Ведьмак. Цена нейтральности
Дополнение к «Ведьмаку» мы ждали. Его выход переносили дважды или трижды, и к предыдущему номеру мы про него написать в итоге так и не успели.
К сожалению, не успели не только мы, но и авторы и локализаторы дополнения — хотя дополнение (и заплатка 1.3) вышли, полностью корректной русской локализации там не было. Название миссии — «Цена нейтральности» — скрывается в меню загрузки за набором вопросительных знаков, названия растений в большинстве своем английские, а озвучки нет вообще. К счастью, на российском сайте поклонников игры — witcher.net.ru — есть исправления к заплатке (как утверждается, сделанные при помощи вышедшего вместе с ней редактора модов D'jinni), которые большую часть проблем с локализацией благополучно снимают. Мы поместили это исправление на нашем диске.
Впрочем, недостатки не помешали главному — дополнение интересно и выдержано в стиле основной игры. Все та же необходимость выбора — и стоящая за этим выбором кровь. Она прольется в любом из предусмотренных авторами игры вариантов. Поведает нам эту историю, разумеется, верный друг Геральта — Лютик, который удобно расположился в таверне и принимает заказы на исполнение баллад.
Возвращение домой
Происходит наша история еще до того, как разворачивается основной сюжет игры «Ведьмак». Геральт, возвращаясь в Каэр Морхен, обнаруживает на подступах к ведьмачьей крепости лагерь. Беспокойство, которое он при этом испытывает, вполне естественно...
Тут, собственно, предлагается выяснить, а что же Геральт в этот момент умеет. Геральт — уже сравнительно опытный ведьмак. Хотя еще и не настолько крут, как в конце прохождения основной игры.
Игромеханически это выражается в том, что игрок может потратить на характеристики 59 бронзовых и 7 серебряных талантов. При распределении талантов стоит начать с основных характеристик — силы, ловкости, интеллекта и выносливости. После этого и знаки, и приемы получится сделать более эффективными. Очень не помешает максимизировать здоровье — иначе любая схватка со стаей волков кончится слишком быстро и не в нашу пользу. А кроме волков Геральта ждут кикиморы (они-то откуда в окрестности Каэр Морхена? Памятуя о королеве кикимор, которую, не обрушив пещеру, не убьешь, кажется логичным их истреблять сразу по появлению, а не использовать для тренировки ведьмаков...), археспоры, шальной василиск (при желании можно найти и второго) и несколько виверн. Правда, есть еще и несколько сколопендроморфов, но с ними нет смысла связываться. Эти чудовищные порождения Сопряжения Сфер (помните, мы имели с ними дело в Четвертой главе?) Геральтом в его нынешнем состоянии убиваются только под действием Ласточки, а пользы никакой. К сожалению, в некоторых вариантах нас ждет схватка и с разумными существами.
Таким образом, наш вариант распределения талантов предполагал акцент на основных характеристиках, усилении знаков Аард (он нужен по сюжету) и Игни, а также быстрого и группового стилей (и для стального, и для серебряного меча).
А еще в покер Геральт играть заведомо умеет. Правда, здесь ему это не очень нужно — тратить деньги почти не на что.
Сюжетные линии
В лагере ведьмаку скорее рады. Потому что волки, которые не боятся огня и средь бела дня нападают на укрепленный лагерь, — это странно. А еще обитатели лагеря, которые, похоже, имеют разные мнения на тему того, кто из них главный. Но одна цель у них общая — получить в свое распоряжение девушку, укрывшуюся в Каэр Морхене. Правда, дальнейшую ее судьбу они тоже представляют по-разному. И все это разнообразие особой симпатии у нынешних обитателей замка — Весемира, Эскеля и Ламберта — не вызывает.
Первым делом разъяснить Геральту происходящее берется магичка Сабрина Глевиссиг. Она представляет здесь интересы Мервина Адемейна, сына недавно скончавшегося князя Каингорна. Сына, который не может стать законным наследником — потому что по закону княжество должно переходить старшему ребенку, независимо от пола. А старший ребенок умершего князя — дочь Дейдра. Родившаяся под Проклятием Черного Солнца.
— Я присутствовала при вскрытии одной из них. Геральт; то, что мы обнаружили внутри черепа и спинного мозга, невозможно было однозначно определить. Какая_то красная губка. Внутренние органы смещены, перемешаны, некоторых вообще нет. Все покрыто подвижными жгутиками, сине-розовыми лоскутиками. Сердце с шестью камерами. Две практически атрофированы, но тем не менее. Что ты на это скажешь?
— Я видел людей, у которых вместо рук орлиные когти, людей с волчьими клыками. Людей с дополнительными суставами, дополнительными органами и дополнительными чувствами. Все это были результаты вашей возни с магией.
Не имея возможности сразу приступить к вивисекции девушки, Сабрина просит принести ей внутренности двадцати волков. Ее интересует их печень.
Цитата из глоссария: вивисекция — проведение операции на живых существа. Чародеи проводят вивисекцию на чудовищах и животных с целью расширить свои знания об анатомии. Жертву в обязательном порядке крепко привязывают к операционному столу. Анестезия используется крайне редко.
Пообщавшись с магичкой, можно сразу отправиться к броду, за которым начинается дорога в замок — или сперва узнать, что думают о происходящем другие обитатели лагеря. К этим разговорам реально вернуться и позже.
Уже упомянутый Мервин первым делом сует Геральту под нос бумагу от короля Каэдвена Хенсельта, в которой ведьмакам запрещается причинять «врет» княжескому сыну. Интересно, Хенсельт (и его писарь) и в самом деле не знает, как пишется «вред»? Мервин хочет получить княжество и надеется на помощь Сабрины. Справедливы ли его требования? Вполне возможно, ведь княжна убивала. Даже жрица погибла по ее вине!
Краснолюд Мертон Брингс, возглавляющий наемников, своего суждения об этой охоте за девушкой не имеет. Его святыня — договор, контракт. Если контракт потребует сражаться с ведьмаками — наемники будут сражаться.
Но пока царит мир, с краснолюдами можно поторговать. У них есть квартирмейстер — по сути своей оружейник. Приобретите у него разные присадки к оружию и хотя бы пару кремней. На дороге они не валяются, а для зажигания костра от Игни днем может оказаться слишком мирно.
Повар продает спиртное. Это хорошо, потому что Геральт возвращался на зимовку всего с двумя «Ласточками», одним «Филином», одной «Кошкой» и одним «Громом». Хотя бы «Ласточек» надо изготовить побольше. Магичка тоже продает спирт, а покупает шкуры волков и василисков.
Это баг: после исправления травы получили русские названия — но ласточкино зелье на местности почему-то опознается как «чистотел». А на зелья годится только спирт на крови виверн или краснолюдский спирт.
На границе лагеря к Геральту обратилась крестьянская девушка. Она рассказала, что княжна запытала до смерти ее отца, трактирщика, на глазах у всей семьи. Неужели ведьмаки приютили у себя чудовище?
Геральт с неспокойной душой двинулся дальше, к бродам. Некоторое утешение, впрочем, принесло обещание эльфа-следопыта никому не описывать путь в Каэр Морхен. Краснолюды, наверное, тоже способны найти этот путь, но больше, пожалуй, никто.
У бродов Геральт встретил Ламберта и узнал от него, что в замке зимуют еще Весемир и Эскель. И — Дейдра, княжна Каингорна. Дитя-Неожиданность. Предназначение Эскеля.
Это баг: если увидите глаза и рот без головы — не пугайтесь. Это не проклятие Чеширского кота, а всего лишь новая ошибка программы. Как и пропадание текстур на травке и шатре при приближении к ним.
Еще одна новость — расплодившиеся вокруг Каэр Морхена археспоры. О чьих злодействах они свидетельствуют? Вот, кстати, и две из них — по обе стороны брода.
Расправившись с археспорами, можно перекинуться парой слов с Ламбертом. Он очень недоволен вторжением чужаков и плевать хотел на бумагу от какого-то там короля. Здесь — земля ведьмаков, и ничьей власти Ламберт больше подчиняться не желает.
Старейший из ведьмаков, Весемир, решил закрыть замок, пока не будет найдено решение. Он советует поговорить с Эскелем — в конце концов, девушка пришла за ним и ищет его помощи. Княжну можно найти на втором этаже замка.
Знакомство с Дейдрой проходит конструктивно.
— Я — чудовище.
— А разве нет?
— Не знаю, Геральт, — шепнула она, потом черты ее лица снова ожесточились. — Да и откуда мне, черт побери, знать? Если я уколю себе палец, идет кровь. Ежемесячно тоже... ну, сам понимаешь. Переем — болит живот, а перепью — голова. Если мне весело — я пою, если грустно — ругаюсь. Если кого-то ненавижу — убиваю...
Это намек: те, кто читал книги Сапковского, уже узнали цитаты из рассказа «Меньшее зло». Но сюжет, как всегда, видоизменен.
А еще Дейдре служат волки — Баньши и Дьявол. Они, хотя и неотличимы от тех, которые досаждали нам на пути к крепости, вовсе не столь агрессивны. Но вот беда: кормить их нечем. Впрочем, на острове недалеко от крепости водятся виверны — их мясо вполне устроит волков и их хозяйку.
Пообщавшись с Дейдрой, ведьмак ощутил полное отсутствие магической силы. Неожиданно, несмотря на то, что Весемир предупреждал, что в присутствии девушки знаки не действуют.
Согласно теории Проппа, сказки о праве Неожиданности, в которых сказочное существо требует отдать «то, чего дома не знаешь», входят в комплекс сказочных сюжетов, отражающий обряд инициации у первобытных народов.
Отец обещает отдать ребенка (обычно это относится к мальчикам) в тайный союз охотников. Сказочное существо (учитель, проводящий обряд посвящения) забирает ребенка по достижении определенного возраста. После этого мальчиков подвергают разнообразным испытаниям, часто — страшным и болезненным, наносят шрамы, поят дурманящими отварами. Некоторые дети умирают, не пройдя испытания на взросление.
В книгах Анджея Сапковского все эти элементы первобытной инициации входят в подготовку ведьмаков.
Теперь пора отправиться к пещере, в которой нас ждет Эскель. По дороге к пещере еще встретятся археспоры, а внутри — кикиморы: их гнезда надо уничтожить. Подходит для этого, как нас Эскель и предупреждает, единственный способ: ударить по коконам знаком Аард.
Это важно: если указанием пренебречь, кончится все печально — мы по невниманию попробовали и потратили час реального времени, но кикиморы-работницы все не кончались, в отличие от здоровья и эликсиров Геральта. Зато применение знака к гнездам вызывает голубоватую вспышку, и по завершению работницы зарываются в пол пещеры. Правда, вылезает воин, а в последней пещере — даже два воина, но это уже не настолько однообразно. И не настолько страшно, насколько можно было бы опасаться, — королева кикимор здесь не водится.
Эскель поведал историю знакомства с Дейдрой в больших подробностях, но что делать дальше — и сам не знает. Вряд ли он мечтает стать князем.
В принципе, после беседы с Эскелем уже можно обратиться к ведьмакам с предложением принять решение немедленно. А можно потянуть время, выполняя побочные квесты.
Дорога к вивернам идет по тому берегу, где стоит крепость. Волки водятся по обе стороны реки, особенно их много ночью. Среди волков может (и неоднократно) встретиться вожак стаи. Ему спину подставлять не следует ни в коем случае. Внешне вожак от других волков неотличим, но куда опаснее. С одним-тремя волками Геральт неплохо справляется, а большие стаи лучше выманивать к броду, другие ведьмаки с удовольствием поучаствуют в охоте на волков.
Возле мельничного колеса можно встретить василиска. Еще один живет в пещере поблизости. Пещера крохотная, кроме василиска там помещается единственный труп, с которого можно что-нибудь собрать.
Кстати, по дороге можно собирать травки. В пещере с кикиморами растут грибы (купорос), в лесу — ласточкино зелье (ребис), гинация (эфир) и берберк (квебрит). И много-много волчьего алоэ. Похоже, не столько для ведьмака (рецепты с гидрогеном в этой миссии не актуальны), сколько в поддержание всеобщей волчьей темы.
На искомом острове живут как раз три виверны — две простых, одна королевская.
Благодарность Дейдры дает возможность убедиться: отличия жертв проклятия Черного Солнца от обычных женщин сильно преувеличены.
Сабрина благодарит иначе — вручает могущественный меч-гарваль.
Чем сердце успокоится?
В игре есть четыре варианта концовки. Подробно рассказывать о них мы не будем, дадим лишь пару советов.
Во время схватки с наемниками постарайтесь, не тратя времени (и здоровья), отбиться от ближайших и войти в шатер
Если Геральту придется убивать Дейдру — учтите, что знаки против нее не действуют. Дейдре в бою сопутствуют волки, в том числе помогают восстановить здоровье, так что против их слаженных действий у Геральта практически нет шансов. К счастью, в запасе у него есть бомба «Король и королева», нагоняющая страх. Испуганных врагов легко перебить поодиночке.
Если Геральту придется драться с археспорой в крепости — учтите, что это очень необычный экземпляр. Состоит из собственно археспоры и отростков, выглядящих как эхинопсы (с зеленым, а не розовым стеблем). Центральная археспора может оглушить ведьмака, после чего прячется под землю. Убивать надо в первую очередь именно археспору, после ее уничтожения отростки-эхинопсы пропадают.
Жаль, что только в игре можно попробовать сделать выбор, посмотреть на последствия — и, если последствия не понравятся, вернуться к моменту развилки и выбрать другой вариант.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Новизна 3 Дополнение (необходима
оригинальная игра) |
Старая история, пересказанная на новый лад | Ошибки в графике и локализации, слишком короткая миссия |
Награда | Вердикт: Поклонники книг Сапковского и игры «Ведьмак» с удовольствием пройдут еще одну миссию. Но это еще не полновесное дополнение, а разминка перед ним. | Рейтинг | ||
Игра
|
Дополнение
|
Игра
98%
|
Дополнение
70%
|