Персональный компьютер мертв?
Вспомните, сколько раз нам уже приходилось слышать это смелое утверждение. Что ни год — обязательно кого-нибудь хоронят: то жанр квестов себя исчерпал, то пошаговые игры приказали долго жить... Но PC в этом вопросе — безусловный лидер, ему строчат эпитафии прямо-таки оптовыми партиями. Когда просто так, а когда по случаю выхода очередного поколения приставок. Словом, погребальные песни по «персоналке» не смолкают ни на секунду.
Но PC не умрет. Ни сам по себе, ни в своей «игровой» ипостаси. И отнюдь не потому, что консоли слабоваты или лишены каких-то жизненно-важных возможностей. Возьму на себя смелость утверждать, что любых усилий разработчиков приставок не хватит, чтобы существенно потеснить главного конкурента. Справедливо, между тем, и обратное — самостоятельные игровые устройства прочно стоят на ногах и тоже позиций сдавать не намерены.
Происходит это потому, что «конфликт» не ограничивается одними лишь электронными устройствами, каковы бы они ни были. Корни его лежат существенно глубже. Тут уж скорее стоит говорить о соперничестве между узкой и широкой специализацией. Компьютер с этой точки зрения — универсальный комбайн, к тому же на удивление гибкий. Приставка отстаивает позиции «профессионала узкого профиля», прекрасно справляясь со своей основной задачей и знать не желая ни о чем ином.
Вот смотрите... У вас есть какой-нибудь портативный MP3-плеер? Почти наверняка. Он дает слушать музыку и таскать с собой некрупные файлы, как на «флешке», но этим его функции и ограничиваются. Плох ли плеер? Нисколько. Но на компьютере у вас с не меньшей вероятностью установлен WinAmp или какой-нибудь его аналог. То же самое можно сказать и о телевизоре с DVD-проигрывателем. Конечно, большой телевизионный экран дает немало преимуществ, по сравнению с которым компьютер вроде как можно сразу смело записывать в проигравшие. Но, во-первых, мониторы тоже бывают немаленькие, а во-вторых — огромный экран требуется далеко не всегда.
Аналогий можно найти еще массу, и все они подтвердят один простой факт: гибкость и универсальность с легкостью компенсируют любые отдельные преимущества конкурента. Музыкальный плеер — мобильный и компактный, на плазменную панель удобно смотреть с дивана, а играть с геймпадом в гонки удобнее, чем с обычной клавиатурой. Это все так. Но ничто из перечисленного не позволит написать письмо, нарисовать эскиз, распечатать фотографию и почитать новости.
Вы можете возразить, что совершенству нет предела: приставки уже успешно выходят в интернет, позволяют записывать сохраненные игры, да и вообще чем дальше, тем увереннее стремятся угодить всем нуждам владельца. Что ж, давайте попробуем продлить линию еще дальше... Что мешает установить на игровую приставку вместительный винчестер, укомплектовать ее полноценной клавиатурой (такие разработки тоже уже есть), развить средства работы с интернетом, графикой, текстом?.. Наконец, добавить гибкости самой приставочной архитектуре, разбить ее на модули, чтобы облегчить «апгрейд»? Что в итоге получится? Правильно. Персональный компьютер. Разве что под маркой не IBM, а, допустим, Microsoft — но мы ведь сейчас не о конкуренции фирм рассуждаем, верно?
Кстати, это не абстрактное умозаключение, а вполне известная тенденция IT-рынка: все больше устройств постепенно становится компьютерами (вспомните хотя бы смартфоны). В персональных компьютерах незыблем сам принцип: гибкость и универсальность. И тут уже не имеет значения ни изготовитель, ни превосходство конкурента при всем его технологическом совершенстве. Все, что попытается угнаться за PC в универсальности и преуспеет в этом, само станет персональным компьютером. А не преуспеет — будет довольствоваться своим сектором рынка, без единого шанса сместить соперника.
Кстати, вышеозначенные наблюдения сильно перекликаются с извечным вопросом из области бизнеса и производства: «Что лучше — узкие профессионалы или эрудированные универсалы?». А правда в том, что востребованы остаются и те, и другие специалисты, что в полной мере доказывает современный бизнес. Первые востребованы в качестве надежных и исполнительных функционеров, вторые — в качестве организаторов и руководителей самых разных уровней.
Так и у компьютеров с приставками. У каждого — своя ниша и своя задача. Они не особо угрожают друг другу, равно как друг друга не исключают. Однако эволюционный процесс, постепенно превращающий консоль в компьютер, никогда не превратит компьютер в консоль. В этом вся разница.