F1 2010
— Почему у Михаэля Шумахера шлем такой странной формы?
— Потому что он немец. У него голова странной формы.
Эдди Ирвайн, британский гонщик «Формулы-1»
Сколько лет назад мы последний раз играли в хороший симулятор Формулы-1? Так навскидку и не скажешь. В голову приходят разве что два проекта 2002 года — Grand Prix 4 и F1 2002. Да, они оказались отличными, но прошло восемь лет, черт возьми! Именитые разработчики по одним им ведомым причинам предпочитают аудиторию, сидящую напротив телевизоров с джойстиками в руках. Даже Codemasters поначалу переметнулись во вражеский стан, выпустив в прошлом году F1 2009 для PSP и Wii. Но одумались. И вот перед нами их последнее творение — F1 2010.
Двадцать четыре болида срываются с места в карьер. Бешеная гонка по раскаленной трассе быстро превращается в экстремальный заезд по лужам и мокрому асфальту. Несколько недальновидных пилотов понадеялись, что ливня не будет, и поставили шины для сухой езды, чтобы опередить соперников. Теперь они медленно скатываются в конец турнирной таблицы — лучше лишиться гран-при, чем жизни. И только один продолжает рваться к финишной линии, но через пару секунд въезжает в небольшой пруд, образовавшийся на дороге, теряет управление и влетает в бетонную стену...
И это только вторая гонка сезона 2010 года, Мельбурн. А ведь впереди еще много испытаний — Шанхай, Барселона, Монца, Сингапур и, конечно же, Монте-Карло. Кто знает, что ждет гонщика на следующем повороте? Можно знать трассу как свои пять пальцев, но все равно ошибиться — разогнаться или притормозить где не нужно, случайно задеть оппонента и получить штрафную остановку, переоценить свои силы и вылететь с дороги.
И не дай бог пойдет дождь! Он не только ухудшает сцепление с дорогой, он еще заливает стекла кабины. Нелегко совладать с управлением, когда трассу почти не видно. И уж тем более — когда ты новичок в этом деле.
-
...в Формуле-1 нашлось место суевериям. В основной группе гонщиков нет ни одного под номером 13, сразу после двенадцатого идет четырнадцатый. За всю историю гонок только пятеро смельчаков не побоялись выехать под несчастливым числом. Впрочем, не поверить в мистику все-таки трудно. В 1976 году британка Дивина Галика на гран-при Соединенного Королевства даже не прошла квалификацию. Быть может, стоило всего лишь сменить номер?
-
...суеверия коснулись и других чисел, по большей части нечетных. Оказывается, итальянцы с крайней опаской относятся к числу 17 и не выступают под этим номером. А вплоть до 1970 года на некоторых гран-при гонщики получали исключительно четные номера.
-
...в Формуле-1 женщины участвовали считанное количество раз. Всего насчитывается пять женщин-пилотов, но никто из них не добился заметных результатов. Только итальянка Лелла Ломбарди сумела однажды набрать очки. Дело было на гран-при Испании в 1975 году. Дама получила полбалла за шестое место на финише, и то потому, что гонка была остановлена досрочно.
-
...гран-при Европы 1993 года запомнился болельщикам необычным рекордом: Айртон Сенна (бразилец, выступавший за команду McLaren) установил рекорд прохождения круга на британской трассе Донингтон Парк. Сделал он это ненароком и вопреки современным правилам — Сенна проехал через пит-стоп, сократив дорогу. Вначале он хотел сменить шины, но потом передумал.
-
...у пилотов есть собственный «Оскар». Он называется Bernie’s (в честь бизнесмена и президента администрации Формулы-1 Бернарда Экклстоуна) и вручается в четырех номинациях — «Лучший гонщик», «Лучшая трасса», «Лучший новичок» и «Выбор гонщиков» (они сами определяют лучшего).
Карьера на колесах
F1 2010 начинается с создания персонажа. Выбирать цвет глаз, длину носа и размер ушей мы не будем, зато ответим на вопросы журналистов, среди которых только самые важные: как зовут «темную лошадку», какой псевдоним он (или она) выберет, за какую команду и на протяжении скольких сезонов собирается выступать? На выбор предлагается семь «семейств» из двенадцати существующих. Не все готовы принять новичка, не посмотрев на него в деле, — McLaren, например, не рискует.
Следующий этап — личный дом на колесах и барышня-агент, заведующая всеми делами, включая контракты. Она объяснит, как выбрать цвет шлема, где посмотреть турнирную таблицу и как обращаться с напарником. Девушка также предупредит о вездесущих папарацци, которые будут лезть с вопросами при каждом удобном и не очень случае. Возьмите на заметку — интервью играют важную роль в становлении команды и вашего подопечного лично. Заявите, что вам море по колено, — от вас будут ждать чего-то потрясающего. Плохо отзоветесь о партнере — на треке он начнет вести себя агрессивнее. Но подтвердите слова делом, и, вполне возможно, вами заинтересуются более серьезные компании, вроде Mercedes GP Petronas.
Впрочем, это не самый верный способ стать желанным гостем в лучших «конюшнях» Формулы-1. Хотите прославиться, добиться уважения и взлететь по карьерной лестнице? Тогда проявите себя на трассе, но для начала поставьте на место напарника. На второе место. Обойдите его в нескольких заездах, покажите, кто тут лучший, и станьте первым пилотом. С этого момента вы не только станете влиятельнее в мире Формулы-1, но и получите доступ к созданию болида мечты. В этом помогут технологические открытия и улучшения, которые со временем можно будет установить на машину.
Тщательной настройке подлежит абсолютно все, начиная от двигателя и заканчивая шинами. Малейшие изменения подвески скажутся на поведении авто во время езды. Возможности F1 2010 заставят охнуть не только бывалого любителя симуляторов, но и поклонника королевских гонок. Зная трассу и хорошо разбираясь в болидах, вы с легкостью подгоните передние и задние антикрылья, чтобы обеспечить нужную прижимную силу.
В Codemasters, разумеется, понимают, что не все с машинами на «ты». Если это про вас, не беда — пообщайтесь с инженером и объясните, чего хотите: больше скорости, невзирая на плохую управляемость, что-нибудь среднее или отличную маневренность в ущерб разгону. С ним также можно обсудить тип колес, предварительно взглянув на небо и сверившись с обещаниями синоптиков, — в гараже имеется монитор с полезной информацией.
Без права на ошибку
Карьера состоит из трех, пяти или семи сезонов. Девятнадцать гран-при — это не шутки, времени на прохождение уйдет уйма. Даже договорившись проехать лишь двадцать процентов заезда (к примеру, двенадцать кругов из шестидесяти), вы потратите минимум тридцать-сорок минут. И то если не допустите ни единой ошибки.
Гран-при состоит из трех частей — практики, чтобы изучить трассу, квалификации, чтобы определить, кто с какого места стартует, и непосредственно гонки. О тренировке лучше сразу забыть — она не так важна и только отбирает время. Другое дело квалификация — ее ни в коем случае нельзя пропускать. Тут вы и трек выучите, и как вести себя на сложных поворотах — разберетесь, и личный рекорд поставите, чтобы во время «Дня Д» стартовать хотя бы в первой десятке.
Нарушения правил гонок сурово караются: если в жизни вам пришлось бы платить денежный штраф за чересчур быстрый заезд на пит-стоп, то здесь влепят дополнительное время парковки. Вписались в кого-то, выбив с трассы? Получите стоянку в десять секунд! Слишком сильно срезали угол? Еще десять! Не успели вовремя сменить шины — дисквалификация, и плевать, что это предпоследний круг. Звучит устрашающе, но на деле все совсем не так плохо — просто соблюдайте инструкции, и все будет отлично.
Если в других играх места в гонках меняются в считанные минуты, а то и секунды, то в F1 2010 этого может не произойти и за час. Грамотно пройти повороты, пользуясь указателем на асфальте, мало, нужно еще научиться обходить соперников.
На заметку: во время езды дорогу вам указывает зеленая стрелочка на полу. Периодически она становится красной или оранжевой. Это значит, что нужно сбросить скорость, чтобы пройти поворот. Но слепо доверять индикатору не стоит — часто он предлагает отпустить педаль газа там, где это совершенно не нужно, и наоборот. Прислушивайтесь к своим ощущениям и сверяйтесь с картой, а стрелку используйте только как второстепенную подсказку.
Противники умны и дальновидны, прекрасно умеют подрезать и выбивать с трека так, чтобы не получить предупреждение. Они отлично знают, когда идти на обгон, а когда лучше пристроиться в хвост и занять выжидательную позицию. Когда средняя скорость превышает двести километров в час, ошибиться очень легко, и компьютер умеет этим пользоваться.
Манфред фон Рихтгофен получил прозвище «Красный барон» не столько из-за количества сбитых самолетов во время Первой мировой (он подбил около восьмидесяти «пташек»), сколько благодаря цвету своего аэроплана. Спустя пятьдесят пять лет после гибели аса его прозвище перешло к другому немцу, также ставшему лучшим в своем деле.
Михаэль Шумахер впервые сел за руль в четыре года. Отец работал управляющим трассой для картинга и построил сыну собственный карт. Мальчик оказался способным учеником и уже в пять лет участвовал в первых гонках. Бурное «колесное» детство задало темп всей его жизни, а заодно определило род занятий на ближайшие сорок лет. Первая лицензия гонщика в четырнадцатилетнем возрасте и первые официальные соревнования дали старт «Красному барону» нашего времени.
Путь к Формуле-1 был долог и тернист. После побед на известных чемпионатах по картингу Шумахер пересел за болид немецкой Формулы-3, а затем — японской Формулы-3000 (сейчас она известна как Формула-2). Многократный чемпион всего, что только можно, добрался до королевских гонок к 1991 году, в двадцать два года, что уже само по себе рекорд.
Попал он туда чуть ли не случайно. В том году команда Jordan лишилась гонщика — тот угодил в тюрьму. Агент Шумахера увидел в этом неплохую возможность и начал расхваливать своего клиента хозяину «конюшни». Основным аргументом стало прекрасное знание Шумахером трассы в Бельгии, где вот-вот должно было пройти гран-при. Немца приняли с распростертыми объятиями, хотя на самом деле он никогда не ездил по бельгийскому треку.
Через неделю после выступления он сразил всех наповал, придя в квалификации Спа седьмым. Никто не ожидал от новичка таких результатов. Во время гонки на следующий день он сразу вырвался на пятое место, но сошел с дистанции из-за неисправности машины. Парнем заинтересовалась команда Benetton-Ford (она принадлежала владельцам одноименной торговой марки), которая его и переманила.
За новую «семью» Шумахер выступал с 1991 по 1995 годы. За все это время он всего лишь дважды финишировал ниже четвертого места, дважды завоевал титул чемпиона мира и получил первое прозвище — «Солнечный мальчик». Оно закрепилось после первой серьезной победы в 1992-м — третье место на гран-при Бельгии, ярко-желтый комбинезон и лучезарная улыбка...
С 1996 года Михаэль присоединился к Ferrari. Итальянская команда не выглядела перспективной, да и болиды ее не славились ни надежностью, ни скоростью. На протяжении семнадцати лет команда не претендовала на победу в личном зачете, в течение шести никто из пилотов не мог завоевать титул чемпиона.
С приходом Шумахера все изменилось. То ли природная немецкая аккуратность и выдержанность, то ли благословение свыше повлияли на историю Формулы-1 в общем и Ferrari в целом — пять побед в чемпионате мира и Кубок конструкторов сделали имя Ferrari эталоном качества и лидерства.
В 2006 году Шумахер ушел из спорта, продолжив помогать команде в качестве советника. Возвращение «Красного барона» состоялось в 2010-м, уже в составе Mercedes GP. Семикратный чемпион мира и многократный рекордсмен пока держится на девятом месте.
Наперегонки с природой
Однако главным противником рискует стать погода. Еще во время разработки Codemasters твердили о невероятной системе, над которой они трудились день и ночь. Дескать, такого мы еще не видели нигде и никогда и обязательно попадаем со стульев от восторга. Что ж, они действительно создали лучшую погодную систему, которую мы когда-либо видели в гонках.
В том же DiRT 2 дождь — скорее бутафория, связанная с дополнительными спецэффектами и несколькими острыми моментами. В F1 2010 дождь, особенно неожиданно начавшийся в середине заезда, — это самая настоящая катастрофа. Мало того, что ни черта не видно, так еще и про маневры и скорость приходится забыть. Особенно неприятно, когда ливень заряжает круге этак на седьмом из одиннадцати. Вписываться в повороты на прежней скорости уже невозможно, соперники разноцветной стайкой проносятся мимо и скрываются вдали, недавнее лидерство сменяется унылым плетением в хвосте. А ведь на квалификацию и саму гонку может уйти больше часа времени.
У Codemasters получилась очень непростая, но и столь же захватывающая и вплотную приближенная к реальности жизнь Формулы-1. Красиво срежиссированные повторы приятно смотреть, а возможность отмотать время назад бережет нервы. Единственное, чего здесь не хватает, — хорошей музыки, которая сопровождала бы зрелищные погони на детально прорисованных машинах.
Увлекательность |
9
|
Рейтинг
журнала
90%
|
Награда
журнала
|
Графика |
9
|
||
Удобство |
8
|
||
Управление |
9
|
||
Физическая модель |
10
|
Запоминается
— великолепная физическая модель
— серьезное соперничество и толковый искусственный интеллект — действительно впечатляющая погодная система — широкие возможности по настройке болида — система интервью, влияющая на игровой процесс — присутствие всех официальных команд, гонщиков и трасс Формулы-1 — зрелищные повторы — симпатичная картинка |
Хотелось бы
— не начинать заново в десятый раз из-за местами завышенной сложности
— больше «мгновенных повторов» — их слишком мало для минимум десяти кругов — запоминающийся саундтрек |
Вердикт
Великолепный гоночный симулятор, лучший за последние годы.
|