Не так страшен черт...
...или о сексе в компьютерных играх
Статья Ричарда Псмита об этике в играх, опубликованная в прошлом номере, всколыхнула массу дискуссий. Среди них не последнее место занял вопрос, звучащий примерно так: «Все хорошо, но почему ни слова не сказали про пропаганду секса?». С подобной постановкой вопроса мне приходилось сталкиваться и ранее... Но раз уж тема вновь всплыла, будем считать критическую массу накопившейся и расставим все недостающие точки над «i».
Для начала: пропаганды секса не существует. Да и не может существовать в принципе. С тем же успехом можно было бы пропагандировать, допустим, прямохождение, пользование унитазом или ношение одежды. Секс любят все (если уж совсем точно — подавляющее большинство взрослого населения), поэтому любая агитация в его пользу бессмысленна. Ведь любая пропаганда — это всегда попытка убедить кого-то в чем-то. Внедрить в сознание новую систему ценностей, или, если хотите, привить иное мировоззрение. Секс в рекламе не нуждается.
Но давайте отвлечемся от самого слова «пропаганда» и прикинем, становится ли тема осмысленнее в его отсутствие. Оказывается, что тоже нет. Пробуя поставить секс на одну планку с насилием, жестокостью, наркотиками или расизмом (и что там еще есть в ассортименте у «борцов» с компьютерными играми?), мы допустили бы еще одну ошибку, но на этот раз — чуть менее очевидную.
Дело в том, что «неэтичные игры», о которых говорит Псмит, таят в себе опасность. Опасность для игрока, или же для тех, кто его окружает. Допустим, тема насилия (только реального, а не того, с которым потешно борется Джек Томпсон), толкает безмозглый молодняк собираться в стаи и творить чудовищные вещи. Алкогольная зависимость — убивает, наркотики убивают еще быстрее. Расовые и националистические идеи — подпитывают ксенофобию, дают человеку вожделенный образ врага и тоже провоцируют на мерзости... А секс? Да, он может нанести вред в юном возрасте, когда организм (особенно женский) еще недоразвит и физиологически не готов к восприятию этого типа воздействий. Да, с ним есть и ряд других сопряженных опасностей (инфекционные болезни, случайная беременность), но, право слово, неумелое вождение автомобиля не менее опасно, что, однако же, не придает автомобильной теме какого-то особого статуса. Есть ПДД и водительская этика, есть ремни и подушки безопасности — словом, конструктивные меры защиты водителя и пассажиров. Однако об этичности самих по себе автомобилей вопроса не возникает.
Иначе говоря, если разобраться, то пресловутый «секс в играх» не лежит в области этики. Просто потому, что сам по себе он — никакое не «зло», в отличие от наркотиков или фашизма.
Впрочем, сбрасывать его со счетов тоже не стоит, но по другой причине. Заигрывание с сексуальной тематикой может косвенно служить... критерием качества игры. Эротические сцены или «генитальный» юмор нередко свидетельствует о попытке разработчиков привлечь к игре чуть больше внимания, чем она заслуживает по объективному качеству игрового процесса. Способ этот известен давно. Он родился задолго до игр и даже до кинематографа, и живет до сих пор, поскольку дешев и вполне надежен. Ведь секс воспринимается многими как один из символов «взрослой» жизни, что делает его заманчивее для подростков. А если добавить к этому и его вполне объективную привлекательность, неудивительно, почему он часто служит лекарством от слабенького сюжета или кривого геймплея. Секс в играх можно сравнить с антителами в крови человека — сами по себе они безвредны, однако могут указывать на присутствие вируса, и вот он-то действительно опасен.
И наконец, подобно тому, как антитела присутствуют и в здоровом организме, секс тоже может прекрасно сочетаться с качественной игрой. Интимные связи нисколько не навредили «Ведьмаку», заняли свое законное место в The Sims и добавили немало обаяния незабвенному Ларри.
Словом, если секс в играх и имеет отношение к этике, то только к личной этике самих разработчиков — пытаются ли они заткнуть зияющую дыру в своем проекте клоунадой перед подростками, или же им хватает самоуважения, чтобы красиво подать каждый элемент игрового процесса.