Gobliiins

07.08.2005 12:43

Мама читает сыну сказку на ночь:

— И вдруг из леса вышел гоблин...

— Кто, блин?

— Спи, блин!

Это сладкое слово «квест»... Кто из нас не помнит неуловимое очарование приключений королей, звездных уборщиков, вольных полицейских, суровых байкеров и неудачливых ловеласов? Золотой век квестов давно позади, и жанр уже много лет влачит жалкое существование. Но даже сегодня среди обилия стратегий, стрелялок и гонялок рука сама достает из стопки потертый диск. И из динамиков доносится... что?

«Я хочу стать пиратом!..» «Макс, открой-ка те ящички с апельсинами, мне нравится их хруст...» «Старый Стафф построил дом...»

Квест будет жить вечно.

Если говорить откровенно, то каждый квест — это просто набор головоломок разной сложности. Они переплетены между собой, обрамлены сюжетом, диалогами и сценками — некоторые вообще больше напоминают интерактивные фильмы.

Но давайте возьмем жанр, уберем из него все лишнее, напускное. Сделаем его лаконичным. Выбросим в мусорный ящик рамку, выпарим разговоры, распутаем головоломки и поставим их в ряд. Если сделать все это и создать «квестэссенцию», философский камень жанра, то в результате у нас получится Goblins. Рафинированный квест от Coktel Vision, французской «дочки» Sierra. На дворе — 1991 год.

Gobliiins

Только представьте себе — гоблинский король спокойно пирует в своих чертогах, никого не трогает — и вдруг начинает ни с того ни с сего орать и глупо хихикать. Злой колдун применил магию вуду и теперь терзает восковую куклу монарха.

Королевство в опасности — монарх попал под чары вуду!

На спасение монарха отправляются три юных героя-гоблина: Хутер, Дуэйн и БоБо (правда, в самой игре и в руководстве они почему-то называются эльфами и карликами). Три буквы «i» в названии игры как раз обозначают число главных героев. Нашим гоблинам предстоит пройти через двадцать два уровня-головоломки, раскрыть личность злого колдуна, отобрать у него куклу, загнать негодяя в логово и превратить в множество маленьких паучков.

Одним движением маг превратил суслика... суслика превратил... Одним словом, отвлекающий маневр удался.

Три — счастливое число, потому что каждый гоблин (или эльф?) может делать только что-то одно. Лишь один из троицы — самый умный — может подбирать предметы и использовать их. Конек второго — магия. Дайте ему наложить заклятье и больше не трогайте. Третий предпочитает концепцию «сила есть — ума не надо», он может хорошенько ударить что-нибудь и забраться по канату в недоступную для других часть экрана. Так они и проходят уровень за уровнем, как слаженная команда. Один стукнул по дереву, другой превратил упавшую ветку в кирку, третий подобрал ее и выбил из скалы алмаз. Один посадил зерна, другой отпугнул птиц, третий наколдовал живительный дождь. Ошибки не проходят безнаказанно — с каждой безвозвратно уменьшается полоска «здоровья» всей команды. Несколько ошибок подряд — и придется пробовать заново. Пожалуй, это ограничение — единственный серьезный недостаток в игре.

Gobliiins — игра уникальная. Она балансирует на очень тонкой грани между аскетическим квестом и классической головоломкой. Сюжет подается в форме картинок с лаконичной подписью (позже этот прием используют в Max Payne). С одной стороны, есть герои, есть классические задачки («как с помощью скелета и змеи выбраться из подземелья»), цель, помехи на пути к ней, но больше — ничего.

Чтобы прогнать голлума, надо облить его водой. Чтобы раздобыть воду, надо рассказать великану анекдот. Все просто!

Конечно, можно вспомнить похожую игру The Lost Vikings — три героя, у каждого свое умение, и все работают для достижения общей цели. Но «Викинги» — это совершенно другой жанр: боевик/аркада.

Триумф троицы гоблинов. Их радость понятна — впереди еще две игры.

Пожалуй, игра не представляла бы собой ничего выдающегося — подумаешь, двадцать два экрана с головоломками — если бы не очень характерный стиль и фирменный юмор. Длинноносые ушастые существа разыгрывают перед игроком буффонаду, начиная со вступительного ролика, и им в этом помогает население уровней: дикари, скелеты, жуткие одноглазые существа, настоящий голлум и даже маленькие суслики. Даже стоя на месте, гоблины найдут чем себя занять: один начнет жонглировать черепом, другой просвистит мелодию. Если вы на правильном пути, герои начнут радостно прыгать, а если ошиблись — покрутят пальцем у виска. Звуковое оформление игры превосходно для 1991 года! Оно подходит и для только входящих в моду звуковых карт, хотя сделано в первую очередь под компьютерную «пищалку». Вопли, стуки, хлопы-шлепы и бормотание гоблинов — знаете ли вы, что все это для Gobliiins сделал не кто иной, как Moby? Да-да, ныне знаменитый лысый музыкант.

Gobliins 2: The Prince Buffon

Воодушевленные успехом первой части игры, французы уже через год выпустили Gobliins 2. И снова в королевстве гоблинов случилась беда — у короля похищен любимый сын, по совместительству — шут. Его украл злодей Амониак и спрятал в своем замке. Кто пойдет в суровый и дальний поход за наследником трона? Два героя — Финьюс и Винкль. И снова разделение труда: добродушный интеллигентный Финьюс берет на себя общение с населением уровней и сложные операции, требующие соображаловки. Насмешник Винкль прост и суров: стукнет, пнет, дернет за веревочку и вволю над кем-нибудь поиздевается. При этом оба могут разговаривать, брать и использовать предметы (и даже обмениваться ими), но оба делают это по-разному. Только в конце игры в команде появится спасенный принц, но его помощь будет эпизодической.

Если бы директором был я

Gobliins: The Prince Buffon, вторая часть игры — лучшая в серии. Разработчики совершили ошибку, создав в третьей части совершенно немыслимые многоэкранные задачи, отнимающие у игрока уйму времени. Игра хороша, когда в ней все в меру. Хотелось бы, чтобы они оставили простоту, лаконичность и в то же время очень серьезные головоломки «Принца-шута».

Woodruff сумел сохранить фирменный «гоблинский» стиль, но потерял изящество всей идеи. Не стоило примешивать в этот волшебный мир политику, современность, технологию и людей. Может быть, как «квест в себе» он и неплох, но в качестве продолжения серии уже не годится. Несмотря на все свои достоинства, публикой игра оценена не была.

Что помешало разработчикам продолжить и сохранить классическую серию квестов-головоломок, привлечь талантливых художников и оставить тех самых гоблинов, которых мы знаем и любим? Не факт, что что-то можно было сделать среди всеобщего кризиса жанра, но, кто знает, может быть, именно раскрученные «Гоблины» смогли бы помочь французам удержаться на плаву. Или нет?

Последняя игра от Coktel Vision (боевик Urban Runner) вышла в 1996 году.

Игровые идеи в «Принце-шуте» были доведены до совершенства. Полоска здоровья выброшена за ненадобностью. Уровни иногда состоят из двух-трех экранов. Головоломки стали сложнее (в паре мест они вообще зубодробительные), но сохранили логику, насколько она вообще возможна в сумасшедшем мире гоблинов. Важно стало синхронизировать действия обоих героев — например, один подбрасывает, а другой ловит. Для тех, кто всерьез застрял на уровне, авторы предусмотрели три намека-подсказки (позже эта идея будет развита в квесте Torin's Passage).

Представляя игроку Финьюса и Винкля, летописец сражается с осой. Пока что счет 1:0 в пользу осы.

Диалоги между гоблинами и встреченными существами оживили пейзаж, а шутки стали еще забавнее, особенно после отмены «здоровья», когда игрок получил возможность безнаказанно экспериментировать и отдавать своим гоблинам самые смелые приказы.

Если даже первая часть игры блистала фантазией и здоровым французским юмором, то во второй дизайнеры и художники развернулись на полную катушку. Финьюс и Винкль посетят горы, пустыни, леса и даже сон незадачливого принца, в котором тот застрял. После действия уменьшающего луча гоблины окажутся на гигантском столе. Ноты музыкальной группы они будут собирать самым обычным образом — с помощью сачка. А как, вы думаете, гоблины выводят из строя прислужников злодея Аммониака? Само собой, кормят их едой, разбавленной эликсиром доброты.

Популярность серии росла, а значит, следующая часть игры была уже не за горами.

Goblins 3

Третья часть вышла в 1994 году, и издавали ее уже не сами французы, а Sierra On-Line. Как видите, буква «i» в названии всего одна, а это значит, что у нас лишь один главный герой.

Блаунт, молодой гоблин-журналист, отправился на миротворческую миссию — ему надо взять интервью у глав двух воюющих государств. Каково же его удивление, когда он вдруг обнаруживает себя на падающем летучем корабле. С земли корабль обстреливают ядрами, крысы спешно отбывают к земле с маленькими парашютиками — одним словом, с первых же секунд разработчики смело заявляют о том, что игра — по-прежнему на высоком «гоблинском» уровне.

По пути наш Блаунт влюбится в очаровательную гоблиншу Виннону, приобретет друзей — попугая Чампа, змею и маленького волшебника Оойа. Он сумеет подружиться даже с собственными руками, когда те покинут его на время. Поедание Блаунта волком не пройдет для журналиста даром — он превратится в верфольфа, и его новые качества помогут ему в разрешении головоломок. А они стали просто гигантскими и безумно сложными.

Казалось бы, перед нами более чем достойное продолжение серии. Но в игре уже появились первые признаки грядущего упадка. Графика была уже старовата. Звуки тоже не отвечали требованиям времени — в бурчании и бормотании, конечно, есть стиль, но на дворе уже середина девяностых, и качество звука уже не могло устроить притязательных игроков.

Woodruff and the Schnibble of Azimuth

«А в подземельях я победил злых чудовищ! Примите меня в джедаи».

Приключения молодого гоблина-нонконформиста по имени Вудруф — не четвертая часть «Гоблинов», а отдельная игра в той же вселенной. Начать с того, что это не просто комплект головоломок, а самый настоящий квест. Французы вновь пустили в дело тяжелую артиллерию юмора и комичных ситуаций, но они повели свой мир совершенно не в ту сторону. Они столкнули гоблинов с людьми, современными людьми, превратили их в угнетенную расу, привлекли злобного политика, опасное изобретение, сверхспособности, амнезию, отпрыска, видевшего, как отца «забрали», и мстящего за гибель своего плюшевого медведя. Такое сочетание несочетаемого не пошло игре на пользу. Слабоватая графика, неважные звуки, отсутствие музыкального оформления...

Дух тех самых первых и вторых «Гоблинов» был потерян безвозвратно.

Смотреть, как уходит в небытие игра, всегда печально. «Гоблины» сверкнули на заре девяностых годов и ушли. Но не стоит в печали восклицать и жаловаться на то, что их больше нет. Просто скажите с благодарностью: «Они были».

Достаньте из стопки компакт-диск. «Юный принц был похищен демоном. Отец безутешен. Но не все потеряно — два наших героя спасут шута!»

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо