному.

Итак, на старте возводим два военных округа (Military District) в столице, а затем направляем все свои войска на захват ближайшего нейтрального города. Там также следует озаботиться постройкой военных округов, чтобы быстро и дешево пополнить нашу захватническую армию. В качестве стартовых исследований (Research) удобнее взять политику (Politics), а основой экономики станут многочисленные шахты. Возводить их можно только на своей территории, а благодаря быстрым захватам городов, лагерей и прочих населенных пунктов вы сможете быстро расширить свои границы. Первым своим героем сделайте дожа (The Doge) — тот еще милитарист.

Типичный штурмовой отряд начала партии. Дож на своей ходячей машине напоминает Ленина на броневике.

Он ускоряет производство войск, делает многие виды бронетехники сильнее и, наконец, с удовольствием рушит и травит все вокруг.

Дальше продолжайте накладывать свою зловещую длань на все, что плохо лежит на карте. Обязательно постройте три лаборатории (Research Lab), переоборудовав их в дальнейшем в обсерваторию (Observatory), буровую скважину (Borehole) и прекрасную статую (Glorious Statue). Памятник самому себе (если вы ассоциируете себя с героем-дожем) следует поставить в ключевом месте карты, потому что это произведение архитектуры неплохо усиливает ваши ближайшие войска. Теперь можете переходить к постоянному обучению элитных гвардейцев (Doge's Elite Guard) и самоходов (Doge's Walker), которые в первой половине игры могут дать вам очень серьезное преимущество над врагом. Только учтите, что и про классические казармы (Barracks) забывать не стоит — пополнения должны идти на фронт непрерывным потоком. Возможно, удастся задавить врага на старте, но имейте в виду — есть риск надорвать свои силы.

Это важно: элитные гвардейцы носят противогазы, позволяя дожу и его орудию рока (Doomcannon) без риска для своих травить врагов ядовитыми газами. Приказывайте гвардейцам выстроиться штурмовой формацией, пусть бойцы смело идут в атаку под веселый кашель задыхающихся врагов. Наибольшая отдача будет, если противник активно перекупает нейтралов — тогда уязвимой пехоты у него будет очень много.

Дальнейшее развитие сложностей не представляет. Городов при правильной игре у вас будет немало, пристройки к ним будут дешевыми и многочисленными, поэтому можете возводить военные, торговые и индустриальные округа по ситуации. Постарайтесь пораньше построить первый дворцовый округ, доведя уровень столицы до второго — это нужно для того, чтобы получить доступ к паровым крепостям (Steam Fortress). Когда в вашей армии появятся паровые орудия (Steam Cannon) или джаггернауты (Juggernaut), можете считать, что вы победили. Скорее всего, захват вражеской столицы будет закономерным итогом массированного наступления.

Детский мат

По умолчанию партия продолжается до тех пор, пока одна из сторон не захватит вражескую столицу. На этом-то мы и сыграем.

Многие игроки любят побеждать дипломатически,

Интернациональные армии бывают очень сильны. Захватив ключевую постройку, вы можете заполучить очень сильные отряды.

переманивая на свою сторону нейтральных обитателей карты, а потом используя дружественный контингент против вас. Для этого они на старте бросают все свои ресурсы на постройку торговых округов (Merchant District) и караванов. Но «детский мат» может надолго отучить вашего оппонента от такого пренебрежения своей обороной на старте. Недостатком этой стратегии является ее одноразовость — дважды против одного игрока она не сработает. Но разок «пошутить» очень даже можно.

Итак, если на старте разведолет (Scout Flyer) засвидетельствует, что соперник не строит и не собирается строить военные округа в столице, можете забыть про создание войск и ограничьтесь единственным караваном (Caravan). Возведите обсерваторию и начните призывать героя — лучше, если им станет изобретатель Джиакомо (Giacomo). На полученные от лабораторий и героя-изобретателя очки исследований (Research Points) изучите горное дело (Mining) и политику второго уровня. Пристройками к вашей столице должны один за другим становиться индустриальные округа (Industrial District). Порядок изучения технологий на фабрике прототипов (Prototype Factory) такой: «заводные» шахтеры I (1 Clockwork Miner), «заводной» снайпер (Clockwork Sniper), бурильный паук (Burrowing Spider) и (фанфары!) «вербовка Зика» (Recruit Zeke). В итоге вы на самой ранней стадии игры обзаведетесь симпатичным пузатеньким роботом Зиком, способным трансформироваться в разведывательную, осадную и боевую формы. Как только механический «карлсон» осчастливит вас своим появлением, приступаем к непосредственному воплощению нашего замысла. Все войска — пехота, «заводной» снайпер и бурильный паук — направляются в гости к неприятелю, чтобы нанести отвлекающий удар на любом направлении подальше от столицы. А Зик, удостоверившись, что возле столицы никого не осталось, летит в разведывательной форме прямо к сердцу вражеской родины (или логову зверя — кому как нравится). Когда закончится призвание героя,

Лагеря наемников-кондотьеров бывают порой полезнее городов. Что можно противопоставить такому численному превосходству?

направьте его также к столице — там будет решаться судьба партии.

Как только робот Зик добрался до неприятельского технополиса, переводите своего пузатого диверсанта в осадную форму. Отрастив циркулярный резак, Зик примется разбирать город врага на части, а в ответ получит только выстрелы городского гарнизона. Если военных округов у противника нет, то разрушение столицы будет делом решенным. Довольно часто живой игрок вообще не замечает, что его столица атакована, — игра не слишком настойчиво бьет тревогу. А когда замечает, то стремглав бросает все войска на уничтожение храброго Зика. Ведь захват города продолжается, пока вблизи города есть хоть один неприятельский боец, в данном случае — наш робот-карапуз. И наша с вами задача — продержаться около двадцати-тридцати секунд. Для этого переведите Зика в боевую форму (он нарастит броню и нахмурит монокуляры) и бегайте от вражеских солдат вокруг города с криками: «Не догонишь, не догонишь!» Даже если бедняга и не доживет до момента славы, то его эстафету подхватит подоспевший герой Джиакомо, который к тому же сам себя лечить умеет. ...Двадцать восемь, двадцать девять... столица взята! Как думаете, противнику обидно?

На заметку: если поставить «детский мат» не удалось, забудьте думать о победе, матч уже практически вами проигран.

Изобретатели всех стран — объединяйтесь!

У вас, возможно, уже возник вопрос: «А как же выглядит та стратегия, против которой мы только что столь оригинально боролись?» Вот, собственно, и она.

Наш расчет в данной партии — на мирное присоединение нейтральных поселений за счет инвестиций богатства (Wealth) в их экономику. Плюсы такого подхода очевидны: мы получаем в свое распоряжение союзных бойцов, не требующие восстановления постройки и, главное, не тратим тимониум (Timonium) ни на что, кроме торговых округов и караванов, так что можем вложить этот ресурс в научные строения. Минус тоже понятен: при должной агрессивности противник-милитарист значительно быстрее нас захватит карту. Итак, действуем.

Первыми пристройками к столице станут, конечно, торговые округа, первой технологией на фабрике прототипов — вооруженные гражданские (Armed Civilians), а первым исследованием — горное дело. Некоторое время игра будет течь для вас очень неспешно: разведчиком собираем реликты (Relic), увеличиваем число

Враг действовал разумно, делая ставку на авиацию, но даже это его не спасло. Виновники победы — «заводные люди» — машут нам ручкой.

торговых округов и караванов, строим шахты, изучаем горное дело и благосостояние (Prosperity). Перекупая нейтралов, постарайтесь в первую очередь озаботиться городами, чтобы в них по заниженной цене возводить индустриальные округа (Industrial District). А вот на фабрике прототипов выгоднее приобретать улучшения заводных шахтеров — лишний доход не помешает. И, наконец, не забудьте призвать Джиакомо — он нам еще очень поможет.

Рано или поздно, но пацифизму придет конец. Конфликт интересов будет неизбежен, но на вашей стороне будет уже множество союзных бойцов, некоторые из них на голову превосходят свои аналоги у игровых рас. Впрочем, долго воевать силами только союзников не получится — нейтральные постройки либо закончатся, либо попадут в зону вражеского влияния, так что новых солдат придется вербовать уже за свой счет. Враг, казалось бы, превосходит вас по военной мощи, ведь он уже давно поставил производство армии на поток. Но это военное преимущество на самом деле недолговременно и иллюзорно. Ведь богатство и тимониум текут к вам рекой, да и наука у нас продвинулась далеко вперед — почему бы этим не воспользоваться? И тут нам на помощь придет уникальная способность Джиакомо усиливать с уровнем «заводного человека» (Clockwork Man). Пока ваши войска задерживают вражеское давление, доведите число казарм до трех и приступайте к непрерывному производству обаятельных заводных роботов, периодически улучшая их до тяжелых (Heavy Clockwork Man) и превосходных (Super Clockwork Man) «заводных людей». Не поленитесь возвести поближе к театру военных действий плавильню тимониума (Timonium Smelter), чтобы получать бесплатных «заводных людей», а при необходимости отводить поврежденных роботов на починку.

На заметку: помните, что «заводные люди» усиливают ближайших собратьев, да еще и лечат их при смерти. Неизвестно, чем вызван этот природный феномен, но благодаря ему плотные отряды часовых буквально сносят все на своем пути, да и разваливаются только от ржавчины.

Итак, если враг не сможет задавить нас на старте (а по причинам игрового баланса сделать это непросто), то шансов у него останется с гулькин нос. Развив до последнего уровня процветание, усилив лечебную способность Джиакомо и водя «заводных» солдат небольшими группками по полмиллиона, мы получим практически неуничтожимую и постоянно пополняющуюся армию. Только стрелков прикупить не забудьте на случай, если враг увлечется авиацией...

Гений Ренессанса

Игра даже не пытается скрывать, а, напротив, подчеркивает преемственность технократов-винчи и Италии эпохи Возрождения. Нет даже малейших сомнений в том, чьи проекты и чертежи cподвигли Big Huge Games на создание обаятельной расы изобретателей.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году во Флоренции

и за свою долгую по тем временам жизнь прославился не только как художник и архитектор, но и как опередивший свое время изобретатель, ученый и инженер. В молодости ему пришлось послужить военным офицером, поэтому страсть к военному изобретательству не угасала в нем до старости.

Стремясь создать орудия, стреляющие разрывными снарядами (что по тем временам было недостижимо), он предложил конструкцию так называемого спингарда — устройства, представлявшего собой тридцать три небольших бомбарды, закрепленных веером на одном лафете. Стреляя одновременно, они могли выдавать плотность огня, достойную появившейся позже шрапнели. В качестве еще одного способа борьбы с пехотой итальянский гений предлагал распыление ядовитых газов. Спустя четыреста лет эту идею воплотила немецкая армия во время Первой мировой войны. Не обделил Леонардо вниманием и флот. Именно да Винчи впервые выдвинул идею о подводных кораблях за три с половиной столетия до книг Жюля Верна.

Много работ да Винчи посвящено разного рода машинам и механизмам. Леонардо оставил чертежи и причудливых боевых колесниц, и непобедимых «крытых повозок» с артиллерией под броней, и разнообразных летательных аппаратов — крылатых и винтовых.

Так что все новое — это хорошо забытое старое.

Сказка об Икаре

Эта стратегия представляет из себя модификацию предыдущей, но с упором на карты очень больших размеров или со множеством естественных преград (скалы, лавовые поля).

Начало партии не отличается от предыдущего развития. Различия появятся тогда, когда мы вместо Джиакомо призовем лихую воздухоплавательницу Ленору. Ее преимущество состоит в том, что с уровнем она увеличивает прирост богатства и усиливает ВВС винчи. Вывод очевиден: увеличенный приток богатства позволит нам быстрее перекупать нейтральные строения,

Большая пушка для больших шалунов.

а усилением авиации надо беззастенчиво пользоваться. Теперь центрами массового производства пиратских аэролетов (Pirata Flyers) станут аэродромы (Aerodrome). Хотя аэролеты не очень эффективны против наземных войск и зданий, зато они идеально подходят для быстрых набегов на коммуникации врага. На больших и горных картах подобная мобильность может стать решающей. Представьте только, что сделают ваши паровые истребители с вражескими караванами... А уж если оппонент не изучил вооруженных гражданских на фабрике прототипов, то ему остается только посочувствовать.

Оружием возмездия на этот раз будут воздушные разрушители (Air Destroyers). Чтобы побеждать было совсем просто, изучите на фабрике прототипов пушколеты (Gun Flyers) и транспортный разрушитель (Destroyer Transport). В результате получите усиление своих ВВС и несколько превосходных боевых машин.

Целями доблестных налетов наших храбрых стервятников должны стать вражеские казармы и аэродромы, а также караваны и шахтеры. Да и атаковать лучше каждый раз с разных направлений. Если враг не отреагирует на вашу стратегию достаточно быстро массовой постройкой средств ПВО или полноценной авиации, то можете праздновать победу — бороться с мобильными налетчиками очень непросто.

На заметку: если появится избыток ресурсов, потратьте его на постройку диверсионной команды из одного тяжелого грузового дирижабля (Heavy Cargo Dirigible) и двух превосходных паровых орудий (Super Steam Cannon). Пролетев к любому неохраняемому городу в брюхе транспортника, паровые орудия способны сделать увлекшемуся битвой противнику немалый сюрприз.

Вторая дилемма, или что будем исследовать?

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

Даже в самой динамичной партии в Rise of Legends у нас всегда будет возможность как-то подкорректировать стратегию, перейти к производству того или иного вида войск, заняться изучением всех четырех линий исследований (Research). Исключением из общего правила будут технологии на фабрике прототипов — там ваш выбор необратим и может оказать огромное влияние на судьбу всей партии. Поэтому рассмотрим все ступени технологий подробно и обстоятельно.

  • Первая ступень. Вооруженные гражданские (Armed Civilians), шпионолет (Spy Scout Flayer), «заводные» шахтеры (Clockwork Miners). В подавляющем большинстве случаев себя оправдывает раздача ружей и бронежилетов мирному населению. Тогда и рейды на ваши шахты да караваны будут намного менее опасны. «Заводные» шахтеры пригодятся вам в коротких партиях, когда надо в кротчайший срок подготовить блицкриг с девизом «Пан или пропал». А вот технология шпионолета, дающая вам невидимый летающий аппарат и

    Битва за центр карты выиграна. А на базе тем временем готовится боевая эскадрилья для перелета через горы.

    усиление для всех разведолетов, себя не оправдывает практически никогда.

  • Вторая ступень. Превосходная тренировка (Superior Training), «заводной» снайпер (Clockwork Sniper), «заводные» шахтеры (Clockwork Miners). И вновь в большинстве случаев отлично оправдывает себя муштра, дающая всем наземным войскам прибавку к атаке. Однако если вы решили активно пользоваться «заводными» пехотинцами (стратегия «Изобретатели всех стран — объединяйтесь!»), то вам будет полезнее постройка «заводного» снайпера, потому что помимо бойца, вредящего вражеским героям, вы получите увеличение атаки и здоровья для всех «заводных людей». И, наконец, игрок, решивший добиться победы за счет запредельных запасов тимониума (милитарист и ученый), с чистой душой может выбирать «заводных» шахтеров, помимо которых получит и бонусы для всех добытчиков.

  • Третья ступень. Монокуляры (Monoculars), буровые пауки (Burrowing Spiders), «заводные» шахтеры (Clockwork Miners). Сразу оговорюсь, что любители экономического процветания по-прежнему могут выбрать трудолюбивых роботов-добытчиков. Если вы делаете ставку не на «заводных людей», то смело берите причудливые очки-монокуляры, серьезно усиливающие всех стрелков. Когда же враг сделал ставку на авиацию, на помощь нашим ПВО придут паровые пауки, которые от исследования своего бурового прототипа получат приятную добавку к характеристикам. Правда, монокуляры и тут выглядят предпочтительнее.

  • Четвертая ступень. Тактика проникающих ударов (Infiltration Tactics), «вербовка Зика» (Recruit Zeke), «заводные» шахтеры (Clockwork Miners). Про любителей экономики молчу — они знают, что брать. Если вы чувствуете, что пора переходить в наступление, то помогут проникающие удары, снижающие время захвата вражеских городов. А в обороне пригодится вербовка забавного робота, которая помимо самого Зика дает вам усиление всех защитных башен и паровых крепостей. Башни, правда, не очень часто используются из-за невысокой эффективности, а вот правильно расположенная крепость может очень помочь вам в обороне жизненно важного участка земли. Ну, и конечно, «вербовка Зика» пригодится вам при «детском мате».

  • Пятая ступень. Дар Джиакомо (Giacomo's Gift), пушколеты (Gun Flyers), «заводной бригадир» (Clockwork Foreman). Безусловно, изучение прототипов, исследований и улучшений, которое предоставляет дар Джиакомо, наиболее выгодно. Хотя для любителей авиации могут оказаться полезными пушколеты, которые усилят ваши пиратские истребители. Кому нужен «заводной бригадир», догадаться несложно (хотя к моменту появления пятой ступени прототипов ваш доход и без того будет немалым — может, лучше остановиться?). Но в любом случае первая технология невероятно полезна при hi-tech, когда на любое улучшение или исследование уходит уйма времени.

  • Шестая ступень. Медпакеты (Med Packs),

    План «Барбаросса» приведен в исполнение. «Сегодня, в четыре часа утра, без объявления войны...»

    осадный цеппелин (Siege Zeppelin), улучшенные шахты (Improved Mines). Пожалуй, на этой ступени вам предстоит сделать самый сложный выбор. Аптечки очень помогут вашим войскам с выживанием в обороне и защите. Цеппелин помимо самого себя (кстати, отличная боевая машина, напоминающая дирижабли «Киров» из Red Alert 2) даст усиление атаки паровых орудий, что полезно при решающем штурме. А на улучшении шахт можно отлично сэкономить с помощью одноименной технологии. Что важнее в вашей ситуации, то и берите — идеального выбора нет.

  • Седьмая ступень. Улучшенные военные постройки (Improved Military Buildings), транспортный разрушитель (Destroyer Transport), механизация (Mechanization). Как правило, к моменту появления седьмой ступени прототипов партия вступает в завершающую стадию либо бывает уже закончена. Так что если вы все еще отбиваетесь от врага, используя оборонительные строения, то пора понять, что инициатива безнадежно упущена. Если же вы рассчитываете еще сильнее увеличить доход за счет механизации шахтеров, то пришло время всерьез задуматься, не слишком ли вы жадный человек. А вот игроки-авиаторы довольно часто берут транспортный разрушитель, чтобы усилить свои штурмовики перед решающим налетом на столицу.

  • Восьмая ступень. Княжеский подарок (A Princely Gift), ускоренное производство (Increased Production), бесплатный джаггернаут (Free Juggernaut). Практически ни одна партия не затягивается настолько, чтобы восьмая ступень могла оказать на исход дела хоть какое-нибудь влияние. Либо враг уже сокрушен, либо вы штурмуете его цитадель (порой, правда, бывает наоборот). Поэтому ускорение производства уже не успеет дать отдачу, а подарки в виде 600 единиц богатства или бесплатного парового танка выглядят слишком мелкими.

Игра скрывает в себе еще много сокровищ для настоящего стратега. В сегодняшней статье мы коснулись только самых основных моментов игры за винчи. Подходите к победам творчески. Еще Леонардо да Винчи говорил: «Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть». И да не переведется уголь в топках ваших паровых котлов!

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо