Microsoft Flight Simulator X
Дата выхода IV квартал 2006 года
Разговоры о новой, десятой по счету версии знаменитого авиасимулятора от Microsoft шли еще в прошлом году. Но лишь в январе 2006 года Билл Гейтс на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе официально представил Flight Simulator X. Мнение публики разделилось — одних обрадовали графические улучшения, перспектива увидеть «симулятор с человеческим лицом».
Другие слегка разочаровались, потому что ожидали от Microsoft Games большего. В конце лета студия выпустила демонстрационную версию MSFS X, которая наглядно показала сильные и слабые стороны будущего проекта.
До выхода игры остается всего ничего. Время подводить первые итоги.
Со времени анонса игры список новшеств заметно изменился. Во-первых, у симулятора заметно охладели отношения с операционной системой Windows Vista. Раньше разработчики говорили, что MSFS X, конечно же, пойдет на Windows XP, но... разве это жизнь — без всех возможностей новой операционной системы и особенно без «эксклюзивностей» DirectX 10. Но новые «окошки» были отложены на неопределенный срок, стало ясно, что Vista к выходу игры не успеет, и разработчики симулятора намекнули, что под XP играть будет не только можно, но и нужно, а ориентировать игру под Vista будут уже потом. Решение правильное — чем тратить силы и драгоценное время на подготовку игры к системе, которой еще нет (и неизвестно, когда она будет), можно заняться более насущными делами, а потом уже раздать всем желающим заплатку.
Будет — не будет?
За этот год разработки многие элементы игры были отброшены как слишком трудоемкие. Жертвой борьбы роковой пала симуляция бортового навигационного компьютера (FMS).
В воде отражаются не только облака и пейзаж, но и сам гидроплан. |
Его пришлось бы встраивать в каждый игровой авиалайнер и модифицировать систему планирования полетов. Вместе с ней улетели в корзину навигационные процедуры и системы SID/STAR — разработчики сочли, что собирать данные по тысячам аэропортов, встраивать их в игру, тестировать и настраивать обновленных цифровых диспетчеров — слишком дорогое удовольствие. Смоделировать слона и отправить его гулять по берегу Лимпопо намного проще. Вероятно, по той же причине заброшены косые, кривые и горбатые взлетно-посадочные полосы. Остался коэффициент сцепления, зависящий от погоды, — и на том спасибо.
Прекратились разговоры о диспетчерах с акцентами разных стран. Разработчики рассудили разумно: «Запись тысяч элементов речи для каждого отдельного акцента — это огромный труд. Игроки все равно бы жаловались, что не представлен тот или иной акцент. Овчинка не стоит выделки, тем более что в онлайновых системах VATSIM и IVAO можно услышать настоящий акцент игроков из любой страны».
Однако не стоит огорчаться. У нас все еще есть солидный (пусть и неофициальный) список нововведений.
-
Полноценный инструментарий для поддержки программ от сторонних производителей. Звучит не очень убедительно, но все мы знаем — во все времена MSFS прирастал дополнениями, самолетами, приборами, аэропортами, улучшениями погоды и окружающей среды, навигационными программами. Когда новая версия симулятора выйдет, мировое сообщество любителей мгновенно начнет выдавать десятки и сотни дополнений и улучшений — платных и бесплатных. Может, и навигационный компьютер прикрутят к какому-нибудь самолету.
-
Самолеты с высокой детализацией — внешней и внутренней, на уровне современных платных дополнений.
-
Улучшенная система освещения снаружи и в кабине. Самозатенение для самолетов (например, тень от фюзеляжа на крыле в солнечную погоду).
-
Новые приборы (в том числе лицензированный GPS-приемник G1000 от Garmin).
-
Небольшие изменения в физической модели полета, ликвидация багов, более реалистичная реализация тяги двигателей, исправленная авторотация вертолетов.
-
Новое оборудование и механизация для разных самолетов:
Впервые в серии авиасимуляторов мы увидим действующую аэродромную технику: тягачи, трапы, грузовые машины и заправщики. обновленные закрылки, флапероны, система регулирования давления в кабине, убирающиеся лыжи, убирающиеся концевые поплавки, гибкие крылья, буксировка планера, водный балласт и сброс балласта, вспомогательная силовая установка (генераторы), возможность сбрасывать с самолета предметы (учебное бомбометание) и приземляться на движущиеся поверхности (например, на автомобили).
-
Богатые возможности для искателей приключений: имитация утечек топлива и масла, пожары и противопожарные системы, отказ системы подачи топлива, отказ вспомогательной силовой установки.
-
Улучшенная система взаимодействия с водой для гидропланов.
-
Животные и птицы, гуляющие и летающие сами по себе.
Все это — неофициальная информация: частные блоги разработчиков, данные от бета-тестеров «из-под полы». Точных и подтвержденных Microsoft Games данных о том, что войдет в игру, пока не существует в природе. Мы даже не знаем, какие модели самолетов и вертолетов войдут в Flight Simulator X.
Один раз увиденное
Однако о многом нам может рассказать демонстрационная версия, которую разработчики выпустили в конце лета. В ней представлены окрестности Антильских островов и Сан-Маартен — остров, где находится знаменитый аэропорт «Принцесса Джулиана» — с пляжем, над которым на высоте нескольких метров пролетают авиалайнеры. Демо-версия ограничена по времени — она выключается сама через пятнадцать минут после запуска. В ней представлены четыре самолета, режим свободного полета и два примера миссий из будущей игры. Четыре машины — это совсем немало. И выбраны они с толком.
Виртуальная кабина самолета включена по умолчанию — по качеству она может поспорить с иными платными дополнениями к MSFS 2004. |
-
AirCreation Trike Ultralight — миниатюрный дельталет; прекрасно подходит для того, чтобы оценить океанские пейзажи и острова с высоты птичьего полета.
-
Beechcraft Baron 58 — малый двухмоторный самолет дает игре возможность щегольнуть зеркальными коками винта и превосходной кожаной обивкой кабины.
-
de Havilland Beaver DHC2 — классический гидроплан для того, чтобы воочию увидеть и почувствовать новую «скользкую» водную поверхность.
-
Bombardier CRJ700 — двухмоторный бизнес-джет, с современными приборами, мощными двигателями и настоящим балетом закрылков и шасси.
Еще до выхода демонстрационной версии все сообщество любителей авиасимуляторов разделилось на две группы. Одни говорили: «Будет хорошая графика, это замечательно. А что до самолетов — они и так неплохо летают». Вторые жаловались: «Симулятор попсеет, превращается в несерьезную игрушку с прохождением уровней и птичками-слониками».
Попробовав на зуб демо-версию, первая группа оценила ее положительно: «Все очень красиво и здорово, но где же обещанные чайки?» Противники же официального курса Microsoft Games укрепились в своих подозрениях и вдобавок стали сетовать на неимоверные «тормоза».
Лужи в аэропорту — не просто для красоты. Скользкая взлетная полоса снижает эффективность тормозов. |
Что до «тормозов», то мы все знаем: продукты Microsoft вообще очень охочи до системных ресурсов. Но действительно ли все так плохо? Вовсе нет! Просто многие, желая увидеть легендарную графику, ставили в настройках все ползунки на максимум и получали в результате первый в мире пошаговый авиасимулятор. Лишь обладатели самых дорогих и современных систем могли безнаказанно включить все на свете и радоваться двадцати пяти кадрам в секунду.
Больше всего сил у компьютера отнимала шейдерная вода максимального качества — она сразу же снижала параметр FPS вдвое. Вдобавок огромными аппетитами обладали автоматически сгенерированные города, леса и автомобили на дорогах — они серьезно нагружали видеосистему.
Обладатели средних систем и средних запросов могли легко добиться невысокого, но стабильного FPS, отключив всю лишнюю геометрию. При этом демо-версия шла намного плавнее старого Flight Simulator 2004, в котором, как вы помните, до конца не была излечена проблема «запаздывающих текстур».
Впрочем, недочеты обнаружились и здесь, однако они настолько несерьезно выглядят, что жаловаться на них никому не приходит в голову. Например, маячки на самолете при вспышках не освещают его, а затеняют — неприятная недоработка системы самозатенения самолета. Проблема лечится просто — выключением маячков.
Настораживают также странные черно-зеленые текстуры, которыми иногда покрываются самолет и пейзаж при смене настроек. Выглядят жутко, но убрать баг можно, переключившись на внешнюю камеру, а потом обратно.
Что еще? Автомобили на дорогах мало того, что тормозят компьютер, так еще выглядят как ездящие сами по себе днища с приделанными колесами. Только в сумерках над такой «машиной» можно разглядеть смутный прозрачный силуэт модели: ну, забыли вставить в игру текстуры машин.
Словом, туча мелких ошибок. Разработчики утверждают, что они собирали демо-версию еще в начале лета и с тех пор все сто раз поменяли и оптимизировали. Ну что же... мы проверим!
«Вы уже прошли MSFS X?» | |
В демо-версию кроме демонстрационного ролика и режима «свободного полета» разработчики включили две новых миссии в качестве примера того самого структурированного игрового процесса, который должен приблизить симулятор к массовому игроку. Первая миссия дает хорошее представление о том, что нас ждет в самой игре. Задание простое: сбрасывать с дельталета мешки с мукой («бомбы») на плавающие в воде матрацы и на катающиеся вокруг катера. Всего дается двадцать мешков и три минуты времени — за каждое попадание в матрац начисляется десять секунд, в катер — двадцать. Рядом стоит величественный авианосец — на него дельталет должен опуститься, когда у него закончатся время и топливо. Невидимый комментатор объясняет правила и предлагает приземлиться, когда кончается время. Сделано все очень качественно от начала и до конца — если в таком же ключе будут выдержаны остальные задания в игре, то разработчики достигнут цели своей и привлекут широкие массы к освоению игры, одновременно сложной и простой. Вторая миссия похожа на те «приключения», которые мы уже видели в более ранних версиях MSFS. Игроку надо посадить Bombardier CRJ700 на аэродром «Принцесса Джулиана». Голосовые комментарии и советы есть и тут, но выглядит задание очень знакомо. |
Шейдеры спасут мир
Искупает все мелкие неприятности внешний вид игры. В первую очередь в глаза бросается вода: на высоких графических настройках она великолепна. Я беру назад свое негодование по поводу отсутствия высоких волн и пенных барашков — то, что есть, выглядит на пять с плюсом.
В ярко-синей воде Карибского моря отражаются облака. Солнечные блики невольно заставляют прищуриться. Ночью мерцает серебром лунная дорожка, в воде бледными пятнами отражаются звезды — нереалистично, но очень красиво.
Если поднять самолет в игре на высоту в тридцать километров, то можно оказаться в космосе. Многие уже задумываются о том, чтобы приделать к игре «Шаттлы». |
Улучшено небо. Убедительна дневная синева, ярки цвета закатов и рассветов. Ночью в небе есть даже некий намек на Млечный Путь, размытый и порядком замыленный. Стал плотнее облачный покров (в MSFS 2004 такой вещи, как «сплошная облачность», не было вообще),
Обновленные «вода и небесы» отлично сочетаются с современной системой освещения самолета — самозатенение очень хорошо видно, если переключиться на вид снаружи. В кабине приборы не отбрасывают тени, но освещение переделано и там — днем в полете эффект почти незаметен. Другое дело — ночью, когда за окном непроглядная тьма, приборы освещены красным цветом, а уголки кабины прячутся во мраке.
На земле графические улучшения не так сильно бросаются в глаза. Может, как раз поэтому разработчики оставили в демо-версии так много воды и так мало земли. Увеличено разрешение текстур и геометрии (mesh). В настройках можно выбрать текстуры земли с разрешением в семь сантиметров (!) и геометрию с разрешением в один метр (в предыдущей версии разрешение геометрии в тридцать метров считалось очень подробным). Это отличная новость для любителей летать «медленно и невысоко», а также для тех, кто планирует собственноручно лепить пейзажи.
По дорогам катаются резвые автомобили, в бухтах плавают яхты и катера. Нет лишь чаек — разработчики признались, что птицы в демо-версии планировались, но не попали в нее по ошибке.
Что касается динамики полетов — она традиционно хороша. При этом разработчики решили поиграть с движениями игровой камеры и очень удачно сымитировали то, что в виртуальном полете, сидя в кресле, нельзя ощутить в принципе, — работу вестибулярного аппарата. Стоит дать двигателям взлетный режим, как камера в виртуальной кабине плавно отъезжает назад, изображая перегрузки. После посадки, при включении реверса, камеру просто «кидает» вперед, к приборной доске. Все маневры обозначаются плавными движениями головы виртуального летчика. Игрок за компьютером не может почувствовать могучую силу, которая вдавливает летчика в кресло, но он может увидеть эффект на экране. Так Microsoft Flight Simulator X делает новый шаг к реалистичности.