Fantasy General

19.01.2006 17:23

Ходили слухи, что громовых ящеров встречали в районе Кирч-Хейс — в шестидесяти милях к северу от Танфера и в двухстах милях от мест их постоянного обитания. К югу от нас кентавры и единороги, спасаясь от яростных битв в Кантарде, проникли на территорию Каренты.

Г. Кук, «Зловещие латунные тени»

Братство пошаговых военных игр, где ведутся кровопролитные сражения на шестиугольных клетках поля, обычно существует где-то на периферии массового сознания. Все знают, что такие игры есть, но свято убеждены, что играют в них представители какой-то особой секты. Или, может, касты. Это потому, что на прилавках магазинов их можно встретить очень редко.

Но иногда военные игры выходят из подполья и становятся кумирами масс. По крайней мере, один такой случай был — когда вышла «пятизвездная генеральская серия».

Их было четверо: Panzer General — про Вторую мировую; Allied General — аналогично, но на тему сражений в Африке; Star General — про космические баталии; и, наконец, Fantasy General — про сражения в волшебном мире. В 96-м году в них играли миллионы.

Вступление в должность

Усатый маршал считается самым простым героем в кампании.

Ваша задача в игре — выиграть либо отдельное сражение, либо целую кампанию против злобных сил.

В вашем распоряжении имеются войска нескольких видов: пехота тяжелая и легкая, разведчики, стрелки, орудия, легкая и тяжелая кавалерия, истребительная и бомбардировочная авиация (ковры-самолеты, птицы Рух — ну, вы понимаете...) и маги.

В бою армии располагаются на гексагональном поле, и каждый ход каждый отряд или герой может сделать одно движение и одну атаку либо применение спецспособности. В произвольном порядке: можно напасть и ударить, можно ударить и отступить.

Можно не делать ни того, ни другого, а затратить ход на восстановление раненых. Поблизости к городу можно пополнить ряды отряда и в случае, если часть солдат убита — но это чревато потерей опыта (новобранцы, сами понимаете...).

Легко ли быть генералом?

Штурм вражеских позиций — дело непростое. Не стоит рассчитывать на то, что ваши войска пройдут по ним, как нож сквозь масло, даже если количественно и качественно они сильнее. Грамотно построенный оборонительный рубеж способен на многое. Стрелки и пушки в заднем ряду безнаказанно постреляют нападающих.

Наш строй сильно растянулся; крысюки и змеелюди не преминут этим воспользоваться.

Но и строить рубеж тоже не так легко. Если сбить всех в плотное построение, чтобы стрелки прикрывали побольше народу — то бойцы переднего края будут рисковать тем, что им окажется некуда отступать, и, коль скоро отступать придется — их просто уничтожат. Если оставить в строю прорехи — возможен прорыв.

Но все-таки в защите проще. Можно выбрать выгодную позицию. И нет «проблемы отстающих», когда пушки и маги просто не успевают за конницей и идущей форсированным маршем пехотой.

С другой стороны, атакующий может себе позволить концентрировать войска там, где нужно, а защитник должен прикрывать все ключевые точки позиции.

С третьей — атакующему надо достичь своих целей за определенное время, и поэтому он тоже обычно вынужден дробить силы.

А ведь еще надо думать об авиационном прикрытии — как в обороне, так и в атаке, не то эскадрилья бомбардировщиков сделает из конницы гуляш.

Вот так из не слишком сложной механики вырастает игра, богатство возможностей в которой не уступает самым «навороченным» стратегиям.

От ополченца до самурая

Вот что значит пренебречь легкой пехотой и разведчиками: выкурить врага из гор нелегко и очень небыстро.

Впрочем, не будем совсем уж скромничать: механику игры сильно разнообразит обилие родов войск и видов боевых единиц в каждом классе. Легкая кавалерия обладает способностью дальновидения, тяжелые пехотинцы — форсированного марша, у каждого типа магов — свое заклинание...

К слову: это одна из очень немногих игр, где магия совершенно не угрожает воинам безработицей. Обычно чары оказываются так сильны, что на них волей-неволей строится большая часть игры; здесь же это — именно вспомогательное средство, а не главное оружие победы.

На каждом этапе кампании можно сделать выбор — какую территорию брать следующей. Миссии совершенно разные, призы на них — тоже.

Многие даже не пытаются развивать своих магов до конца, ограничиваясь той ступенью, где они обучаются лечить.

Развивать? Да, в этой игре многие рода войск подвержены развитию, и на этом основана самая серьезная трудность для игрока. Дело в том, что из вырученных за очередную победу денег часть надо ассигновать на разработку новых видов солдат, а часть — получить наличными, чтобы скомпенсировать потери и провести усовершенствования. И тут очень легко совершить фатальную ошибку, после которой придется возвращаться назад на несколько миссий. Так, например, если своевременно не получить упоминавшуюся уже пехоту с форсированным маршем — на гигантских картах очередного континента она просто-напросто перестанет успевать к месту действия. А без тяжелой пехоты, костяка большинства армий, много не навоюешь.

Приходится подтягивать пояса. И приходится принимать нелегкие решения: эти войска получат максимальное финансирование, а без этих постараемся обойтись. Чаще всего в жертвы определяют разведчиков, а вот кого еще? Магов? Без лечилок будет тяжко. Бомбардировщики? Не исключено, хотя они обеспечивают самый дешевый способ прорывать оборону врага. Легкую пехоту? Ох и тяжко придется нам в лесах да болотах... Легкую кавалерию? В принципе, можно, но враг будет знать наши координаты лучше, чем мы — его. Тяжелая кавалерия и истребители даже не рассматриваются — без них жизни нет в принципе.

Хвостатые и металлические

Есть в игре и расы. Их четыре: смертные, звери, волшебные существа и механические бойцы. Из четырех предлагающихся на выбор главнокомандующих двое управляют лишь смертными, один — смертными и волшебными, одна — смертными и зверями. Механикалы добавляются потом — в качестве премии за определенные задания.

Идет процесс разработки новых вооружений.

Звери хороши в качестве пехоты — они мощнее — и обладают приличной кавалерией в лице кентавров. Волшебные существа отлично показывают себя в воздухе, хотя и на земле от них есть толк. Механикалы защищены лучше всех, хотя без помощника-инженера они не лечатся.

А смертные слабее своих конкурентов практически во всем, но... их, и только их, можно совершенствовать. Придумали новый вид легкой кавалерии — и бегом пересаживаем наших конников на верблюдов. С сохранением накопленного опыта. С остальными такое не проходит: уж если уродился человекомедведем — человекольва из тебя уже не выйдет. А между тем боец с пятым уровнем опыта разделывает целую пачку первоуровневых без особого напряжения.

Некоторые войска — пушки, стрелки, маги — есть только у смертных.

В общем, альтернативные армии можно поставить себе на службу, но получить от них пользу труднее, чем кажется, и многие считают самым лучшим героем рыцаря Калиса, который не пользуется другими расами и обладает единственным заклинанием — раз за битву вылечить всех раненых.

Битва разумов

Сетевая игра в Fantasy General возможна только в двух режимах: за одним компьютером или через электронную почту. Однако турниры по FG производятся и сегодня, почти через 10 лет после выхода игры.

Прикупим кого-нибудь новенького?

Существуют рейтинговые системы и так далее.

Приятно и то, что, несмотря на такой узкий выбор способов игры, партия длится совсем недолго. Речь ведь идет о нескольких ходах. Даже если вы играете через e-mail, вполне реально закончить партию за неделю-другую. Попробуйте-ка нечто подобное с Stars! или Evernight...

В сетевой игре уже есть прямой смысл брать армии других рас — коль скоро все начинают с одного и того же, зверюшки и волшебные фениксы окупят себя. Но и у смертных есть в этом режиме свои козыри.

Интересно, что во многих партиях ограничивают снизу количество бойцов, сверху — максимальный уровень. Это для того, чтобы не возникало боев между несколькими «супермонстрами». Впрочем, у таких малых армий есть свои недостатки.

Затишье перед бурей

Многие специалисты по игровому рынку предсказывают в скором будущем новый локальный взлет жанра. Первыми ласточками можно считать Massive Assault (до некоторой степени) и Shattered Union. Последний вышел буквально только что и встретил достаточно теплый прием.

Пока неизвестно, будет ли кто возрождать именно Fantasy General. Но — не исключено. Ведь сегодня тема Второй Мировой затаскана до того, что начинает приносить не плюсы, а минусы к популярности игры. Вероятно, это повод задуматься над альтернативами. Пока о выходе FG 2 есть только слухи, но они обнадеживают.

 

2024 © "wot-force.ru". Все права защищены. Карта сайта | Написать письмо