Rise & Fall: Civilization at War
Бывало, встанет с утра Александр, известный как Македонский, и придет ему в голову шальная мысль: «А не завоевать ли мир?» Пусть не весь, кто ж знал тогда о том, что он не плоский, как блин. Но хотя бы столько, насколько дотянутся загребущие руки. И тогда вновь персам получать по голове при попытке отстоять нажитое трудами поколений. Я уж не говорю о «дружеских» стычках Клеопатры и Октавиана. Да ладно, чего уж там, шансы править миром есть у всех. Ведь начинается Игра!
А между тем перед нами очередной претендент на звание первое место в списке «стратегий, похожих на Age of Empires». Первоначальные заявки на трон ох как впечатляли. Хватило ли того, что осталось? Для трона — нет, но для законного места рядом — да. И пора начинать претендовать на роль императора.
Азы
Разработчики, по-видимому, считают, что современные стратегии перегружены информацией. Поэтому эта игра страдает патологическим минимализмом. Не поиграв в tutorial, можно совершенно не понять, что к чему относится и как всем этим распорядиться. Поэтому начнем мы с экономики.
Ресурсов не так уж и много, и здесь нас решено не перегружать какими-нибудь замороченными едой, дровами, инструментами и прочей дребеденью. Из того, что добывается привычным способом, есть только дерево и золото. И то, и другое добываются из иссякающих со временем источников (хотя 90 тысяч золота из иной кучки добыть ой как непросто), поэтому об их присвоении надо заботиться заранее и всячески беречь от посягательств противника. Добыча идет хорошо известным способом, а именно — при помощи крестьян с кирками и топорами, которые рубят деревья и выкапывают золото.
Это важно: есть и еще один способ добычи золота — городские центры. Если рядом с ними копошатся, что-то добывая, крестьяне, то в вашу казну будет литься тоненький ручеек налогов.
Следующий «ресурс» — слава ( glory). Проще всего ее раздобыть, убивая врагов. Также она неплохо поступает от строительства зданий (но тут уж ограничено место). Можно поднимать ее, строя статуи во славу героев. Наконец, можно просто разведывать территорию, и это тоже будет способствовать приросту славы. Так что источник ее всегда можно найти. Для чего же она нужна? Мест приложения этого ресурса тоже немало. Во-первых — прокачка героя. Во-вторых, наем советников, сильно улучшающих жизнь вашего государства. В-третьих, разработка и улучшение новых войск. Поэтому придется побеждать.
Последний, да и как бы вообще не ресурс — recruitment points. Это одно из действительно оригинальных нововведений. Дело в том, что в игре есть свободные поселения (outpost), охраняемые местными жителями (аналогичные точки на море никем не охраняются). После уничтожения охраны поселение переходит под ваш контроль и добавляет единичку к параметру. Польза же от него огромна — количество бойцов в новых отрядах напрямую зависит от количества очков. Так, изначально у вас всего 3 очка. И, потратив деньги на отряд лучников, вы получите троих стрелков. Захватив пару поселений, вы за те же деньги будете получать уже по 5 бойцов. А с 9 поселениями вы будете получать вчетверо больше бойцов, нежели в начале, тратя столько же. Причем захваченные поселения потихоньку восстанавливаются и воссоздают порубленную вами охрану.
Это интересно: такой способ придуман разработчиками не на ровном месте. Он происходит из истории Рима. Когда-то Вечный Город населяло три племени — латины, сабины и этруски, и потому в легионе тех времен было 3 тысячи человек — по тысяче от каждого племени...
Герои военного времени
Здешние герои довольно непривычны. Ведь стереотип уже вполне сложился: герой должен быть бойцом гораздо более сильным, чем обычные безымянные солдаты, который получает опыт за битвы и использует на усиление себя, любимого. Здесь же есть все та же слава (glory), которая идет в общий котел. Правда, герой тоже может к нему приложиться, но только с вашего высочайшего позволения. Ничего лично ему не отведено. Зато от уровня лидера зависит, будет ли ваша раса развиваться по другим направлениям. Если нет 4 уровня у предводителя войска, то о катапультах можно только мечтать, исследовать их не получится. Зато с каждым новым уровнем мы сможем нанять несколько новых советников, исследовать улучшение для стандартных войск или открыть какие-то новые подразделения.
Разумеется, сила героя не только в том, что он двигатель всеобщего прогресса. Просто у него есть два состояния. В первом, обычном стратегическом, это всего лишь сильный воин с мечом, всего лишь несколько менее смертный, чем все остальные. Но все меняется по нажатию волшебной кнопки Q. Сразу же после этого герой становится самим собой, и отныне вы смотрите из-за его плеча, не пытаясь отыскать мускулистую фигурку в толпе солдатиков. Теперь вместо красной линеечки жизни используется синяя линеечка выносливости (stamina), которая расходуется не только при получении увечий, но и при нанесении ударов. А воевать теперь придется самостоятельно, рубя мечом или стреляя из лука. Зато герой входит в строй лучников, как горячий нож в масло, одним ударом укладывая сразу по несколько стрелков. Выбирать остальные войска в этом режиме вы не можете, но за героем все равно остается право отдать им команду (атаковать или следовать за собой). Может он применить специальную способность по нажатию на клавишу E. У каждого героя проявление сверхсилы есть только в единственном экземпляре, но с этим разработчики не поскупились.
Немножко о самом процессе боя. Итак, любое действие (или попадание оружия противника) отнимает драгоценные очки выносливости. А без выносливости герой может пребывать только в обычном стратегическом режиме. И там его довольно легко убивают (хотя скоро последует возрождение поблизости от одного из городских центров). Пополнение выносливости в кампании и просто в игре против компьютера очень разнится. В первом варианте оно происходит посредством амфор с вином — сколько их набил, столько и будет выносливости. Израсходовалась одна — сразу же «подключится» другая. В обычной игре против компьютера или человека выносливость восстанавливается самостоятельно, стоит только перейти в стратегический режим. Нужно только сначала получить второй уровень для героя.
Меч (или молот) вполне логично предполагают ближний бой. А вот луков может быть несколько, на разные случаи жизни. Кроме того, при нажатии правой клавиши мыши включается увеличение цели, так называемый снайперский режим. В нем врага видно лучше и попасть в него куда как легче. Хотя в любом случае надо навестись на цель так, чтобы крестик из просто черного стал подсвечиваться красным. Тогда, своевременно нажав на кнопку выстрела, вы попадете в противника. Если он, разумеется, не бежал куда-то. Выбор же между мечом и луком осуществляется клавишами 1 и 2 (или еще и 3, если луков сразу несколько).
Это важно: цель-то в снайперском режиме крупнее, но и болтает прицел сильнее. Поэтому, играя кампанию, при стрельбе замедляйте скорость игры. А то все ваши стрелы будут лететь в молоко.
Советники
Это штука интересная, но, в общем-то, совершенно необязательная. Дело в том, что заполучив в свои ряды героя, вы можете тратить набранную непосильными битвами славу не только на усиление войск и приобретение новых уровней для героя, но и на наем советников, которые занимаются делами гражданскими. С каждым новым уровнем героя для найма будут открываться несколько «свежих» помощников, которые после непродолжительного «изучения» раз и навсегда решат какую-нибудь проблему. Например, вдвое поднимут здоровье крестьян. Или научат войска заниматься самолечением.
В целом, задумка весьма оригинальная. Хотя ей совсем не мешало бы быть побогаче. Да и проходных советников уж очень много. А это как-то отталкивает от их изучения и применения. Если только один раз изучить всех, выбрать наиболее полезных и быстро открывать только их. Но, разумеется, обо всех них будет рассказано в разделе о расах. Тем более что у каждой расы свой собственный набор помощников, кроме того, их количество меняется на каждом уровне.
Это интересно: советники в кампании стоят дороже. Но зато, будучи единожды открытыми, будут с вами далее все оставшиеся миссии.
Здания
Общим тенденциям игры соответствует и то, что большинство зданий отличается только внешним видом, внутри будучи совершенно одинаковыми. Да и всяческие суперспособности и спецсвойства здесь не изучаются — даже при наличии спецспособностей у героев никакие дополнительные хитрые приспособления придать войскам не получится. То есть поднять войско в уровне можно легко и непринужденно (в том же здании, где вы его производите), а вот сделать что-то еще не получится. Поэтому большинство построек мы и рассмотрим в этом разделе.
Самым первым в ваше распоряжение поступает поселение ( Settlement). Точнее, начинаете вы даже со следующим зданием, но пока не построите его — вам не удастся обзавестись всеми прочими зданиями. Это ж просто какой-то научный регресс! Стоит оно всего 250 дерева и за дополнительные 350 превращается в городской центр ( Town Center). Не пригодно ни для чего, кроме как быть местом сбора ресурсов. А вот Городской центр уже производит работников и получает налоги, если они трудятся поблизости от него (то есть можно получать дополнительное золото с рубки леса) и может быть превращен в два различных здания. Первое, правительство города ( Government Tower), получается за 400 дерева и 200 золота и увеличивает приток золота в виде налогов. Второе, городская оборона ( Town Defense), стоит меньше, всего 175 дерева и 150 золота и на приток налогов никак не влияет. Но зато стоит врагу подойти к вашему городу, как оттуда вылезут злые охранники и сильно попортят жизнь противнику, если тот захватил с собой не очень большую армию.
Следующим в списке стоит амбар ( Granary). Он всего лишь увеличивает боевой дух войск и делает доступным 50% от максимального количества войск. Стоит такое чудо всего 150 дерева. За 450 дерева его можно улучшить до рынка ( Market), который, кроме очередного повышения боевого духа, расширит потолок для войск до 75%. А еще в 650 дерева вам обойдется расширение рынка до Bazaar, который еще более улучшит боевой дух войск и даст возможность производить вам все 100% воинства.
Это интересно: боевой дух повышает характеристики воинов и скорость сбора припасов работниками. Впрочем, в силу отсутствия каких-либо числовых характеристик заметить влияние боевого духа на ситуацию невероятно сложно.
Большинство военных зданий никак не меняются. Так, казармы ( Barracks) стоят 325 дерева и производят всю пехоту. А конюшни ( Stable) — всю кавалерию, надо только уплатить 275 дерева за их постройку. Также можно строить стены, ворота к ним, лестницы для подъема и опорные башни для катапульт. Не говоря уже о башнях для лучников, которые стоят всего по 200 золота и дерева.
Наконец, последним стандартным сооружением станет статуя. Стоит она по 175 золота и дерева и регулярно приносит в нашу копилку понемножку славы. Учитывая то, что второй уровень героя многое меняет в развитии поселения, а как раз на этом этапе добыть славу в бою для его повышения крайне сложно, статуя может стать выходом. Только учтите, что статуи не вечны — через 6 минут люди на нее насмотрятся и она перестанет работать. Поэтому у самых жадных до славы могут стоять целые леса статуй.
Это важно: осадные орудия исследуются крестьянами. Крестьяне же их и строят. Никаких специальных заведений только для них здесь не существует.
Войска
Войска здесь довольно серенькие, и «стандартный набор» у всех одинаков. Ну, почти одинаков. Лучник — он лучник хоть в Африке, хоть в Риме. Разница у них только во внешнем виде, названиях, количестве жизни и атаке. Прочие же характеристики норовят повторить друг друга в точности. Поэтому создавать сверхтаблицы со списком всех имен всех бойцов — занятие вредительское и бестолковое. Да и сами разработчики тут немножко схалтурили — все четные уровни похожи на предыдущих бойцов, как две капли воды, а название отличается только прибавленным словом improved. Поэтому нет смысла лезть из кожи вон и пытаться рассказать что-то оригинальное о каждом из 20 лучников игры. Просто посмотрите описание всего типа и их отличия по расам в таблице №1. Этого будет достаточно.
Мечник. Стандартный воин любой расы. У него нет особых способностей против регулярных войск, но он хорош тем, что у него нет и недостатков против них же. Такой универсал, который не выигрывает, но и не проигрывает. Единственное серьезное достоинство — хорошо расправляется с врагами, выбегающими из башен и городских центров. Уж их он режет с радостью и очень быстро. Поэтому составляет основную часть любой штурмовой армии.
Это важно: у всех мечников есть серьезная слабость ко всем уникальным войскам каждой расы. То есть — если на ваши боевые порядки пустили слонов, то надо срочно придумывать какое-то противоядие. Иначе потопчут же.
Копейщик. По сложившейся традиции, копейщики великолепно расправляются с конницей. За это они расплачиваются уязвимостью против лучников. Особенно забавно копейщики смотрятся на кораблях, так как от них там нет никакого толка (кавалерию на них можно только перевозить, но не создавать).
Лучник. Понятно уже, что лучник идеально подходит для истребления вражеских копейщиков перед тем, как натравить на противника свою кавалерию. Опять же, конница противника топчет их жестоко и беспощадно. Поэтому лучников надо всячески прикрывать от ее набегов.
Кавалерист. И тут все тот же принцип: кавалерия мрет на копьях противника, подобно мухам, но зато легко истребляет лучников и осадные орудия. Если бы она еще не застревала на всех встречных врагах — цены бы ей не было. Можно было прорываться к ключевым точкам противника и вырезать всех мешающих нашему существованию.
К стандартным бойцам можно также отнести штурмовиков с лестницами — всего 25 дерева и 50 золота, не считая 2 занимаемых мест. Но уж больно от них мало толку за такие деньги. Вот стоили бы они подешевле...
Оригинальных строев здесь фактически нет. Есть только возможность устанавливать войскам атакующее или защитное настроение или отправлять их на защиту чего-либо. Это компенсируется тем, что можно объединять воинство в большие отряды (состоящие из сотен бойцов) при условии, что войска в отряде будут только одного типа.
При условии применения только стандартных войск тактика весьма незамысловата — пехота ограждает лучников от нападок вражеских войск, а те расстреливают отряды противника. В то же время кто-нибудь пытается прорваться к вражеским стрелкам, потому что пакостят они сильно, а сами по себе очень хилые. Проведению этих маневров мешает то, что отряды «цепляются» друг за друга и в этом случае могут вырваться из боя, только отступая или уничтожив противника. Поэтому иногда, для того чтобы прорваться к какой-нибудь особо зловредной катапульте, приходится посылать несколько отрядов завязать бой, и тогда расчистится какой-нибудь проход для основной группы войск.
На море
А вот сражения на море совсем не похожи на сухопутные битвы. Да, понятное дело, ракетные катера и подводные лодки были в те времена не в моде, но три типа кораблей и кое-какие развлечения, кроме банального расстрела корабля кораблем, — это что-то.
Итак, у нас три типа судов: галеры, биремы и триремы. Отличие между ними состоит главным образом в том, сколько народа можно произвести на борту: на галере — 20 человек, на биреме — 25, триреме — 35. Именно произвести. Ибо, причалив к берегу, на борт можно затолкать целую армию, да так, что она будет стоять в три слоя и свешиваться с бортов. Главное — загнать их хотя бы на сходни, а тогда в момент отчаливания остающиеся бойцы сделают акробатический трюк и окажутся на борту отплывающего судна. Кроме того, триремы можно оснастить осадными орудиями по достижении героем 4 уровня (для греков и римлян — пятого). Ими они смогут разбивать вражеские суда и расстреливать укрепления на берегу. В остальном корабли — плавучие казармы, производящие все стандартные виды пехоты на своем борту по уже знакомым ценам.
Это интересно: удивительно, но тяжелые триремы, оказывается, плавают быстрее, чем легкие галеры. Ладно хоть разворачиваются медленнее. Зато корабли разных наций отличаются только внешним видом. Да и то не у всех, а лишь между парами Греция-Рим и Персия-Египет.
Для осуществления каких-то оригинальных, не знакомых нам по другим играм действий необходимо покупать специальных солдат. Так, барабанщик дает возможность таранить суда противника. Причем нажимать на кнопку тарана совсем не обязательно — он начнется автоматически, стоит вам вывести свое судно на удобную позицию по отношению к кораблю противника. А именно — почти строго перпендикулярно и в «зеленой» зоне (то есть — не слишком далеко и не слишком близко. Тогда наносится сильнейший удар, и шастающие по палубе враги отправляются освежиться.
Это интересно: самая интересная особенность местных морских боев состоит в том, что при потоплении судна народ с него попадает в воду и начинает тонуть. Если дело произошло не посреди океана, а рядом с берегом и противник не отстреливает ваших людей из луков — срочно хватайте их и отправляйте плыть к суше. Солдаты еще пригодятся.
Для абордажа желательны 2-3 матроса. Во-первых, их убивают вражеские лучники. Во-вторых, чем их больше, тем быстрее будут натянуты канаты и вы пришвартуетесь к кораблю противника. Да и в свободное время они занимаются починкой корабля. Поэтому не жалейте денег на них, если собираетесь заняться абордажем.
Расы
Каждая из рас обладает рядом особенностей (см. таблицу №2). Сами по себе эти особенности ничего необычного не представляют. Но, рассмотрев весь комплекс их (от уникальных воинов до советников), можно увидеть, что же можно делать с той или иной расой... И чего делать не стоит ни в коем случае...
Греция
Греческие воины — далеко не лучшие. Как правило, они занимают 2-3 места в соответствующих категориях. Даже фаланга — и та не блистает здесь (при всей-то ее славе!). Единственное сколько-нибудь серьезное преимущество состоит в том, что греческие работники дешевле, чем у других сторон и стоят всего 35 золота. Уникальным зданием для греков стала школа спартанцев, где учатся сами спартанцы и учителя. Для нее надо лишь получить героем второй уровень.
Герои
Первым героем греков стал Александр. Просто ровный герой без значительных плюсов и минусов. Если только к первым не отнести лук с зажигательными стрелами, которыми он испепеляет врагов сразу целыми толпами. Только вот выносливости на такой выстрел требуется очень немало.
Вторым греческим героем оказался Ахилл. Он медлителен, зато бьет противника в рукопашной так, что только пух и перья летят. Как стрелок он так себе и может увеличить изображение только один раз. Зато он где-то научился громко орать, и его вопль настолько ободряюще действует на окружающих воинов, что они на некоторое время становятся неуязвимыми. И чем выше уровень Ахилла, тем дольше действует его крик.
Войска
Выбор уникальных у греков начинается с учителя (Pedagogue). Производится он в школе спартанцев и исключительно поштучно. Вообще он и сам по себе силен, но его сила в том, что учитель усиливает все войска поблизости, заставляя их больнее бить противника.
Это важно: любые уникальные войска надо сначала открыть, потратив на них сколько-то славы. И только потом их можно будет производить.
Следующими идут спартанцы ( Spartan). Это мощная пехота, рассчитанная на борьбу с пехотой же противника. У спартанцев тяжелый удар и немало жизни. Но они крайне медлительны, так что не успевают даже за вражескими лучниками. а уж если персы будут над ними издеваться при помощи своих скоростных конных лучников... Или кто-то будет обстреливать их из катапульт...
Первым осадным орудием у греков числится баллиста ( Ballista). Вполне универсальная вещь, которая годится для обстрела больших полчищ противника. Надо только надежно ее прикрывать.
Второе осадное орудие — огневержец ( Fire Raiser). Машина небыстрая и не слишком прочная, крайне боящаяся вражеских лучников и кавалерии. Но зато одно попадание из этого монстра запросто испепеляет целые армии противника.
Советники
А вот и список советников. Потому как, какими бы бесполезными они не выглядели, выбор всего 2-3 из них в помощь к себе может значительно изменить тактику игры.
На первом уровне вам будут доступны ботаник (200, работники ускоряют заготовку дерева), первооткрыватель (200, увеличивает славу за открытие карты), оратор (250, повышает боевой дух), оружейник (250, увеличивает атаку копейщика).
Второй уровень даст мясника (50, удваивает здоровье работников), мастера осадной техники (200, увеличивает жизнь осадных орудий) и налогового инспектора (300, удваивает приток налогов).
С третьим уровнем у вас могут появиться повар (200, ускоряет тренировку работников), мастер-стрелок (300, увеличивает дальность полета стрел), ростовщик (400, работники приносят доход в виде налогов постоянно, а не только поблизости от городского центра), философ (500, повышает боевой дух).
С четвертым уровнем откроются ремесленник (400, объем славы от статуй удваивается), пират (300, увеличивает скорость кораблей) и хирург (500, все воины получают способность самоисцеления).
Наконец, на пятом уровне появляются верховный жрец (600, увеличивает выносливость героя), историк (550, увеличивает славу, которая идет за потери в бою), оракул (800, увеличивает боевой дух) и сенатор (1000, увеличивает число бойцов в производимом отряде).
В итоге советники у греков не слишком дороги, и на каждом уровне есть хотя бы один советник, которого стоит приобрести в помощь. Особенно полезны хирург и жрец, достающиеся нам буквально ни за что. Ну и, само собой, боевой дух надо не забывать повышать.
Рим
Римляне — самые мощные воины. Немного портят дело лучники, которые мало на что пригодны. Но остальные воины в полтора раза сильнее противника... Правда, это компенсируется повышенной ценой на войска, а копейщики так вообще требуют два «места» на человека. Но такова плата за силу. Благо проблем с деньгами в пору самых сильных схваток здесь обычно нет, поэтому для римлян открываются большие возможности. Кроме того, у римлян наивысший доход от налогов. Что позволяет им тратить на военные действия столько, сколько потребуется. Уникальное здание у римлян только одно — колизей, производящий гладиаторов.
Герои
Юлий Цезарь, основной герой римлян, мастерски владеет мечом. К тому же он гений осадного дела, и катапульты под его командованием стреляют невероятно быстро и точно (в этом деле он собственноручно ими руководит). Из лука он стреляет похуже и может только один раз приблизить мишень.
Германик Цезарь еще сильнее, но зато он и самый медлительный герой игры. Орудует боевым молотом, которым запросто сносит и слонов (если успеет к битве). Умеет орать не хуже Ахилла, но своими воплями воздействует на противника, вводя его в панику и заставляя бежать с поля боя.
Войска
Я бы сказал, что уникальные войска у римлян, в противовес их мощным стандартным, достаточно извращенные. Первыми это берутся продемонстрировать гладиаторы. Это достаточно хилые войска, которые производятся в колизее. Но производятся они совершенно бесплатно и постоянно. На скорость влияет только общее количество зданий — чем их больше, тем она меньше.
Следующими на повестку дня выступают центурионы. Это довольно мощные и красивые бойцы. Конечно, не соперники спартанцам, но зато гораздо быстрее их. Отлично воюют против вражеской пехоты, но не очень любят лучников. Утверждают, что они наносят удар по площади, но как они это делают — понять не могу. Кричат оглушающе, что ли? По сравнению с теми же спартанцами безумно дороги. Поэтому при борьбе с греками я бы от них полностью отказался.
С баллистами мы уже знакомы, а вот палинтоны, римские камнеметалки, бьют широким веером мелких камней, нанося урон сразу многим. Хотя и небольшой. Ну так пехота зачем? Пусть добивает!
Советники
Первый уровень римлян начинается с преторианца (100, уменьшает время на тренировку мечников), крысолова (250, повышает боевой дух) и торговца деревом (200, ускоряет заготовку древесины работниками).
На втором уровне мы сможем нанять архитектора (200, увеличивает жизнь зданий), кормчего (200, увеличивает жизнь кораблей) и налогового инспектора (350, удваивает количество золота от налогов).
Третий уровень откроет фермера Гонга (500, повышает боевой дух), маршала (500, в оборонительных сооружениях появляется вдвое больше солдат), акушерку (300, два работника или матроса тренируются по цене одного) и трибуна (350, солдаты могут продвигаться через леса).
С четвертым уровнем сделаются доступными геолог (350, увеличивается скорость добычи золота), гладиатор (400, увеличивает силу атаки героя) и историк (450, увеличивает приток славы от убийств и смертей своих войск).
Пятый уровень дает только посла (700, каждую минуту вы получаете золото) и ассенизатора (800, повышается боевой дух).
Римские советники еще дешевле, чем греческие, правда, и пользы от них куда как меньше. Здесь я даже и не знаю, что же такого посоветовать, чтобы оно принесло победу, кроме усилителей боевого духа. Видно, такова расплата за силу обычных войск.
Персия
Персы — довольно слабые воины. Но это окупается дешевизной. Кстати, в противоположность римлянам у них самые сильные лучники игры. Кроме того, их работники добывают дерево с повышенной скоростью. Стоят же они, как и везде, 40 золота. Также персы умеют назначать войска в отряд «бессмертных». Одновременно может быть только один такой отряд. Какова же польза от него — не может толково объяснить даже руководство к игре. На субъективный взгляд — сражаются чуть посильнее, чем обычные, смертные аналоги. Из уникальных строений можно отметить храм, заменяющий амбар, стрельбище и конюшню для ассирийских лучников.
Герои
Саргон II — самый мощный стрелок игры. К тому же он владелец лука, стреляющего сразу несколькими стрелами. Хотя и в рукопашной он воюет довольно неплохо. Но, подобно Клеопатре, сложение у него не самое мощное, поэтому противник может легко зашибить его, если Саргону придется связаться с толпой.
Навуходоносор — самый быстрый лучник игры. И чем выше его опыт, тем быстрее он может стрелять. И для него это критично — ведь выносливость его очень низка. Вообще, персы удивляют отсутствием у себя специальных способностей. За что бы их так?
Войска
А вот с уникальными войсками у персов полный и абсолютный порядок. Я бы сказал, что это лучший набор в игре.
Первыми по порядку пойдут ассирийские лучники. Они, подобно гладиаторам, автоматически производятся в соответствующих конюшнях. Но их количество равно 8 на конюшню, а скорость производства не зависит от количества зданий. Словом — ничего особенного, однако бесплатно.
Следующими по списку идут боевые колесницы. Точнее, колесница. Выпускается в единственном экземпляре и воюет посредством нарезания пехоты противника лезвиями на колесах. Делает это быстро и эффективно. А при наличии одного из советников вообще превращается в вампира.
Боевые слоны умеют не только топтать и использовать усиленный эффект топтания, но и несут на спине лучников. Изначально всего двоих, но никто не запрещает вам заплатить деньги и посадить на спину еще двух лучников (или заменить павших, если противник лучше стрелял по лучникам, чем по слону). Вещь полезная и в хозяйстве почти незаменимая.
Таран годится только для использования против стен и ворот. Но зато при отсутствии у противника осадных орудий он справится с этим заданием лучше всех. А вот катапульта персов весьма интересна — у нее есть способность, которая наносит дополнительный урон огнем (обычно зданиям). Надо только потратить 75 единиц энергии катапульты (обычно их у нее 100).
Советники
На первом уровне к персам приходят плотник (200, на строительство уходит меньше золота и дерева), дантист (250, повышается боевой дух) и лесник (200, работники рубят дерево быстрее).
Второй уровень приносит каменщика (100, увеличивается жизнь у башен), переговорщика (400, вдвое уменьшается стоимость всех советников), шорника (300, увеличивает силу атаки кавалерии) и городского клерка (200, строительство поселений отныне бесплатно).
На третьем уровне открываются астролог (500, повышает боевой дух), гробовщик (350, гибель ваших воинов приносит вам золото), разведчик (250, работники могут ходить через лес) и тренер (600, увеличивается скорость всех ваших людей).
С четвертым уровнем оказываются доступны куртизанка (400, работники становятся бесплатны), дипломат (700, в городской центр периодически приходят отряды в помощь), укротитель слонов (350, увеличивает эффект паники от слонов и дает им возможность ходить через лес), евнух (500, все войска восстанавливают здоровье, нанося повреждения противнику).
Наконец, пятый уровень открывает королевского оружейника (600, увеличивает здоровье героя), гадалку (800, повышает боевой дух) и распорядителя запасов (800, войска тренируются вдвое быстрее).
А вот у персов куда как больше полезных советников. Один евнух чего стоит! Как вам колесницы-вампиры? А после призыва переговорщика самый дорогой советник будет стоить всего 400 единиц славы. Конечно, даже после таких скидок многие советники оказываются полезны лишь условно, но те, что нужны, должны разбираться моментально. Беру, все беру!
Египет
Стандартные египетские войска отличаются некоторой хитростью в виде того, что при не самых высоких показателях «жизни» цифры атаки на уровне лидеров. Вот такие хитрые египтяне. Но и это еще не все — у них самые крепкие здания и самые шустрые собиратели золота. Ну и стоит упомянуть такую интересную вещь, как лекари. Ведь хотя своеобразное лечение есть у персов и греков, но лечить напрямую могут одни только египтяне. Из оригинальных зданий — опять же храм вместо амбара и стрельбище для лучников.
Герои
Клеопатра быстра и смертоносна. Если враги не охватят ее кольцом, то своим быстрым прорывом она многих порежет. Но она довольно слаба и плохо переносит наносимые ей удары. Это одна из лучших лучниц игры, и даже в стратегическом режиме она воюет именно с луком. Может использовать молитву для переманивания части ближайших врагов на свою сторону.
Это интересно: в кампании у Клеопатры выбор луков — аж трех видов. А в одиночной игре ограничили всего одним видом...
Рамзес вооружен мощным боевым посохом, которым в ближнем бою укладывает врагов штабелями. Но этот же посох сильно замедляет его передвижение. При стрельбе из лука Рамзес может только однократно увеличить изображение. Зато владеет способностью, которая позволяет вылечить все расположенные рядом войска. Быстро и эффективно.
Войска
Итак, галерея египетских воинов открывается лекарями. Они производятся по обычной технологии, то есть из казарм лекарей выходит столько же, сколько и любых других воинов. Зато десяток-полтора лекарей могут резко изменить соотношение сил на поле боя, если только противник не применяет катапульты — тут уж не отлечишься.
Слоны сразу же сравниваются с аналогом от персов. И что же? Египетские слоны сразу же умеют ломать деревья, но зато не носят на спине лучников. Так что — только топтать противника. Маловато будет.
И — колесницы. Только не рубящие, а стрелковые. Причем производимые по общевоинским технологиям. А это значит, что, заплатив один раз, вы сможете получить и 10, и 12 колесниц. Были бы своевременно захвачены контрольные точки. Причем на каждой колеснице изначально сидит 4 лучника, а при необходимости их можно даже восстанавливать — всего-то за 50 золотых. Но не все так хорошо, как кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что четыре лучника обходятся всего в 3 места в общем лимите, большого вклада в уничтожение противника от них я не заметил.
Таран нам уже известен по набору вооружения персов, а вот та же самая катапульта несколько хуже тем, что не умеет наносить урон огнем. Хотя х