Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера
Дата выхода ноябрь 2006 года
Люди любят гордиться теми своими правителями, кто принес стране побольше горя. В Лондоне стоит памятник спалившей город Боадицее, в Стокгольме — доведшему Швецию до краха Карлу XII, ну и в России есть замечательные примеры. И потому я не сомневаюсь, что королеве Изабели обеспечен монумент в мраморе и бронзе.
Кто бы сомневался, что неприятности, связанные с королевой Изабелью, далеко не исчерпываются той маленькой заварушкой, когда страну отдали поиграться некроманту Маркелу. Это далеко не предел того, что может устроить своим верным подданным импульсивная юная дама, потерявшая супруга. Но подробности пока покрыты туманом войны. Нам удалось заглянуть за него только одним глазом...
Владыки севера
Конечно, главная новость — это раса, которая добавится во «Владыках севера» (английское название более красноречиво: Hammers of Fate). Раса эта, как нетрудно догадаться, — гномы.
Доселе гномам в «Героях» отводилась скромная роль: они были рядовой пехотой в лесном замке колдуний, где славились медлительностью и устойчивостью к магии. В четвертой части гномы вышли из леса и переселились к академикам, но в остальном ничего не изменилось. В пятой из рядов научных сотрудников академии они дезертировали и, казалось бы, исчезли. А между тем где-то на далеком севере зрела могучая гномья культура, самобытная донельзя, которую категорически противопоказано измерять общим аршином...
Резчики рун
...Знаете ли вы, почему гномьи художники не нуждаются в холсте? Они постоянно обеспечены материалом. Каждый раз, когда рождается новый гном, его разрисовывают с головы до пят. Специальными кисточками наносят на детскую кожицу разнообразное граффити в виде рун — прямо не младенец, а альбом на ножках.
Нас ожидает немало новых зданий. А также хорошо перерисованных старых. |
Ребеночек подрастает — и начинает рисовать руны на всем, что попадется под руку. Попадаются обычно доспехи и оружие: для гнома это — предмет первой необходимости, он скорее выйдет из дома голый, чем безоружный.
Все это делается не только из любви к искусству: при помощи опытного генерала гномьего племени все эти загадочные значки впоследствии будут приносить в бою силу, скорость и другие желанные качества.
Как вы догадываетесь, речь об особенной, уникальной магии рун. Это совершенно новый механизм в игре. Руны накладываются не в ход героя, а в ход соответствующего отряда, причем мгновенно, то есть не мешают отряду выполнить обычный ход. Действуют они только один раз, до первого срабатывания эффекта... и притом требуют платы. Не банальной маны, а ресурсов. Приносим в жертву, скажем, штабель дров — и получаем резвость в ногах необыкновенную. А если присовокупить склянку ртути, горсточку самоцветов да приправить серой — то самый захудалый гном, того и гляди, перекусит пополам латника...
Конечно, для этого генерал должен знать нужные волшебные слова. Рунная башня подобна магической, и в ней тоже постепенно растет набор заклинаний. Но руны — не чары, и потому колдовская сила героя роли не играет.
Важность такого нововведения для стратегии трудно переоценить: игрок за гнома должен очень хорошо уметь считать ресурсы. Даже в конце игры, когда обычно счет всем «полезным ископаемым» идет на многие десятки, резчик рун должен проявлять хозяйственность и гномовитость.
Стальные легионы
С магией более классического вида у бородатого народца справляются простые воины. Есть огненные маги, есть владыки бурь. Последних работа с силами стихий так возвысила и укрепила, что относить их к гномам как-то даже и неловко: статью и размерами они могут поспорить с ракшасом.
(Между прочим, маленькими гномы вообще не выглядят. Это племя скорее напоминает шотландцев: горская гордость, кланы, выпивка и верность слову... И даже клетчатая одежка встречается.)
Однако и без магии «владыкам севера» есть чем похвалиться. Как водится, гномы обычно заказывают парадный костюм не портному, а кузнецу, и наряжаются с помощью плоскогубцев.
По-моему, шотландцев не опозорит такое родство. |
Особые свойства позволяют некоторым ратникам бородатого воинства усиливать свою защиту в зависимости от дистанции, пройденной вражескими солдатами при атаке: удар врага слабеет на 10% за каждую пройденную клетку, Прошли противники 5 клеток — удар слабее вдвое. Вроде способности паладинов, вывернутой наизнанку.
Стрелять они так и не выучились: вместо этого мечут топоры, и, будем честны, призов за меткость им в честном состязании не светит. А вот известную фобию по отношению к лошадям преодолели оригинально: гномья кавалерия разъезжает на медведях, тогда как героям достается клыкастый бурый мамонт. Несчастных мишек тоже норовят бронировать по самые пятки.
Увидим мы и нового, доселе невиданного дракона: лавового. По сути своей он — элементаль, принявший драконью форму. Огонь на него, естественно, не действует.
Среди пехоты гномов найдутся — кто бы сомневался! — берсерки. В отличие от своих коллег из четвертой части, они вполне управляемы и вообще для своего рода занятий крайне рассудительны. Но в бою кипят хорошо контролируемой яростью. Какая раса — такие и берсерки!
Пока нам кажется, что гномы благодаря комбинации тяжелой брони и магов должны очень неплохо держаться против демонов и рыцарей — но испытывать серьезные проблемы со стрелково-магическим расами, например, лесными эльфами. Посмотрим; как говорится — бой покажет. Балансировка гномов еще далека от завершения, и многое может быть изменено в последний момент.
На снегу и под снегом
Разумеется, дополнение «Владыки севера» было просто обязано вернуть в игру снежные территории. Они были с нами со времен самой первой части — как же обойтись без снегов теперь?
Но интереснее другое.
Гномы любят капитальное строительство. Чтоб потолок тоннеля был вдесятеро выше мамонта. |
С момента, как гномы решили явить миру «Героев» свое величие, они неустанно работали над обликом подземелий. И неплохо преуспели. Гномьи подземные города — это вам не дикие пещеры чернокнижников: облицованные стены, светильники, прямые углы — и никаких, черт бы их побрал, сталактитов, свешивающихся с потолка в полном хаосе и мешающих навести на нужную точку указующий перст мыши. Мало того, что «окультуренное» подземелье красивее, — оно еще и намного удобнее старого. А уж по красоте гномьи подземные дворцы точно не сравнить с необработанным карстом.
Помимо новых ландшафтов, нас ожидает некоторое количество «нейтралов» (например, мантикоры с ядовитыми хвостами) и хорошо забытых старых зданий, вроде военной академии. Постепенно все строения, которые были в предыдущих сериях, появляются в пятых «Героях»; мелочь, а приятно.
Но самой приятной заботой об игроке проникнуто одно нововведение. Теперь в домиках, где производятся бойцы (всяческих казармах, древесных домах и так далее), можно заказать караван — то есть закупить солдат и отправить в город. А не бегать самолично по всем зданиям вне города, собирая армию. Не может не радовать, что игрока избавляют от утомительного и бессмысленного «курьерства». Причем отправка даже не потребует дополнительных затрат. Будут караваны и между городами.
Страсти по сюжету
«Владыки севера» должны кардинально изменить подход к сюжету и квестам.
Ледовое побоище. |
По мнению разработчиков, сценарию помешала развернуться в полный рост нехватка механизмов его реализации. Сейчас же типов заданий станет намного больше, а главное — сюжет начнет пристально требовать к себе внимания. Куда сложнее будет действовать по принципу «убей их всех, потом разберешься». Впрочем, и в базовых «Героях» идти напролом не рекомендовалось...
«Нивал» твердо намерен приблизить некоторые миссии кампаний к ролевой игре. Такое решение мы можем лишь приветствовать; главное, чтобы это не выродилось в бесконечный бег из конца в конец карты, как было кое-где в четвертых «Героях».
Сам сюжет трех новых кампаний мы пока раскрыть не можем — виной все тот же «туман войны», активно поддерживаемый Ubisoft. Намекнем только, что в одной из уже знакомых рас вас ожидают большие сюрпризы.
Будущее — сегодня
Далеко не всех гномов можно перепутать с карликами... |
Если помните, Heroes of Might & Magic V получили от нас «Корону», но со множеством оговорок: и баги, и маловато карт, и нет зала славы и редактора карт, и многое другое. Однако многие из этих проблем уже сейчас остались позади; а совсем недавно вышел патч 1.3 (на нашем диске), в котором — наконец-то! — появился и редактор карт. И теперь мы можем, не кривя душой, заявить: да, «Герои» снова с нами. Просто они частично задержались в пути, как бабушка удава: «Я еще не вся приехала, я ожидаю свой хвост с минуты на минуту!»
Но процесс доведения «Героев» до блеска (ИИ, баланс, интерфейс...) будет завершен только в дополнении. Как говорит руководитель проекта Александр Веселов:
— «Владыки севера» — это такие «Герои», которых мы сделали бы, если бы у нас было бесконечно много времени.
И хотя мы не можем одобрить модной в последнее время тенденции выпускать игру «по частям», все же очень радостно на душе, когда один из самых долгожданных игровых проектов наконец обретает тот вид, что предназначен ему от природы. До выхода «Владык севера» осталось совсем немного. И у меня почти не осталось скепсиса на их счет.