Battle Bugs

08.07.2005 23:59

Этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете...

Ведь он живой! И светится!..

(В. Драгунский)

Обычно баги в программах никого не радуют, программисты их старательно уничтожают, бета-тестеры выслеживают, а пользователи при встрече с багом морщатся и плюются. Так вот, это — совсем другие баги. Их, наоборот, хочется выпасать, кормить вкусным сыром и защищать от злых багов.

Кухня

Здесь записывают в нашу геройскую армию. А вон там, в уголочке, — списывают по инвалидности.

Приноси кусочек сыра,

Мы вдвоем его съедим.

(А. Иващенко и Г. Васильев)

Можно и не вдвоем, лишь бы в компании «наших» (US), и чтоб «ихним» (THEM) не досталось. Ну да, враждующие армии в этой игре именно так и называются — НАШИ (US) и ИХ (THEM).

И принести даже самый маленький кусочек сыра, или колбасы, или пиццы нашим великим воинам не под силу. Потому что они — насекомые. Жуки, осы, пчелы, муравьи, тараканы. И даже пауки, хотя они, как мы знаем из школьного учебника зоологии, не насекомые. Букашки. Боевые букашки.

Место действия — кухонный стол. Видимо, человеческие хозяева этого стола не слишком аккуратны: всюду валяются куски, лужи, порванные пакеты и коробочки еды. А нам того и надо. Еда — это ценный ресурс, который наши воины должны захватить, водрузить свой флаг и удержать, не подпустить противника.

Где ты ходишь, глупый богомол? Пока ты там ходишь, мы всю еду собрали.

Впрочем, противника можно и просто уничтожить. Тогда вся еда нашим достанется!

Игра состоит из 56 (в полной версии) сценариев. В каждом сценарии есть отряд НАШИХ (зеленых) и отряд ИХ (красных) насекомых. И несколько лакомых кусочков. На некоторых может быть уже водружен НАШ или ИХ флаг, а некоторые пока свободны. Чтобы водрузить флаг, надо оказаться рядом с куском еды и пробыть там достаточно долго, чтобы флаг полностью поднялся. Маленький кусочек колбасы типа «собачья радость» присвоить быстро, а вот на кусок торта со взбитыми сливками придется потратить побольше времени. А ИХ букашки-таракашки тем временем другую еду соберут, да и напасть могут. Так что в опасной близости от больших и сильных жуков маленького муравья не оставишь. Во всяком случае, если у муравья нет в заначке гранаты или по пути не просыпан яд...

Игра идет в условно-реальном времени. То есть в начале каждой миссии ваши солдаты ждут от вас команд, а потом вы можете своей волей запускать и останавливать ход часов. И в любой момент вы можете дать любому своему подчиненному новое задание, ткнув в него мышкой, и, пока вы будете выбирать, куда его послать, все остальные (и НАШИ, и ИХ) почтительно замрут.

Это интересно: за НИХ может играть не только компьютер, но и живой человек. Если в однопользовательском режиме на каждую миссию выделяется некоторый квант времени, в течение которого букашки исполняют команды, в режиме «генерал против генерала» лимитировано время на отдачу команд.

Фантики

Понеслась душа в рай. Это душа ИХ богомола.

А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк!

(Ю. Ким)

Но о тактике игры мы поговорим позже. А сначала давайте насладимся прелестями оформления.

На дворе 94-й год. DOS еще живее всех живых. Графика... Нет, это все-таки не EGA, цветов больше шестнадцати. Хотя и не намного. Судя по скриншотам — девятнадцать. Изометрическая проекция, мультяшные персонажи.

А демонстрационный экран у них из туалетной бумаги.

Battle Bugs — великолепный образец компьютерной мультипликации. Яркие теплые цвета, четко прорисованные контуры. А до чего хороши наши герои! Как они отдают честь! А какой замах! А вы видели, как паук делает «мельницу»? Только лапки мелькают. А посмотрите, как они прыгают!

Игру хочется просто рассматривать. Интересно, кто получил больше удовольствия — игроки, которые читают на маленьком экранчике программу блошиного кинотеатра, или авторы, которые это все придумывали?

Кстати, присматриваться к мелочам имеет смысл не только ради удовольствия, но и ради выбора правильной стратегии. Например, пролитый клей может помочь задержать ИХ большого и страшного воина, и НАШ маленький муравей успеет забросать врага бомбами, не вступая в ближний бой.

Музыкальное оформление тоже радует — бодренько, в темпе марша.

Воинство

Бабахает. Сейчас еще бабахнет.

Подлетает к пауку,

Саблю вынимает

И ему на всем скаку

Голову срубает.

(К. Чуковский)

Тараканы прибегали, тараканов побеждали.

Армии букашек довольно разнообразны. В первую очередь солдатики отличаются основными характеристиками. Это здоровье, сила атаки и защита.

Некоторые козявки умеют только ползать, другие — еще и летать, третьи плавают. Блоха (Flea) может прыгать на небольшие расстояния, а кузнечик (Grasshopper) и паук-скакун (Jumping spider) прыгают далеко. А гребляк (Water boatman) не только плавает, но и других насекомых по воде перевозить может. Есть и воздушный транспорт — мотылек (Moth).

По земле (то есть по столу), по воздуху и по воде букашки двигаются с разной скоростью, что также следует учитывать при выборе тактики. Например, водяной клоп (Water bug) быстрее доберется из точки А в точку Б по извилистой водяной дорожке, а не по прямой, потому что по воде он бегает значительно быстрее, чем по суше.

Вот если бы у барона Пампы было восемь рук!

Еще одно ценное умение — бомбометание. Летуны могут сбрасывать бомбы вертикально вниз. А вот из пешеходов метать снаряды умеют только муравьи (Ant) и мокрицы (Pill bug). У мокриц дальность броска поменьше, зато они иммунны к взрывам.

Это полезно: у противника могут быть в запасе ракеты «земля — воздух». В этом случае стоит перевести ваших летунов на пешее хождение до тех пор, пока ракетометатели не будут заняты в драке.

Следует учитывать и другие индивидуальные особенности ваших солдат. Например, таракана (Cockroach) не берет никакой яд (м-да, соответствует печальной правде жизни), паук (Spider) может наносить вред нескольким противникам одновременно, а муха-ктырь (Robber fly) может потырить вражескую бомбу и уйти из сражения (обычно букашки, начав драку, бьются до смерти).

Особый вид бага — командир (Commander). Боевые качества у него средние, зато есть способности лидера, благодаря которым все свои солдаты в радиусе действия лидерства командира получают подъем боевого духа (+2 к атаке, +2 к защите).

Еще одна характеристика, которая начинает играть роль в более сложных сценариях, — энергия. Она расходуется на полет, прыжки и некоторые специальные возможности.

Рецепты

И пряников целый мешок захватили они.

(Б. Окуджава)

Каждая миссия в Battle Bugs — это отдельная задачка по тактике, и решается каждая из этих задачек по-своему. Но есть несколько общих «рецептов», которые используются на нашей кухне в разных ситуациях.

Грудь генерала украсят медали. Еще бы и на брюшко орденскую ленту повесить!

1. Перед началом миссии потрудитесь взглянуть на условия победы — желтая строка Win в табличке в правой нижней части экрана. Если и у НАС, и у НИХ стоит прочерк — задача сводится к «убей их всех». Если у НАС стоит число — как только вы поднимите флаги над едой на нужную сумму, миссия закончится вашей победой. Будьте внимательны: если условием ИХ победы указана сумма еды, вам нельзя ни на секунду позволить ИМ захватить достаточно продуктов, иначе проиграете, даже если перевес в боевой силе будет на вашей стороне. На мой вкус, сценарии про захват пищи интереснее простых драк.

На каждую миссию выдается определенный запас времени, обычно вполне достаточный, но в некоторых миссиях вам надо играть против убегающего времени.

2. Сильного противника лучше кусать в большой компании. И пусть первым из ваших солдат в бой вступает тот, у кого лучше защита, — тогда супостат не успеет снять слишком много хитов. Но эта методика не работает против паука — он может атаковать всех своих противников одновременно.

3. Используйте отвлекающие маневры. Пусть враг побегает за всякой мелочью, а НАШИ тем временем заберут себе все вкусное.

4. Внимательно осмотрите местность. Выбирайте оптимальные маршруты для бойцов с учетом их скорости. Подстерегайте противника в «узком» месте. Забирайтесь на возвышенности: камень, сброшенный с кучи сладких колечек, нанесет больший урон, чем брошенный напрямую, а другие снаряды с высоты можно закинуть дальше.

5. Летучей мошкаре навязывайте воздушный бой. Так вы помешаете пчелам и осам сбрасывать бомбы, а мотылькам — высаживать десант.

6. Старайтесь, чтобы НАШИ бомбы накрывали сразу нескольких противников (но не тратьте снаряды на мокриц, они иммунны к взрывам). Желательно, чтобы НАШИ при этом не пострадали. Хотя возможен вариант самопожертвования, когда один из НАШИХ солдат ввязывается в бой с толпой врагов специально, чтобы собрать ИХ в кучу, такую удобную для большого взрыва.

7. Берегите своего командира. Постарайтесь, чтобы как можно больше ваших солдат попадало в область боевого командирского духа. Помните, что преграды на эту область не влияют. Защищайте своего командира, помните, что он может стать привлекательной мишенью для бомб и атак с воздуха. ИХ командира, разумеется, надо уничтожить как можно скорее.

Надо признать, игра очень увлекательна. Жаль ее выключать, а придется. Пойду вытирать стол на кухне, а то там настоящие баги заведутся, не компьютерные.

Заброшенные игры

Компания Epyx прекратила свое существование в незапамятные времена. Dinamyx была закрыта сравнительно недавно, в 2001 году. Из создателей «Боевых букашек» сейчас в живых осталась только Sierra. Но, разумеется, о такой старой игре на официальном сайте Sierra ничего не напоминает.

В интернете легко можно найти играбельную демо-версию Battle Bugs. 1-мегабайтный архив можно скачать, например, на сайте Dos Game Archive или Home of the Underdogs. Для того чтобы запустить ее на современном Windows-компьютере, советую воспользоваться программой-эмулятором DOS — DosBox.

Проблема одна. В демо-версию входит всего три миссии. Что делать тем, кому хочется больше? Искать в интернете пиратскую копию? Хотелось бы надеяться, что издатели компьютерных игр время от времени будут вспоминать о «тех, кому за....» и издавать сборники такой классики, к которой, несомненно, можно отнести Battle Bugs.

Если бы директором была я

То я была бы в большом затруднении — что можно добавить в эту игру, так чтобы добавка пошла нашим багам на пользу? Трехмерность? А зачем? Опыт? Но у насекомых не бывает опыта. Вот разве что способность окукливаться и превращаться из гусеницы в бабочку добавить. Кстати, в этом что-то есть — солдат начинает битву как наземный боец, с большим запасом здоровья и сильной атакой, но медленный, а при необходимости превращается в быстрое летучее существо.

Еще меня всегда удивляло, что еду насекомые только охраняют, но не растаскивают. Предположим, большие сэндвичи жукам действительно не поднять, но хоть крошечки-то можно было бы с места на место перетаскивать? Предположим, у нас действуют муравьи-солдаты — так надо добавить рабочих муравьев. В Battle Bugs у муравьев есть одна возможность менять «географию» стола — кидать кусочки сыра, создавая дурманящую завесу. Можно добавить еще возможность — перетаскивать спички, сладкие колечки, создавая и расчищая преграды, прокладывая «мостки» через пролитое варенье. Еще жуков-навозников можно ввести со своими навозными шариками — это будет препятствие, окруженное дурманящим запахом.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо