Recettear: An Item Shop's Tale

Нас окружает множество важнейших вещей, которым мы не придаем значения. Воздух, лампочки, шнурки, соль, горячая вода, электричество, туалетная бумага, svchost.exe — обо всем этом обычно вспоминают только тогда, когда оно вдруг исчезает.

Вот другой пример: если где-то погибает очередной Ужасный Злодей, все лавры достаются Великому Герою. Никто почему-то не вспоминает о тех, кто этого Героя обувал, одевал и давал ему денег за бесполезный хлам из подземелий, — сиречь об обыкновенных торговцах. По большому счету, именно торговцы вершат судьбы ролевых вселенных, однако их имена зачастую даже не упоминаются в титрах.

Но настал момент истины. В Recettear: An Item Shop's Tale заурядные лавочники из ролевок таки получили главную роль. И тут стало ясно, что не такие уж они и заурядные...

Марионетки мирового капитала

Юная Ресетт решилась открыть магазин не от хорошей жизни. Ее отец, однажды отлучившийся в поисках приключений и геройской славы, оставил дочке на память огромный денежный долг. К счастью, на дом к Ресетт отправили не суровых людей-шкафов с огромными кулачищами, а мудрую фею с финансовым образованием. Тиа — так зовут фею — предлагает девочке отработать долг под ее чутким руководством. Не вопрос! Всего пара минут, и над дверью домика Ресетт уже красуется зазывающая народ табличка. А бумажная волокита, километровые очереди в налоговой, взятки сан-, пожар- и экологоинспекторам и все такое прочее остаются за кадром — сказка ведь!

Итак, в этот раз нам не нужно спасать мир. Наш главный противник — отцовские долги. На их погашение отведено ровно пять недель. Выплачивать какую-то сумму необходимо в конце каждой недели, причем от раза к разу сумма возрастает в два-три раза. Сначала десять тысяч, потом тридцать, потом восемьдесят, а потом двести и пятьсот. Если не собрать требуемую сумму к концу недели, бедную маленькую героиню объявят банкротом и выставят на мороз.

Особых познаний в коммерции игра не требует, элементарный принцип «купи дешевле — продай дороже» в Recettear работает идеально. Рынок и торговая гильдия предлагают героиням товары по льготной цене, даже ниже базовой. Мы скупаем конфеты и ржавые мечи и выставляем хлам у себя в магазинчике на витрине у самого окна — хоть кто-то, проходя мимо, да заинтересуется. Мило приветствуем посетителей, по мере роста посещаемости задираем цены на все подряд — и получаем прибыль.

Это важно: следите за новостями. Цены на товары постоянно скачут — поймав волну, можно неплохо заработать.

Игра решительно урезонивает совсем уж наглых спекулянтов. Разумной считается наценка не более чем в тридцать процентов от базовой стоимости, причем многие покупатели любят сбрасывать цену вещицы еще ниже, докуда им вздумается. В отличие от скупщиков из какого-нибудь Morrowind вечно торговаться они не будут — если клиента не устроит цена после второй или третьей попытки, он, поджав губы, унесется восвояси.

За каждую удачную сделку Ресетт получает очки опыта. Как во множестве ролевых игр, с опытом повышается уровень героини. Получаемая прибыль большей частью зависит именно от него: чем выше уровень, тем более ценными предметами мы можем торговать и тем больше услуг можем предложить клиентам. Например, со второго уровня народ будет приносить на продажу свои вещи, а на третьем Ресетт научится принимать индивидуальные заказы.

В наших интересах делать предложения, от которых покупатель не сможет отказаться. Когда клиент сразу соглашается на названную цену, к стандартным десяти единицам опыта прибавляется пара призовых очков. С каждым последующим попаданием «в яблочко» дополнительный опыт за сделку возрастает в два раза (пока не упрется в потолок в 128 единиц). Но стоит хоть кому-то захотеть поторговаться, как счетчик обнуляется, и нам приходится набирать «комбинацию» сначала. То же самое происходит, если мы не можем удовлетворить запрос клиента: например, на складе не нашлось «чего-нибудь теплого» по требованию заглянувшей в лавку мамаши. Для таких случаев стоит всегда иметь как минимум по одному предмету каждого типа.

С ростом уровня открываются и новые улучшения для магазина, вроде расширений площади, торговых автоматов и декораций. Разная обстановка в магазине привлекает различную публику — богачи как мухи слетятся на роскошные ковры, постеленные поверх паркета из красного дерева, а дешевые товары, разложенные на картонных коробках, привлекут внимание неимущих плебеев.

У разных посетителей разные взгляды на цены. Ремесленник из гильдии стабильно скупает оружие и доспехи с честной тридцатипроцентной наценкой (так вот откуда у него ассортимент!), ворчливые старички готовы накинуть не больше двадцатки, а капризные девочки переплачивать не собираются вовсе. Настоящим кошмаром для Ресетт (и ее торговых «комбинаций») станет сиреневоволосая мошенница, пытающаяся сплавить свое псевдоискусство чуть ли не за десятикратную стоимость.

Приключенцы и коммерция

Завершить основную сюжетную линию — сиречь выплатить долг — можно, занимаясь исключительно перепродажей товаров с рынка. Но если ограничиваться только этим, мимо пройдет целая куча персонажей, диалогов и сюжетных линий. По желанию игрока Recettear превращается в классическое «режь-и-руби» в духе Diablo. Ресетт и Тиа могут увязаться за одним из героев местной гильдии приключенцев. Поначалу бесплатно, а потом за символическое вознаграждение вечно бедный и вечно голодный Луи готов провести героинь по одному из подземелий, доверху набитому монстрами и сокровищами. Добычу делим по-честному: сокровища нам, монстры — ему.

Это важно: из найденных в подземельях ингредиентов можно собрать ценнейшие предметы. В этом поможет глава гильдии торговцев, причем совершенно бесплатно.

Сражения, несмотря на простенькую боевую систему, порой превращаются в задачку нетривиальную. В основном — благодаря хитро устроенным противникам. Одни неуязвимы для фронтальных атак, другие всегда уклоняются от ударов, пока их не загонят в угол, третьи умеют летать, и достать их можно, только когда они пикируют для наступления. Конечно, есть и враги попроще: например, слизни, сильно смахивающие на порингов из Ragnarok Online, — убиваются легко и без премудростей, пока не нападут толпой. Отдельным пунктом идут боссы — они кажутся непобедимыми до тех пор, пока в их поведении не отыщется роковая закономерность.

Помимо Луи в игре есть и другие герои — их мы со временем повстречаем в городе или подземельях. Некоторые наведаются к нам в магазин сами. У каждого из них своя манера боя. Луи, например, — типичнейший рубака с мечом и щитом; еще есть настолько же типичная воровка, волшебник, лучница, драчун-рукопашник, копейщица, убийца и даже девушка-робот. Кстати, для нашего бизнеса полезно познакомиться с ними пораньше, поскольку каждый герой — потенциальный клиент.

Абсолютная свобода

Чем дальше, тем сложнее собрать нужную сумму к концу недели. Мы судорожно пытаемся распродать содержимое витрин к сроку, не укладываемся и... да, начинаем все сначала. Но сохранив при этом все вещи, накопленные уровни и снаряжение героев. Играть становится существенно проще, и рано или поздно мы все равно доберемся до финала. Хотя, конечно, высший шик — пройти игру в один заход. Это вполне реально, главное — грамотно распределить время.

После выплаты долга игра не заканчивается, наоборот — начинается самое веселое. Нас больше не стесняют суровые рамки дедлайна, и мы вольны делать все, что хотим. Открывается пара новых подземелий, а вместе с ними — новые персонажи и диалоги. Помимо прочего, становится доступен режим выживания, в котором Ресетт борется уже с бесконечно растущим долгом. Доска рекордов прилагается.



Стоило бы поругать игру за управление безо всякой поддержки мыши (если у вас есть геймпад — самое время им воспользоваться), время от времени раздражающую музыку (особенно жутко звучит заглавная тема с вокалом) и явную нехватку озвучки (в диалогах озвучены только отдельные эмоции персонажей, зато добротно). Кого-то смутит характерно японская мультяшная графика.

Тем не менее Recettear заслуживает пристального внимания. Подобную экзотику к нам завозят нечасто.

Увлекательность
9
Рейтинг
журнала
82%
Награда
журнала
Графика
8
Удобство
6
Сюжет
8
Игровой мир
8
Запоминается
— характеры персонажей и диалоги
— драки в подземельях
— капитализм, хо!
Хотелось бы
— музыки покрасивее
— озвучки побольше
— больше разновидностей клиентов
Вердикт
Оригинальная и невероятно добрая игра, блестящая пародия на штампы ролевок.