Как выбрать виртуальный мир?

02.04.2005 06:49

По идее, виртуальные миры — онлайновые игры — надо оценивать как-то иначе, нежели игры классические. Хотя бы потому, что поиграть недельку в одну, потом пару недель в другую, потом еще немного в третью — такого не сумеет даже обладатель бездонного кошелька. Ибо за неделю-другую даже почувствовать вкус игры — и то весьма затруднительно. А значит, выбор здесь куда важнее, чем обычно, и для помощи в нем написана эта статья.

Начнем мы разговор с критериев, по которым мы оцениваем игры. А потом пройдемся по самым популярным виртуальным мирам, расскажем о них немножко и дадим кое-какие рекомендации для начинающего игрока в каждом из них.

Конечно, в наш обзор попали не все доступные MMORPG — их слишком много. Saga of Ryzom, например, или City of Heroes при всех своих достоинствах пока не включены в исследование; вероятно, мы вернемся к ним немного позже. Я пишу только о том, что повидал сам и смог в достаточной степени оценить.

Да, еще: «Сферу» мы исключим из нашего рассмотрения. Понятно, что те из вас, кто не владеет английским даже на уровне 5-го класса средней школы (а этого уровня зачастую вполне достаточно в игре), в любом случае выберет «Сферу». Конкурировать же на равных с монстрами жанра ей пока (хотя прогресс налицо) сложновато.

Как оценить онлайновую игру?

Побочные критерии

Начнем с самого простого — с того, что не имеет прямого отношения к достоинствам игры. Графика, звук, интерфейс, игровой мир — из этих пунктов только интерфейс влияет на геймплей напрямую.

Побочные критерии

Графика
Звук
Интерфейс
Игровой мир
Anarchy 2 2 4 4
Dark Age of Camelot 4 3 5 3
Eve 3 2 4 4
EverQuest 2 5 3 5 2
Lineage 2 5 4 4 2
Star Wars Galaxies 5 5 4 5
Ultima 1 3 3 3
World of Warcraft 4 5 5 5

Хотя обозреватели, как правило, действуют по старинке, начиная рассказ о виртуальном мире с видеокрасот, в онлайн-играх это неуместно. Графика важна в тех играх, которые вы берете «на посмотреть», чтобы через неделю или месяц бросить. Вспомните, еще несколько месяцев назад миллионы играли в Counter-Strike без приставки Source — многие ли страдали от давным-давно морально устаревшей графики? Конечно, приятно, что игра стала зрелищнее, но промаринуй Valve свой продукт еще пару годков — CS со сцены никуда бы не делась. Примеры обратного тоже вспомнить нетрудно.

В общем, по одежке выбирать игру не следует. Но как «третьестепенный» критерий — почему бы и нет?

Со звуком и интерфейсом тоже все более-менее ясно. Удобно, ничего не мешает, красиво — и славненько.

Что касается игрового мира, то в этом разделе речь идет только о том, насколько он красив и интересен. Локации, монстры, расы, волшебные вещи — это уже другая тема.

Ролевая система

Отрада манчкина — ролевая система. Конечно же, ее оценить необходимо. Но по каким признакам?

Баланс, — скажете вы. Несомненно, это важный признак, особенно в тех из игр, где активно идет война игроков между собой. Однако для простого игрока, как ни странно, важнее другие вещи.

Разнообразие это изобилие типов персонажа: классов и рас, в некоторых системах — сочетаний навыков или чего-то еще подобного. Чем больше вариантов, тем острее желание все перепробовать...

Гибкость параметр ролевой системы, о котором обычно поначалу не думают, но рано или поздно он себя проявляет во всей мощи. Фокус вот в чем: если вы создали, например, воина-орка — много ли у вас вариантов его развития? Нужно ли на каждом уровне делать судьбоносный выбор, или, наоборот, все предрешено с самого начала? Чем больше простор для творчества при создании персонажа — тем лучше, и тем, кто любит развивать героев, гибкость даже важнее разнообразия.

И, наконец, прокачка. Насколько она интересна и увлекательна — или, наоборот, занудна и утомительна? Хорошо, когда все происходит внутри живого игрового действа, а то бывает ведь и так, что для получения вожделенного роста навыка нужно часами стоять на одном месте и применять его с упорством тихопомешанного дятла... Это можно было бы отнести к следующей главке, но на самом деле механизм прокачки — это элемент игровой системы.

Ролевая система
Баланс
Разнообразие
Гибкость
Прокачка
Anarchy 5 4 4 4
Dark Age of Camelot 4 3 1 3
Eve 3 2 3 5
EverQuest 2 4 5 2 4
Lineage 2 4 4 5 4
Star Wars Galaxies 3 4 3 1
Ultima 4 5 5 1
World of Warcraft 5 5 4 5

Виды деятельности

Чем вы собираетесь себя занять в виртуальном мире? Этот пункт — вероятно, важнейший в нашем обзоре. Если вы жаждете помериться силами с себе подобными, в EverQuest вас ждет жесточайшее разочарование. Любителям квестов нет смысла идти в Dark Age of Camelot, и ценители мирной жизни тоже не найдут там себе искомого уюта...

Охота

Первое и главное занятие в большинстве онлайновых игр — это борьба с монстрами, по-английски именуемая PvM (Player versus Monster) или PvE (Player versus Environment).

Качество реализации определяется разнообразием монстров, их обилием (если приходится долго гоняться за редкостным драконом — это нормально, а вот когда приходится часами бегать за банальными гоблинами, чтобы найти себе осмысленного противника — это не очень здорово), интересной добычей. И тем, что требуется от игрока, чтобы грамотно охотиться.

Деятельность

Охота
Квесты
Ремесла
Мирная жизнь
Путешествия
Ролевой отыгрыш
PvP
Anarchy 3 4 1 2 2 3 организованный 2
Dark Age of Camelot 3 1 1 1 3 2 организованный 5
Eve 3 3 5 5 4 3 свободный 4
EverQuest 2 5 4 3 2 3 1 нет
Lineage 2 4 2 2 2 2 2 свободный 3
Star Wars Galaxies 3 3 3 5 2 5 организованный 1
Ultima 4 1 4 5 4 3 ограниченный 2
World of Warcraft 5 5 4 3 4 4 организованный 4

В общем, если бы эта игра была чем-то вроде Diablo — насколько удачной она бы оказалась?

Квесты

Тут тоже больших трудностей в оценке не предвидится. Что такое «интересный квест» — хорошо известно по однопользовательским ролевкам. В некоторых MMORPG квестов нету вовсе, в других они есть, но примитивны донельзя, а где-то дорастают до уровня лучших представителей жанра.

Ремесла

Тут начинается специфика виртуальных миров. Этот род деятельности есть не везде, но многие игры им располагают, благо придуман он еще Гэрриотом в Ultima. Где-то это — самостоятельное занятие, где-то — вспомогательное. Сделать ремесла такими, чтобы заниматься ими было увлекательно — серьезнейший вызов мастерству разработчика, но кое-кто с ним справляется.

Сражения

Бой против других игроков — одна из главных особенностей жанра. Как ни странно, она тоже есть далеко не во всех виртуальных мирах, а там, где есть — организована совершенно по-разному. И, выбирая мир, обязательно надо иметь в виду здешний способ PvP (Player vs. Player).

Вот какие бывают варианты.

  • Свободный. Ныне встречается редко. Эдакий «дикий Запад»: закона нет, разрешено все или почти все. За пределами городов убийство игрока если и карается, то не так уж сильно. Так была некогда устроена «Ультима» (теперь все изменилось). Те же правила — во многих текстовых MUD (что это такое — я рассказывал два месяца назад). Этот способ лучше всего для тех, кто ценит атмосферу постоянного напряжения и вседозволенности. Любителям безопасной жизни в таких играх делать нечего.
  • Добровольный. Предполагает, что игрок волен участвовать в PvP, если сам того пожелает (например: если вступит в гильдию, если выйдет на поле боя или в PvPшную часть мира (которая не составляет большинства карты — иначе это уже свободный PvP). Для тех, кто не рвется к жизни под постоянной угрозой, но время от времени не прочь пощекотать нервы.
  • Организованный. Особый вариант предыдущего, когда большая часть игры строится вокруг PvP между группами героев противостоящих друг другу держав. Имеются зоны фронта, где и сталкиваются противники. Иногда возможно вторжение и на вражескую территорию, но, как правило, резать кого ни попадя там все равно не дают. Для тех, кто считает PvP конечной целью онлайновой игры — один из лучших вариантов.
  • Отсутствует. Что бы вы ни делали, вам за это ничего не будет... Такие тепличные условия создает игроку, например, EverQuest. Самая спокойная и размеренная игра, хотя хамы порой окончательно распоясываются от своей безнаказанности.

Путешествия

Насколько удобно, красиво и интересно путешествовать по игровому миру? Конечно, это во многом зависит от качества графики и самого мира, но — не только. Удобство и доступность транспорта, масштабы мира, «лоскутность» или «цельность» карты — все это относится сюда.

Известно, что в некоторых виртуальных мирах герои сидят в окрестностях одного города уровня до сорокового, а в других игроков обуревает жажда странствий. Это и понятно: если в одной игре мы можем купить или добыть себе коня, дракона, корабль и верхового страуса, а в другой нам дают только «рейсовых» лошадей, ходящих по заранее заданному маршруту, — не вопрос, где ездить по миру приятнее.

Между прочим, можно ли обнаружить в этих путешествиях нечто новое и интересное? Стоит ли обследовать дальние локации — или там все то же самое, что около дома?

Вот о чем говорит рейтинг путешествий онлайновой игры.

Мирная жизнь

Под этим понимается не ремесло и подобные ему мирные профессии — их мы выделили отдельно, — а обзаведение домиком-садиком-прочим хозяйством, вечеринки, турниры, свадьбы и прочая подобная деятельность.

На сегодняшний день в большинстве игр она выражена очень слабо, но это потому, что разработчики никак не могут определиться со своими целями на этот счет. Тем не менее не везде это так — а в будущем дела могут еще улучшиться.

Ролевой отыгрыш

Этот пункт я включал в список скрепя сердце. С одной стороны, споров по его поводу не оберешься: кое-кто считает, будто его в виртуальных мирах нет вовсе.

Но это не так; просто некоторые игры поддерживают отыгрыш хуже других. Здесь сказывается обаяние мира и компьютерных персонажей, стоящие за квестами сюжеты — да, наконец, и отсутствие мешающих погружению в мир условностей, вроде обязательной охоты на хомячков и попугайчиков.

Требования к игроку

Что должен уметь игрок, чтобы преуспеть в игре? Хотя жанр вроде бы один и тот же, требования различаются очень сильно. Это неудивительно: например, Warcraft и Warhammer 40000 тоже «коллеги» по цеху, но в первом микроконтроль нужен на очень высоком уровне, а во втором — нет...

Впрочем, и в Warcraft вполне можно играть с реакцией галапагосской черепахи, если стремиться не к спортивным состязаниям, а просто к прохождению кампании. Так и с онлайновыми играми: если вы хотите просто погулять по миру, набрать несколько уровней и т.п. — от вас, скорее всего, не потребуется ничего. А вот для достижения вершин и побед на PvP-поле уже нужны кое-какие навыки или таланты.

Чем выше оценка в таблице — тем жестче требование.

Требования
Кооперация Реакция Стратегия Терпение
Anarchy 2 2 4 2
Dark Age of Camelot 4 5 2 3
Eve 2 5 5 2
EverQuest 2 1 1 2 2
Lineage 2 5 4 3 4
Star Wars Galaxies 5 3 3 5
Ultima 2 2 4 4
World of Warcraft 2 2 2 1
  • Кооперация. Умение взаимодействовать с другими игроками в цене там, где для преуспевания важна хорошая группа, команда. Не стоит пугаться, никто не требует от игрока талантов любимца публики. Просто в таких играх нужно не избегать общения, не тянуть одеяло на себя и вообще стараться, чтобы у друзей с вами было поменьше проблем... Требования к кооперации обычно разные для разных типов персонажа. Так, например, игроки поддержки — целители, барды и т.п. — непременно должны уметь ладить с людьми, иначе от них не будет никакого толку, а одинокий убийца или вольный стрелок часто управляются со своими задачами сами.
  • Реакция. В этот пункт собираются всевозможные навыки, характерные для action и RTS: ловкое управление персонажем, точное и быстрое наведение на цель и т.п. Как правило, реакция намного важнее в PvP, чем в борьбе с монстрами; кроме того, отменной реакцией должны обладать целители, если хотят, чтобы их способности применялись вовремя и по назначению. Быть в виртуальных мирах лекарем обычно нетрудно, потому что даже плохонький врачишка всегда кому-нибудь нужен, но для высокоуровневых групп и серьезных дел пользуются спросом только те, кто соображает и действует действительно быстро.
  • Стратегия. Насколько в игре нужно думать, планировать и так далее? По этому признаку виртуальные миры чаще похожи, но есть исключения.
  • Терпение. А вот это — очень важный критерий. Некоторые игры просто-таки принуждают тех, кто хочет дорасти до вершин, сидеть часами, выполняя монотонные действия (или устанавливать робота, рискуя при этом изгнанием из игры).

Anarchy Online

Anarchy. Мечтают ли андроиды об электрических пауках?

Киберпанк. На далекой-далекой планете борются друг с другом силы жадной и беспринципной корпорации «Омни-Тек» и мятежные кланы повстанцев (по слухам, не менее беспринципные, просто их «купили» конкуренты «Омни»). Мятежники образовались из наемных рабочих «Омни-Тек», завербовавшихся на «комфортную и высокооплачиваемую» работу, не прочитав внимательно того, что было написано в контракте мелким шрифтом...

Это интересно: если вам попадет в руки «книжечка» от «Анархии», непременно прочтите ее. В том числе и то, что написано мелким шрифтом. Погружает в мир так, что любо-дорого!

«Омни-Тек» хищнически эксплуатирует планетку, выкачивая из нее жизненно важный ресурс. Кланы, впрочем, тоже. В результате планета кишит мутантами, сбрендившими роботами и другими мишенями для наших пушек. А не так давно к этой карусели добавились инопланетяне.

В свое время главным козырем «Анархии» была система квестов.

Anarchy. Мечтают ли андроиды об электрических пауках?

Они там генерируются динамически, затребовать себе что-нибудь можно запросто — хоть для себя одного, хоть для группы. Пойдите к терминалу, сделайте запрос — и получите специально для вас сгенерированное подземелье, где никто из посторонних игроков не путается под ногами. Удобно, и квесты, надо сказать, получаются не такими уж безликими, как можно предположить.

Как уже говорилось, «Омни-Тек» и кланы воюют — соответственно, есть PvP «организованного» типа.

Что до классов — тут полный порядок. Есть и бойцы разных типов, и классический «маг» — нанотехник, и вожак боевых роботов — инженер, и доктор, и снайпер-агент... Причем каждый новый уровень — тест стратегических навыков: надо распределять очки развития. Не спланировав заранее своего героя, можно «увязнуть». Сперва кажется, что очков развития более чем достаточно, но скоро выясняется, что из-за бездумной их траты позарез нужный имплантат у вас будет не ранее чем через неделю игры...

Совет новичку: если хотите себе легкой жизни — создайте мастера боевых искусств, martial artist. Правда, их там очень много, но играть ими поначалу проще всего.

Графика на момент выхода игры смотрелась отлично, но сегодня, по правде говоря, такое уже не носят. Впрочем, особая стилистика киберпанка способна оправдать даже недочеты движка. Если мир вам понравился — это главное. Вам сюда.

Dark Age of Camelot

Остров Британия после гибели короля Артура сотрясается от конфликта трех альянсов, поделивших его между собой. Остатки артуровского воинства сопротивляются натиску, с одной стороны, старой волшебной Англии, а с другой — пришельцев-викингов.

DAOC. Нас окружали милые, симпатичные люди, медленно сжимая кольцо...

С самого начала вы должны выбрать, на какую сторону встанете. Играть за героев разных королевств можно только на разных серверах.

Волшебная Англия — Иберния — представлена эльфами, крошками-лурикинами, великанами-фирболгами, древесными сильванами... ну и кельтами, конечно. Как и следует ожидать, этот народец славится в первую очередь своими магами, а бойцы у них похлипче.

Варяги призывают в строй, кроме собственно викингов, гномов, троллей, кобольдов, ледяных альвов. Эти господа предпочитают вести беседу на языке холодной стали. Магам у них уделена в основном роль поддержки (огромным спросом пользуются скальды, усиливающие сразу всю команду). Страна их — Мидгард — покрыта снегами и поросла хвойным лесом.

Альбион — народ Артура — бритты, горцы, затесавшиеся сюда благодаря поздним легендам сарацины (вроде бы Мухаммеда еще в природе не было?) и прочие человеческие племена (среди остальных присутствуют далеко не только люди). Теоретически, представляют собой золотую середину; на практике, эта середина едва ли не платиновая. Безумный класс теурга, особенно на первых порах, заставляет здорово усомниться в здешнем игровом балансе.

Совет новичку: если играете за Альбион, ваш выбор — теург. Безопасно и спокойно обследуете мир. Паладин также очень неплох, но на феноменальные успехи в PvP от него надеяться сложнее. У мидгардцев можно порекомендовать тана, у ибернийцев — вызывателя-enchanter’а. В принципе, все бойцы, маги-вызыватели, лекари и барды не слишком трудны для игры (в двух последних случаях понадобится группа). Не беритесь раньше времени за убийц и стрелков: развивать их весьма и весьма непросто, хотя на полях сражений в PvP они блистательны.

Как несложно догадаться, главное, ради чего стоит стремиться в «Камелот» — сражения между игроками.

DAOC. Страшней теурга зверя нет.

Они здесь реализованы, пожалуй, лучше, чем где бы то ни было, и составляют основной смысл всего происходящего. Битвы на пограничных территориях, в том числе захваты замков, сделаны идеально. Правда, по исконно вражеской территории побегать затруднительно. Так что новички могут прокачиваться спокойно и безопасно: PvP «грозит» только тем, кто подошел к линии фронта.

Увы, ролевой системе — несмотря на огромный набор рас и классов — похвастаться особо нечем. Большинству персонажей приходится сделать с самого начала один-единственный выбор о будущей специализации своего героя, и дальше шаг влево и шаг вправо считаются побегом (исправить кое-что можно, но сути дела это не меняет). Прокачку тоже не назовешь особо богатой — занятие довольно-таки монотонное, а квесты и вовсе слова доброго не стоят. Но в конце концов приходит вожделенный уровень, с которого пускают повоевать...

Совет новичку: не делайте вашего героя рослым, пусть он лучше будет пощуплее. Так в него труднее целиться и труднее заметить.

Рекомендую приходить в «Камелот» не в одиночку, а с другом, так интереснее и намного проще. И тренировка в группе идет намного быстрей.

Eve: The Second Genesis

Самый необычный экспонат нашей галереи — онлайновая игра на базе космического симулятора.

Eve. Крейсера разделывают астероид на минералы.

Ясное дело, что без навыков пилотирования в пространстве тут жить нелегко, но если вас это не страшит — вы увидите совершенно ни на что не похожий виртуальный мир.

Конечно, аналогов у него нет только в своем жанре: любители Х2: The Threat или хотя бы Freelancer почувствуют себя в Eve как дома.

Космический фронтир, где-то подконтрольный той или иной силе, где-то полностью свободный. Местами зараженный пиратами и другими неприятностями. Обильный ресурсами, ждущими трудолюбивых сборщиков. Место, где легко и естественно пробивать себе дорогу в жизни.

Среди прочих MMORPG Eve можно назвать «трудовой» игрой. Очень много там видов мирной деятельности, и ее никак не назовешь второстепенной по сравнению с войной. Естественно, все вертится вокруг денег.

Но если кто-то подумал, будто игрок в Eve занят монотонной долбежкой по клавишам — совершенно напрасно. Скажу больше, Eve впереди планеты всей по гуманному отношению к игрокам. Ну где еще вам дают возможность совершенно легально тренировать своего героя... в оффлайне? Выложили столько-то кредитов, пришли через пару дней — и вот он, новый уровень.

Eve. Никаких «песочниц» — сразу летим к месторождению....

Как тут не вспомнить ультимских страданий: «Вот уже две недели провоцирую драконов по двадцать штук на дню — и хоть бы 0,1% приросло!». Помимо того, что подход Eve предполагает меньше монотонности и больше живого действия — он еще и прозрачен. Всем понятно, что приходит, как и за что...

Немыслимая даже по меркам MMORPG свобода кое-кого пугает. Вас не ведут за ручку через цепь квестов, как в World of Warcraft, и даже не предоставляют специальных «песочниц» с пушистыми хомячками для тренировки начальных навыков. Перед вами — карта, из которой можно сделать вывод о том, чего ждать в той или иной системе. А куда податься — это уж вам решать.

Напоследок отмечу, что в Eve на удивление гармонично решили проблему воскрешения игрока. «Спасибо, что заказали клона у нас...» — сообщает воскресившая вас компания, сняв со счета определенную сумму... Выглядит много естественнее, чем миры World of Warcraft или Dark Age of Camelot, где смерти нет в принципе...

EverQuest 2

В конце прошлого года онлайновый мир замер в ожидании схватки титанов: EverQuest 2 и World of Warcraft.

EQ2. Она не умерла. Просто притомилась...

На стороне последнего был популярный мир и безупречная репутация разработчиков; за EverQuest говорила первая часть, бывшая долгое время самым популярным виртуальным миром в интернете.

EverQuest — образчик «легкого жанра». Никакой войны, никаких побочных целей, только охота на монстров, ремесло (одна из самых развесистых систем на сегодняшний день) да выполнение квестов. Кстати, в последних есть презабавная новинка: сбор коллекций (перышек, камушек, бабочек и т.п.). Счастливому обладателю полной коллекции положены разнообразные призы.

Фэнтези-мир EverQuest разделен на две части — добро и зло, Qeynos и Freeport. Но это, как уже говорилось, не означает боевых действий, как в «Камелоте» или WoW.

EQ2. Купание среди бобров и красноперок.

Деление просто есть, и при желании можно сменить сторону.

Хотя в ремесленной части EQ2 разобраться непросто, в остальном игра совершенно не требует никаких особых навыков и доступна любому. Впечатление довершает великолепная графика: давненько я не видел воды такого качества, даже в хитовых боевиках. Среди изобилия рас есть экзотика — тигролюди, ящеры и прочее, да и набор классов достаточно обилен.

В целом можно сказать, что игра оптимальна для того, кто хочет познакомиться с онлайновым жанром впервые. Но впоследствии, вероятно, захочется более острых ощущений.

Lineage 2: The Chaotic Chronicle

Отрада виртуальщиков Востока — Lineage 2 уверенно претендует на место на пьедестале среди самых популярных онлайновых игр в мире. В первую очередь благодаря восточной Азии, где проживает большая часть ее аудитории; впрочем, и у нас она достаточно широко известна. Как ни странно, никакой особенной восточной специфики в игре нет: это вполне ординарный фэнтези-мир с классическими расами, и даже отрисован не в стиле аниме (кстати, отлично отрисован!).

Lineage2. Вполне безголовый Ник.

По духу своему Lineage — прямая противоположность EverQuest. Она рассчитана не на новичка, а на опытного игрока, умеющего играть в большой группе, не страшащегося убийц и умеющего за себя постоять. Да-да, PvP очень слабо ограничен. Некоторые санкции за убийство есть, но... Как написано в сатириконовской «Всеобщей истории»:

«Штраф был до того ничтожный, что самый бедный человек, лишенный возможности ежедневно обедать, мог позволить себе дважды в день совершать убийство из мести.»

Кстати, о бедности... Самая большая проблема игрока в этом мире — деньги. Окаянные «адена» выпадают в таком малом количестве, а цены так высоки, что, настрелявши монстров на очередной уровень, можно обзавестись капиталом на один-два предмета туалета. А эти самые предметы, как нетрудно догадаться, рано или поздно еще и утрачивают актуальность...

Совет новичку: самый простой дебют, похоже, — воин-орк. Маг-темный эльф тоже неплох, но требует много большей аккуратности в игре и лучшей связи. Гномы (dwarves) — раса ремесленников; они хороши для зарабатывания денег, но для этого надо прежде вырасти до 20 уровня...

 

2020 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта.